Научная статья на тему 'Некоторые аспекты необходимости технологизации профессиональной ориентации (историко-педагогический и научно-теоретический)'

Некоторые аспекты необходимости технологизации профессиональной ориентации (историко-педагогический и научно-теоретический) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарлавский В.И.

Технологизация общественной жизни современная тенденция. Понятие «социальная технология» носит четкий социально ориентированный характер, является способом изменения социальной действительности и главным источником общественных перемен. Профориентация как социальная сфера подвержена воздействию процессов технологизации, социальных технологий. В вопросе технологизации профессиональной ориентации мы выделяем два ключевых направления: непосредственно разработка и внедрение педагогических технологий профессиональной ориентации и совершенствование уровня технологической культуры педагога. Выделенные в статье аспекты необходимости технологизации профориентации (историко-педагогический и научно-теоретический) позволили осмыслить ряд противоречий и проблем в профориентации и рассмотреть технологизацию как вариант их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты необходимости технологизации профессиональной ориентации (историко-педагогический и научно-теоретический)»

УДК 37.014

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НЕОБХОДИМОСТИ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ (ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ)*

© 2019 В. И. Тарлавский

канд. пед. наук, доцент e-mail: tvi0910@mail.ru

Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Технологизация общественной жизни - современная тенденция. Понятие «социальная технология» носит четкий социально ориентированный характер, является способом изменения социальной действительности и главным источником общественных перемен. Профориентация как социальная сфера подвержена воздействию процессов технологизации, социальных технологий. В вопросе технологизации профессиональной ориентации мы выделяем два ключевых направления: непосредственно разработка и внедрение педагогических технологий профессиональной ориентации и совершенствование уровня технологической культуры педагога. Выделенные в статье аспекты необходимости технологизации профориентации (историко-педагогический и научно-теоретический) позволили осмыслить ряд противоречий и проблем в профориентации и рассмотреть технологизацию как вариант их разрешения.

Ключевые слова: технология, технологизация, социальная сфера, профессиональная ориентация.

К концу прошлого столетия сформировалась тенденция - технологизация общественной жизни. Процесс технологизации проник в сферы культуры и гуманитарного знания, и сегодня технологизация присутствует во все базовых сферах общества (в том числе и гуманитарных).

Понятие «технология» впервые приняло социально ориентированный характер, по мнению Р.А. Киямовой, в работах французского ученого Э. де Боно. «Технология» -некая социальная действительность, а способ изменения такой социальной действительности - социальная технология; именно «социальная технология является главным источником общественных перемен, а способность общественных наук служить социальному прогрессу, решать социально-экономические проблемы, быть средством изменения действительности измеряется технологическими решениями» [Киямова 2007].

Проблематика социальных технологий и технологизации является предметом исследования философии, социологии, политологии, педагогики.

A.А. Тарасов определяет философский смысл понятия «технологизация». По его мнению, это схема аналитических и синтетических манипуляций и изменений объекта, при реализации которой выделяется ряд последовательных этапов: деление на элементы; определение внутренней структуры каждого элемента; выделение во внутренней структуре каждого элемента и деление его операции; новый сбор (синтез). «Технологизация становится не просто фактором, влияющим на общество, но самой тканью социального» [Тарасов 2010: 12].

B.И. Родионова рассматривает технологизацию как социальный феномен: «Его следует рассматривать в аспекте использования, реализации и даже в каком то смысле

*Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00267

навязывания социальным общностям и группам таких технологий, которые в начале человеческой истории распространялись главным образом на деятельность социальных субъектов в природной среде и основывались на практических знаниях. В процессе социальной эволюции технологизация распространилась на абсолютно все сферы жизни общества, а технологии при этом стали опираться как на практические, так и все больше и больше на теоретические знания. Значимость технологизации связана с тем, что она позволяет систематизировать, организовывать и воспроизводить жизнь общества, эффективно преодолевать его кризисные состояния, в том числе социальные проблемы, находить удачные пути разрешения возникших и нарастающих социальных противоречий. Технологизация социальных практик - процесс их упорядочивания на основе системного формирования и воспроизводства моделей рационального или иррационального поведения социальных субъектов через появление новых модификаций, их целенаправленной активности в обществе, связанных с регулярным возобновлением и институциональным закреплением форм социальной интеракции, релевантных современным условиям жизнедеятельности конкретного общества» [Родионова 2015: 15].

