Научная статья на тему 'Некоторые аспекты использования положительного опыта зарубежных стран в предупреждении организации занятия проституцией'

Некоторые аспекты использования положительного опыта зарубежных стран в предупреждении организации занятия проституцией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
141
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предупреждение / преступление / информационные системы / организация занятия проституцией / оперативные подразделения / маркеры преступлений / prevention / crime / information systems / organization of prostitution / operational units / crime markers

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николай Александрович Кузьмин, Ильдар Хамзеевич Апаев

Рассматриваются вопросы использования положительного опыта зарубежных стран в предупреждении организации занятия проституцией. Анализируются возможности применения перспективных зарубежных информационных систем в предупреждении организации занятия проституцией. Предлагается создание отдельной информационной системы с целью быстрого анализа и получения сведений, имеющих значение для выявления организаторов занятия проституцией и иных соучастников преступной деятельности. Выделяется ряд маркеров, направленных на выявление лиц, причастных к организации занятия проституцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of using the positive experience of foreign countries in preventing the organization of prostitution

The issues of using the positive experience of foreign countries in preventing the organization of prostitution are considered. The possibilities of using promising foreign information systems in preventing the organization of prostitution are analyzed. It is proposed to create a separate information system in order to quickly analyze and obtain information that is important for identifying the organizers of prostitution and other accomplices in criminal activity. There are a number of markers aimed at identifying persons involved in the organization of prostitution.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты использования положительного опыта зарубежных стран в предупреждении организации занятия проституцией»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-138-141 NIION: 2003-0059-3/22-294 MOSURED: 77/27-003-2022-03-493

Некоторые аспекты использования положительного опыта зарубежных стран в предупреждении организации занятия проституцией

Николай Александрович Кузьмин1, Ильдар Хамзеевич Апаев2

12 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 kyzminn80@mail.ru

2 ildar_apaev@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы использования положительного опыта зарубежных стран в предупреждении организации занятия проституцией. Анализируются возможности применения перспективных зарубежных информационных систем в предупреждении организации занятия проституцией. Предлагается создание отдельной информационной системы с целью быстрого анализа и получения сведений, имеющих значение для выявления организаторов занятия проституцией и иных соучастников преступной деятельности. Выделяется ряд маркеров, направленных на выявление лиц, причастных к организации занятия проституцией.

Ключевые слова: предупреждение, преступление, информационные системы, организация занятия проституцией, оперативные подразделения, маркеры преступлений

Для цитирования: Кузьмин Н. А., Апаев И. Х. Некоторые аспекты использования положительного опыта зарубежных стран в предупреждении организации занятия проституцией // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 3. С. 138-141. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-138-141.

Original article

Some aspects of using the positive experience of foreign countries in preventing the organization of prostitution

Nikolay A. Kuzmin1, Ildar Kh. Apaev2

1,2 Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 kyzminn80@mail.ru

2 ildar_apaev@mail.ru

Abstract. The issues of using the positive experience of foreign countries in preventing the organization of prostitution are considered. The possibilities of using promising foreign information systems in preventing the organization of prostitution are analyzed. It is proposed to create a separate information system in order to quickly analyze and obtain information that is important for identifying the organizers of prostitution and other accomplices in criminal activity. There are a number of markers aimed at identifying persons involved in the organization of prostitution.

Keywords: prevention, crime, information systems, organization of prostitution, operational units, crime markers

For citation: Kuzmin N. A., Apaev I. Kh. Some aspects of using the positive experience of foreign countries in preventing the organization of prostitution. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(3):138-141. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-138-141.

Предупреждение преступлений — одна из важ- предупреждение преступлений. Однако в действи-

нейших обязанностей сотрудников полиции, на что тельности указанной задаче со стороны оперативных

прямо указано в п. 10 ч. 1 ст. 12 Федерального закона подразделений ОВД уделяется недостаточно внима-

«О полиции» [1]. Кроме того, в ст. 2 Федерального за- ния, по сравнению с иными закрепленными в данном

кона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно- законе задачами. Нередки случаи, когда на практике

розыскной деятельности» [2] в качестве одной из задач предупреждение преступлений осуществляется со-

оперативно-разыскной деятельности также выделятся трудниками оперативных подразделений факульта-

© Кузьмин Н. А., Апаев И. Х., 2022

jjÉiSk.

