УДК 343 ББК 67.408
Л 72
Д.Н. Лозовский,
кандидат юридических наук, майор милиции, докторант Санкт-Петербургского
университета МВД РФ, тел. 89184400608.
Некоторые аспекты криминалистического исследования организованной преступной группы
(Рецензирована)
Аннотация. В данной статье рассмотрены отдельные вопросы методики расследования преступлений, совершенных организованной преступной группой. Автором проанализированы существующие точки зрения о понятии и структуре, криминалистической характеристике организованной преступной группы. На основе анализа архивных уголовных дел выявлены закономерности формирования и функционирования преступных групп. Кроме того, автором рассмотрена социально-демографическая характеристика члена организованной преступной группы. Даны рекомендации по использованию особенностей внутренней иерархии и межличностных отношений членов организованной преступной группы при проведении следственных действий.
Ключевые слова: методика расследования преступлений,
криминалистическая характеристика преступлений, организованная преступная группа, личность преступника.
Lozovsky Denis Nikolayevich,
Candidate of Juridical Sciences, Major of Militia, Doctoral Candidate of the Saint
Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, ph.:
89184400608
Some aspects of criminalistic study of the organized crime grup
Abstract. This paper considers some issues of the methods of investigation of the crimes committed by the organized crime group. The author has analyzed the existing points of view on the concept and structure and on the criminalistic description of the organized crime group and identified the mechanisms of formation and functioning of the crime groups on the basis of analysis of the criminal records. Moreover, the author has examined the social and demographic characteristics of the organized crime group member and has given recommendations on the use of the peculiar features of the internal hierarchy and interpersonal relations between the members of the organized crime group in the course of investigation.
Keywords: methods of investigation of crimes, criminalistic description of crimes, an organized crime group, personality of the criminal.
Преступная группа как объект научного исследования давно привлекает внимание ученых-юристов разных научных направлений. Криминологов, к примеру, интересуют причины образования преступных групп, совершения ими преступлений и разработка мер, направленных на их профилактику. Специалистов в области уголовного права - вопросы уголовной ответственности за преступления, совершенные преступной группой, более четкой правовой дифференциации вины соучастников групповых преступлений. Криминалистическое же изучение преступных групп имеет конечной целью разработку рекомендаций по раскрытию, расследованию и предупреждению групповых
преступлений.
Следует заметить, что само понятие и структура криминалистической характеристики преступной группы до конца еще не разработаны. В литературе на этот счет можно встретить весьма спорные положения.
Так, Р. А. Каледин определяет криминалистическую характеристику преступной группы как «совокупность признаков, обусловленных ее структурой, определяющих согласованную деятельность членов этой группы по подготовке и непосредственному совершению преступлений, а также при осуществлении противодействия расследованию»[1].
В данном определении вызывает принципиальные возражения тезис о том, что признаки группы определяются ее структурой. С позиций психологической теории концепции деятельности вся совокупность признаков преступной группы определяется и обусловливается именно ее преступной деятельностью, в ходе которой формируется структура группы. Сама же структура преступной группы, как нам представляется, выступает в качестве одного из элементов ее криминалистической характеристики.
По мнению Т.В. Колесниковой, криминалистическая характеристика преступных групп представляет собой «систему сведений об устойчивых и качественных характеристиках преступных групп и их деятельности, обусловленных особенностями данного вида преступления, которая служит основой выявления закономерностей преступных групп ...»[2].
Данное определение, в целом верно отражает сущность рассматриваемой категории, однако, по нашему мнению, является не совсем полным, поскольку не охватывает особенности поведения и функционирования преступной группы в ходе предварительного следствия.
Наиболее удачным нам представляется определение, предложенное В.М. Быковым, А.Ю. Шапошниковым[3] которые считают, что криминалистическая характеристика преступной группы - это совокупность устойчивых и качественных признаков, определяемых преступной деятельностью группы, обусловливающая закономерности поведения каждого ее члена при подготовке и в ходе совершения преступления, а также особенности поведения ее членов на предварительном следствии.
В то же время, и в этом случае представляется необходимым высказать некоторые критические замечания.
Во-первых, криминалистическая характеристика преступной группы (также как любая другая криминалистическая характеристика) представляет собой не совокупность, а систему сведений, поскольку данные сведения должны излагаться не в виде простой суммы, а именно в виде системы, то есть с учётом имеющихся связей и отношений между элементами характеристики.
Во-вторых, не корректно объединять в одну группу устойчивые и качественные признаки, так эти виды признаков выделяются по разным основаниям. Признаки любого объекта могут быть устойчивыми и не устойчивыми. В плане научного обобщения нас интересуют только устойчивые признаки. Кроме того, все признаки объекта по своей природе могут быть количественными и качественными. В этом плане криминалистику интересуют как та, так и другая разновидность признаков преступной группы.
