Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МОРАЛИ И ПРАВА В КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ СУЖДЕНИЯХ ФРИДРИХА ВИЛЬГЕЛЬМА НИЦШЕ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МОРАЛИ И ПРАВА В КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ СУЖДЕНИЯХ ФРИДРИХА ВИЛЬГЕЛЬМА НИЦШЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ЗАКОН / ЗАКОННОСТЬ / МОРАЛЬ / ОБЫЧАЙ / ЭГАЛИТАРИЗМ / ИММОРАЛЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Талянина Ирина Алексеевна, Ястребова Елена Юрьевна, Марченко Геннадий Викторович, Игошин Николай Алексеевич

В статье представлен анализ творческого наследия Фридриха Вильгельма Ницше, являвшегося одним из самых противоречивых мыслителей Нового времени. Исследуя природу человечества на протяжении его длительной истории, данный мыслитель пришел к выводу о наступлении фундаментального сдвига в мышлении на пути осмысления категорий: от «хорошего и плохого» к «добру и злу». В своем стремлении выявить ряд сущностных положений Ф. Ницше применительно к обоснованию им действующего миропорядка, авторы акцентируют внимание на его представлении о генезисе морали и права, рассматривая при этом постулирующие утверждения немецкого философа в части выявления соотношения данных категорий, усматривая при этом некоторые аспекты диалектического подхода к проблемам имморали, эгалитаризма и важности осмысления внутреннего законодательства индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF MORALITY AND LAW IN CONCEPTUAL JUDGMENTS FRIEDRICH WILHELM NIETZSCHE

The The article presents an analysis of the creative heritage of Friedrich Wilhelm Nietzsche, who is one of the most controversial thinkers of our time. Exploring the nature of mankind throughout its long history, this thinker came to the conclusion about the onset of a fundamental shift in thinking on the way to understanding categories: from «good and bad» to «good and evil». In their desire to identify a number of essential provisions of F. Nietzsche in relation to his substantiation of the current world order, the authors focus on his idea of the genesis of morality and law, while considering the postulating statements of the German philosopher in terms of identifying the correlation of these categories, while seeing some aspects of the dialectical approach to the problems of immorality, egalitarianism and the importance of understanding the internal legislation of the individual.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МОРАЛИ И ПРАВА В КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ СУЖДЕНИЯХ ФРИДРИХА ВИЛЬГЕЛЬМА НИЦШЕ»

УДК 340

DOI 10.23672/w6344-7806-7228-p

Талянина Ирина Алексеевна

кандидат юридических наук, доцент,

заведующая кафедрой правоведения,

Санкт-Петербургский государственный

архитектурно-строительный

университет

colonel_t2002@mail.ru

Ястребова Елена Юрьевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры правоведения, Северо-Западный институт управления РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации yast_e@mail.ru

Марченко Геннадий Викторович

доктор исторических наук, профессор кафедры управления персоналом и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России

gen.marchenco@yandex.ru

Игошин Николай Алексеевич

кандидат юридических наук, доцент,

профессор кафедры управления персоналом и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России n_a_igoshin@mail.ru

Некоторые аспекты морали и права в концептуальных суждениях фридриха вильгельма ницше

Аннотация. В статье представлен анализ творческого наследия Фридриха Вильгельма Ницше, являвшегося одним из самых противоречивых мыслителей Нового времени. Исследуя природу человечества на протяжении его длительной истории, данный мыслитель пришел к выводу о наступлении фундаментального сдвига в мышлении на пути осмысления категорий: от «хорошего и плохого» к «добру и злу». В своем стремлении выявить ряд

Irina A. Talyanina

Candidate of Legal Sciences,

Associate Professor,

Head of the Department of Law,

Saint Petersburg State

University of Architecture

and Civil Engineering

colonel_t2002@mail.ru

Elena Yu. Yastrebova

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Law, Northwest Instituteof Management of the Russian Academy of Sciences and GS under the President of the Russian Federation yast_e@mail.ru

Gennady V. Marchenko

Doctor of Historical Sciences,

Professor of the Department

of Human Resources Management

and Educational Work,

St. Petersburg University of the Ministry

of Internal Affairs of Russia

gen.marchenco@yandex.ru

Nikolai A. Igoshin

Candidate of Legal Sciences,

Associate Professor,

Professor of the Department

of Human Resources Management

and Educational Work,

St. Petersburg University of the Ministry

of Internal Affairs of Russia

n_a_igoshin@mail.ru

Some aspects of morality

and law in conceptual judgments friedrich wilhelm nietzsche

Annotation. The The article presents an analysis of the creative heritage of Friedrich Wilhelm Nietzsche, who is one of the most controversial thinkers of our time. Exploring the nature of mankind throughout its long history, this thinker came to the conclusion about the onset of a fundamental shift in thinking on the way to understanding categories: from «good and bad» to «good and evil». In their desire to identify a number of essential provisions of F. Nietzsche in relation to his

