Научная статья на тему 'Характеристика организованных преступных групп и их членов, совершающих разбойные нападения на автодорогах'

Характеристика организованных преступных групп и их членов, совершающих разбойные нападения на автодорогах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3885
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗБОЙНЫЕ НАПАДЕНИЯ НА АВТОДОРОГАХ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНАЯ ГРУППА / ОРГАНИЗАТОР / ЧЛЕНЫ ПРЕСТУПНОЙ ГРУППЫ / ASSAULTS RELATED TO ROBBERY ON THE HIGHWAYS / ORGANIZED CRIMINAL GROUP / ORGANIZER / MEMBERS OF CRIMINAL GROUPS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Берестнев Михаил Александрович

Несмотря на предпринимаемые в последние годы меры по борьбе с организованной преступностью, бандитизмом, незаконным оборотом оружия, число разбойных нападений на автодорогах страны продолжает оставаться довольно высоким. Совершаемые на автодорогах страны разбойные нападения нередко влекут за собой тяжкие последствия, значительный материальный ущерб и приобретают широкий общественный резонанс. В связи с этим несомненный интерес представляет характеристика организованных преступных групп и их членов, совершающих разбойные нападения на автодорогах. В статье предлагается классификация организованных преступных групп по различным основаниям, в том числе в зависимости от общей направленности организованной преступной деятельности, территории действия, степени организованности, численности и т.д. Автором рассматривается характеристика организаторов и рядовых членов организованных преступных групп. Приводятся основные возрастные характеристики, сведения о судимости, трудовой деятельности, образовании, гражданстве организаторов и рядовых членов преступных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Берестнев Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERIZATION OF ORGANIZED CRIMINAL GROUPS AND THEIR MEMBERS, WHO COMMITS ASSA ULTS RELATED TO ROBBERY ON THE HIGHWAYS

In spite of the last measures aimed to combating against organized crime, brigandism, arms trafficking, the number of assaults related to rohhery on the highways of the country is being quite high. Assaults related to robbery on the highways of the country often entail grave consequences, great material damage and gain wide publicity. In this connection, characterization of organized criminal groups and their members, who commits assaults related to robbery on the highways, is very attractive. A classification of organized criminal groups for various reasons, including, depending on the overall orientation of organized criminal activity, the site of action, the degree of organization, the number, etc. are proposed in the article. The authors consider the characteristics of organizers and members of organized criminal groups. The main characteristics of age, criminal records, employment and education, citizenship of organizers and members of criminal groups are given in the article.

Текст научной работы на тему «Характеристика организованных преступных групп и их членов, совершающих разбойные нападения на автодорогах»

УДК 343.9.02

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗОВАННЫХ ПРЕСТУПНЫХ ГРУПП И ИХ ЧЛЕНОВ, СОВЕРШАЮЩИХ РАЗБОЙНЫЕ НАПАДЕНИЯ НА

АВТОДОРОГАХ

М.А. Берестнев

Несмотря на предпринимаемые в последние годы меры по борьбе с организованной преступностью, бандитизмом, незаконным оборотом оружия, число разбойных нападений на автодорогах страны продолжает оставаться довольно высоким. Совершаемые на автодорогах страны разбойные нападения нередко влекут за собой тяжкие последствия, значительный материальный ущерб и приобретают широкий общественный резонанс. В связи с этим несомненный интерес представляет характеристика организованных преступных групп и их членов, совершающих разбойные нападения на автодорогах.

В статье предлагается классификация организованных преступных групп по различным основаниям, в том числе в зависимости от общей направленности организованной преступной деятельности, территории действия, степени

организованности, численности и т.д.

Автором рассматривается характеристика организаторов и рядовых членов организованных преступных групп. Приводятся основные возрастные характеристики, сведения о судимости, трудовой деятельности, образовании, гражданстве организаторов и рядовых членов преступных групп.

Ключевые слова: разбойные нападения на автодорогах, организованная преступная группа, организатор, члены преступной группы.

Изучение особенностей организованных преступных групп, их формирования и развития, личности лидеров и участников таких преступных формирований имеет большое значение как для формирования системы юридических научных знаний о них, так и совершенствования правоохранительной деятельности. Не исключением является изучение организованных преступных групп и личности их участников, совершающих разбои на автодорогах.

Проведенные исследования (всего в ходе исследования было изучено 121 уголовное дело (339 эпизодов нападений) о разбойных нападениях на автодорогах, совершенных организованными преступными группами) показывают, что в абсолютном большинстве случаев (87%) разбойные нападения на автодорогах совершаются организованными преступными группами. Групповой характер рассматриваемых деяний обусловлен самой спецификой их совершения, которая, как правило, предполагает тщательную подготовку преступников к совершению нападения, распределение ролей в предстоящем деянии, необходимость скорейшего «ухода» с места нападения, иного сокрытия следов преступления или похищенного имущества, возможность оказания сопротивления со стороны потерпевших, что существенно затрудняет преступнику достижение преступной цели при совершении нападения в одиночку.