В-третьих, надо отметить, что деятельность преступной группы определяет не только поведение каждого её члена, но и всей группы, как единого «организма», и не только в процессе подготовки и совершения преступления, но и при его сокрытии.
В-четвёртых, для криминалистики важно не только поведения членов ОПГ на предварительном следствии, но и в суде.
Учитывая приведённые уточнения, считаем возможным, предложить следующее определение криминалистической характеристики организованной преступной группы:
Криминалистическая характеристика организованной преступной группы представляет собой систему её устойчивых количественных и качественных признаков, определяемых преступной деятельностью группы, обусловливающую закономерности поведения как группы в целом, так и каждого ее члена при подготовке, совершении и сокрытии преступления, а также особенности поведения членов ОПГ на предварительном следствии и в суде.
Исходя из сформулированного определения можно выделить следующие элементы криминалистической характеристики преступной группы:
- криминалистический тип организованной преступной группы (особенности деятельности);
- сведения о личности типичных преступников;
- особенности формирования и функционирования группы;
- наличие и тип лидера;
- особенности межличностных отношений между членами ОПГ;
- особенности противодействия, оказываемого членами ОПГ в ходе уголовного преследования.
В то же время, нельзя согласиться мнением М.А. Зеленского, который включил в характеристику преступной группы такой элемент, как объект посягательства[4]. Во-первых, мы считаем, что объект преступления вообще нет необходимости включать в число элементов криминалистической характеристики как ОПГ, так и преступной деятельности. Данный объект представляет собой разновидность охраняемых уголовным законом общественных отношений и определён данным законом. Объект посягательства является единым для всех преступлений определённого вида и не имеет прямого значения для разработки криминалистических средств и методов расследования. Предмет же посягательства, представляющий собой материальное выражение объекта преступления, является самостоятельным объективным элементом преступления (соответственно и его криминалистической характеристики), и нет необходимости включать его в элементы криминалистической характеристики преступной группы.
Важнейшим элементом криминалистической характеристики ОПГ являются сведения о типичных свойствах личности её членов.
Понятием «личность» в научной литературе принято обозначать совокупность характерных свойств и особенностей, которые определяют человека как социальное существо и вместе с тем в наибольшей мере выражают его индивидуальность и неповторимость[5].
В ходе проведенного исследования нами было установлено, что участниками преступных групп были в основном мужчины. Только в 6 % случаев в них входили женщины, которые, чаще всего, выполняли второстепенные роли: обеспечивали
беспрепятственный вход в жилище, следили за окружающей обстановкой, укрывали похищенное и т.п.
По признаку судимости, как нами установлено, в группы входили только несудимые - 21%, только судимые - 19%. В 60 % случаев группы состояли, как из судимых, так и несудимых. В основном участники группы были судимы за кражи, грабежи, изнасилования, угоны транспортных средств. Наличие практического опыта совершения преступлений у членов организованных преступных групп является закономерным итогом их образа жизни. Неопытные члены группы получают преступный опыт от других членов, в том числе и при совместных действиях во время совершения преступлений. Отсутствие судимостей у члена организованной преступной группы не может свидетельствовать об отсутствии у него преступного опыта, что также необходимо учитывать при проведении расследования. Обладание практическим преступным опытом позволяет группе выбирать наиболее целесообразные способы совершения преступлений и тактику уклонения от ответственности.
Например, по одному из изученных дел, за совершение убийства были
задержаны три члена преступной группы. Один из них, имевший судимость и разыскиваемый на момент задержания за совершение еще одного преступления, обладал значительным преступным опытом. Этот подозреваемый видел причины своего задержания в том, что ему в организованной преступной группе «навязали» соучастников, ранее не совершавших аналогичных преступлений с тем, чтобы они получили необходимый преступный опыт[6].
Большинство соучастников имели среднее, среднее - специальное образование - 67%; неполное среднее - 21%; высшее и неоконченное высшее - 12%.
По изученным нами уголовным делам, 18% членов преступных групп, на момент совершения преступления, состояли в зарегистрированном браке.
Возраст участников организованных преступных групп, распределялся следующим образом: до 18 лет - 9%, от 18 до 25 лет - 42%, от 25 до 35 лет: - 21%, от 30 до 40
- 16%, старше 40 лет - 12%.
Таким образом, 51% имели возраст до 25 лет. Они, как правило, составляют основу организованных групп, предопределяя их мобильность, дерзость и жестокость.
Изучение практики показало: в 94% случаев участники вошли в преступную группу добровольно. Это во многом обусловлено тем, что такие группы формировались из лиц ранее судимых, либо тех, которые вели антиобщественный образ жизни. Участники многих групп были знакомы с детства, по учебе, работе или месту отбытия уголовного наказания. Среди членов организованных групп часто встречались и родственники.
