ЭТНОГРАФИЯ
ETHNOGRAPHY
УДК 397
М. Е. Беляева
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ОЛЮТОРСКОМ РАЙОНЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ЭКСПЕДИЦИЙ В С. АЧАЙВАЯМ В 2018 г.)
Аннотация. Публикуемые материалы собраны во время фольклорно-этнографической экспедиции, организованной работниками Камчатского центра народного творчества и проходившей в 2018 году на территории Олюторского района Камчатского края. Основной целью экспедиции являлось исследование современного состояния народной культуры в отдаленном северном селе Ачайваям — одного из немногих поселений Камчатского края, где сохранились традиционные обряды оленных чукчей и коряков.
Ключевые слова: народная культура, обряды, традиционная одежда, традиционная хозяйственная деятельность, оленеводство
M. Ye. Belyaeva
GENERAL OVERVIEW OF THE CULTURE OF INDIGENOUS PEOPLES LIVING IN THE OLYUTOR DISTRICT OF KAMCHATKA KRAI (BASED ON THE MATERIAL OF EXPEDITIONS TO ACHAYVAYAM SETTLEMENT IN OCTOBER 2018)
Abstract. The article presents the materials of folk-ethnographic expeditions to the Olyutorsky region. A brief description of the folk culture present-day state in the remote northern settlement of Achayvayam is given. In Kamchatka krai, this settlement is considered to be one of the few settlements where traditional reindeer Chukchi and Koryak rituals are preserved. The traditions of the art of tailoring, making household items and conducting traditional activities are alive in this national village.
Key words: traditional culture, rituals, traditional clothing, traditional activities, reindeer herding
Фольклорно-этнографические экспедиции играют особую роль в изучении и исследовании бытования традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера. Они позволяют произвести сравнительный анализ бытования традиционной культуры на современном этапе, изучить происходящие с ней изменения в ходе взаимодействия с культурами других народов, познакомится с «живой» традицией и ее носителями.
Традиционная культура стремительно исчезает, уходят из жизни старейшины — носители традиционных знаний, уходят диалекты, языки, а отсюда уходит и устное творчество, забываются обряды, ритуалы.
Село Ачайваям Олюторского района — самый дальний населенный пункт на севере
Камчатки. Согласно официальным данным, село возникло в 1934 году и получило название от реки Ачайваям, на берегах которой оно расположилось. Численность населения составляет 487 человек [4].
Этнический состав местных жителей не однороден, включает в себя чукчей, эвенов, коряков и русских.
В Камчатском крае данный населенный пункт считается одним из сел, где сохранились традиционные обряды оленных чукчей и коряков. У села есть свое частное оленеводческое звено, где северяне стараются сохранить свои традиционные обряды и праздники. В селе Ачайваям живы традиции искусства пошива одежды, изготовления предметов быта и ведения хозяйственной деятельности.
ETHNOGRAPHY
M. Ye. Belyaeva
GENERAL OVERVIEW OF THE CULTURE OF INDIGENOUS PEOPLES.
Рис. 1. — с. Ачайваям
В Олюторский район ранее были организованы экспедиционные поездки в 2010, 2013 и 2014 гг. В октябре 2018 года была организована фольклорно-этнографическая экспедиция в с. Ачайваям с целью фиксации процессов выделки, окрашивания и подготовки шкур к выкройке и пошиву национальной одежды — кухлянки, а также изучению ри-
туалов и обрядов коренных малочисленных народов Севера.
Издавна село известно своими мастерами: К. Нивани, З. Павельева, С. Келено, З. Руль-тевнеут, З. Хину, Е. Альвас, Н. Рультевнеут, Ю. Обертынская и многие другие.
Процесс подготовки шкуры к пошиву кухлянки был представлен мастерицей Келе-но Светланой Андреевной.
Рис. 2. — С. А. Келено
ЭТНОГРАФИЯ М. Е. Беляева ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ...
Основными этапами процесса являются:
1. Выбор шкуры. Выбор шкуры зависит от того, что мастерица собралась шить. Раньше, как объяснила нам С. А. Келено, в качестве нательного белья женщины носили комбинезоны, которые шили из пыжика — шкуры теленка, сейчас шьют только кухлянки праздничные или для работы в табуне. Если кухлянку собираются делать мехом наружу, то мастерицы выбирают шкуры по окрасу. Как правило, берут белые или пестрые. Стараются брать оленьи шкуры осеннего забоя. Вначале их сушат, разложив на земле или в сарае. Затем раскладывают в доме у порога мехом к полу, чтобы по ней ходили, как можно чаще члены семьи. Через несколько дней шкура готова к выделке.
