Научная статья на тему 'Оценка и анализ динамики гибкости студенток III функциональной группы технического вуза'

Оценка и анализ динамики гибкости студенток III функциональной группы технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
66
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИБКОСТЬ / ЭЛАСТИЧНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ / FLEXIBILITY / ELASTICITY / HEALTH / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коновалова Татьяна Геннадьевна, Изотова Инга Игоревна

Гибкость является одним из важнейших физических качеств человека, которое в отличие от других начинает регрессировать уже с первых лет жизни, а с 20-25-летнего возраста значения ее показателей ухудшаются значительно, что связано с постепенным окостенении хрящевой ткани, уменьшением эластичности мышц и связок. Цель работы заключалась в исследовании возможностей улучшения гибкости студенток второго курса III функциональной группы Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ, по тесту шпагат). Для этого решались задачи по выявлению ее уровня и влияния специальных систематических гимнастических упражнений на ее развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коновалова Татьяна Геннадьевна, Изотова Инга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment and analysis of the dynamics of flexibility of students of the technical university

Flexibility is one of the most important physical qualities of a person, which, unlike other, begins to regress from the first years of life, and from 20-25 years of age, the values of its indicators deteriorates significantly, which is associated with the gradual ossification of cartilage tissue, decrease in elasticity of the muscles and ligaments. The purpose in this work was to study the possibilities of improving the flexibility of the second-year students of the third functional group of the Irkutsk National Research University (INRTU, using the splits test). For this purpose, the tasks were carried out to identify its level and the effect of the special systematic gymnastic exercises for its development.

Текст научной работы на тему «Оценка и анализ динамики гибкости студенток III функциональной группы технического вуза»

УДК 796.012.234

ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ГИБКОСТИ СТУДЕНТОК III ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Татьяна Геннадьевна Коновалова, старший преподаватель, Иркутский национальный

исследовательский технический университет (ИРНИТУ), Инга Игоревна Изотова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Байкальский государственный университет (БГУ), Иркутск

Аннотация

Гибкость является одним из важнейших физических качеств человека, которое в отличие от других начинает регрессировать уже с первых лет жизни, а с 20-25-летнего возраста значения ее показателей ухудшаются значительно, что связано с постепенным окостенении хрящевой ткани, уменьшением эластичности мышц и связок. Цель работы заключалась в исследовании возможностей улучшения гибкости студенток второго курса III функциональной группы Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ, по тесту шпагат). Для этого решались задачи по выявлению ее уровня и влияния специальных систематических гимнастических упражнений на ее развитие.

Ключевые слова: гибкость, эластичность, здоровье, студенты.

ASSESSMENT AND ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF FLEXIBILITY OF STUDENTS OF THE TECHNICAL UNIVERSITY

Tatiana Gennadyevna Konovalova, the senior teacher, Irkutsk National Research Technical University;

Inga Igorevna Izotova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, Baikal state University, Irkutsk

Annotation

Flexibility is one of the most important physical qualities of a person, which, unlike other, begins to regress from the first years of life, and from 20-25 years of age, the values of its indicators deteriorates significantly, which is associated with the gradual ossification of cartilage tissue, decrease in elasticity of the muscles and ligaments. The purpose in this work was to study the possibilities of improving the flexibility of the second-year students of the third functional group of the Irkutsk National Research University (INRTU, using the splits test). For this purpose, the tasks were carried out to identify its level and the effect of the special systematic gymnastic exercises for its development.

Keywords: flexibility, elasticity, health, students.

ВВЕДЕНИЕ

Являясь одним из важнейших, генетически детерминированных физических качеств человека [1], гибкость характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью беспрепятственно выполнять движения с достаточной амплитудой. Величина гибкости должна в некоторой степени превосходить амплитуду, необходимую для выполнения конкретного движения, т.е. у человека должен быть определенный «запас гибкости». Эту двигательную способность можно и нужно развивать систематически с раннего возраста, учитывая как индивидуальные особенности, генетическую предопределенность, так и наиболее благоприятные периоды ее развития.

Современный малоподвижный образ жизни приводит к деградации данного качества, что неблагоприятным образом сказывается на работе опорно-двигательного аппарата, эластичности связок, сухожилий и мышц, опосредованно приводит к ожирению, заболеваниям сердечно-сосудистой системы.

В то же время, целенаправленное развитие гибкости улучшает состояние нервной системы, приводит к восстановлению и сохранению эластичность мышц, активизации периферических артерий и вен, устранению застойных явлений, что является хорошим

средством профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Ее развитие способствует повышению минеральной плотности костной ткани, профилактике остеопороза и переломов, заболеваний позвоночника [2].

Особенно важно развивать гибкость у студентов, поскольку обучение в вузе сопровождается крайне выраженным малоподвижным образом жизни. Поэтому необходимо подобрать такие средства и методы ее развития, которые принесли бы наилучший результат, и их можно было бы использовать при самостоятельных занятиях.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 120 студенток второго курса III функциональной группы здоровья ИРНИТУ в возрасте 18-25 лет.

Был проведен мониторинг гибкости (по тесту шпагат) в начале и в конце учебного года (до начала и в конце каждого занятия), результаты которого позволили проанализировать и выявить ее динамику. Методика проведения теста заключалась в выполнении специальных упражнений на развитие гибкости в течение 20 минут на каждом занятии (два раза в неделю).

Для проведения исследования была создана таблица оценки гибкости (по тесту шпагат) по результатам замеров ее значений у 120 девушек, что позволило определить самый низкий уровень ее развития (40 и > см (расстояние до пола)) и самый высокий результат (0 см, т.е. абсолютный шпагат). Далее все данные были поделены на группы с определенным шагом (таблица 1).