Для организованных преступных групп (далее по тексту - ОПГ), совершающих разбои на автодорогах, характерны все общие признаки организованных преступных формирований. В их числе:

- склонность к совершению насильственных действий в отношении жертв преступлений, свидетелей-очевидцев, в том числе убийств, активному противодействию деятельности правоохранительных органов;

- вооруженность, высокая материально-техническая оснащенность, включая транспорт, различные средства связи, места хранения похищенного имущества, наличие каналов сбыта похищенного, отработанные способы легализации имущества и денежных средств, полученных преступным путем;

- жесткая иерархия и дисциплина среди членов ОПГ, распределение между ними преступных «ролей» и «обязанностей»;

- высокая конспирация осуществляемой преступной деятельности, наличие продуманных способов сокрытия следов преступлений, иного противодействия предстоящему и осуществляемому расследованию;

- налаживание и активное использование коррумпированных связей в правоохранительных органах и органах власти и управления, как для достижения преступного результата, так и возможного противодействия работе правоохранительных органов, достижения иных криминальных целей и задач (например, содействие в перемещении, сбыте или легализации похищенного имущества).

Системная характеристика организованных преступных групп, совершающих разбойные нападения на автодорогах, может быть основана на их классификации. Использование классификационных процедур позволит не только выделить различные виды (типы) организованных преступных групп, совершающих рассматриваемые деяния, но и сформировать на основе подобного деления систему обобщенных сведений о них.

В зависимости от общей направленности организованной преступной деятельности можно выделить четыре типа преступных групп, совершающих разбойные нападения на автодорогах.

Первый тип. ОПГ, имеющие стойкую направленность на совершение разбойных нападений именно на автодорогах (47,9% от 121 уголовного дела рассматриваемой категории, изученного в ходе исследования). Такая устойчивость в ряде случаев была обусловлена:

- спецификой предмета преступного посягательства (например, перевозимые грузы, денежные средства и ценности, автотранспортные средства, деньги, товары и иное имущество, находящиеся в объектах дорожной инфраструктуры (придорожные магазины, кафе, автозаправочные станции, автосервисы и пр.);

- отработанным механизмом (способами) совершения разбойных нападений на водителей, объекты дорожного сервиса, лиц, занимающихся придорожной торговлей.

Второй тип. ОПГ, имеющие стойкую преступную направленность на совершение разбойных нападений и других корыстно-насильственных

преступлений, как на автодорогах, так и в других местах (41,3%). Выбор места нападения подобными преступными группами зависит от ряда иных факторов, развития предкриминальной и непосредственно криминальной ситуации.

Третий тип. ОПГ, имеющие общую направленность на совершение различных видов корыстных и корыстно-насильственных преступлений, в том числе, помимо разбоев, краж, грабежей, вымогательств, убийств и пр. (7,4%). Широкий преступный профиль подобных групп нередко обусловливает их вхождение в преступные формирования более высокого уровня, в частности преступные сообщества.

Четвертый тип. ОПГ, имеющие иное основное (базовое) направление преступной деятельности (наркоторговля, мошенничество, экстремизм, незаконное предпринимательство и др.). Совершение разбойных нападений для таких преступных групп является нетипичным, в связи с чем подобные «непрофильные» преступления достаточно редки (3,4%).

Необходимо отметить, что помимо разбойных нападений, иных преступлений корыстно-насильственной направленности как «базового» направления деятельности организованных преступных групп, ими может осуществляться и вспомогательно-обеспечивающая преступная деятельность, направленная на облегчение и обеспечение достижения основных преступных целей, «безопасности» преступной группы, ее лидеров и отдельных членов. Подобная вспомогательно-обеспечивающая деятельность, в свою очередь, может представлять собой комплекс преступных деяний, предусмотренных различными статьями уголовного законодательства. В их числе, например, незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление, сбыт оружия и боеприпасов или взрывчатых веществ, их хищение, имеющие место в большинстве изученных случаев по материалам уголовных дел (83,5%) и, как правило, выступающее закономерным элементом подготовки к совершению разбойных нападений на автодорогах, криминальной деятельности ОПГ в целом.

В ходе совершения нападений в 21,5% изученных случаев совершалось похищение человека, как правило, потерпевшего, с последующим незаконным лишением его свободы или убийством. Указанные действия также носят обеспечивающий характер по отношению к основной преступной деятельности ОПГ по совершению разбойных нападений. Так, например, действовала организованная преступная группа К., совершившая серию разбойных нападений на территориях Рязанской и Тульской областей с целью хищения автомобильной строительной техники - автокранов. Во всех случаях нападений водители автокранов похищались, вывозились в лесной массив и незаконно удерживались на протяжении нескольких часов. За это время похищенные автокраны перемещались в другие регионы страны.

Как вспомогательную преступную деятельность можно охарактеризовать действия членов ОПГ, совершающих рассматриваемые деяния, по подделке, изготовлению или сбыту поддельных документов, бланков в основном при сбыте похищенного имущества (8,2%), даче (попытки дачи) взятки (2,5%),

легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (5,8%).