В политологии Р.Г. Смирнов под технологизацией политики понимает увеличение объема и социальной важности технологий в политике. «Под технологизацией политики в данном случае понимается широкий круг явлений -от возрастания объема технологий в политике как количественного роста технической составляющей политической деятельности до усиления действенности политических технологий как инструмента управления политическими событиями» [Смирнов 2005: 10]. Именно технологизация, по мнению А.К. Кузнецова, позволит «диверсифицировать и алгоритмизировать политическую деятельность акторов и обеспечить большую эффективность управленческого воздействия на политические процессы» [Кузнецов 2008: 7].

В социологическом исследовании М.С. Соколовой через анализ различных взглядов на сущность социальных технологий показывается, что возможно раскрыть социальную технологию как инновационную систему методов определения и применения латентных потенциалов социальной системы в соответствии с целевыми ориентирами развития, социальными правилами, а также получения максимального социального результата при минимальных управленческих издержках [Соколова 2003: 14].

Таким образом, «технология» и «технологизация» в социальных науках (философия, социология, политология, педагогика) на основании приведенных выше взглядов ученых имеет, на наш взгляд, ряд особенностей и преимуществ:

1. Понятие «социальная технология» носит четкий социально ориентированный характер, является способом изменения социальной действительности и главным источником общественных перемен.

2. Технологизация распространилась на все сферы жизни общества и является фактором, влияющим на него.

3. Технологизация позволит обеспечить большую эффективность управленческого воздействия.

Одной из ключевых составляющих социальных технологий, призванных влиять на уровень развития общества, его будущее, его духовный, нравственный потенциал, по мнению Т.Е. Демидовой, является образование, которое, как и другие социальные процессы, включено в общие процессы технологизации, но в силу особенностей и функционала призвано корректировать свои ключевые направления с учетом как актуальных, так и перспективных долговременных запросов людей и общества, влиять на развитие тех или иных закономерностей и тенденций в социуме, возможно,

поддерживать или, наоборот, стремиться к их устранению, находить особенные возможности для решения социальных проблем [Демидова 2000].

Для нашего исследования важна позиция Б.С. Гершунского, который считал образование наиболее технологичной сферой, весьма технологичной и подвижной частью культуры и что именно образование, работая на будущее, закладывает основы предстоящих изменений в обществе, определяя его развитие [Гершунский 1998].

Основные теоретические положения технологизации образования обоснованы в работах отечественных ученых, таких как: В.В. Анисимов, М.А. Ариян, В.В. Белич, Н.Н. Васягина, М.Б. Волович, О.Н. Игна, И.И. Ильясов, И.П. Калошина, Б.И. Коротяев, Л.Н. Лайд, Н.А. Мечинская, М.Л. Микулинская, Н.А. Муравьева, А.Б. Наумов, З.А. Решетова, Н.Ф. Талызина, С.И. Шапиро, В.Э. Штейнберг, В.В. Юдин, а также зарубежных ученых: М. Минский, Дж. Миллер, К. Прибрам и др.

Для нас важна позиция О.Н. Игна, которая, разрабатывая в диссертационном исследовании концептуальные основы технологизации профессионально-методической подготовки учителя, определяет «технологизацию образовательной сферы как современную тенденцию, основу технологической модернизации данной сферы, эффективного преобразования образовательного процесса, направленную на его оптимизацию и рационализацию, что предусматривает совершенствование уровня технологической культуры педагога, активное проектирование и реализацию технологий, учёт "технологических" принципов в образовательном процессе» [Игна 2014].

Уточнение вносят В.С. Космин и В.В. Харченко: «Технологизацию системы образования следует рассматривать в двух аспектах: обучение технологической культуре и разработка педагогического инструментария в управлении учебной деятельностью» [Космин, Харченко 2006].

