Список литературы / References
1. АманжоловА.С. История и теория древнетюркского письма. Алматы, 2002. С. 45-73.
2. Маллаев Н. «История узбекской литературы». Учебник для филологических факультетов вузов. Ташкент, 1990. С. 88.
3. ТухлиевБ. «Узбекская литература». Учебник для 9-х классов. Ташкент, 2012. С. 109.
4. Тухлиев Б. «История узбекской литературы». В пяти томах. 1 том. Ташкент, 2011. С. 202.
5. Каюмов А. «Древние памятники». Ташкент, 2000. С. 38.
6. Малов С.Е. Енисейская письменность тюрков.Москва, 1952. С. 65.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛЬНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ АНГЛИЙСКИХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ Абдуллаева М.А. Email: [email protected]
АбдуллаеваМунавараАбдулахадовна - и.о. доцента, кафедра узбекского и иностранных языков, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы, с которыми приходится сталкиваться преподавателям английского языка для постановки правильного произношения в процессе обучения студентов неязыковых вузов. В статье обосновываются некоторые методы постановки правильного произношения, опробованные в ходе обучения студентов консерватории Узбекистана. А также рассматриваются факторы, влияющие на умение правильно осваивать произношение английских слов.
Большинство учителей признают, что, учитывая различное произношение, выработка правильного произношения не всегда оправдывает усилия. Однако необходимо понимать, что без правильного произношения невозможно всестороннее и правильное овладение языком. Обычно в высших учебных заведениях Узбекистана должны учить студентов с уже сформировавшимся речевым аппаратом.
Ключевые слова: произношение, общение, коммуникация, речевой и слуховой аппарат, транскрипция, интонация, дифтонги, имитация.
SOME ASPECTS OF TEACHING THE CORRECT PRONUNCIATION OF ENGLISH WORDS AND EXPRESSIONS Abdullaeva MA.
Abdullaeva Munavara Abdulahadovna - Acting Associate Professor, UZBEK AND FOREIGN LANGUAGES DEPARTMENT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article deals with the challenges the English teachers face in setting the correct pronunciation while teaching the students of non-linguistic universities. The article substantiates some of the methods of setting the correct pronunciation tested during the teaching the students of the Conservatory of Uzbekistan. Accordingly, the factors affecting the ability mastering pronunciation of English words has been discussed.
Most teachers recognize that, given the different pronunciations, making the right pronunciation does not always justify effort. However, it is necessary to understand that without the correct pronunciation it is impossible to fully and correctly master the language. Usually in higher education institutions of Uzbekistan should teach students with an already formed speech apparatus.
Keywords: pronunciation, communication, speech and hearing aid, transcription, intonation, diphthongs, imitation.
УДК 800
Произношение является одним из важнейших компонентов в процессе овладения иностранной речью. Без правильного произношения у учашдхся, изучающих иностранный язык, возможность общения ограничивается. Несмотря на то, что передача информации без правильного произношения вполне возможна, понимание может быть искажено. Английский
язык сегодня стал неким профессиональным и повседневным эталоном коммуникативной сферы всего человечества [1]. На английском языке говорят многие народы мира, и конечно каждая нация переделывает произношение английских слов для удобства их произношения. В мире широко распространен индийский английский, китайский, малайский английский, а американское произношение отличается от британского и австралийского. Поэтому говоря о правильном произношении английского надо учитывать также и эти факторы.
В случае, когда обучение иностранному языку начинается с раннего возраста, добиться хороших результатов довольно легко. Но когда речь идет о взрослых студентах с менее гибким речевым аппаратом, усилий приходится прилагать гораздо больше. Существует несколько факторов влияющих на произношение. Опыт работы со студентами в высшем учебном заведении показывает, что существует масса различий в усвоении и умении правильно произносить английские слова.
Во-первых, очень сильно влияние родного языка. Так носителям узбекского языка трудно дается произношение согласных, идущих друг за другом в начале слова. В то время как русскоговорящим студентам трудно даются мягкие согласные, такие как «J, G», а также дифтонги. И для всех студентов особую трудность составляет произношение межзубных звуков «th». Во-вторых, необходимо учитывать индивидуальные особенности речевого и слухового аппарата, в той или иной мере приспособленного для внутренних фонетических способностей. В-третьих, возможность доступа к источникам правильного английского произношения, таких как телевизионные и радио программы, интернет, видео, и т. д имеется не у всех. Кроме всего этого огромное значение имеет возможность применения усвоенных знаний. Если учащийся имеет возможность общаться с носителями английского языка за пределами классной аудитории, ему легче дается привыкание за счет многократного прослушивания и повторения, и имитации.
Бесспорно, постановка правильного произношения должна начинаться с самых первых уроков и продолжаться в течение всего курса. В начале курса обучения преподаватель должен ознакомить учащихся с основой звуковой системы в английском языке, с особенностями работы со звуковым аппаратом, различием между английскими фонетическими звуками и алфавитом, и звуковыми стандартами языка. В английском языке важно все - сегментные звуки, гласные, согласные, дифтонги, ударение, повышение и понижение голоса. В английском языке многие слова не соответствует тому, как они выглядит на письме - омофоны. Также, некоторые английские слова пишутся одинаково, но произношение у них совершенно разное в зависимости от контекста - омонимы (can-консервная банка, can-мочь; well-колодец, well-хорошо). Есть и абсолютно одинаковые по произношению слова, которые имеют совершенно разные значения и пишутся по-другому. - паронимы (night-knight; to-two-too; deer-dear). Из этого следует, что в-первую очередь, необходимо научить студентов читать транскрипционные знаки. Это будет первым этапом в изучении английского языка, после чего можно будет двигаться дальше. Дополнительные сложности возникают из-за того, что многие правила имеют исключения [2]. В таких случаях правильное звучание слова можно проверить только по транскрипции в словаре.