Особое место в системе рассматриваемой преступной деятельности занимают убийства. Такие деяния могут быть совершены как в процессе совершения разбойных нападений, так в иное время. В ходе совершения преступлений убийства потерпевших и возможных свидетелей могут быть, как заранее спланированы, так и представлять собой эксцесс отдельных исполнителей при разбоях. После совершения преступлений убийства потерпевших, свидетелей, сотрудников правоохранительных органов могут иметь цель противодействия осуществляемому расследованию. В отдельных случаях жертвами рассматриваемых ОПГ становились их же члены, нарушившие внутригрупповые «нормы» поведения или пожелавшие прекратить преступную деятельность, а также некоторые связанные с ними лица. Такого рода убийства были совершены членами ОПГ в процессе преступной деятельности по 23,1% изученных уголовных дел.

По территории действия в числе организованных преступных групп, совершающих рассматриваемые деяния, можно выделить:

- региональные ОПГ, действующие в пределах одного субъекта федерации (57,9%), в том числе:

а) одного района (15%);

б) нескольких районов (42,9%).

- межрегиональные ОПГ, действующие на территории нескольких субъектов федерации (41,3%);

- транснациональные ОПГ, действующие как на территории Российской Федерации, так и соседних стран (Украины, Белоруссии, Казахстана и т.д.) (0,8%).

Исходя из взаимосвязи места постоянного нахождения ОПГ и его членов и мест совершения разбойных нападений можно выделить следующие виды таких групп:

- совершающие нападения на автодорогах региона (субъекта федерации), в котором проживают (19,8% от общего числа уголовных дел, изученных в ходе эмпирического исследования);

- совершающие разбои исключительно в иных регионах, так называемые «гастролеры» (25,6%);

- совершающие разбойные нападения, как в регионе проживания, так и в иных регионах (54,6%).

По устойчивости возможна классификация организованных преступных групп на:

- высокоорганизованные устойчивые ОПГ, в том числе банды, создаваемые для осуществления постоянной преступной деятельности (79,3%);

- ОПГ, в которых неизменным остается организатор и «костяк» группы, отдельные члены группы в процессе осуществления преступной деятельности могут меняться (12,4%);

- ОПГ, сформированные для совершения одного или нескольких

нападений, как правило, в непродолжительный период времени, после чего члены группы прекращают общую криминальную деятельность (8,3%).

По сложности структуры выделяются следующие виды преступных групп, совершающих разбойные нападения на автодорогах:

1) Имеющие сложную структуру, предполагающие наличие в своем составе формирования (отдельных членов), непосредственно не участвующих в совершении нападений, выполняющих преступные функции по планированию преступлений, обеспечению «безопасности» преступной деятельности группы, сбыту похищенного имущества, сбору информации, обеспечению группы оружием, средствами связи, маскировки и иной подготовке к нападениям. Подобные группы были выявлены по 10,7% изученных уголовных дел.

Такие организованные преступные группы могут входить составным элементом в организованные преступные формирования более высокого уровня.

2) Имеющие простую структуру, в которых все члены, включая организатора ОПГ, принимают непосредственное участие в совершении нападений (89,3%).

Как видно из полученных результатов исследования, именно организованными преступными группами второго вида совершается подавляющее большинство разбойных нападений на автодорогах. Это обусловлено особенностями осуществляемой преступной деятельности -совершением в условиях высокого преступного риска разбойных нападений, нередко сопряженных с убийствами, причинением вреда здоровью потерпевших. В этой связи необходимо подчеркнуть, что подобные организованные преступные группы - это формирования, именуемые в юридической литературе гангстерским типом, ориентированные на жесткие вооруженные методы совершения преступлений, активное организованное противодействие предстоящему или осуществляемому расследованию.

Механизм и условия совершения подобных преступлений, в свою очередь, предопределяют и особенности структуры совершающих их организованных преступных групп, и характер взаимоотношений внутри этих групп как в процессе совершения нападений, так в иное время.

Изучение работ ученых-правоведов, посвященных проблемам борьбы с организованной групповой преступностью [1, с. 25-51; 2, с. 6-7; 3, с. 131-133], а также проведенное эмпирическое исследование позволяют сделать вывод, что в процессе криминального функционирования между членами ОПГ, совершающих разбойные нападения на автодорогах, формируются специфические межличностные взаимоотношения, проявляющиеся в том, что:

- взаимно дополняя и психологически поддерживая друг друга, члены таких ОПГ действуют в процессе разбойных нападений более уверенно и активно, способны на жестокие действия в отношении потерпевших и очевидцев, в том числе убийства;

- высокий криминальный риск, взаимная «повязанность» участием в совершении нападений, зависимость от лидера (организатора) группы, в свою

очередь, обусловливают дисциплину в преступной группе, четкое выполнение ее членами своих преступных функций и «ролей», обеспечение конспирации деятельности ОПГ, стойкую ориентацию на противодействие расследованию совершенных преступлений (выражающуюся, в частности, в утаивании информации об иных членах группы и ее лидере);

- формируются некие «корпоративные нормы» поведения и взаимоотношений в ОПГ, закрепляющие, в том числе, статус отдельных членов группы, их место в ее иерархии, преступную функцию или роль, систему взаимных обязанностей, в том числе в чрезвычайных и кризисных ситуациях для преступной группы или отдельных ее членов;

- происходит обобщение и совместное накапливание преступного опыта, проявляющиеся в росте общего криминального профессионализма группы;

- осуществляется улучшение за счет каждого члена группы общей вооруженности, технической и иной оснащенности ОПГ.