В фокусе нашего исследования - профориентация как междисциплинарная область. Педагогика, психология, социология, экономика исследуют проблемы профориентации. «...Профориентация является педагогической по методам, социальной по содержанию, экономической по результатам и государственной по организации работы» (В. Д. Симоненко).

Под профессиональной ориентацией, в контексте системного подхода, мы понимаем трехуровневую иерархическую систему, «элементами которой на микроуровне являются комплексно подобранные мероприятия профессионального просвещения (информации и агитации), профессиональной диагностики и консультирования, профессионального отбора и адаптации, на мезоуровне -региональные отраслевые предприятия, организации дополнительного и профессионального образования и т.п., взаимодействие которых направлено на активизацию ориентации на профессии отрасли, на макроуровне - различные региональные социальные институты; целью взаимодействия всех элементов системы на различных уровнях является помощь личности в профессиональном самоопределении в соответствии с ее личностными особенностями и потребностями рынка труда региона; при этом функционирование всех уровней профориентации подчинено общей цели, но результаты профориентации на макроуровне являются ключевыми для всей системы (на них влияют взаимосвязь и взаимодействие разных уровней иерархии)» [Тарлавский 2015].

Профориентация как социальная сфера подвержена воздействию процессов технологизации, социальных технологий. Именно они должны явиться источником позитивных изменений.

На наш взгляд, в вопросе технологизации профессиональной ориентации (приняв во внимание позиции В.С. Космина, В.В. Харченко и О.Н. Игна) стоит выделить два ключевых направления.

1. Непосредственно разработка педагогических технологий профессиональной ориентации (и не только самих технологий и основ их проектирования, но и механизмов освоения). Именно это направление интересует нас в данном исследовании.

2. Совершенствование уровня технологической культуры педагога (в том числе и будущего учителя), формирование способности и готовности педагога конструировать, координировать и применять те или иные педагогические технологии профессиональной ориентации.

Вообще, в истории отечественной профориентации мы выделяем несколько периодов и отмечаем не только изменение интереса к проблеме профориентации, но и динамику усложнения, совершенствования подходов, методов и форм профориентационного взаимодействия. Кратко охарактеризуем их:

1. Период становления (1917-1936 гг.). Становление организационной структуры службы профориентации, поиск принципов, форм и методов профориентационной работы, накопление опыта по результатам научно-теоретических исследований и практики.

2. Период развития (1960-1984 гг.). Открытие НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации в Академии педагогических наук СССР, эксперимент по организации дифференцированного обучения в школах. В 50-60-е гг., как отмечает С.Н. Чистякова, «... ученые стремились определить исходные теоретические позиции советской системы профориентации и ее структуру в масштабе страны. В исследованиях они указывали на необходимость организации специальных бюро в городах и областях, которые помогли бы школе в разработке методов, консультировали руководителей школ, изучали сведения о потребностях данного района в кадрах, о приеме учащихся в различные учебные заведения». В 1974 г. произошло создание учебно-производственных комбинатов, которые были определены как центры работы по профориентации обучающихся. Также в 80-е гг. произошло появление Центров профориентации молодежи во многих крупных городах СССР. Также в этот период происходит накопление дидактических принципов, методов и форм профориентации.

3. Период расцвета (1984-1990 г.г.). В 1984 г. начинается период расцвета профессиональной ориентации, который связан с выходом в свет Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда», которое, по мнению В.Ф. Витиньш, свидетельствует о важном значении функций профориентации в процессе образования. Школьная профессиональная ориентация в тот период являлась интегральной частью школьного обучения и воспитания. Но особенно важным в этот период, на наш взгляд, явилось введение в 7-8 классах школы курса «Основы производства. Выбор профессии» (существует одноименное учебное пособие С.У. Калюги и И.Д. Чечель). В первой части пособия рассматривались политехнические основы современного производства, основные направления его развития на базе ускорения научно-технического прогресса, содержание труда на производстве. Во второй была приведена классификация профессий, рассказано о выявлении и развитии профессиональных интересов и способностей, формировании общественно ценных мотивов выбора профессии, показаны пути получения и продолжения профессионального образования.

