Научная статья на тему 'Овладение обучающимися правильным произношением при изучении английского языка'

Овладение обучающимися правильным произношением при изучении английского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
189
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика преподавания / английский язык / произношение / ребёнок / учитель.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хакимова Дурдона Худайбердиевна

в статье названы два стандарта и три уровня английского произношения. Перечислены факторы, необходимые при обучении детей произношению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Овладение обучающимися правильным произношением при изучении английского языка»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОВЛАДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРАВИЛЬНЫМ ПРОИЗНОШЕНИЕМ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Хакимова Д.Х.

Хакимова Дурдона Худайбердиевна - старший преподаватель, кафедра практических аспектов английского языка,

Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье названы два стандарта и три уровня английского произношения. Перечислены факторы, необходимые при обучении детей произношению. Ключевые слова: методика преподавания, английский язык, произношение, ребёнок, учитель.

Правильное произношение является важным в изучении иностранного языка. При обучении детей произношению учителю важно учитывать три фактора: 1. В связи с тем, что язык усваивается как средство общения, работа над произношением подчинена процессу овладения детьми речевыми навыками и умениями. Формирование слуховых и артикуляционных навыков осуществляется на тех словах и образцах общения, которые обучающиеся учатся употреблять в речи в данный момент. Так, если на уроке детям предстоит усваивать глаголы движения jump, swim, walk, то необходима тренировка в произнесении звуков [w], [d], [u] и др. Последовательность работы над фонетическими средствами общения определяется теми речевыми единицами, которые ученики используют для общения и взаимодействия от урока к уроку.

Для того чтобы обучить детей хорошему произношению на английском языке, необходимо стремиться к тому, чтобы с первых уроков и на протяжении всего периода обучения произношение всегда было в центре внимания учителя: нужно обеспечить детям хорошую тренировку в восприятии и произнесении звуков.

2. Осознанное овладение произношением строится исходя из особенностей звукового состава английского языка с учетом родного языка:

1) звуки, идентичные в английском и узбекско/русском языках, например: m, b, s, z не требуют специального обучения (ученики овладевают ими путем переноса);

2) звуки, несколько отличающиеся от аналогичных в узбекско/русском языках, такие, как t, n, d, e, p, k требуют коррекции (детям нужно показать, чем они отличаются и как их нужно произносить, чтобы говорить, как настоящие английские ученики);

3) третья группа звуков, к которым относятся не встречающиеся в родном языке звуки [w, h, б, э, ж, g, r] также требует объяснения артикуляции.

Сознательная ориентировка детей в произносительных средствах общения не будет полной, если ученики не научатся различать на слух разницу в звуках: [i: - I], [u: - u], [б -d], [ж - e], [а: - Л], [e - I], [n - g], [б - z]. Смыслоразличительной роли звуков также должно уделяться особое внимание.

Есть три уровня английского произношения:

Уровень 1. Часто окружающие не понимают, что хочет сказать ученик, поскольку он неправильно произносит английские слова.

Уровень 2. Окружающие могут понять ученика, но для этого им нужно приложить усилия.

Уровень 3. Ученика легко понимают. Ведь произношение его чистое и приятное на слух.

Существует два стандарта английского произношения:

1) Американский - General American или GenAm;

2) Британский - Received Pronunciation (RP).

Английское произношение имеет несколько основных отличительных черт, которые присущи как британскому, так и американскому варианту. Звук [d] существенно отличается от русского [д].

В русском языке переднюю часть языка прижимают к внутренней поверхности верхних зубов и деснам, а кончик языка слегка опущен (произнесите слово «дом» и отследите положение своего артикуляционного аппарата). При произнесении английского [d] тупой кончик языка нужно прижать к альвеолам (бугоркам над зубами) под прямым углом (попробуйте поменять положение языка и сказать «day»). Вы заметите, что русский [д] звучал тверже английского. Такая артикуляция распространяется и на такие звуки, как [l], [s], [z], [tj], [d3], [t], [d], [n]. Они также образуются при соприкосновении кончика языка с альвеолами. В английском произношении есть чёткое разделение напряженной и протяжной артикуляции [1, с. 73].

То есть, некоторые гласные звуки произносятся быстро, а некоторые растягиваются. В английском языке произношение гласных почти не поддается влиянию согласных звуков. При постановке произношения рекомендуем сочетать с гласным звуком как можно больше различных согласных звуков. При изучении английского языка, в связи с его особой фонетикой, важно то, каким голосом преподаватель произносит слова и фразы и какое при этом выражение его лица. Безусловно, голос педагога должен быть добрым, располагающим к общению, а выражение лица должно соответствовать тону, который должен быть доверительным, серьезным, деловым, выражающим радость встречи, а также вселяющим успех. Главное, чтобы ученик, вступая в общение на английском языке, стремился всеми имеющимися в его распоряжении средствами реализовать то или иное коммуникативное намерение.

Список литературы

1. Рахманова А.Х., Рахманова Г.Э. Обучение английскому языку - веление времени. Т.,

2014. С. 73-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.