Указанные особенности функционирования организованных преступных формирований не имеют яркой выраженности применительно к ОПГ, совершающих разбойные нападения на автодорогах. Представляется, что это обусловлено отсутствием в большинстве случаев сложной структуры таких групп, участием лидера (организатора) в непосредственном совершении нападений. Попытки же дестабилизации межличностных отношений внутри группы, попытки выйти из нее без согласия лидера или всех членов, как правило, рассматриваются как предательство и караются наказанием, в том числе смертью, причем в подобных экзекуциях обычно могут принимать участие все члены ОПГ.

Необходимо также отметить, что в организованных преступных группах, совершающих разбойные нападения на автодорогах, имеющих небольшую численность, руководящая роль лидера (организатора) выражена неявно. Большинство решений, в том числе о совершении новых преступлений, как правило, принимается всеми членами таких ОПГ. Хотелось бы подчеркнуть, что небольшую численность (2-3 человека) имеют организованные преступные группы, составляющие 43,8% от общего числа ОПГ, совершивших разбойные нападения на автодорогах, изученные по материалам уголовных дел.

Примерно такое же число организованных преступных групп, имеющих в своем составе 4-6 человек (42,1%). 7-9 человек имели в своем составе 9,9% преступных групп. Численность организованных преступных групп, совершающих рассматриваемые деяния, от 10 человек и более встречается значительно реже (4,2%).

Заметим, что в 25,6% изученных случаев численность организованных преступных групп, совершающих разбои на автодорогах, увеличилась уже в процессе осуществления преступной деятельности.

Основываясь на результатах эмпирического исследования, можно сделать вывод, что состав организованных преступных групп, совершающих разбои на автодорогах, преимущественно мужской (97,5% членов таких групп и 100% лидеров (организаторов) - мужчины).

Полученные нами в ходе исследования результаты в целом подтверждают отраженные в юридической литературе последних лет закономерности совершения разбоев и бандитизма в стране преимущественно мужчинами [4, с. 36; 5, с. 12; 6, с. 18], а также о мужском лидерстве в составе рассматриваемых организованных преступных групп [7, с. 11].

В то же время отдельные организованные преступные группы (8,3% от общего числа ОПГ) имеют в своем составе женщин, которым отводится собственная преступная роль в совершении нападений на автодорогах (преступная разведка, остановка транспортных средств, заманивание жертвы в определенное место, отвлечение внимания и пр.). Так, например, в состав организованной преступной группы Ш., совершавшей разбойные нападения на автодорогах в Московской и Калужской областях, входила женщина, которая, изображая беременное состояние, голосовала на автотрассах. Останавливавшиеся для оказания помощи водители заманивались ею в малолюдное место, где на них и совершалось нападение другими членами преступной группы [8].

Аналогичным образом могут действовать входящие в состав преступных групп придорожные проститутки или женщины, изображающие их.

Все организованные преступные группы, совершающие разбои на автодорогах, могут быть дифференцированы в зависимости от специфики их формирования. Необходимо пояснить, что в юридической литературе последних лет неоднократно выделялись закономерности (факторы) формирования организованных преступных групп, совершающих корыстно-насильственные преступления.

Свой взгляд на систему таких закономерностей высказала Т.В. Колесникова, назвав в их числе объективные факторы (особенности общественно-политической и криминальной обстановки в стране, наличие потенциальных источников криминальных доходов, противоречий между отдельными группами населения, правовая незащищенность граждан и пр.) и субъективные факторы формирования ОПГ (антиобщественная направленность личности преступников, изменение систем ценностей как всего общества, так и отдельно взятой личности, усиления корыстной ориентации, проявление насилия как агрессивного фактора) [9, с. 45]. Предложенная Т.В. Колесниковой система факторов формирования организованных преступных групп корыстно-насильственной направленности представляется нам слишком общей, являющейся, по сути, факторами детерминации преступного поведения вообще, не раскрывающей в должной степени специфику формирования ОПГ рассматриваемого вида.

Типовая схема формирования ОПГ, совершающих разбои на автодорогах, в целом состоит в следующем. Сначала двое или более лиц договариваются об объединении в группу для совершения нападения и решают вопросы обеспечения транспортом, оружием и т.д. На этапе формирования ими уже могут быть совершены отдельные преступления, в том числе убийства, разбои, грабежи, вымогательства и пр. Затем осуществляется подбор других членов

ОПГ в целях создания устойчивого преступного формирования. Для организатора основным критерием в процессе привлечения в состав такой группы определенных лиц выступают их «надежность» и «проверенность». Указанный путь формирования организованных преступных групп, совершающих корыстно-насильственные преступления, наиболее распространен, что подтверждает изучение следственной практики. Так, подобным образом были сформированы 84,3% организованных преступных групп, совершивших разбои на автодорогах.