4. Период забвения. В период 1990-х гг. школьная профориентация была практически свернута, возникла неясностью с ее подчинением: Минобразования РФ от

профориентации фактически отказалось, а в Минтруде РФ и в подчиненных ему службах занятости населения «работа с молодежью» обозначалась как «дополнительная услуга».

5. Период возрождения (начало 2000-х гг. - по настоящее время). На современном этапе существенно возрос интерес к проблемам профориентации, формируется нормативная база, увеличивается количество диссертационных исследований и публикаций. В регионах разрабатываются программы профориентации, учитывающие, в том числе региональные особенности. Запущен федеральный проект ранней профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее», организуются конкурсы профессионального мастерства по стандартам Ворлдскиллс, а одной из задач проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Так же стоит отметить, что в Концепции преподавания предметной области «Технология» на всех уровнях общего образования [10] функционируют три взаимосвязанных ключевых модуля и одним из них является введение в мир профессий, включая профессии ближайшего будущего, а также профессиональное самоопределение.

Но все же сегодня, наш взгляд, остается «мероприятийный» характер профориентации, ей до сих пор не хватает системности, технологичности и охвата всех категорий населения. Ведь профориентация сегодня - важная управленческая задача, которая должна осуществляться на разных уровнях непрерывного образования.

Технологизация - источник модернизации профориентации и мы выделяем два аспекта в необходимости технологизации профориентации: историко-педагогический и научно-теоретический. В таблице 1 представлен историко-педагогический аспект необходимости технологизации профориентации.

Таблица 1

Историко-педагогический аспект необходимости технологизации профориентации

Исторически сложившиеся противоречия в отечественной профориентации Технологизация как способ разрешения противоречий

Между огромным отечественным опытом организации профориентации, существующими дидактическими составляющими профессиональной ориентации и единым пониманием такой работы, отсутствием их классификации и вариантов использования Технологизация профориентации выполняет интегративную функцию, позволит упорядочить классификацию дидактических составляющих профориентации, целесообразно применять их и имеющийся опыт. Педагогическая технология профориентации предполагает системное применение всех дидактических компонентов образовательного процесса

Между необходимостью повышения эффективности управленческого воздействия в системе профориентации и отсутствием современной методологии такого управления Технологизация позволит выявить скрытые ресурсы (потенциал) системы профориентации, повысить эффективность управления, позволит организовать управленческое взаимодействие на всех трех ее уровнях. Причем технологизация профориентации способствует рациональному использованию и оптимальному распределению ресурсов, ориентирована на четкое достижение результата. Это система, где системообразующий фактор - цель. Причем цель -диагностична, а результат гарантирован.

Между необходимостью повышения эффективности профессиональной ориентации и отсутствием научных основ проектирования этого процесса с чётко заданными результатами Технологизация - основа модернизации социальной сферы, главный источник перемен. Технологизация профориентации - одно из направлений ее развития, но сегодня отсутствуют исследования в области педагогических технологий профориентации и теоретико-методологическое обоснование и разработка научных основ их проектирования и механизмов внедрения позволит внести существенный вклад в теорию и практику профессиональной ориентации, повысить ее эффективность

Между необходимостью подготовки педагогических кадров для системы профориентации и отсутствием такой работы Технологизация профориентации предполагает не только разработку педагогических технологий профессиональной ориентации, но и создание условий для подготовки профессиональных педагогических кадров, осуществляющих профориентационную работу, формирование у них технологической культуры педагога

Рассматривая научно-теоретический аспект необходимости технологизации профориентации, отметим, что сегодня научных трудов, посвященных исследованию технологизации профориентации и профессионального самоопределения, разработке и применению соответствующих технологий немного. Мы выделяем две группы публикаций по изучаемой тематике за последние 10-15 лет (именно в этот период по материалам публикаций мы отмечаем повышение интереса педагогов к теме технологизации профориентации в том или ином аспекте).