-^pr-

JURISPRUDENCE

тивно, либо попутно при реализации таких задач, как например: выявление и раскрытие преступлений [5]. На это есть ряд объективных и субъективных причин. Рассмотрим одну из важнейших объективных причин, а именно недостаточное использование технологии искусственного интеллекта1 и больших данных для обеспечения данной деятельности.

В этом контексте обращает на себя внимание опыт зарубежных стран, а именно Соединенных Штатов Америки (США), где с 2012 г. относительно успешно в FBI2 создана и внедрена в оперативно-служебную деятельность информационная система SENTINEL.

Система SENTINEL включает в себя следственные, разведывательные, кадровые (вспомогательные) и административные данные, собранные ФБР в ходе выполнения своей миссии. Она включает в себя множество типов информации, которая либо непосредственно идентифицирует человека (например, имя, адрес, номер социального страхования, номер телефона, адрес электронной почты, фотография или другой уникальный идентификационный номер, код или характеристика), либо косвенно идентифицирует человека (например, пол, раса, дата рождения, место рождения, географический указатель, номер лицензии, идентификатор транспортного средства, включая номерной знак, и другие дескрипторы). Другая информация о лицах, которые могут находиться в SENTINEL, включает номера финансовых счетов, а также медицинские, образовательные или военные записи о людях. Некоторая информация может касаться несовершеннолетних.

В контексте темы нашей статьи стоит отдельно остановиться на некоторых аспектах предупредительной работы в отношении лиц, занимающихся организацией занятия проституцией с использованием современных технологий. Так, стоит отметить возможность получения сведений об интересующем объекте из источников, отличных от этого лица. Иногда жизненно важную информацию можно получить только из других источников, которые знакомы с человеком и его деятельностью. В некоторых случаях прямой запрос информации к отдельному лицу может поставить под угрозу проводимые мероприятия, поскольку в этом случае человек будет знать, что он или она находится под следствием.

Кроме того, обнаружение информации при работе системы SENTINEL обеспечивается с помощью служб поиска и отображения. Поиск включает в себя возможность поиска по имени (включая варианты имен и иностранные имена), биографическую информацию (например, страну рождения, дату рожде-

ния, вес, рост) и возможность полнотекстового поиска, включая поддержку различных типов поиска (нечеткие, подстановочные, близкие, логические).

Также, при анализе разведывательных данных важным моментом является подтверждение и проверка точности личной информации из всех доступных источников [6].

Отмеченные моменты, на наш взгляд, целесообразно использовать в оперативно-разыскной деятельности в том числе при предупреждении преступлений оперативными подразделениями полиции, с целью чего необходимо создать и внедрить в оперативно-служебную деятельность ОВД информационную систему, аналогичную той, что используется правоохранительными органами США.

Подобная система позволила бы в автоматическом режиме обрабатывать огромный массив информации за минимальный промежуток времени, при этом выявляя неочевидные взаимосвязи между различными объектами. К примеру, изучая на первый взгляд не связанные между собой факты организации занятия проституцией, можно получить сведения, подтверждающие, к примеру, то, что они являются звеньями одной цепи. Так, с целью конспирации некоторые лица, причастные к организации занятия проституцией получают денежные средства за свою противоправную деятельность от администраторов посредством безналичных переводов денежных средств на банковские счета (по номеру банковской карты/по номеру телефона) и электронные кошельки различных систем электронных платежей с использованием электронных денег (например, QIWI, ЮМопеу, WebMoney). В связи с этим крайне важно при проведении оперативно-разыскных мероприятий, в том числе опросов, исследовании предметов и документов (сотовых телефонов, планшетов, ноутбу-

1 Искусственный интеллект (ИИ; англ. artificial intelligence, AI) — свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека (не следует путать с искусственным сознанием, ИС); наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ. ИИ связан со сходной задачей использования компьютеров для понимания человеческого интеллекта, но не обязательно ограничивается биологически правдоподобными методами. Существующие на сегодня интеллектуальные системы имеют достаточно узкие области применения. Например, программы, способные обыграть человека в шахматы, не могут отвечать на вопросы и т. д. // URL://https://ru.wikipedia.org/wiki/Искусственный интеллект.

