Научная статья на тему 'Некоторые аспекты личностно-ориентированной технологии обучения первокурсниц технике движений коньковым лыжным ходом на занятиях по физической культуре'

Некоторые аспекты личностно-ориентированной технологии обучения первокурсниц технике движений коньковым лыжным ходом на занятиях по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНТКИ / ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ТЕХНИКА ЛЫЖНЫХ ХОДОВ / СРЕДСТВА ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / PHYSICAL ACTIVITY / STUDENTS / FORMATION OF MOTIVES / SPECIALIZATION / TECHNIQUE OF THE SKI COURSES / MEANS OF GAME ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красавина Валентина Федоровна, Славнова Марина Юрьевна, Ушакова Татьяна Михайловна, Дешевых Светлана Владимировна, Шабан Владислав Андреевич

В статье рассматриваются некоторые аспекты организации занятий лыжной подготовкой студенток общефизических групп в техническом вузе. Показаны способы повышения мотивации к занятиям лыжной подготовкой. Представлены особенности преподавания данной дисциплины на начальном этапе обучения технике лыжных ходов. Обосновано применение личностно-ориентированной технологии обучения, целесообразность поэтапного освоения техники конькового хода и выявлена эффективность применения данной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красавина Валентина Федоровна, Славнова Марина Юрьевна, Ушакова Татьяна Михайловна, Дешевых Светлана Владимировна, Шабан Владислав Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of personally - focused technology of training of the first-year students to technique of movements with the ridge ski course during physical culture occupations

The article discusses some aspects of the organization of ski training students of General physical groups in a technical University. The ways of increasing motivation to ski training are shown. The features of teaching this discipline at the initial stage of teaching the technique of ski runs are presented. The application of personality-oriented learning technology, the feasibility of phased development of the technique of skating and the effectiveness of this technology.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты личностно-ориентированной технологии обучения первокурсниц технике движений коньковым лыжным ходом на занятиях по физической культуре»

ВЫВОД

В результате проведенного исследования было выявлено, что при регулярных занятиях два раза в неделю по двадцать минут наблюдалась положительная динамика у 100% девушек.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доленко, Ф. Л. Определение гибкости тела человека / Ф. Л. Доленко // Теория и практика физической культуры. - 1984. - № 6. - С. 52.

2. Шурупова, А.В. Влияние физических упражнений на организм студентов I курса II функциональной группы / А.В. Шурупова, Т.Г. Коновалова // Форум молодых ученых. - 2017. - № 3 (7). - Режим доступа : https://forum-nauka.ru/domains_data/files/7/Shurupova%20(2).pdf (дата обращения: 01.06.2019).

REFERENCES

1. Dolenko, F.L. (1984), "Definition of human body flexibility", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 52.

2. Shurupova, A.V. and Konovalova, T.G., (2017), "The effect of exercise on the body of first-year students 2 functional group", Young scientist forum, No. 3 (7), available at: https://forum-nauka.ru/do-mains_data/files/7/Shurupova%20(2).pdf.

Контактная информация: serafi1972@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.05.2019

УДК 796.011.3

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКУРСНИЦ ТЕХНИКЕ ДВИЖЕНИЙ КОНЬКОВЫМ ЛЫЖНЫМ ХОДОМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Валентина Федоровна Красавина, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Юрьевна Славнова, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Михайловна Ушакова, доцент, Светлана Владимировна Дешевых, старший преподаватель, Владислав Андреевич Шабан, студент, Омский государственный технический университет

(ОмГТУ)

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые аспекты организации занятий лыжной подготовкой студенток общефизических групп в техническом вузе. Показаны способы повышения мотивации к занятиям лыжной подготовкой. Представлены особенности преподавания данной дисциплины на начальном этапе обучения технике лыжных ходов. Обосновано применение личностно-ориентиро-ванной технологии обучения, целесообразность поэтапного освоения техники конькового хода и выявлена эффективность применения данной технологии.

Ключевые слова: физическая активность, студентки, формирование мотивов, специализация, техника лыжных ходов, средства игровой направленности.

SOME ASPECTS OF PERSONALLY - FOCUSED TECHNOLOGY OF TRAINING OF THE FIRST-YEAR STUDENTS TO TECHNIQUE OF MOVEMENTS WITH THE RIDGE SKI COURSE DURING PHYSICAL CULTURE OCCUPATIONS

Valentina Feodorovna Krasavina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marina Yurevna Slavnova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatyana Mi-khaylovna Ushakova, the senior lecturer, Svetlana Vladimirovna Deshevykh, the senior teacher, Vladislav Andreevich Shaban, the student, Omsk State Technical University

Annotation

The article discusses some aspects of the organization of ski training students of General physical groups in a technical University. The ways of increasing motivation to ski training are shown. The features

of teaching this discipline at the initial stage of teaching the technique of ski runs are presented. The application of personality-oriented learning technology, the feasibility of phased development of the technique of skating and the effectiveness of this technology.