Только в 6 % изученных дел участники вошли в преступную группу по
принуждению.
Изученные нами организованные преступные группы, совершили преступления в количестве 2-3х эпизодов в 65% случаев, более 4 эпизодов в 24% случаев.
Нами также установлено, что преступления, которые были совершены группами из 2-х человек, не превысили 22%; из 3-4-х - 64%: из 5-6 человек - 10%; а из семи и более человек - 4% случаев.
По результатам проведенного исследования стало известно, что в 82% случаев организованные преступные группы совершали преступления в одном населенном пункте (городе, районе), только в 18% случаев группа осуществляла свою деятельность еще и в других регионах.
Каждая организованная группа имеет свою иерархию. Возглавляет группу лидер - ее организатор и руководитель, к нему примыкают наиболее активные члены преступной группы, за ними следуют рядовые участники.
Организованная преступная группа строится на началах жесткой
дисциплины. Указания лидера должны выполняться точно и беспрекословно, при этом допускается лишь разумная инициатива, направленная на «пользу дела». Мерилом любого поступка служит мнение лидера, он же определяет меру наказания либо поощрения. Наказания в основном сводятся к материальным потерям - провинившегося могут лишить каких-либо причитающихся ему денежных сумм, автомашины, иного имущества. В случае серьезного нарушения дисциплины могут быть применены способы физического
воздействия, вплоть до убийства.
Нормы поведения членов организованной преступной группы, как правило, должны соответствовать «воровским законам», «правилам» и «понятиям», то есть идеологии преступного мира.
По результатам анкетирования, на вопрос какие функциональные
обязанности выполнял в группе лидер, опрашиваемые дали следующие ответы: организовал совершение преступления (разрабатывал план, распределял роли, выбирал объект
преступления и т.д.) - 57,5%; поддерживал в группе внутренний порядок, улаживал конфликты - 7,5%; контролировал использование денежного фонда - 6,6%; вовлекал новых участников в преступную деятельность группы - 8,4%; объединял соучастников в единую группу - 12,2%; иные - 7,8%. Сложность выявления организатора преступной группы
заключается в том, что эти лица, как правило, не оставляют материальных следов преступления. По этой причине следователь иногда не может установить его конкретную вину, поэтому чаще всего организаторы преступных групп остаются вне уголовного преследования.
Таким образом, характеристика преступной группы - основной элемент криминалистической характеристики организованной преступной деятельности, в которую входят и другие элементы. В данной криминалистической характеристике преступная группа выступает как специфический субъект преступления, а его исследование (уяснение криминалистического типа и структуры группы, выявление лидера, личностных отношений, конфликтов между ее членами и т.п.) позволяет достаточно предметно прогнозировать поведение соучастников на предварительном следствии.
Примечания:
1. Каледин Р.А. Тактические операции и эффективность расследования. Свердловск: Изд-во Свердлов. юрид. ин-та, 1986.
2. Колесникова Т.В. Криминалистическая характеристика преступных групп, совершающих вымогательство: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000. С. 12.
3. Быков В.М. Криминалистическая характеристика преступных групп: учеб. пособие. Ташкент: Изд-во Ташк. ВШ МВД СССР, 1986. С. 6; Шапошников А.Ю. Криминалистическая характеристика преступных групп, действующих в сфере незаконного оборота наркотических средств: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 10.
4. Зеленский М.А. Расследование многоэпизодных групповых преступлений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 14.
5. Личность преступника. Уголовно-правовое и криминологическое исследование / науч. ред. Б.С. Волков. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1972. С. 7.
6. Архив Краснодарского краевого суда.
References:
1. Kaledin R.A. Tactical operations and efficiency of investigation. Sverdlovsk: Publishing House of Sverdlovsk Juridical Institute, 1986.
2. Kolesnikova T.V. The criminalistical characteristic of the criminal groups making extortion: Author’s summary of Thesis for Candidate of Jurisprudence degree. Saratov, 2000. P. 12.
3. Bykov V.M. The criminalistical characteristic of criminal groups: teaching manual. Tashkent: Publishing House of Tashkent HS, the Ministry of Internal Affairs of the USSR, 1986. P. 6; Shaposhnikov A.Yu. The criminalistical characteristic of the criminal groups operating in sphere of illegal circulation of narcotics: Author’s summary of Thesis for Candidate of Jurisprudence degree. Saratov, 2001. P. 10.
4. Zelensky M. A. Investigation of multi-episode group crimes: Author’s summary of Thesis for Candidate of Jurisprudence degree. М., 2003. P. 14.
5. The person of the criminal. Criminal-legal and criminological research / Science Editor B.S.Volkov. Kazan: Publishing House of Kazan State University, 1972. P. 7.
6. Archive of the Krasnodar Regional Court.