2 Федеральное бюро расследований, (ФБР) (англ. Federal Bureau of Investigation, FBI) (правильный вариант прочтения: [фэ-бэ-эр], (англ: [эф-би-ай]) является органом внутренней разведки и, одновременно, федеральной правоохранительной структурой Соединенных Штатов // URL://https://ru.wikipe-dia.org/wiki/Федеральное_бюро_расследований.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ков, тетрадей, записных книжек), получать сведения об электронных кошельках на которые начислялись деньги. Это позволит выявить связь с другими притонами, в которых также для безналичного перевода денег используются те же электронные кошельки; это позволит выявить единую сеть притонов.

При этом, если раньше лица, задействованные в криминальном бизнесе в качестве проституток и администраторов, вносили наличные денежные средства, полученные от оказания сексуальных услуг посредством терминалов либо салонов сотовой связи на указанные им организаторами анонимные электронные кошельки (таким образом установить отправителя и получателя было затруднительно — терминал не идентифицировал личность, а QIWI-кошелек не отображал персональные сведения пользователя), то с учетом поправок в Федеральный закон «Об электронных платежных системах» [3] с 2021 г. данный способ оказался под запретом.

Говоря о сути предупредительной работы, стоит отметить необходимость использования полученной информации о банковских счетах и электронных кошельках, используемых в противоправной деятельности по организации занятия проституцией, в дальнейшем. Для этого необходимо создание отдельной информационной системы с целью их быстрого анализа и получения дополнительных сведений, имеющих значение для выполнения задач оперативно-разыскной деятельности. В том числе это позволило бы установить организаторов занятия проституцией и иных соучастников преступной деятельности (диспетчеров, охранников, водителей), проституток, а также их связи, движимое и недвижимое имущество, поездки, используемые для связи абонентские номера телефонов, покупки, страницы в социальных сетях и т. д.

Вместе с тем, справедливо встает проблема в юридической плоскости. А именно, согласно ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N° 395-1 «О банках и банковской деятельности», кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов [4]. Закономерно возникает вопрос о доступе системы искусственного интеллекта к данным таких организаций, без каких-либо ограничений. Этот вопрос представляется чрезвычайно важным, поскольку сегодня продолжаются тенденции уменьшения доли наличных денежных средств при каких либо действиях по легализации преступно нажитых денежных средств (операциях по купле-продаже товаров и услуг, недвижимости и т. д.) [7].

Говоря о рабочих моментах функционирования предлагаемой нами в статье информационной системы для противодействия организации занятия проституцией, стоит выделить ряд маркеров, направленных на выявление лиц, причастных к организации занятия проституцией. К ним в частности можно отнести:

• факт привлечения лица в прошлом к уголовной ответственности по аналогичным фактам, либо к административной ответственности за занятие проституцией;

• наличие у лица в собственности или в пользовании, а также аренде помещений, использующихся для организации притона с целью оказания сексуальных услуг за денежное вознаграждение;

• размещение объявлений о трудоустройстве (приеме на работу) лиц, соответствующих определенным критериям (возраст, внешние данные, ценностные ориентиры, финансовое положение);

• подписка лиц на соответствующие тематических группы в социальных сетях, форумах, чатах с целью поиска граждан, которых предполагается вовлечь в занятие проституцией;

• наличие у лица значительного количества банковских карт, электронных кошельков, криптокошельков;