2. Снятие мездры. Пленку мездры снимают с сухой шкуры каменным скребком. Он представляет собой деревянную рукоятку в середину которой вставлен камень — кремний. Его мастерицы берегут, так как очень сложно достать этот камень и обработать его. Необходимо, чтобы лезвие скребка было правильно сколото, тогда оно срезает грубые волокна, не портя шкуры. Сняв жилы и пленку, шкуру намазывают кашицей из оленьего помета со стороны мездры. Помет у оленей берут только в начале лета, когда он представляет собой массу из травы. Намазанную шкуру сворачивают и выдерживают один день.
3. Смягчение скребком. Затем шкуру разворачивают, дают немного подсохнуть и полувлажную скоблят теперь уже железным скребком. На севере Камчатского края до сих пор пользуются железными скребками, кото-
рые делали пареньские мастера. Эти скребки передаются по наследству от матери. Они представляют собой полукруглую железную пластинку, вставленную в середину горизонтальной рукояти. Шкуру скоблят до тех пор, пока она не станет совсем мягкой. С. А. Ке-лено сначала работала железным скребком, затем заменила его, вставив в ручку каменный с тупым лезвием. В этом процессе необходимо правильно работать всем телом, не только руками, чтобы сил хватило на весь процесс.
4. Окрашивание шкуры специальной смесью. Окрашивают шкуры ольховой корой. Кору собирают, соскребают с веток, высушивают. После высушенную, размельченную кору замачивают в выстоянной моче, пока она не станет яркого терракотового цвета. Мездру шкуры натирают мокрой ольхой смесью и сворачивают на один час, чтобы хорошо пропиталась. Затем шкуру разворачивают и опять натирают руками, время от времени добавляя раствор дробленой ольхи. Работа эта очень сложная и трудоемкая. Затем, как сказала наша мастерица, она начинает «пинать» шкуру. Это еще один способ обработки шкуры. Он заключается в следующем: один конец шкуры держат руками и пяткой, босой ногой движением от себя втирают ольховый настой в шкуру. Таким образом мастерица не только красит и размягчают кожу, а также увеличивает площадь размера шкуры. Что было и в нашем случае: из небольшой оленьей шкуры, которая прошла все способы обработки, мастер получила шкуру чуть большего размера.
Рис. 3. — Выделка шкуры
Рис. 4. — Подбор шкур
После того как шкура просохла мастерица начала подготовку к выкройке праздничной кухлянки. Весь процесс этапа подготовки шкуры к пошиву был зафиксирован на современные носители.
Сегодня традиционная одежда уходит из ежедневного пользования в быту. Она становится сценической. Но стоит отметить, что в тех местах, где еще ведется традиционная хозяйственная деятельность народов Севера — оленеводство, там сохранилась и используется традиционная одежда. В этих населенных пунктах остались еще мастера, владеющие традиционными способами ее шитья. Это настоящее искусство, так как одежда коренных малочисленных народов Камчатки уникальна, самобытна и неповторима. Природно-климатические условия, образ и уклад кочевой и полукочевой жизни, комплексный характер основных отраслей северного хозяйства обусловили малочисленным народам Севера создание специфических типов и форм одежды, которые могли помочь выжить человеку в экстремальных условиях Севера.
Есть вещи, которые хранятся бережно в семьях, но кто шил одежду или вырезал из
дерева и кости эти предметы быта, детские игрушки уже не помнят. Но важно, что они остались и передаются следующим поколениям и знакомят нас с уникальными традициями народа. В семьях эвенов бережно хранятся православные иконы, кресты, которые передаются из поколения в поколение. Сохранились также предметы быта: специальные предметы для выделки шкуры, отличающиеся от чукотских и корякских.
Члены экспедиции посетили семейный музей Ю. А. Обертынской (Наврагли), в котором хранятся уникальные вещи семьи, собранные за многие годы. В музее были представлены кухлянки, меховые комбинезоны, торбаза (обувь), конайты (штаны), малахаи, рукавицы, сохранившиеся от предыдущих поколений. Помимо этого в музее находится посуда (чашки и ложки из рога барана, деревянные миски, медные котелки и чайники), антропоморфные фигуры — «гыргый» (охранители семьи, рода с помощью которых, во время проведения обрядов, добывают огонь), семейное копье.
