Научная статья на тему 'Некоторые аспекты исследования повседневной жизни городских школьников в общеобразовательном учреждении'

Некоторые аспекты исследования повседневной жизни городских школьников в общеобразовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
394
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЬНОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ / ОБЩЕНИЕ / ШКОЛЬНЫЙ СЛЕНГ / SCHOOL DAILY ROUTINE SPACE / SOCIOCULTURAL EXPERIENCE / COMMUNICATION / SCHOOL SLANG

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поляков Сергей Данилович

Статья посвящена теоретическим подходам и некоторым эмпирическим результатам исследования повседневной жизни школьников в общеобразовательном учреждении как социокультурного феномена. Названы методологические основания исследования, описана исходная теоретическая модель предмета исследования, приведены результаты пилотажного исследования социолингвистического аспекта общения старших школьников в общеобразовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article refers to theoretic approaches and some empirical results of the research of everyday life of schoolchildren at compulsory school as sociocultural phenomenon. The research methodological bases are named, the initial theoretic model of the research subject is described, the results of flight research of the sociolinguistic aspect of senior pupils communication at compulsory school are deduced.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты исследования повседневной жизни городских школьников в общеобразовательном учреждении»

5. Лутошкин А.Н. К проблеме соотношения потенциалов и актуальной деятельности первичного коллектива // Социально-психологические аспекты первичного коллектива: Сб. науч. тр. -Вып. 51. - Ярославль, 1978. - С. 17-21.

6. Лутошкин А.Н. Системная модель коллектива и некоторые принципы исследования групповых эмоциональных потенциалов // Социально-психологические проблемы личности и коллектива: Республиканский сб. тр. - Ярославль, 1977. - Вып. 48. - С. 20-37.

7. Методы социальной психологии: учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. Н.С. Минаевой. -М.: Академический Проект, 2007.

8. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение; ВЛА-ДОС, 1995. - С. 382-392.

9. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1979.

10.Социальная психология: Практикум: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Т.В. Фоло-меевой. - М.: Аспект Пресс, 2006.

11. Уманский Л.И. Критерии и характеристики общественной активности личности и контактной группы как коллектива // Социально-психологические аспекты общественной активности школьников и студентов: Сб. науч. тр. - Ярославль, 1975. - Вып. 39. - С. 19-31.

12. Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. (Избранные труды). -Кострома: Изд-во Костромского гос. ун-та, 2001.

13. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии. - М.: Наука, 1977. - С. 54-74.

14. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. - М.: Просвещение, 1980.

15. Уманский Л.И. Социально-психологические проблемы первичного коллектива // Социальнопсихологические аспекты первичного коллектива: Сб. науч. тр. - Ярославль, 1978. - Вып. 51. - С. 8-16.

16. ЧернышёвА.С., ЛунёвЮ.А., Сарычев С.В. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.

УДК 371.4

Поляков Сергей Данилович

Ульяновский государственный педагогический университет

sdpolyakov@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ГОРОДСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ*

Статья посвящена теоретическим подходам и некоторым эмпирическим результатам исследования повседневной жизни школьников в общеобразовательном учреждении как социокультурного феномена. Названы методологические основания исследования, описана исходная теоретическая модель предмета исследования, приведены результаты пилотажного исследования социолингвистического аспекта общения старших школьников в общеобразовательном учреждении.

Ключевые слова: пространство школьной повседневности, социокультурный опыт, общение, школьный сленг.

Школа как образовательное учреждение имеет двойственную природу: она является педагогическим феноменом (системой, организуемой ради достижения образовательных целей) и в то же время существует как социокультурный феномен, как пространство жизнедеятельности школьников (Л.И. Новикова, 1972).

Образовательное учреждение как педагогический феномен - это педагогические концеп-

ции, программы, содержание и способы обучения и организации воспитательной работы. Образовательное учреждение как социокультурный феномен обнаруживается в неформальных нормах поведения, общения, речи; в различных пространствах школьной жизнедеятельности; в традициях поведения, общения, одежды.

Педагогическая и социокультурная подсистемы образовательного учреждения пересекаются в феноменах культуры и уклада школы.

* Исследование поддержано грантом РГНФ №09-06-00147а.

Исследованию образовательных учреждений как педагогического феномена посвящено множество, прежде всего педагогических, исследований. Исследований отечественной школы как социокультурного феномена - намного меньше. И в большей мере они относятся к феноменам советской и дореволюционной школы, в меньшей степени к современной российской школе.

Мы различаем три «пространства» повседневной жизни школьников в образовательном учреждении:

- «Пространство» повседневной жизни школьников создаваемое конкретными действиями педагогов (педагогическое пространство).