К первой группе публикаций мы относим публикации, в которых авторы заявляют понятия «технологии профориентации», «профориентационные технологии» (Б.Ф. Аханов, И.И. Беседина, В.И. Блинов, Е.В. Зачесова, К.А. Исаева, С.В. Малин, А.А. Поляруш, В.Л. Савиных, И.С. Сергеев, Е.В. Слаблина, Н.В. Таржуманян, А.Т. Утебаева и др.) и «технологии профессионального самоопределения» (Е.А. Ефремова, И. А. Килина, О.Ю. Соловьева и др.), причем эти понятия применяются в различных значениях. Также к этой группе можно отнести публикации, посвященные применению уже известных педагогических технологий в профессиональной ориентации и самоопределении (назовем такие публикации «технологии в профориентации»).

Например, существуют методические рекомендации И.И. Бесединой (2011) «Технология профориентационной работы в общеобразовательных учебных заведениях», где автор приводит программу профориентационной работы, рассматривает основные методы и формы профориентационной работы и т.д. В статье Б.Ф. Аханова, К.А. Исаевой, А.Т. Утебаевой «Современные профориентационные технологии» (2016) авторы рассматривают профориентационные технологии «на основе системно-комплексного подхода, где они всесторонне анализируются как элементы самостоятельного выбора специальности выпускников средних школ». Авторы «Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (ФИРО, 2015)» отмечают необходимость использованию сквозных технологий сопровождения профессионального самоопределения на всех уровнях образования. Таким образом, в литературе упоминается понятие «технологии профориентации».

Диссертационных исследований именно по проблеме педагогических технологий профессиональной ориентации нами не обнаружено, но технологическому обеспечению самоопределения личности в процессе профильного обучения школьников посвящено диссертационное исследование О.Ю. Соловьевой. Она полагает, что «...процессы формирования личностных качеств, освоения школьниками способов жизнедеятельности и самореализации вообще намного сложнее поддаются технологизации, т.к. на них оказывает влияние огромное количество самых разных факторов. В результате в процессе педагогической помощи школьникам в их самоопределении возникает необходимость одновременного применения как различных педагогических технологий, так и их элементов, а соответственно проблема их отбора и эффективного сочетания». Автор представляет целостную образовательную технологию самоопределения через интеграцию различных педагогических технологий, методик и их элементов. Структура образовательной технологии самоопределения личности, по мнению О.Ю. Соловьевой, включает три целостно взаимосвязанные подсистемы - «Теория», «Деятельность», «Уклад» и позволяет гарантированно достигать поставленной образовательной цели -формирования личности с доминантной установкой на самоопределение для своего саморазвития и самосовершенствования» [Соловьева 2008].

Также здесь стоит отметить диссертацию Н.В. Таржуманян [2015], которая, исследуя социально-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации старшеклассников в едином образовательном пространстве, разрабатывает технологию социально-педагогического сопровождения профессиональной ориентации старшеклассников в едином образовательном пространстве, которая представляет собой поэтапные действия субъекта с учетом складывающейся ситуации и своеобразия объекта. Автор выделяет ее основные этапы (информационно-диагностический, мотивационно-целевой, планово-прогностический, организационно-исполнительский, мониторинговый, контрольно-оценочный) и основные условия ее реализации.

Вторая группа публикаций - публикации, посвященные основе педагогической технологии профессиональной ориентации - дидактическим составляющим профориентационного взаимодействия (это публикации, посвященные дидактическим методам, формам и средствам профориентации (В.Д. Симоненко, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова и др.)).

Вообще, масштаб задачи технологизации профориентации определяет необходимость разработать и экспериментально проверить научно-методические основы проектирования и реализации педагогических технологий профессиональной ориентации, в том числе: обосновать сущность понятия «педагогическая технология профессиональной ориентации» и их классификацию, разработать научные основы проектирования педагогических технологий профессиональной ориентации и обосновать методические механизмы их внедрения, также провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности научно-методических основ проектирования педагогических технологий профессиональной ориентации и механизмов их внедрения. В таблице 2 представлен научно-методический аспект необходимости технологизации профориентации.