Среди ОПГ, совершающих разбойные нападения на автодорогах, численность таких групп, «эволюционировавших» в организованные уже в процессе осуществления преступной деятельности, составила 15,7%.

Примером тому может служить деятельность организованной преступной группы (банды) Л., совершившей серию вооруженных разбойных нападений на автозаправочные станции и объекты придорожного сервиса в Московской и Тульской областях (доказано 11 преступных эпизодов таких нападений). Организованная преступная группа (банда) Л. приобрела все признаки организованности и устойчивости после двух разбойных нападений на объекты придорожного сервиса (магазины, АЗС), когда четко определился ее «костяк», сформировалась система внутренних межличностных взаимоотношений в ОПГ, произошло окончательное распределение «ролей» в совершаемых нападениях.

По этническому составу организованные преступные группы, совершающие разбои на автодорогах, можно разделить на состоящие:

- из лиц различных национальностей (24,8% от общего числа ОПГ, изученных по материалам уголовных дел);

- из лиц одной национальности (75,2%).

При этом «национальные» ОПГ, как показало проведенное исследование, в большинстве случаев состояли: из лиц русской национальности (60,4%); в 6,6% - лиц, относящихся к народностям Северного Кавказа; в 2,5% случаев -грузинской национальности; в 2,5% - цыган; в 1,6% - украинцев; в 1,6% -лицами иных национальностей (татары, узбеки). Обратим внимание, что исследование проводилось в регионах, где большинство проживающего населения - русские.

Этнический (национальный) фактор в ряде случаев является определяющим при формировании ОПГ. В частности, в Центральном федеральном округе страны по этому фактору нередко объединяются в преступные группы лиц, относящихся к народностям Северного Кавказа, цыгане.

Проведенное исследование позволяет отметить существующую корреляционную связь между этническим характером некоторых ОПГ и предметом преступных посягательств в ходе разбоев на автодорогах. Так, например, нападения с целью хищений строительной техники (автокранов, экскаваторов и пр.) совершаются преимущественно лицами, относящимися к народностям Северного Кавказа, и сбываются на территории северо-кавказских республик страны.

По длительности (периоду) функционирования организованные преступные группы, совершающие разбои на автодорогах, можно подразделить на:

- устойчивые, имеющие цель длительного существования, постоянной преступной деятельности в виде разбойных нападений, иных преступлений корыстно-насильственной направленности (именно с такой целью создавались 91,7% ОПГ, деятельность которых расследовалась по уголовным делам, изученным в ходе проведенного эмпирического исследования);

- создаваемые для совершения одного или нескольких разбойных нападений (8,3%).

В ходе исследования нами были получены данные о среднем показателе преступных эпизодов, имевших место в деятельности изученных ОПГ. Он в среднем составил 2,8 эпизода разбойных нападений на автодорогах на каждую ОПГ, которые были установлены в ходе расследования по изученным уголовным делам. Иные преступные деяния, совершенные ОПГ, при расчете указанного показателя не учитывались. Показатель формировался исходя из общей численности эпизодов нападений на автодорогах (339), установленных и доказанных при расследовании по 121 изученному уголовному делу.

Важную роль в структуре характеристики организованных преступных групп, совершающих разбои на автодорогах, играют обобщенные сведения о субъектно-личностных свойствах лиц, участвующих в криминальной деятельности таких групп. Особенности членов организованных преступных формирований во многом определяются их базовой целевой криминальной направленностью, сферой криминальной деятельности, регионом функционирования и др.

Особое место в структуре всех организованных преступных групп занимает их лидер (руководящее ядро). Проведенное эмпирическое исследование показывает, что в абсолютном большинстве случаев лидер ОПГ, совершающих разбои на автодорогах, - это одновременно и организатор преступной группы.

Лидер организованной преступной группы определяет общие задачи преступной деятельности, планирует нападения, распределяет «роли» между членами преступной группы, несет функции «казначея» группы, координирует взаимодействие непосредственных исполнителей нападений и иных членов преступных групп, отвечающих за решение иных преступных задач (для ОПГ со сложной структурой). Он же, как правило, определяет необходимость временного приостановления преступной деятельности, перенесения ее в иной регион, осуществляет привлечение в ОПГ новых членов, налаживает коррупционные связи в правоохранительных органах и иных органах власти и управления, организует противодействие осуществляемому расследованию и реализует иные «организационно-руководящие функции» в преступной группе.

В ряде случаев подобные руководящие решения принимаются не единолично организатором преступной группы, а ее руководящим ядром, так называемым «костяком группы».