Интонация в английском языке - это повышение или понижение голоса необходимое для выражения чувств. В общих вопросительных предложениях голос говорящего должен подниматься в конце фразы - Are you a teacher? Is he a student? Однако в специальных вопросах, начинающихся с вопросительных слов - What? Where? When? - голос падает в конце фразы - What is your name? Where is your teacher?
Так ударение в английском языке может в разных словах падать на первый слог и на последний, а может и на средний. При этом значение слова может измениться в зависимости от того на какой слог сделано ударение. Есть некоторые правила для определения, на какой именно слог, в том или ином слове, должно падать ударение. В двусложных словах ударение падает, как правило, на первый слог - golden, cricket, Sunday. В существительных, состоящих из двух слов, таких как - swordsman, tablecloth, главное ударение падает на первый слог, а второстепенное ударение падает на второй слог. А вот в двусложных глаголах наоборот -первый слог получает второстепенное ударение, а второй - главное: overrun, overlook, immerse.
В английском языке также есть слова, которые употребляются как глаголы и как существительные в зависимости от ударения. В этом случае, если ударение падает на первый слог, значит это существительное (cónflict), а если на второй значит глагол: (conflict). Однако и здесь могут быть исключение - decrease - как существительное, так и глагол имеют ударение на второй слог. Таким образом, часто определить правильное ударение можно только с помощью словаря. Ударение является отличительной чертой английского языка. Люди,
изучающие английский язык, часто не придают этому большого значения, однако это является ошибкой, так как ударение на неправильном слоге может привести к непониманию [1, 2].
Работа над произношением должна продолжаться на протяжении всего периода занятий, однако на первых уроках правильному произношению должно быть отведено больше времени. Существующие техники включают модели имитации, объяснения, сравнения и обязательно практики. Студенты должны стараться имитировать и повторять слова, звуки и выражение за учителем или прослушивая записи. Отдельные звуки должны использоваться в словах, выражениях и предложениях, так преподавателю удобнее объяснять, а студентам легче понимать и запоминать. Учителю необходимо подготовить специальные упражнения для тренировки и развития речевого аппарата, а также речевой памяти студентов. Для того чтобы студентам было понятно где и как ставить ударение, ударные слоги и слова необходимо выделять или подчеркивать при написании. Преподаватель должен повышать и понижать свой голос, а также жестами, как дирижер в оркестре, показывать различие между ударными и безударными звуками. Кроме того, необходимо подготовить проверочные упражнения, где студентам самим придется определять правильные звуки.
Студентам будет более понятно, если объяснить, что существительные, глаголы, прилагательные, указательные местоимения, а также вопросительные слова обычно являются ударными. А артикли, предлоги, союзы и модальные глаголы, как правило, являются безударными [1, 3].
Все вышеизложенное доказывает, что произношение играет одну из самых ключевых ролей в изучении английского языка. Учитывая то, что речевой аппарат студентов с детства принимает положение под систему какого-либо определенного языка, трудности с произношением неизбежны. Самый легкий и доступный способ, который можно предложить учащимся для улучшения их произношению является повторение. На уроке студенты должны повторять хором и индивидуально звуки, слова и предложения за учителем. Постоянная тренировка и практика приводит к развитию речевого аппарата и речевой памяти студента, что в свою очередь облегчает дальнейшее освоение изучаемого языка. Также использование считалок рифмовок, скороговорок, и пословиц может помочь в постановке правильного произношения. С их помощью работа на занятиях может проходить в увлекательной шутливой форме. Слова в скороговорках подобраны так, чтобы сочетание звуков заставляло говорить не только быстро и четко, но и с правильным акцентом и интонацией. Скороговорки помогают отточить произношение и сделать речь красивее и четче [3].
Опыт наблюдения за речью студентов на занятиях должен выявлять трудности овладения произносительными нормами. Работа преподавателя заключается в выявлении трудностей, исправлении ошибок. Необходимы новые упражнения, которые направлены не только на совершенствование, но и повешение мотивации и активизации студентов. Так как речевой аппарат формируется в раннем детстве, изучение языка в раннем возрасте дает преимущество при условии правильного преподавания, однако и более старшем возрасте, несмотря на трудности, есть возможность приучить языковой аппарат для правильного произношения, обращая внимание на отличия в оттенках звучания.
При регулярных занятиях, правильном планировании урока, а также при упорстве как преподавателя, так и студента в короткие сроки можно добиться хороших результатов. Решению этой задачи служит создание на уроке атмосферы доброжелательности, взаимного доверия и уважения, а также всяческое поощрение первых успехов у студентов.
Список литературы / References
1. Карманов И.А. Произношение и его роль в английском языке // Молодой ученый. Декабрь, 2016. № 25.
2. Коробова О.В. Обучение произношению английского языка // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 83-85.
3. Старостина А.А., Небалуева Я.А. Влияние скороговорок на английское произношение // Юный ученый, 2015. № 3. С. 40-41.