ЭТНОГРАФИЯ М. Е. Беляева ОБЩЕЕ
Рис. 8. — Семейный музей Обертынской Юлии Алексеевны
Особо хочется отметить, что в этом селе помнят родовые мелодии своих предков. Многие наши информанты пели эти мелодии под родовые бубны и исполняли небольшие танцевальные композиции.
Рис. 10. — Кергильхот Анатолий Александрович исполнение родовых мелодий с бубном
Членам экспедиции не удалось посетить обрядовые праздники в селе в связи передвижением оленьих табунов. Поэтому о таких обрядах, как «Проводы на летовку»,
О НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ...
Рис. 9. — Кухлянки у Зои Рультевнеут
«Встреча после летовки» нам рассказали наши информанты — старейшины села Ачайваям по своим воспоминаниям.
Рассказы о праздниках календарного цикла составляли важное место в любом нашем интервью. Не имея возможности привести их полностью, ограничимся лишь описанием наиболее ярких элементов бытовавшей здесь обрядности.
Как рассказали наши собеседники, раньше, когда табуны подходили к селу, проводили обряд «Тэдтык» (наступать), более распространенное сейчас название «Поминки». В этот день на окраине села, в тундре, жители, чьи родственники умерли, ставили палатки и готовили специальную еду. В землю ставили ветки, по количеству умерших и клали камни. Пожилые женщины сидели около этих веток до вечера, не вставая и не притрагиваясь к еде. В этом обряде очень много ритуальных действий, связанных с едой и с оленем, самым важным животным для северянина. Все эти действия направлены на то, чтобы достойно проводить своих умерших родственников [1].
Многие информанты из чукотских родов, рассказывали, что, когда их предки пришли сюда, на олюторскую землю, здесь уже жили
ETHNOGRAPHY M. Ye. Belyaeva GENERAL
эвены. В тундре, когда они кочевали с табунами оленей, встречали захоронения на деревьях. Камчатские эвены заворачивали покойников в оленьи шкуры и подвешивали на деревья.
У ачайваямских оленеводов в поминальных ритуалах и обрядах рождения, а также заманивания первой рыбы используется рыба, в основном самка. Во всех обрядах эту рыбу начинают крутить по «ходу солнца» и произносят определенные слова. После проведения всех обрядов, связанных с сожжением покойника, исполнители, как их называют старейшины «хирурги», последними уходят с места захоронения-сожжения. После себя они закрывают место, где сожгли покойника, ольховыми ветками. Возвратившись в село, они берут рыбу и начинают ее крутить по ходу солнца, вытирая об нее руки, приговаривая при этом слова. Использование целой рыбы в ритуалах, мы на сегодняшний день больше ни у кого не встречали. Упоминание об этом есть в книге В. С. Лебедева, Ю. Б. Симченко «Ачайваямская весна»: «Однако в отдалении сидела еще одна старуха с тазиком воды. В тазике плавал голец с привязанной за хвост травяной веревкой» [3, с. 75].
Традиционная культура, сохраняется там, где ведется традиционная хозяйственная деятельность. Хранителями самобытной национальной одежды являются не только старейшины, а также и фольклорные самодеятельные коллективы из глубинки.
Аборигены Камчатки понимают, что ведение традиционного хозяйства является основой их жизнедеятельности, служит гарантом сохранения культуры и традиций. Это способ существования основан на историческом опыте предков в области природопользования, социальной организации путем сохранения самобытной культуры и обычаев, религиозных верований. Данное обстоятельство обуславливает необходимость сохранения традиционных видов деятельности и содействие их развитию.
OVERVIEW OF THE CULTURE OF INDIGENOUS PEOPLES...
Данные, полученные в ходе этнографической экспедиции, позволяют судить о существенных изменениях, происходящих не только в национальном селе Ачайваям Олю-торского района, но также и во всех национальных селах Камчатского края. Это касается как изменений в этническом составе, так и трансформации традиционных народных верований и обрядности. Наблюдается процесс исчезновения ведения традиионной хозяйственной деятельности, и здесь начинают включаться необратимые для малых этносов потери в первую очередь языка, а затем устного фольклора, изменений в обрядовой практике и в дальнейшем исчезновении их. Ведь вся языковая терминология, обряды, ритуалы связаны прочной нитью именно с традиционной хозяйственной деятельностью народов. И когда рвется эта главная нить, тогда мы теряем и все остальное.