Так, например, в уже упоминавшейся ранее ОПГ Л. уже в процессе совершения разбойных нападений сформировался устойчивый костяк этой преступной группы в составе организатора группы - Л., а также К. и Б., совместно принимавших решения о нападениях и лично участвовавших в большинстве из них совместно с иными членами преступной группы [10].

Обосновано выделение двух типов лидеров организованных преступных групп: лидер как активный член преступного формирования и так называемый «теневой лидер».

В первом случае лидер - это член преступной группировки, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях. Особо ярко роль такого лидера проявляется в крупных ОПГ. «Теневой лидер» -зачастую незнакомое рядовым членам преступной группы лицо, непосредственно не участвующее в совершении нападений, но дающее советы и указания лидеру ОПГ.

По рассматриваемой категории преступлений, как показало проведенное исследование, подобные «теневые лидеры» организованных преступных групп практически не выявляются в ходе расследования, хотя их наличие не исключено.

Субъектно-личностные свойства лидеров (организаторов) организованных преступных групп, совершающих разбои на автодорогах, могут быть выделены по следующим критериям:

1. Основные возрастные характеристики лидеров (организаторов) организованных преступных групп, совершающих рассматриваемые деяния, имеют следующие показатели: от 25 года до 35 лет (48,7%) и от 35 до 50 лет (41,3%). Значительно реже лидером рассматриваемых ОПГ выступало лицо более молодого возраста (моложе 25 лет) - 3,3% или более возрастное (старше 50 лет) - 6,7%.

Необходимо подчеркнуть, что разбойные нападения на автодорогах не характерны для подростковой корыстно-насильственной преступности. Организованные преступные группы, совершающие рассматриваемые деяния, возраст всех членов которых не превышал 21 года, - редкий случай (по результатам проведенного исследования выявлено лишь 2,5% таких групп от общего их числа).

2. Почти две трети (65,3%) лидеров (организаторов) ОПГ, совершающих рассматриваемые деяния, - это лица, ранее судимые. При этом 46,3% таких лиц были ранее судимы за совершение корыстно-насильственных преступлений, 14% - за совершение преступлений против личности. 28,9% ранее были судимы неоднократно, причем 5,8% из них - рецидивисты.

В отдельных случаях лидеры ОПГ находились «в бегах» из мест лишения свободы. В этой связи показателен пример деятельности организованной преступной группы, совершавшей разбойные нападения в Московской, Ленинградской, Тверской и Псковской областях на грузоперевозчиков, с целью хищения дорогостоящих иномарок. Лидер и организатор этой группы, уроженец г.Казань Х. еще в 1991 году был осужден к 10 годам лишения свободы. Однако

через некоторое время Х. совершил побег из колонии. В 1994 году его розыск был прекращен «в связи со смертью». Основанием для этого послужило опознание его матерью трупа мужчины, обнаруженного на территории Республики Татарстан, как собственного сына. Впоследствии Х. обзавелся фальшивыми документами и продолжил активную преступную деятельность.

3. В 5% изученных уголовных дел лидерами (организаторами) организованных преступных групп, совершающих разбои на автодорогах, являлись действующие или бывшие сотрудники правоохранительных и иных силовых органов. В отдельных случаях такие лица имели достаточно высокое должностное положение.

Ярким примером тому, является преступная деятельность организатора и лидера ОПГ, совершавшей разбои на автодорогах Тульской области, В., являвшегося в тот момент начальником РОВД одного из районов Тульской области. С начала 2000 года по начало марта 2000 года в д. Иноземка Ефремовского района Тульской области В. создал устойчивую вооруженную группу (банду) в составе себя, К. (также сотрудника милиции), Б. и Ч. в целях нападения на граждан, с использованием для совершения преступлений огнестрельного оружия - пистолета изготовленного самодельным способом, своей формы сотрудника милиции, транспорта, а так же осуществлял руководство этой банды. В. как лидер банды, осуществляя организацию преступной деятельности, приискал участников нападений: Ч., Б., и К., вовлекая их в банду, подыскивал объекты для нападений, планировал совершение нападений на граждан, распределял роли участников при совершении нападений. В целях создания устойчивой вооруженной группы В. обеспечил стабильный состав банды, распределение ролей и согласованность действий, что позволило совершать нападения на граждан, обусловило существование ОПГ в период с начала марта 2000 года по 22 июня 2000 года, когда ее деятельность была пресечена правоохранительными органами.

Организованная преступная группа В. совершила серию разбойных нападений на автодорогах на предпринимателей, следовавших за товаром. Сведения о передвижении и наличии денежных средств у предпринимателей В. получал, в том числе, с использованием своего служебного положения. В ходе совершения нападений один из потерпевших был убит, другой тяжело ранен [11].