- «Пространство» повседневной жизни школьников, порождаемое «устройством» школы как социальной организации (этому устройству, задаваемому сложившейся социальной организацией, «подчиняются» и школьники и педагоги).

- «Пространство» повседневной жизни школьников, порождаемое непосредственным спонтанным общением и взаимодействием в школе, с привнесением школьниками в школьную жизнедеятельность внешней, по отношению к школе, культурой.

Отношение педагогов к данным «пространствам» можно охарактеризовать двумя параметрами: известностью для педагогов процессов в соответствующем пространстве и управляемостью этих процессов.

Первое (педагогическое) пространство для педагогов относительно известно и управляемо, второе - относительно известно (хотя, чаще всего не отрефлексировано) и частично регулируемо, третье же (непосредственно-коммуникативное) - не более чем относительно известно (а то и неизвестно) педагогам и в малой степени целенаправленно регулируемо.

Предметом нашего исследования являются, прежде всего, второе и третье «пространство».

Наше исследование школьной повседневности методологически исходит из феноменологических и конструктивистких социально-философских идей.

В феноменологии для нас важно утверждение о важности анализа того, в виде каких представлений, образов и связанного с этими представлениями опыта, существует мир для человека.

В конструктивизме - мысль о порождении устойчивого поведения на основе сконструиро-

ванного в коммуникации с другими людьми представления о мире (образе того, «как всегда есть», «как принято»).

При изучении заявленной проблематики возникает вопрос о границах объекта исследования.

Нами принято обозначение этих границ как образов, представлений, действий школьников, возникающих и функционирующих в физическом пространстве школы и воспринимаемых ими как относящихся к своей школьной жизни.

В аспекте педагогической управляемости пространство школьной повседневности имеет смысл разделить на три сферы.

Это, во-первых, сфера, порождаемая педагогическими действиями; во-вторых, часть школьной повседневности не более как регулируемую педагогами и, в-третьих, пространство, в котором педагогическая регуляция минимальна, ситуативна, а то и полностью отсутствует.

Каждая из них, по-видимому, обладает своими законами функционирования, изменения и влияния на образование, как на процесс становления образа себя и мира в контексте педагогических действий и педагогических (учебных и воспитательных) ситуаций.

Сферой нашего исследования является повседневная жизнь школьников как форма выражения социокультурной ситуации и социокультурных условий развития школьников в образовательном учреждении.

Повседневная жизнь школьников в образовательном учреждении имеет, по крайней мере, два слоя: социокультурный и психологический.

Социокультурный слой включает внешние, маркированные социальными и культурными (непедагогическими) метками элементы «вещного» мира, пространства, процесса коммуникации и школьного времени.

Психологический слой включает отношение школьников к социокультурным реалиям их школьной жизни, личные смыслы этих реалий, их место и функции в личностной идентичности школьников.

Повседневность жизни школьников, в рамках нашей концепции, структурирована по пространственной, временной и ролевой «осям». (Это близко к подходу М.В.Воропаева).

Пространственное структурирование, по М.В. Воропаеву - это увязывание структур социальной (мы добавляем и психологической) реальности с физическим пространством; времен-

ное структурирование - это формирование ритмов и циклов функционирования основных процессов, поддерживающих социальную реальность (мы добавляем и феномен восприятия школьного времени); ролевое структурирование - это структурирование социального опыта, в том числе в символической форме.

В рамках нашего исследования ролевое структуирование школьной повседневности порождается несколькими взаимоотражающими-ся процессами: оценкой элементов вещного мира, значимого для школьной повседневности; стилями и содержанием свободного, не задаваемого социально-школьными нормами, общения (и отношением школьников к этому стилю и содержанию). Собственно всё это вместе и является маркерами становящегося в неконтролируемой (слабоконтролируемой) педагогами школьной реальности социокультурного опыта детей и подростков.

Таким образом, феноменология повседневной жизни школьников «существует» в четырёх «мирах»:

- в персонализированном «вещном» мир;

- в социофизичеком пространстве;

- в социолингвистической сфере;

- в социовременном «измерении».

Данная публикация содержит результаты пилотажного исследования социолингвистической сферы школьной повседневности.

Социолингвистичекая сфера объединяет содержательный компонент (приоритетное содержание свободного общения, школьный фольклор) и стилевые характеристики (языковые стили, сленг, отношение к ненормативной лексики в пространстве школы).

В социолингвистической сфере школьной повседневности изучались особенности школьного слега и отношение учеников к сленгу, использование школьниками нецензурной лексики, тематика свободного общения в школе.

В рамках данной части исследования было опрошено 186 учеников из восьми старших классов, в том числе их 4-х гимназических классов и 4-х классов общеобразовательных школ.