Keywords: physical activity, students, formation of motives, specialization, technique of the ski courses, means of game orientation.

На протяжении почти всего периода обучения в вузе основным учебно-научным подразделением является кафедра физической культуры и спорта, которая осуществляет физическое воспитание студентов с использованием как учебных, так и внеучебных занятий, направленных на укрепление и совершенствование организма человека.

Целью этих занятий является применение физических упражнений и различных видов двигательной деятельности в соответствии с индивидуальными потребностями студента. И, исходя из практического опыта, наиболее эффективным средством для достижения более высокого уровня подготовленности обучающихся, является овладение техническими навыками ходьбы на лыжах. Это позволяет в определенной степени развивать личностные качества студента, изменять показатели его физического развития, а также повысить психофизиологические возможности организма и его готовность к будущей профессиональной деятельности [1, 2, 4].

При этом в процессе занятий имеет место формирование у студенческой молодежи положительного мотивационно-ценностного отношения к здоровому образу жизни, воспитание потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

В последние годы, по мнению многих авторов, среди первокурсников наблюдается увеличение числа студентов с отклонениями в здоровье, особенно в плане сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата (22,5% и 28% соответственно). Одной из причин является возрастание информационного потока, внедрением технических средств и компьютерных технологий, стрессовыми ситуациями студенческой жизни. Кроме того, учебная нагрузка студентов в среднем составляет 12 часов в сутки, а в период экзаменационных сессий - 15-16 часов, что негативно отражается на их здоровье [5].

В связи с этим перед преподавателями встает задача изыскивать наиболее эффективные формы проведения занятий, особенно со студентами технических факультетов вуза, число которых в последние годы возрастает.

Учитывая интересы данного контингента, необходимо создавать условия для индивидуального развития и совершенствования их личности, и в то же время укреплять здоровье, повышая работоспособность, как в учебной, так и трудовой деятельности.

На наш взгляд применение разнообразных форм лыжной подготовки на основе обучения первокурсниц технике движений коньковым лыжным ходом позволитповысить интерес занимающихся. Но для успешного выполнения данной задачи необходимо учитывать профессионализм преподавателя [1, 2].

В начале исследования при анализе состава группы общефизической подготовки (ОФП) выяснилось, что в анкетах студентки выразили желание заниматься аэробикой, шейпингом, плаванием. Опыта лыжной подготовки они не имели. Это обозначило проблему : поиск различных методов и форм занятий для эффективного обучения технике лыжных ходов.

Теоретическое основание личностно-ориентированной технологии обучения на первом этапе предполагало комплекс теоретических знаний об истории развития лыжных гонок, о влиянии на организм человек занятий на открытом воздухе, о возникновении лыжного конькового хода и т.д. и конкретность заданий и значимость их правильного выполнения. В процессе обучения поощрялась самостоятельность и ответственность за свой результат и достижения. Учитывалась обратная связь - знание результатов своей работоспособности. Все это привело к повышению посещаемости занятий студентами данной группы ОФП. Теоретические знания давались на семинарских занятиях и в форме бесед-сообщений перед каждым практическим занятием. Подчеркивалась значимость

проведения занятий на открытом воздухе, о положительном влиянии на совершенствование механизмов терморегуляции, о значительном повышении общей работоспособности организма, его сопротивляемости к различным простудным заболеваниям, о повышении устойчивости организма к охлаждению с сохранением равновесия к изменяющимся температурным перепадам воздуха.

В основе гипотезы исследования легло предположение о том, что введение в процесс физического воспитания первокурсниц спортивно-ориентированной формы овладения техникой ходьбы на лыжах с использованием в осеннее время различных имитационных упражнений как классического, так и конькового ходов, повысит интерес и эффективность их выполнения в зимний период [1, 2].

Для снятия монотонности беговой подготовки как средства совершенствования основного качества - выносливости, а также повышения мотивации и заинтересованности к занятиям, в конце занятий осенью использовался игровой метод (подвижные игры и эстафеты) [1].

Многочисленные авторы отмечают в своих исследованиях значимость подвижных игр как средство физического воспитания, используемого в основном для развития координации и укрепления вестибулярного аппарата, а также для совершенствования движений в усложненных условиях и для закрепления ранее изученных элементов техники [1, 2, 4].

Исходя из практического опыта, нами было установлено, что использование элементов игровых видов спорта, способствует более быстрому и качественному выполнению техники конькового хода в зимнем периоде, то есть переносу веса тела с лыжи на лыжу со смещением вперед - в сторону.