Следует подчеркнуть, что лидеры (организаторы) организованных преступных групп и их члены из числа сотрудников правоохранительных органов обладают профессиональными знаниями о средствах и методах борьбы с разбоями и иными преступлениями корыстно-насильственной направленности, действиях сотрудников внутренних дел по оперативным планам, используют эти знания в целях противодействия предстоящему расследованию. Для криминальной деятельности таких преступных групп характерны изощренные способы совершения нападений, тщательная подготовка к их совершению, активное сокрытие следов преступления, тщательная конспирация деятельности преступной группы и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. 41,4% лидеров организованных преступных групп, совершающих рассматриваемые деяния, занимались предпринимательской деятельностью (в т.ч. работали в коммерческих структурах), причем 8,3% из них в рамках такой деятельности осуществляли сбыт похищенного имущества.

5,8% лидеров преступных групп совмещали преступную деятельность с работой в частных охранных структурах. 2,5% - работали в государственных или муниципальных органах власти, учреждениях организациях.

В 48,7% изученных случаев лидеры рассматриваемых ОПГ не имели постоянных официальных источников дохода.

5. Образовательный уровень лидеров (организаторов) преступных групп -это преимущественно среднее или средне-специальное образование (72,7%). Высшее (неполное высшее) образование имели 24,8%, начальное или неполное среднее образование - 2,5%.

6. В подавляющем большинстве случаев (95,9%) организатором ОПГ являлись граждане Российской Федерации, в 4,1% - граждане иных государств (Украины, Грузии, Узбекистана).

7. Как уже отмечалось, для разбоев на автодорогах характерно личное участие лидера (организатора) ОПГ в их совершении. Такое участие имело место в 90,1% изученных случаев совершения рассматриваемых преступлений организованными преступными группами. Еще в 3,3% изученных случаев лидер (организатор) участвовал в совершении преступлений на первоначальном этапе преступной деятельности группы (в первых нападениях) и лишь в последующем начал выполнять в основном преступно-управленческие функции в ОПГ.

Ярко выраженной особенностью совершения разбойных нападений на автодорогах выступает распределение «ролей» между членами преступной группы. Отметим, что такое распределение имело место в 92,6% изученных преступлений, совершенных организованными преступными группами.

Помимо лидера (организатора) ОПГ, совершающих разбои на автодорогах, в структурах таких групп могут выделяться непосредственные исполнители нападений, а в группах со сложной структурой также наводчики, лица, отвечающие за «безопасность» группы, пособники, осуществляющие сбыт похищенного имущества. Например, в состав ранее упоминавшейся организованной преступной группы Х., совершавшей разбои с целью хищения дорогих иномарок, входил директор одного из автосалонов в г.Махачкала, через который реализовывались похищенные автомобили и на базе технического центра которого с использованием дорогостоящего компьютерного оборудования осуществлялась «перебивка» номеров транспортных средств, изготавливались новые документы на автомобили.

Субъектно-личностные свойства рядовых членов организованных преступных групп, совершающих разбои на автодорогах, могут быть определены следующим образом:

1. Возрастные характеристики: моложе 25 лет (11%) , от 25 до 35 лет (48%); от 35 до 50 лет (35%); старше 50 лет (6%). Общая численность

установленных в ходе расследования по изученным уголовным делам членов организованных преступных групп, совершивших разбои на автодорогах, без учета их лидеров составляла 383 человека.

2. В 53% рядовые члены ОПГ были ранее судимы, причем 33,4% за совершение корыстно-насильственных преступлений, 17,5% - за совершение преступлений против личности. 14,1% ранее были судимы неоднократно, причем 3,1% из них - рецидивисты.

6,6% ранее совместно отбывали наказание в местах лишения свободы вместе с организатором ОПГ.

3. По характеру осуществляемой деятельности члены таких групп являлись:

- действующими или бывшими сотрудники правоохранительных и иных силовых органов(7,8%);

- лицами, имевшими постоянный доход (занимающимися предпринимательской деятельностью, работавшими в коммерческих структурах, государственных или муниципальных учреждениях и организациях) (33,4%);

- лицами, работавшими в охранных предприятиях (6%);

- лицами, официально не работавшими, не имевшими постоянного источника дохода (62,1%).

Результаты проведенных эмпирических исследований свидетельствуют о том, что социальная принадлежность лиц, совершающих разбойные нападения рассматриваемого вида, не всегда маргинальна, как это принято считать. Более одной трети лиц, совершающих рассматриваемые деяния, имеют постоянный источник доходов.

4. Образовательный уровень членов преступных групп также как и у их лидеров - это преимущественно среднее или средне-специальное образование (76%). Высшее (неполное высшее) образование имели 20,7% членов рядовых членов ОПГ, начальное или неполное среднее образование - 3,3%.

5. В 7,4% изученных случаев в числе рядовых членов ОПГ были граждане иных государств (Украины, Грузии, Узбекистана, Казахстана и пр.), причем в 2,5% от общего числа таких групп ими являлись все члены ОПГ.

Так, сотрудниками УБОП ГУВД Московской области весной 2004 года была раскрыта деятельность орудовавшей на трассе Москва - Санкт-Петербург организованной преступной группы, нападавшей на водителей грузовых автомобилей, перевозивших аудио-, видеотехнику. В группу входили граждане республики Узбекистан, приехавшие в Россию на заработки.

