Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ПРАВА В КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ СУЖДЕНИЯХ ФРИДРИХА ВИЛЬГЕЛЬМА НИЦШЕ'

ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ПРАВА В КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ СУЖДЕНИЯХ ФРИДРИХА ВИЛЬГЕЛЬМА НИЦШЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ВЛАСТЬ / ЗАКОН / МИФ / ИДЕАЛЫ / МОРАЛЬ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чимаров Сергей Юрьевич

В статье автором представлен анализ некоторых концептуальных суждений немецкого философа Ф. Ницше, предметным полем которых являются отдельные аспекты зарождения и «вектора нацеленности» права. Выявляя правоведческую сторону теоретического наследия указанного мыслителя, автор выдвигает гипотезу об актуальности научного осмысления многих положений ницшеанства о праве с точки зрения их адаптации под современный срез понимания роли права в жизни социума XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF THE HISTORY OF LAW IN THE CONCEPTUAL JUDGMENTS OF FRIEDRICH WILHELM NIETZSCHE

The article presents an analysis of some conceptual judgments of the German philosopher F. Nietzsche, the subject field of which is certain aspects of the origin and the «vector of focus» of law. Revealing the jurisprudential side of the theoretical heritage of the specified thinker, the author puts forward a hypothesis about the relevance of scientific understanding of many provisions of Nietzscheanism about law, from the point of view of their adaptation to the modern understanding of the role of law in the life of society in the 21st century.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ПРАВА В КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ СУЖДЕНИЯХ ФРИДРИХА ВИЛЬГЕЛЬМА НИЦШЕ»

УДК 340.123

DOI 10.23672/m6529-2413-2176-c

Чимаров Сергей Юрьевич

доктор исторических наук, профессор,

профессор кафедры управления персоналом и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России serg120756@gmail.com

Sergey Yu. Chimarov

Doctor of Historical Sciences, Professor,

Professor of the Department

of Personnel Management

and Educational Work,

St. Petersburg University of the Ministry

of Internal Affairs of Russia

serg120756@gmail.com

Вопросы истории права в концептуальных суждениях фридриха вильгельма ницше

Questions of the history of law

in the conceptual judgments of friedrich wilhelm nietzsche

Аннотация. В статье автором представлен анализ некоторых концептуальных суждений немецкого философа Ф. Ницше, предметным полем которых являются отдельные аспекты зарождения и «вектора нацеленности» права. Выявляя правоведче-скую сторону теоретического наследия указанного мыслителя, автор выдвигает гипотезу об актуальности научного осмысления многих положений ницшеанства о праве с точки зрения их адаптации под современный срез понимания роли права в жизни социума XXI в.

Ключевые слова: право, власть, закон, миф, идеалы, мораль, юриспруденция.

Annotation. The article presents an analysis of some conceptual judgments of the German philosopher F. Nietzsche, the subject field of which is certain aspects of the origin and the «vector of focus» of law. Revealing the jurisprudential side of the theoretical heritage of the specified thinker, the author puts forward a hypothesis about the relevance of scientific understanding of many provisions of Nietzscheanism about law, from the point of view of their adaptation to the modern understanding of the role of law in the life of society in the 21st century.

Keywords: law, power, law, myth, ideals, morality, jurisprudence.

В кругу мыслителей, научный поиск которых был обращен к специальному освещению перманентно актуальных тем, включая тему понимания истории права, имя немецкого философа и культурного критика Фридриха Вильгельма Ницше (1844-1900 гг.) не занимает особое место. Кроме того, необходимо отметить и то обстоятельство, что в нашей стране на протяжении длительного периода имя данного философа, как правило, преподносилось в смысловом диапазоне: от нейтрального до негативного. Презентуя интегральную оценку философских воззрений на многие стороны общественной жизни, включая и правоведческие аспекты, марксистский подход к осмыслению творческого наследия Ф. Ницше в центр его размышлений определял апологию рабства и идею сверхчеловека, как оценивалось, разработанные немецким мыслителем с позиций волюнтаризма, иррационализма и скептицизма. Указанный спектр критического восприятия помещался в «Прокрустово ложе» следующих пределов: «Философское учение Фридриха Ницше непоследовательно и противоречиво, но, несмотря на свою логическую бессвязность, оно едино по духу, тенденции и цели» [1, с. 651]. Как нам представляется, указанный вывод односторонним образом характеризует обширный пласт воззрений немецкого философа и не способствует глубине проникновения в подлинный смысл его

творческого багажа, содержание многих идейных элементов которого не теряет своей актуальности и в настоящее время. Отмеченное в полной мере распространяется и на понимание этим мыслителем отдельных аспектов происхождения и эволюции права.