Таблица 1_

Оценка гибкости по тесту шпагат Результат

Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий

Поперечный 0-10 10-20 20-30 30-40 40 и выше

Левый 0-7,5 7,5-15 15-22,5 22,5-30 30 и выше

Правый 0-6,8 6,8-13,6 13,6-20,4 20,4-27,2 27 и выше

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

При проведении анализа оценки гибкости выяснилось, что до занятия средний результат по тесту шпагат (таблица 1) на правую ногу составил 19,3±0,2 см, на левую -19,1±0,8 см, по поперечному шпагату - 32.39±0,4 см (рисунок 1).

от 40 до 50 см от 30 до 40 см от 20 до 30 см от 10 до 20 см до 10 см 0 см

28

6 12 6 50

18

48

54

34

3 6

V

2222

Поперечный

Левый

Правый

20 40 60

Рисунок 1 - Данные до начала занятий

100

После занятия средний результат по тесту шпагат на правую ногу составил 14,06±0,1 см, что на 4 см лучше, чем до занятий. Результаты по тесту шпагат на левую ногу улучшились на 4,5 см и средний результат составил 14,22±0,5 см, а в поперечном шпагате характеристики гибкости увеличились на 5 см и соответствовали 27,5±0,2 см (рисунок 2).

0

Рисунок 2 - Данные после занятий

В конце второго семестра был проведен повторный тест на оценку динамики гибкости (рисунки 3, 4). Улучшение результата наблюдалось по всем видам теста (Р < 0,05; таблица 2): среднее значение по тесту шпагат на правую ногу составило 11,6±0,1 см, что на 8,7 см лучше, чем в начале учебного года. По тесту шпагат на левую ногу средние характеристики улучшились на 7,9 см и составили 11,2±0,5 см, а в поперечном шпагате значения показателей увеличились на 12,59 см (19,8±0,2 см).

от 40 до 50 см от 30 до 40 см от 20 до 30 см от 10 до 20 см до 10 см 0 см

10 0 0

2 2 2

1 18 6 50

5 58 6

8 18 22

444

Поперечный

Правый

Левый

20

40

60

80

100

0

Рисунок 3 - Данные до разминки (в конце второго семестра)

Рисунок 4 - Данные после занятия (в конце второго семестра)

Таблица 2 - Результаты исследования_

Шпагат

Поперечный На правую ногу На левую ногу

32,39±0,4 19,3±0,2 19,1±0,8

19,8±0,2 11,6±0,1 11,2±0,5

Р < 0,05 Р < 0,05 Р < 0,05

ВЫВОД

В результате проведенного исследования было выявлено, что при регулярных занятиях два раза в неделю по двадцать минут наблюдалась положительная динамика у 100% девушек.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доленко, Ф. Л. Определение гибкости тела человека / Ф. Л. Доленко // Теория и практика физической культуры. - 1984. - № 6. - С. 52.

2. Шурупова, А.В. Влияние физических упражнений на организм студентов I курса II функциональной группы / А.В. Шурупова, Т.Г. Коновалова // Форум молодых ученых. - 2017. - № 3 (7). - Режим доступа : https://forum-nauka.ru/domains_data/files/7/Shurupova%20(2).pdf (дата обращения: 01.06.2019).

REFERENCES

1. Dolenko, F.L. (1984), "Definition of human body flexibility", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 52.

2. Shurupova, A.V. and Konovalova, T.G., (2017), "The effect of exercise on the body of first-year students 2 functional group", Young scientist forum, No. 3 (7), available at: https://forum-nauka.ru/do-mains_data/files/7/Shurupova%20(2).pdf.

Контактная информация: serafi1972@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.05.2019

УДК 796.011.3

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКУРСНИЦ ТЕХНИКЕ ДВИЖЕНИЙ КОНЬКОВЫМ ЛЫЖНЫМ ХОДОМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Валентина Федоровна Красавина, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Юрьевна Славнова, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Михайловна Ушакова, доцент, Светлана Владимировна Дешевых, старший преподаватель, Владислав Андреевич Шабан, студент, Омский государственный технический университет

(ОмГТУ)

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые аспекты организации занятий лыжной подготовкой студенток общефизических групп в техническом вузе. Показаны способы повышения мотивации к занятиям лыжной подготовкой. Представлены особенности преподавания данной дисциплины на начальном этапе обучения технике лыжных ходов. Обосновано применение личностно-ориентиро-ванной технологии обучения, целесообразность поэтапного освоения техники конькового хода и выявлена эффективность применения данной технологии.

Ключевые слова: физическая активность, студентки, формирование мотивов, специализация, техника лыжных ходов, средства игровой направленности.

SOME ASPECTS OF PERSONALLY - FOCUSED TECHNOLOGY OF TRAINING OF THE FIRST-YEAR STUDENTS TO TECHNIQUE OF MOVEMENTS WITH THE RIDGE SKI COURSE DURING PHYSICAL CULTURE OCCUPATIONS

Valentina Feodorovna Krasavina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marina Yurevna Slavnova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatyana Mi-khaylovna Ushakova, the senior lecturer, Svetlana Vladimirovna Deshevykh, the senior teacher, Vladislav Andreevich Shaban, the student, Omsk State Technical University

Annotation

The article discusses some aspects of the organization of ski training students of General physical groups in a technical University. The ways of increasing motivation to ski training are shown. The features

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.