Необходимо отметить, что лишь 19,2% разбойных нападений были совершены членами ОПГ в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Подобное обстоятельство объясняется, на наш взгляд, высокой организованностью и преступной дисциплиной групп, совершающих разбои на автодорогах, возможным активным сопротивлением со стороны жертв преступлений, необходимостью совершения активных действий по перемещению и сокрытию похищенного имущества, иных следов

преступления.

Представленная выше характеристика организованных преступных групп и их членов, совершающих разбойные нападений на автодорогах, может служить основой для проведения эффективной версионной работы и планирования расследования по данной категории уголовных дел.

Список литературы:

1. Берестнев М.А. Методика расследования разбойных нападений на автодорогах вне населенных пунктов, совершаемых организованными преступными группами. Дис... канд. юрид. наук: Краснодар, 2010.

2. Волынский В.А., Тишутина И.В. Раскрытие и расследование бандитизма - первоначальный этап. Учебное пособие. М., 2004.

3. Бейтуганов Х.А. Особенности расследования преступлений, совершаемых организованными преступными группами в условиях Северо -Кавказского региона. Дис....канд.юрид.наук. М., 2001.

4. Дворкин А.И и др. Расследование бандитизма. Методическое пособие. М., 2000.

5. Головин А.Ю. Тишутина И.В. Расследование вооруженных разбоев и бандитизма. М., 2007.

6. Шаззо С.К. Криминологическая характеристика и уголовно-правовые меры противодействия разбою. Автореферат дис. ... канд. юрид. наук.- СПб, 2004.

7. Кизлык А.П. Вооруженный разбой: криминологический и уголовно-правовой аспекты. Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М.,2005.

8. Архив Калужского областного суда. Уголовное дело № 031126105.

9. Колесникова Т.В. Организованная преступная группа: системный анализ // Следователь. 1999. №8. С. 45-47.

10. Архив Тульского областного суда. Уголовное дело № 282005404.

11. Архив Тульского областного суда. Уголовное дело № 01-1-0917-00.

Берестнев Михаил Александрович, канд. юрид. наук, зав. кафедрой гражданского и земельного права, berestnev@bk. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

CHARACTERIZATION OF ORGANIZED CRIMINAL GROUPS AND THEIR MEMBERS, WHO COMMITS ASSA ULTS RELATED TO ROBBERY ON THE HIGHWAYS

M.A. Berestnev

In spite of the last measures aimed to combating against organized crime, brigandism, arms trafficking, the number of assaults related to robbery on the highways of the country is being quite high. Assaults related to robbery on the highways of the country often entail grave consequences, great material damage and gain wide publicity. In this connection, characterization of organized criminal groups and their members, who commits assaults related to robbery on the highways, is very attractive.

A classification of organized criminal groups for various reasons, including, depending on the overall orientation of organized criminal activity, the site of action, the degree of organization, the number, etc. are proposed in the article.

The authors consider the characteristics of organizers and members of organized criminal groups. The main characteristics of age, criminal records, employment and education, citizenship of organizers and members of criminal groups are given in the article.

Key words: assaults related to robbery on the highways, organized criminal group, organizer, members of criminal groups.

Berestnev Mikhail Aleksandrovic, PhD. jurid. Science, Head. Department of Civil and Land Law, berestnev@,bk. ru, Russia, Tula State University.

УДК 342.734.5:378.34(470)

ЦЕЛЕВОЙ ХАРАКТЕР КАК ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИПЕНДИЙ, ВЫПЛАЧИВАЕМЫХ ОБУЧАЮЩИМСЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.А. Берестнев, Э.С. Темнов

Рассмотрен целевой характер стипендий, выплачиваемых обучающимся в Российской Федерации, как элемент юридической природы правового явления. Классификация, проведенная по данному основанию, позволила выделить стимулирующие и поддерживающие стипендии. Анализ норм права, регулирующих общественные отношения в образовательной сфере, позволил выделить критерии первого и второго уровня, используемые для назначения и выплаты стипендий, относящихся к разным группам. Авторами также проведена систематизация оснований для выплаты государственной социальной стипендии.

Ключевые слова: правовая характеристика стипендий, критерии назначения стипендий, государственная социальная стипендия.

Стипендиальный фонд - часть средств организации, осуществляющей образовательную деятельность, выделяемая на стипендиальное обеспечение обучающихся. Основным источником формирования данного фонда являются бюджетные средства. Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, целевой характер выделения бюджетных средств является одним из ключевых признаков бюджетной системы нашей страны [1].

Мы согласны с мнением, что, будучи по своей юридической природе субъективным правом, расходы бюджетов и составляющие их бюджетные ассигнования носят ограниченный характер, связанный с их целевым предназначением [2, с. 9-12]. Расходам бюджетов для выплаты стипендий, как виду бюджетных расходов, также присуща целевая ограниченность, продиктованная особенностями юридического режима бюджетных средств.

На основании изложенного можно сделать вывод о целесообразности классификации стипендий по целевому признаку. Согласно части 1 статьи 36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.