сущностных положений Ф. Ницше применительно к обоснованию им действующего миропорядка, авторы акцентируют внимание на его представлении о генезисе морали и права, рассматривая при этом постулирующие утверждения немецкого философа в части выявления соотношения данных категорий, усматривая при этом некоторые аспекты диалектического подхода к проблемам имморали, эгалитаризма и важности осмысления внутреннего законодательства индивида.

Ключевые слова: право, закон, законность, мораль, обычай, эгалитаризм, иммораль.

substantiation of the current world order, the authors focus on his idea of the genesis of morality and law, while considering the postulating statements of the German philosopher in terms of identifying the correlation of these categories, while seeing some aspects of the dialectical approach to the problems of immorality, egalitarianism and the importance of understanding the internal legislation of the individual.

Keywords: right, law, legality, morality, custom, egalitarianism, immorality.

В кругу важнейших научных источников по проблеме соотношения морали и права, несомненно, значимое место принадлежит трудам немецкого мыслителя Фридриха Вильгельма Ницше (1844-1900), основываясь на которых, современная генерация правоведов и философов права в состоянии по-новому осознать идейные воззрения отмеченной личности, оцениваемой в качестве «философа - полководца и законодателя, стремящегося определить направление движения человечества» [9, р. 219].

Воспринимая Ф. Ницше в качестве одной из крупнейших фигур европейской философии XIX в, чье влияние, по оценке американского правоведа Б. Лейтера на мысль XX в., соперничало только с К. Марксом [7], мы считаем, что усилия его прото-нацистской сестры по несостоявшемуся приобщению брата к идеям нацизма, несомненно оказали негативное влияние на признание Ф. Ницше в качестве выдающегося аналитика многих явлений общества и поведения человека.

Что касается обращения данного философа к проблеме соотношения морали и права, включая ряд теоретических концептов Ф. Ницше в части осмысления «верховенства закона и демократии» [5], то наиболее обстоятельно этот вопрос представлен в его самых знаменитых произведениях: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «О генеалогии морали», «Человеческое слишком человеческое» и др.

Важно отметить, что ницшеанская морально-правовая аналитика проведена в системе установленных философом координат:

1) сверхчеловека;

2) воли индивида к власти, являющейся основным видом воли;

3) вечного возвращения человека к окружающему его миру, который каждый видит «из своего угла»;

4) перспективизма;

5) эмпиризма, основанного на утверждении, в соответствии с которым не существует никакой эмпирической реальности вне индивидуального опыта.

Особое место в творчестве Ф. Ницше занимает его отношение к проблеме эгалитаризма (фр. «égalitarisme» от «égalité» - «равенство). Апеллируя к проблеме морального эгалитаризма и выступая сторонником антиэгалитаризма, Ф. Ницше критически воспринимает модель общества с преобладанием эгалитарных систем ценностей [6], выражаемых в виде следующих фрагментов:

1) воздержания от взаимной обиды, взаимного насилия и взаимной эксплуатации;

2) отождествление своей воли с чужой.

П о мысли данного философа, обеспечивая условия установления хорошего тона между людьми, подобного рода практика, несомненно, базируется на однопорядковых ценностных стандартах. Исходя из ницшеанской логики, необоснованное применение выявленного им принципа эгалитарной организации жизни в социуме без учета иных обстоятельств, может способствовать трансформации данного принципа в сторону демонстрации «воли к отрицанию жизни», в свою очередь, выражаемого в виде принципа «растворения и распада» общества. Эвентуальность данного распада общества предопределяется, по мнению Ф. Ницше, деструктивным проявлением правила «когда все равны, никому уже не нужны права» [1, с. 321].

Резюмируя идейные установления немецкого философа по указанному вопросу, американский философ-моралист Д. Вильсон (Калифорнийский университет, США) акцентирует внимание на том, что Ф. Ницше пытается установить двустороннюю связь между преобладанием норм морального равенства и человеческим процветанием. «Люди могут достичь своего наивысшего потенциала только в сильно стратифицированных обществах, преклоняющихся перед ранговым порядком морализации социума, что не исключает наступления той ситуации, при которой другие эгалитарные ценности (в случае их приоритета над другими) оказывают мертвящее воздействие на жизнь общества в целом» [9, p. 216], - констатирует данный автор.