Из 39 отобранных слов, на которые, по данным словаря школьного сленга, существуют сленговые аналоги, в изученных образовательных учреждениях отмечены школьниками как используемые лично 21 сленговый эквивалент (отмечено более чем 50% опрошенных школьников).

«Чемпионы» по использованию: сленговые эквиваленты на слова, словосочетания: домашняя работа, учить уроки, классный руководитель, контрольная работа, отличник, школа, перемена. (Более 50% школьников отметили их как используемые не менее чем в 5 классах из 8).

Распространённость школьного сленга зависит не столько от типа образовательного учреждения, сколько от особенностей стиля общения в классе. (По частоте использования сленга в «крайних» классах разница в 3,6 раза, причём классы «малосленговые» оказались и в гимназии и в обычной школе).

По использованию сленговых слов все изученные классы могут быть разделены на четыре группы:

- классы лидеры по знанию сленга с его малым «личным» использованием (1 гимназический класс);

- классы с умеренным знанием сленга и с умеренным личным использованием (3 гимназических класса 1 школьный);

- классы с умеренным знанием сленга, но с интенсивным его личным использованием (2 школьных класса);

- классы с умеренным знанием сленга, и с малосленговым показателем личного использования (1 школьный класс).

Ещё один эффект наличие сильно и слабо «поляризованных» классов по «концентрации» сленга на определённых словах.

Если большинство классов (5) имеют 36-52% слов используемых более чем 50% школьников, то для одного школьного класса этот процент -68(!) и для двух классов - один гимназический и один школьный - процент слов используемых более 50% школьников - 18 и 23.

Какова значимость использования сленга для восприятия одноклассника как «нормального члена коллектива»?

Оценка «Знать и использовать школьный сленг важно, для того чтобы одноклассники считали тебя нормальным школьником» набрала 3% от всех опрошенных. Оценка «Знать и использовать школьный сленг надо, но это не очень важно, для того чтобы одноклассники считали тебя нормальным школьником» - 8%. Оценка «Школьный сленг нужно знать и понимать, но использовать его не обязательно, чтобы одноклассники считали тебя нормальным школьником» - 13% и оценка «Знание школьного сленга никак не влияет на

то, чтобы одноклассники считали тебя нормальным школьником» - 59%. (Отсутствие ответов -17%).

Знание сленга, по мнению большинства школьников мало влияет на положение школьников в коллективе. Ответы школьников и гимназистов по этому вопросу мало отличались.

Каково использование школьниками нецензурной лексики?

По этому вопросу респонденты выполняли два задания: высказывали суждения о распространённости соответствующего «жанра» говорения в классе и мнение о распространённости нецензурной лексики у юношей и девушек.

По первому параметру лидирует ответ: «Нецензурную лексику используют в школе и мальчики и девочки, но только в некоторых случаях» -44% ответов. На втором месте ответ: «Использование одноклассниками, и мальчиками и девочками, в школе нецензурной лексики - обычная вещь» - 31%. На третьем месте ответ: «Нецензурную лексику мои одноклассники в школе почти не используют» - 15%. Однако существуют значимые различия между школьниками и гимназистами. И если ответ «Нецензурную лексику используют в школе и мальчики и девочки, но только в некоторых случаях» собрал 41% у школьников и 48% у гимназистов, то ответ «Использование одноклассниками, и мальчиками и девочками, в школе нецензурной лексики - обычная вещь» - 45% у школьников и только 15% у гимназистов. Соответственно ответ «Нецензурную лексику мои одноклассники в школе почти не используют» отмечен 5% школьников и 27% гимназистов.

Отметим суммарные данные по первым двум ответам: в той или иной мере нецензурную лексику используют в 86% случаев в школах и в 63% в гимназиях.

По второму параметру распределение ответов таково:

Ответ «Нецензурную лексику чаще используют мальчики» чаще отмечают гимназисты -48% против 35% у школьников (суммарная цифра - 41%).

Ответ «Нецензурную лексику чаще используют девочки» отметили 8% гимназистов и 10% обычных школьников.

Ответ «В использовании нецензурной лексики мальчиками и девочками по частоте применения нет особых различий» поддержан 39% (!)

школьниками и 25 % гимназистов (суммарный результат - 32%).

Другие задания были посвящены тематике свободного общения старшеклассников в школе.

Самые распространённая тема общения в классе: Интернет (лидирует как у гимназистов, так и обычных школьников с большим отрывом -113 ответов). Причём число отметивших эту тему школьников и гимназистов мало отличается.

На втором месте - тема учёбы - 92 выбора. (Различия между школьниками и гимназистами опять небольшие).

У гимназистов третье, четвёртое, пятое место делят темы «мальчики - девочки», дружбы, взаимоотношения с учителями. Чуть не добирает до трети от всех респондентов тема внешнего вида (27 выборов из 84). Остальные темы ответили менее трети гимназистов.