Как отмечает американский специалист в области юриспруденции и социальной политики доктор философии М. Констебл (Калифорнийский университет в Беркли), представленная в «Сумерках идолов» история метафизики заключает в себе и историю юриспруденции. При этом Ф. Ницше демонстрирует, каким образом идейные установки платонизма, христианства, кантианства и утилитаризма способствуют трансформации «подлинного мира» идеалов в «кажущийся» феноменальный мир, существование которого само по себе вызывает вопрос, на который нет однозначного ответа. Применительно к последующей эволюции правовой мысли ХХ в., этот американский ученый исходит из того, что осмысление динамики многих «идеалов» права сопряжено с пониманием права как наблюдаемого социального явления в целом.

Таким образом, любое смещение фокуса нашего внимания к постижению «видимого» мира в правовой мысли тождественно спектру тех вопросов, которые рассмотрены в указанной работе Ф. Ницше и результирующий вектор которых

ориентирован на уяснение следующего тезиса: «Указывает ли социологическое право на нигилистическое разрушение правовой традиции или на радостную возможность преодоления этой традиции?» [8, р. 551]. Согласно выводу американского философа и правоведа Б. Лейтера (юридическая школа Чикагского университета), указанная проблема относится к области демаркации в юриспруденции, предметное поле которой обращено, в том числе, к ницшеанскому скептицизму о существовании в реальности мира реального. В данном случае, американский ученый исходит из того, что решение проблемы демаркации должно отвечать на практический вопрос психосоциального значения, сводимого в выявлении отношения людей к морали и законности .

Таким образом, теоретическое решение проблемы демаркации в юриспруденции позволяет выявить действительные психологические установки людей, определяющие формат их поведения и их соответствие нормам права [10, р. 14]. При этом, по утверждению Б. Лейтера, Ф. Ницше подходит к анализу истории права с позиций юридического натурализма, выявляя воздействие права на формирование поведенческих моделей индивида в контексте естественных наук, объясняющих детерминированный характер его поступков. В данном случае, аппелируя к достижениям физиологии XIX в., Ф. Ницше оценивает право подобно тому, как это осуществлял Д. Юм, акцентировавший внимание на ньютоновской механике [9, р. 34-35].

При объяснении природы права, Ф.Ницше направляет наше внимание на концентрацию в ряде правовых положений мифологической основы. В данном случае, под мифом философ понимает «сосре доточенный образ мира, который, как аббревиатура явления, не может обходиться без чуда» [6, с. 148]. По мысли Ф. Ницше, без мифа вся область деятельности человека и многие образованные им институции утрачивают «здоровый творческий характер природной силы» [6, с. 149]. Более того, исходя из логики рассуждений Ф. Ницше, «абстрактный, не руководимый мифами человек, абстрактное воспитание, абстрактные нравы, абстрактное право, абстрактное государство» приводят к деформации «твердого, священного, коренного устоя» существования, как самого человека, так и общества [6, с. 149].

Апеллируя к истории права и ее неотделимости от проявления свободы воли, Ф. Ницше в «Сумерках идолов» указывает на стремлении, стоявшей во главе древних общин корпорации жрецов, учредить для себя право присуждения людей к наказаниям, используя при этом фактор наделения Бога правом наказания всех тех, кто отступил от божественных предписаний. В этой связи, философ воспринимает каждый акт поведения индивида в качестве намеренного, а источником

Литература:

1. Краткий очерк истории философии / Под ред. М.Т. Иовчука [и др.]. М. : Издательство «Мысль», 1981. 927 с.

конкретного поступка считает осознание завещанного свыше правового предписания [3, с. 5В3]. Тем не менее, Ф. Ницше приходит к выводу о том, что все древние представления о праве имели ложный посыл, поскольку «ни Ману, ни Платон, ни Конфуций, ни иудейские и христианские учителя никогда не сомневались в своем праве на ложь» [3, с. 5ВВ]. Несомненного внимание заслуживает представленная философом в «Сумерках идолов» формула права, сводимая к тому, что право есть нормальная форма бытия человека, его оружие и защита с точки зрения самого инстинкта сильного человека [3, с. 619-620].

Исследуя систему договорных отношений в Древнем Египте, Ф. Ницше замечает об использовании правовой силы: «Власть имущих» по отношению к более слабым субъектам этих отношений, что подтверждается наделением должника правовой ответственностью в виде возможности уплаты своего долга всем тем, чем он еще обладает: своим телом, своей женой, своей свободой и даже своей жизнью [4, с. 444-445].

Используя в качестве вербального аргумента на обладание правом каждого, даже слабейшего, латинское выражение «каждый имеет право в меру значительности своей силы» (от лат. «unusquisque tantum juris habet, quantum potentia valet»), которое приведено в «Богословско-поли-тическом трактате» Б. Спинозы, Ф. Ницше добавляет в конструкцию голландского философа следующий фрагмент: «Сколь значительным кажется по своей силе» (от лат. «quantum potentia valere creditur») [7, с. 2ВВ]. Выявляя в своей работе «Антихрист» религиозный аспект генезиса права, Ф. Ницше замечает, что для каждого христианина право и смысл Евангелия являются од-нопорядковыми таким понятиям как «жизнь», «учение», «пример» и «смерть» [5, с. 666]. В этом же труде философ «поет осанну» правому значению кастового расслоения общества суть кастовому порядку или высшему доминирующему закону, при котором «есть только санкция естественного порядка, естественная законность первого ранга, над которой не имеет силы никакой произвол, никакая «современная идея» [5, с. бВ5].