Таблица 2

Научно-методический аспект необходимости технологизации профориентации

Необходимое направление исследования технологизации профориентации Имеющийся/предполагаемый результат

Исследование современного понятийного поля: «педагогические технологии», «педагогические технологии профессиональной ориентации». Определение признаков и структуры понятия «педагогическая технология профессиональной ориентации» и их классификации Авторские формулировки понятий: педагогическая технология - целеустремленная система, компонентами которой являются педагогически целесообразные дидактические составляющие образовательного процесса, выстроенные и функционирующие определенным образом для достижения заданной цели, имеющая связи со всеми компонентами образования, проектирование и реализация которой обеспечивает диагностируемый и гарантированный результат; педагогическая технология профессиональной ориентации (ПТПО) - система, компонентами которой являются дидактические составляющие профориентационного взаимодействия, проектирование и реализация которой осуществляется в целях гарантированной помощи личности в профессиональном самоопределении. При этом педагогическая технология профессиональной ориентации должна отвечать ряду признаков (мы выделяем две группы: общие (это признаки технологичности, которые свойственны любой педагогической технологии) и специальные (свойственны именно педагогической технологии профессиональной ориентации). В структуре педагогической технологии профессиональной ориентации по горизонтали мы

выделяем три компонента: концептуально-целевой, содержательно-дидактический, процессуально-диагностический, а по вертикали - иерархию уровней (макро-, мезо- и микро-)

Исследование понятий «технологизация образования», «технологизация профориентации». Определение предпосылок и необходимости технологизации профориентации К концу прошлого столетия сформировалась тенденция -технологизация общественной жизни. Процесс технологизации проник в сферы культуры и гуманитарного знания и сегодня технологизация присутствует во все базовых сферах общества (в том числе и гуманитарных). Технологизация профориентации - одно из направлений ее развития, но сегодня отсутствуют исследования в области педагогических технологий профориентации и теоретико-методологическое обоснование и разработка научных основ их проектирования и механизмов внедрения позволит внести существенный вклад в теорию и практику профессиональной ориентации, повысить ее эффективность. Нами определены ключевые направления технологизации профессиональной ориентации: непосредственно разработка педагогических технологий профессиональной ориентации (и не только самих технологий и основ их проектирования, но и механизмов освоения) и совершенствование уровня технологической культуры педагога (в том числе и будущего учителя), формирование способности и готовности педагога конструировать, координировать и применять те или иные педагогические технологии профессиональной ориентации

Предполагаемые результаты технологизации/результатов исследования Использование результатов исследования определяется возможностью их применения в различных областях педагогической теории и практики в целом для дальнейшего исследования и совершенствования процесса профориентации. Также одно из направлений дальнейшего исследования - выявление особенностей повышения квалификации педагогов, занимающихся профориентацией, так как они должны иметь способность и готовность конструировать, координировать и применять те или иные педагогические технологии профессиональной ориентации и включать механизмы управления в обществе для оптимизации отношений в сфере профориентации (видимо, речь может идти о социальной инженерии в профориентации)

Разработка научно-теоретических основ технологизации профориентации Планируем разработать научные основы проектирования педагогических технологий профессиональной ориентации и обосновать методические механизмы их внедрения, также провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности научно-методических основ проектирования педагогических технологий профессиональной ориентации и механизмов их внедрения

Методология исследования Теоретические методы: анализ нормативной, философской, психолого-педагогической литературы, трудов отечественных и зарубежных специалистов в области образования и профессиональной ориентации, историко-педагогический анализ становления и развития профессиональной ориентации в отечественном образовании Эмпирические методы: изучение продуктов деятельности, документации, сопоставление независимых характеристик, эксперимент

Методологические подходы: системный, технологический

Возможности применения методологии социальной инженерии Социальный инженер должен иметь способность конструировать, координировать и применять те или иные технологии и механизмы «работающие» в социуме для оптимизации отношений в инфраструктуре общества (Р. Паунд, см.: [История правовых и политических учений... 2012]). А.К. Гастев полагал, что процесс конструирования социальной инженерии в рамках междисциплинарного взаимодействия обуславливает и появление индустриальной педагогики «педагогику мы должны ввести в рамку инструкции, беспощадного аналитизма сверху, чтобы создать в ученике автоматизм разложения сложного труда на элементы» [Гастев 1973]. Профориентация - междисциплинарная социальная система, где требуется управление. Управление социальными процессами на междисциплинарном уровне - сфера «деятельности» социальной инженерии. Профориентации, профориентационному потенциалу региона такое управление требуется, и мы предполагаем использование в этом процессе научно-теоретической базы социальной инженерии