В осеннем периоде использовались общеразвивающие упражнения как специально-подготовительные к основным элементам техники конькового хода, так и силового характера. Все это позволило с выходом на снег применить методику ускоренного освоения техники передвижения на лыжах: в начале - полуконьковым ходом, затем - без палок, с палками и основным двухшажным ходом.

На первых занятиях кроме выполнения классического одновременного-безшажного и одновременного ходов был сделан акцент на полуконьковый ход (типа "самокат"). Это способствовало более эффективному формированию умения удерживать общий центр тяжести (ОЦТ) на опорной ноге, позволяя свободно отталкиваться маховой ногой, выполняя толчок упором. Затем в индивидуальном порядке осуществлялся переход на выполнение техники конькового хода без палок и с палками.

Для закрепления изученных элементов техники, при хорошем скольжении, проводились эстафеты на коротких отрезках с целью совершенствования двигательного навыка на скорости. Это способствовало поднятию положительного эмоционального настроения (состояния)и снятию усталости.

ВЫВОДЫ

На основе анализа данных исследований было установлено, что для ускоренного обучения студенток-первокурсниц одновременному двушажному коньковому ходу эффективно применение различных видов двигательной деятельности.

Результаты тестирования технической подготовленности студенток по пяти бальной системе были следующие: 60% группы получили оценку "хорошо" и из них пять студенток приняли участие в соревнованиях по лыжным гонкам на первенство ОмГТУ среди факультетов; остальные студентки получили оценку «удовлетворительно".

Проведенные исследования показали, что применение личностно ориентированной технологии ускоренного обучения технике лыжного конькового хода эффективна на занятиях со студентками вуза. Анкетирование студенток первого курса показало повышение заинтересованности в занятиях лыжными гонками и овладении техникой лыжных ходов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Красавина, В.Ф. Инновационные технологии в методике ускоренного обучения коньковому ходу начинающих лыжников в вузе / В.Ф. Красавина, С.В. Осипов // Образование. Инновации. Карьера : материалы I междунар. науч.-практ. конф. - Междуреченск, 2011. - С. 240-241.

2. Красавина, В.Ф. Лыжная подготовка студентов общеподготовительных групп на основе игрового метода // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : сб. науч. статей. Выпуск 3. - Чебоксары, 2012. - С. 304-309.

3. Ротерс, Т.Т. Исследование мотивации студентов высших учебных заведений к занятиям физическим воспитанием / Т.Т. Ротерс, А.А. Мешков // Педагогика и психология: теория и практика. - 2017. - № 1 (6). - С. 82-89.

4. Фешина, А.Н. Методы и средства физической подготовки в вузе / А.Н. Фешина, К.С. Дунаев // Юбилейная научно-практическая конференция аспирантов и студентов института : материалы конф. / Московский институт хозяйства и строительства. - Москва. 2004. - С. 347-348.

REFERENCES

1. Krasavina, V.F. and Osipov S.V. (2011), "Innovative technologies in the method of accelerated learning skating beginners in high school", Education. Innovations. Career : materials I international sci-ence.-pract. Conf., Mezhdurechensk, pp. 240-241.

2. Krasavina, V.F. (2012), "Ski training of students of General training groups on the basis of the game method", Actual problems of physical culture and sport: collection science articles, Issue 3, Cheboksary, 2012, pp. 304-309.

3. Roters, T.T. and Meshkov, A.A. (2017), "Research of motivation of students of higher educational institutions to physical education", Pedagogy and Psychology: theory and practice, No. 1 (6), pp. 82-89.

4. Feshina, A.N. and Dunaev, K.S. (2004), "Methods and means of physical training at the University", Jubilee scientific-pract. Conf. postgraduates and students of the Institute, Jubilee Scientific Conference ofpost-graduate students and students of the Institute: materials Conf., Moscow Institute of economy and construction, Moscow, pp. 347-348.

Контактная информация: 72remember19@bk.ru

Статья поступила в редакцию 27.06.2019

УДК 796.011.1

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОХРАННЫХ СТРУКТУР

Сергей Сергеевич Куроплин, преподаватель, Волгоградская академия МВД России

Аннотация

Данная работа посвящена профессионально-прикладной физической подготовке сотрудников частных охранных предприятий. Автором определена значимость профессионально-прикладной физической подготовки в профессиональной деятельности сотрудников частных охранных предприятий, разработано положение о проведении лично-командных соревнований по служебному многоборью частных охранников, а также критерии оценки общей физической подготовленности сотрудников частных охранных предприятий.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, сотрудники частных охранных предприятий.

PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING OF SECURITY

PERSONNEL Kuroplin Sergey Sergeevich, the teacher, Volgograd Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs

Annotation

This article is devoted to the professional and applied physical training of the employees of the private security companies. The author defined the importance of the professional and applied physical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.