Устанавливая связь между законом, обычаем и правом, Ф. Ницше приходит к выводу о фундаментальном значении указанной триады для возникновения морали. В данном случае аргументация философа основывается на признании того, что моральность суть производная от древних

законов и обычаев [2, с. 289]. Руководствуясь древними инстинктами «бескорыстной злобы» и «злонамеренной симпатии», люди в качестве элементов социального взаимодействия начинают признавать «древнейший моральный канон справедливости», поскольку все имеет свою цену и все должно быть оплачено [3, с. 444]. При этом каждый должен «лепетать свою добродетель» [1, с. 26].

Определяя нравственное кредо людей, именуемых высшими, Ф. Ницше вводит понятие «иммо-рали», психология которых основана на чувствах эгоизма и безудержного стремления к удержанию собственной власти. Будучи наделенным, по определению, признаком «имморали», высшее лицо находится вне пределов действия категорического императива, права и даже Бога [4, с. 389].

Понимая под правом «свидание вопросов и вопросительных знаков» [4, с. 241], Ф. Ницше предлагает правовой путь познания истины и понимания подлинного смысла ценностей в жизни человека. Познавая истину, человек в состоянии понять «кто он такой», уяснить особенности своей морали и установить ранговые значения «сокровеннейших инстинктов своей природы» [4, с. 245]. Выдвигая на первый план деонтологическое основание «формальной совести» [4, с. 316], человек обязан придерживаться веления своей совести по принципу «ты должен», а каждый закон должен отражать потребности народа и страны в целом [1, с. 42]. Что касается безусловности соблюдения закона нравственного, то, по мнению Ф. Ницше, каждый должен стать судьей, мстителем и жертвой своего закона [1, с. 82].

Исследуя в своей работе «К генеалогии морали» категориальный ряд «добро и зло» - «хорошее и плохое», Ф. Ницше предпринимает попытку изучения происхождения современной ему морали, исследуя при этом условия и обстоятельства, при которых возникли ценности морали. Результатом его исследования явилось заключение относительно того, что, действующие в обществе нравы, дошли до общества XX в. вследствие «рабского бунта» и с опорой на чувство, именуемое «ресен-тимент» (от фр. «ressentiment» - «негодование, злопамятность, озлобление») и сводимое к чувству враждебности в отношении актора социального взаимодействия, являющегося по мысли определенного человека (класса) источником своей неудачи.

Таким образом, ресентимент это:

- во-первых, в основном реактивное чувство к устойчивому и повторяющемуся состоянию бессилия более слабого социального класса против другого, более могущественного класса;

- во-вторых, своего рода зависть, которую раб не имеет возможности выразить или выпустить наружу.

Этот яд остается в душе и выходит наружу другими путями. Именно это чувство слабости, фрустрации и бессилия против кого-то более сильного привело к созданию нового

воображаемого «убежища», в котором торжествует «рабская» мораль ресентимента.

Резюмируя изложенное, мы отмечаем несомненную актуальность ценной рекомендации Ф. Ницше, в части призыва членов научной корпорации к более углубленному изучении предметной области своих исследований, поскольку «мы неизвестны сами себе, мы знающие. Как верно изречение: «Где твое сокровище, там будет и твое сердце»; наше сокровище там, где ульи наших знаний». Как прирожденные крылатые насекомые и интеллектуальные медосборщики, занимаются неустанным трудом, так и мы постоянно должны проявлять заботу о том, чтобы что-нибудь домой принести» [8, р. 3]. Подводя итог изложенному, мы приходим к следующим выводам:

1. Нестандартный стиль изложения, с допуском вызывающих тонов и ряд провокационных заявлений Ф. Ницше на протяжении длительного периода вызывали у тех, кто знакомился с его творчеством неоднозначную интерпретацию. Вместе с тем, в некоторых зарубежных исследованиях работы указанного философа восприняты в качестве примера свободной мысли, по некоторым направлениям достаточно революционных и положивших начало новому этапу культурного возрождения.

2. Руководствуясь идеей перспективизма, Ф. Ницше заключает о необходимости отказа от любого универсального взгляда на вещи и любого связного чувства объективной истины, утверждая при этом об условности знания по отношению к различным изменчивым перспективам или интересам. По мысли философа, в действительности происходит постоянная переоценка правил и научного метода, исходя из обстоятельств индивидуальных точек зрения. Подобного рода взгляд и приводит Ф. Ницше к явлению перспективизма. По нашему мнению, некоторые из отмеченных позиций свидетельствуют о стремлении философа к диалектическому восприятию действительности.