Резюмируя изложенное, следует указать на то, что Ф. Ницше, безусловно, является выдающейся личностью, а его вклад в накопленный человечеством массив философских и политико-правовых представлений об окружающем нас мире очевиден. Специальное обращение современной генерации ученых к ряду постулатов указанного немецкого философа является не только проявлением уважения к алгоритму его размышлений, но и актуальной задачей на пути научного разрешения многих проблем XXI в., в онтологическом смысле возникших и проявляющихся в прежние времена, и в трансформированном виде существующими в нашу эпоху.

Literature:

1. A brief outline of the history of philosophy / Edited by M.T. lovchuk [et al.]. M. : Publishing House «Thought», 19В1. 927 p.

2. Мочкин А.Н. Фридрих Ницше (интеллектуальная биография). М. : ИФРАН, 2005. 246 с.

3. Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом / Ф. Ницше // Собрание сочинений в 2-х томах. М. : Издательство «Мысль», 1990. Т. 2. С. 556-630.

4. Ницше Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение / Ф. Ницше // Сочинения в 2-х томах. М. : Издательстве «Мысль», 1990. Т. 2. С. 407-524.

5. Ницше Ф. Антихрист / Ф. Ницше // Сочинения в 2-х томах. М. : Издательство «Мысль», 1990. Т. 2. С. 631-692.

6. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм / Ф. Ницше // Сочинения в 2-х томах. М. Издательство «Мысль», 1990. Т. 1. С. 47-157.

7. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов / Ф. Ницше // Сочинения в 2-х томах. М. : Издательство «Мысль», 1990. Т. 1. С. 231-490.

8. Constable M. Genealogy and Jurisprudence: Nietzsche, Nihilism, and the Social Scientification of Law / M. Constable // Law & Social Inquiry. 1994. Vol. 19. Iss. 3. P. 551-590.

9. Leiter B. Naturalizing Jurisprudence. Oxford : Published to Oxford Scholarship Online, 1993. URL : https://oxford.universitypressscholarship.com/ view/10.1093/acprof:oso/9780199206490.001.0001/ac prof-9780199206490 (дата обращения 17.03.2022).

10. Leiter B. The Demarcation Problem in Jurisprudence: a New Case for Skepticism / B. Leiter // 1 Conference on Philosophy and Law Neutrality and Theory of Law (Girona, 20-22 May 2010). Girona, 2010. P. 1-19. URL : https://www.te.gob.mx/ccje/ Ar-chivos/brian_leiter.pdf (дата обращения 15.03.2022).

2. Mochkin A.N. Friedrich Nietzsche (intellectual biography). M. : IFRAN, 2005. 246 p.

3. Nietzsche F. Twilight of idols, or how they philosophize with a hammer / F. Nietzsche // Collected works in two volumes. M. : Publishing House «Thought». Vol. 2. P. 556-630.

4. Nietzsche F. To the genealogy of morality. Polemical essay / F. Nietzsche // Essays in two vol-u mes. M. : Publishing House «Thought», 1990. Vol. 2. P. 407-524.

5. Nietzsche F. Antichrist / F. Nietzsche // Works in two volumes. M. : Publishing House «Thought», 1990. Vol. 2. P. 631-692.

6. Nietzsche F. The Birth of tragedy, or Hellenism and Pessimism / F. Nietzsche // Works in two volumes. M. : Publishing House «Thought», 1990. Vol. 1. P. 47-157.

7. Nietzsche F. Human, too human. A book for free minds / F. Nietzsche // Essays in two volumes. M. : Publishing House «Thought», 1990. Vol. 1. P. 231490.

8. Constable M. Genealogy and Jurisprudence: Nietzsche, Nihilism, and the Social Scientification of Law / M. Constable // Law & Social Inquiry. 1994. Vol. 19. Iss. 3. P. 551-590.

9. Leiter B. Naturalizing Jurisprudence. Oxford : P u blished to Oxford Scholarship Online, 1993. URL : https://oxford.universitypressscholarship.com/ view/10.1093/acprof:oso/9780199206490.001.0001/ acprof-9780199206490 (date of appeal 17.03.2022).

10. Leiter B. The Demarcation Problem in Jurispru-de nce: a New Case for Skepticism / B. Leiter // 1 Conference on Philosophy and Law Neutrality and Theory of Law (Girona, 20-22 May 2010). Girona, 2010. P. 1-19. URL : https://www.te.gob.mx/ccje/ Ar-chivos/brian_leiter.pdf (date of appeal 15.03.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.