У школьников на третьем месте спорт (47 выборов против 19 у гимназистов). На четвёртом месте - музыка (45 выборов), на пятом - дружба (37 выборов). Тема взаимоотношений с учителями на шестом месте (34 голоса). Чуть не добрали до трети темы внешнего вида, любви (по 32 ответа) и происшествий (30 ответов из 98 респондентов).

Вопрос о тематике свободного общения изучался и с другой стороны: выявлялся личный интерес к различным темам общения.

Если интерпретировать интерес к темам общения как желание общаться на эту тему, то школьникам хотелось бы меньше говорить о взаимоотношениях с учителями, происшествиях и Интернете и больше о музыке. Г имназистам же хотелось бы больше говорить опять-таки о музыке и меньше о «мальчиках-девочках» и учителях.

Исследование тематики свободного общения старшеклассников (причём по схожей методике) проводилось автором в середине 1970-х годов. Разница впечатляющая. Конечно, осталось «вечное»: темы дружбы, любви, учения и взаимоотношений с учителями, но резко ушли вниз темы новостей науки-техники, политических новостей и литературы, причём это характерно и для школьников и для гимназистов. (У гимназистов чуть выше стоит литература: 9 выборов - 11% ответов; у школьников 3 выбора - 4% ответов).

Выводы пилотажного исследования лингвистического аспекта коммуникации старшеклассников г. Ульяновска.

1. Распространённость школьного сленга зависит не столько от типа образовательного уч-

реждения, сколько от особенностей стиля общения в классе (разница по частоте использования сленга в крайних классах более четырёхкратная). Существует небольшая группа сленговых слов, которые используют более 50% учеников почти в любом классе. Знание сленга, по мнению большинства школьников мало влияет на положение школьников в коллективе.

2. Использование нецензурной лексики воспринимается как обычное явление чаще в изученных школах, чем в гимназиях. Используют в той или иной мере нецензурную лексику, по мнению опрошенных, в 86% случаев в школах

и в 63% в гимназиях. Причём респонденты в школах чаще всего отмечали позицию равенства мальчиков и девочек в такой форме говорения, респонденты в гимназиях акцентировали, что это «жанр» чаще используют мальчики.

3. Общее в тематике свободного общения старшеклассников в школах и гимназиях: темы Интернета, дружбы, учеников и отношений с учителями. В общении гимназистов также распространены темы внешности, отношений юношей и девушек, музыки. В школах же распространены темы спорта и происшествий.

УДК 373

Шакурова Марина Викторовна

Воронежский государственный педагогический университет

shakurova@mail.ru

К ПРОБЛЕМЕ ВИКТИМОГЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматриваются проявления виктимогенности школьной жизнедеятельности, носящие как объективный, так и субъективный характер, предлагаются отдельные социально-педагогические пути и средства их нейтрализации и преодоления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: виктимность, виктимогенные факторы, школьная жизнедеятельность, школьное сообщество.

Виктимность, согласно концепции А.В. Мудрика, есть наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характерных черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств.

Виды жертв неблагоприятных условий социализации условно можно обозначить как потенциальные (инвалиды; дети, подростки, юноши с психосоматическими дефектами и отклонениями; сироты и ряд категорий детей, находящихся на попечении государства или общественных организаций); латентные (те, кто не смог реализовать заложенные задатки в силу объективных обстоятельств их социализации).

Школьная жизнедеятельность наполнена многочисленными факторами и условиями, усугубляющими положение потенциальных и латентных жертв социализации, а также переводящих потенциальное и латентное состояние в реальное.

В числе возникающих деформаций можно выделить деформации в решении личностью естественно-культурных, социально-психологических и социо-культурных задач социализации.

Наибольшее дисфункциональное влияние на изначально уязвимых детей оказывает нерациональная организация образовательного процесса: школа по укоренившейся традиции продолжает не замечать те естественные и закономерные различия в состоянии здоровья, психофизическом развитии, в способностях к адаптации школьников. Создавая формально равные для всех условия - единый режим, единые образовательные программы, единые требования к знаниям, умениям и навыкам, школа изначально порождает глубокой фактическое неравенство между ними.

Механизмом виктимогенности выступает насилие. Оно многолико и может проявляться в разнообразных формах. В любом случае это поведение, которое нарушает права другого. Акт насилия имеет место даже в том случае, когда человек его не осознает. Так, дети и подростки зачастую не могут оценить поведение взрослых, поскольку не имеют достаточного опыта и знаний о своих правах. Например, если ребенок пришел в школу из семьи, где приняты грубые оскорбления в адрес друг друга, то он принимает анало-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.