3. Признавая наличие некоторой таблицы ценностей, которая висит над каждым великим человеком, Ф. Ницше указывал на то, что общим для разных народов является акт уважения и создания ценностей, касающихся представления об их жизни, в этом и заключается признание философом морального аспекта бытия человека. Вместе с тем, он утверждает, что, сами по себе, ценности, которые сообщество стремится сформулировать, не так важны, как коллективная воля к тому, чтобы эти ценности претворялись в жизнь. Другими словами, готовность к реализации своей цели для человека важнее заслуги самой цели. Указанное заключено в его афоризме «О тысяче и одной цели», то есть, на тысячу голов необходимо одно ярмо для тысячи шей, этим ярмом выступают как единая цель, так и единое право: именно в этом ницшеанская идея и презентует соотношение морали и права.

Литература:

1. Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше // Сочинения : в 2 т. М. : Издательство «Мысль», 1996. Т. 1. С. 5-237.

2. Ницше Ф. Человеческое слишком человеческое / Ф. Ницше // Сочинения : в 2 т. М. : Издательство «Мысль», 1996. Т. 1. 829 с.

3. Ницше Ф. К генеалогии морали / Ф. Ницше // Собрание сочинений : в 2-х т. М. : Издательство «Мысль», 1996. Т. 2. С. 407-524.

4. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Собрание сочинений : в 2-х т. М. : Издательство «Мысль», 1996. Т. 2. С. 238-406.

5. Epis L. Nietzsche on Rule of Law and Democracy. 2015. 78 p. URL : //https://www.lukae.it/ wp-content/uploads/2016/08/Nietzsche-on-the-Rule-of-Law-and-Democracy-Book1 .pdf (date of the application 11.09.2022).

6. Geuss R. Systems, Values and Egalitarianism / R. Geuss // Official site «New Left Review». URL : https://newleftreview.org/issues/ii86/articles/raymo nd-geuss-systems-values-and-egalitarianism.pdf (date of the application 12.09.2022).

7. Leiter B. Friedrich Nietzsche. 14 May 2019 / B. Leiter // Official site «Oxford Bibliographies». URL : https://www.oxfordbibliographies.com/view/docu-ment/obo-9780195396577/obo-9780195396577-0081 .x ml (date of the application 14.09.2022).

8. Nietzsche F. On the Genealogy of Morality. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. 243 p.

9. Wilson J. Nietzsche and equality. URL : https:// discovery.ucl.ac.uk/id/eprint/1325658/1/1325658. pdf (date of the application 07.09.2022).

Literature:

1. Nietzsche F. Thus spoke Zarathustra / F. Nietzsche // Works : in 2 vol. M. : Publishing House «Thought», 1996. Vol. 1. P. 5-237.

2. Nietzsche F. The human is too human / F. Nietzsche // Essays : in 2 vol. M. : Publishing house «Thought», 1996. Vol. 1. 829 p.

3. Nietzsche F. To the Genealogy of Morality / F. Nietzsche // Collected works : in 2 vol. M. : Publishing House «Thought», 1996. Vol. 2. P. 407524.

4. Nietzsche F. Beyond good and Evil / F. Nietzsche // Collected works : in 2 vol. M. : Publishing House «Thought», 1996. Vol. 2. P. 238-406.

5. Epis L. Nietzsche on Rule of Law and Democracy. 2015. 78 p. URL : //https://www.lukae.it/ wp-content/uploads/2016/08/Nietzsche-on-the-Rule-of-Law-and-Democracy-Book1 .pdf (date of the application 11.09.2022).

6. Geuss R. Systems, Values and Egalitarianism / R. Geuss // Official site «New Left Review». URL : https://newleftreview.org/issues/ii86/articles/raymo nd-geuss-systems-values-and-egalitarianism.pdf (date of the application 12.09.2022).

7 . Leiter B. Friedrich Nietzsche. 14 May 2019 / B. Leiter // Official site «Oxford Bibliographies». URL : https://www.oxfordbibliographies.com/view/docu-ment/obo-9780195396577/obo-9780195396577-0081 .x ml (date of the application 14.09.2022).

8. Nietzsche F. On the Genealogy of Morality. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. 243 p.

9. Wilson J. Nietzsche and equality. URL : https:// discovery.ucl.ac.uk/id/eprint/1325658/1/1325658. pdf (date of the application 07.09.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.