Таким образом, «технология» и «технологизация» в социальных науках имеет, на наш взгляд, ряд особенностей и преимуществ, и профориентация как социальная сфера подвержена воздействию процессов технологизации, социальных технологий. Именно они должны явиться источником позитивных изменений. В вопросе технологизации профессиональной ориентации мы выделяем два ключевых направления: непосредственно разработку педагогических технологий профессиональной ориентации и совершенствование уровня технологической культуры педагога. Выделенные в статье два аспекта необходимости технологизации профориентации (историко-педагогический и научно-теоретический) позволили осмыслить ряд противоречий и проблем в профориентации и рассмотреть технологизацию как вариант их разрешения.

Актуальность задачи технологизации профориентации определяет необходимость в дальнейшем разработать научные основы проектирования педагогических технологий профессиональной ориентации и обосновать методические механизмы их внедрения.

Литература

Аханов Б.Ф. Современные профориентационные технологии / Б.Ф. Аханов, К.А. Исаева, А.Т. Утебаева // Ученые записки. 2016. №1. С. 187-190 https://cyberleninka.rU/article/v/sovremennye-proforientatsionnye-tehnologii

Беседина И.И. Технология профориентационной работы в общеобразовательных учебных заведениях [Электронный документ]. URL:

http://window.edu.ru/resource/268/50268/files/28.pdf (дата обращения: 13.09.2019)

Гастев А.К. Трудовые установки. От «социальной инженерии» к кибернетике. М.: Экономика, 1973. 343 с.

Гершунский Б.С. Философия образования: учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. завед. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 1998. 432 с.

Демидова Т.Е. Технологизация социальных процессов в контексте духовно-нравственных отношений в российском и зарубежном историческом опыте (вторая половина ХХ в.): автореф. дис. ... докт. ист. наук. М., 2000. 42 с.

Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире // Славянский диалог, М., 1996 - 121с.

Игна О.Н. Концептуальные основы технологизации профессионально-методической подготовки учителя: дис. ... докт. пед. наук, Томск, 2014. 390 с.

История правовых и политических учений / под ред. О.А. Лейст. Социологическая теория Роско Паунда. 2012. URL: http://www.studylaw.narod.ru (дата обращения: 15.03.2012).

Киямова Р.А. Формирование социально-технологических умений у будущих специалистов социальной работы в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук, Казань, 2007. - 16 с.

Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы [Электронный ресурс]/ URL:

https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa

Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев, Е.В. Зачесовой и др. М.: ФИРО: Перо, 2015.

Космин В.С., Харченко В.В. Вопросы технологизации профессионального образования на современном этапе [Электронный ресурс] // Творческое обучение, технология, экономика, мировоззрение, 2006. URL: http//www.totem.edu.ru.

Кузнецов А.К. Развитие сферы консалтинговых услуг как фактор технологизации политического процесса в России: автореф. дис. ... канд. пол. наук. М., 2008. 22 с.

Родионова В.И. Социально-философский анализ технологизации социальных практик в современном обществе: автореф. дис. ... докт. филос. наук, Ставрополь, 2015. 45 с.

Смирнов Р.Г. Технологизация политики: автореф. дис. ... канд. пол. наук, М., 2005. 28 с.

Соколова М.С. Оценка персонала государственной службы как объект социальной технологизации: автореф. дис. ... канд. соц. наук. М., 2003. 28 с.

Соловьева О.Ю. Технологическое обеспечение самоопределения личности в процессе профильного обучения школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2008. 27 с.

Тарасов А.А. Технологизация как сущность глобализационных процессов в обществе: автореф. дис. ... канд. филос. наук, Н. Новгород, 2010. 37 с.

Таржуманян Н.В. Социально-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации старшеклассников в едином образовательном пространстве: дис. ... канд. пед. наук. М., 2015. 191 с.

Тарлавский В.И. Региональная профориентация как иерархическая система: микро-, мезо-, и макроуровни // Инновационный вестник Регион. 2015. №3. С. 49-54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.