• создание или приобретение лицом соответствующего сайта в социальных сетях (мессенджерах) с целью размещения объявлений с данными девушек, оказывающих сексуальные услуги за денежное вознаграждение либо с рекламой притонов;

• регистрация или приобретение лицом организации по оказанию различных услуг досуга с целью придания своей преступной деятельности законного вида (баня, сауна, массажный салон, эскорт агентство);

• приобретение с определенным постоянством лицом значительного количества средств гигиены, а также сексуальных девайсов;

• использование в разговорной речи и в общении в социальных сетях (мессенджерах) определенного сленга, характерного для лиц, причастных к указанному криминальному бизнесу;

• ведение лицом «активного образа жизни» в социальных сетях с указанием различных мест отдыха (преимущественно за рубежом), дорогих покупок, а также проведение при этом различных секс-тренингов. В действительности это является завуалированной формой организации занятия проституцией.

Если предполагаемая информационная система будет иметь техническую возможность получения указанной информации из различных источников, то она вполне может спрогнозировать совершение конкретных преступлений со стороны отдельных лиц.

Однако для получения корректного результата, весьма важно оценивать имеющиеся косвенные признаки, свидетельствующие о подготовке или совершении преступлений, связанных с организацией занятия проституции в совокупности, т. е. когда имеется несколько из перечисленных маркеров, а не один-два.

Список источников

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (ред. от 11 июня 2021 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 24 августа 2021 г.) // СПС «Консультант плюс».

2. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС «Кон-сультантПлюс ».

3. Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (ред. от 2 ноября 2021 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 1 декабря 2021 г.) // СПС «Консультант плюс».

4. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 30 декабря 2021 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

5. Апаев И. Х. Некоторые аспекты индивидуальной профилактики в отношении лиц, занимающихся проституцией / И. Х. Апаев, М. А. Пестрецов // Защити меня. 2021. № 2. С. 14-19.

6. Апаев И. Х. Криминогенные факторы, влияющие на организацию занятия проституцией в России // Актуальные вопросы теории и практики оперативно-разыскной деятельности: сб. науч. трудов. М., 2021. С. 8-16.

7. Кузьмин Н. А. Перспективы использования искусственного интеллекта в противодействии коррупции // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 3. С. 154-156.

References

1. Federal Law № 3-FZ of February 7, 2011 «On the police» (ed. of June 11, 2021, with amendments and additions, intr. effective from August 24, 2021) // SPS «Consultant Plus».

2. Federal Law № 144-FZ of August 12, 1995 «On operational investigative activities» // SPS «ConsultantPlus».

3. Federal Law № 161-FZ of June 27, 2011 «On National Payment System» (ed. of November 2, 2021, with amendments and additions, intr. effective from December 1, 2021) // SPS «Consultant plus».

4. Federal Law № 395-1 of December 2, 1990 «On banks and banking activities» (ed. of December 30, 2021) // SPS «ConsultantPlus».

5. Apaev I. Kh. Some aspects of individual prevention against persons engaged in prostitution / I. Kh. Apaev, M. A. Pe-stretsov // Protect me. 2021. № 2. P. 14-19.

6. Apaev I. Kh. Criminogenic factors influencing the organization of prostitution in Russia // Actual issues of theory and practice of operational investigative activity: collection of scientific works. M., 2021. P. 8-16.

7. Kuzmin N. A. Prospects for the use of artificial intelligence in combating corruption // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 3. P. 154-156.

JURISPRUDENCE

Информация об авторах

H. А. Кузьмин — начальник кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент;

И. Х. Апаев — преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors

N. A. Kuzmin — Head of the Department of Operational Investigative Activities and Special Equipment of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Associate Professor;

I. Kh. Apaev — Lecturer of the Department of Operational Investigative Activities and Special Equipment of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 29.03.2022; одобрена после рецензирования 23.05.2022; принята к публикации 03.06.2022.

The article was submitted 29.03.2022; approved after reviewing 23.05.2022; accepted for publication 03.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.