В будущем планируется несколько этнографических экспедиций по выявлению, фиксации многих обрядовых практик, хранящихся внутри рода, семьи, а также сравнению этих обрядов с обрядами других локальных групп коренных народов, проживающих по всей территории Камчатского края.
Авторитетным для нас является мнение известного ученого Л. Н. Гумилева: «Скажу так, по-моему, нужно охранять не культуру, а сами этносы и их ареалы, которые, как мы понимаем, часть их этнической истории. Тогда сохранится и культура. Так вот, не надо сосредоточиваться на охране памятников материальной культуры северных народов. Нравственным будет сохранить эти народы в органичной для них среде обитания такими, какие они есть. У них свои, выработанные полуторатысячелетием, стереотипы поведения, свои психологические установки — не надо их ломать, предлагая взамен наши на том только основании, что наши связаны с лучшей техникой и наукой» [2, с. 27].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Архив КГБУ «Камчатский центр народного творчества».
2. Гумилев Л. Н., Окладников А. П. Феномен культуры малых народов Севера // Декоративное искусство. — 1982. — № 8. — С. 23-28.
3. Лебедев В. В., Симченко Ю. Б. Ачайваямская весна. — М.: Мысль, 1983. — 143 с.
4. Сайт правительства Камчатского края. — URL: https://www.kamgov.ru/omr/achayvayam (дата обращения 25.02.2019)
ПЕДАГОГИКА И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
PEDAGOGICS AND PROBLEMS OF EDUCATION
УДК 378.018.43
А. Е. Рязанцев
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В КАМГУ ИМ. ВИТУСА БЕРИНГА
Аннотация. Представлена актуальность развития форм дистанционного обучения. Описана система дистанционного обучения в КамГУ имени Витуса Беринга. Приведены результаты проекта по организации дистанционной подготовке к сдаче ЕГЭ на территории Камчатского края.
Ключевые слова: дистанционное обучение, виртуальный класс, единый государственный экзамен, учебные материалы, учебное оборудование, Интернет
А. Ye. Ryazantsev
SOME ASPECTS OF DISTANCE TRAINING ORGANIZATION IN VITUS BERING KAMCHATKA STATE UNIVERSITY
Abstract. The topicality of distance training forms development is determined. The system of distance training in Vitus Bering Kamchatka State University is described. The results of the project on organizing distance preparation for passing Unified State Exams on the territory of Kamchatka krai are presented.
Key words: distance training, virtual class, Unified State Exam, educational materials, educational equipment, the Internet
Актуальность развития дистанционных форм обучения для всех стран мира очевидна. Данная система образования получила интенсивное развитие, в Европе и США еще в начале 70-х годов. В России дистанционное образование появилось в 90-е годы прошлого столетия. В 1997 году был начат всероссийский эксперимент в области дистанционного обучения. В нем участвовали государственные и негосударственные образовательные учреждения.
Дистанционное обучение в настоящее время — это получение образования с помощью интернета и современных информационных и телекоммуникационных технологий. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания старею очень быстро, необходимо их непрерывное совершенствование. Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от наличия временных и пространственных поясов. При дистанционном обучении происходит обмен учебной информацией с помощью современных средств на расстоянии [1].
В научной литературе встречается достаточно много определений дистанционного обучения. Наиболее распространены следующие определения.
Дистанционное обучение — это социально-ориентированная технология обучения, обеспечивающая конституционное право и социальные гарантии всех граждан России в области образования, реально позволяющая получать высшее образование представителям всех социальных слоев населения, прежде всего — жителям отдаленных сельских районов.
Дистанционное обучение — это технология индивидуальной подготовки учащихся, обеспечивающая полный контроль учащегося, индивидуальное планирование учебного процесса и тестирования на расстоянии из единого центра дистанционного обучения.
Дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на организацию всей системы очного обучения. Отсюда все повышающийся интерес к дистанционному обучению не только высшему, но к самым различным его формам, необходимым на протяжении всей