Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2
Право
УДК 340.62
Дифференциация уголовной ответственности за организацию занятия проституцией
Шолагин А.Е.
Кандидат юридических наук, доцент,
начальник кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Казанского юридического института МВД России
В статье анализируется юридический состав преступления, предусмотренный cm. 241 УК РФ (организация занятия проституцией). На примерах следственно-судебной практики показаны проблемы, возникающие при квалификации и доказывании уголовных дел данной категории. Внесены предложения по совершенствованию уголовного и административного законодательства.
Ключевые слова: общественная нравственность, проституция, сутенерство, притон, организация и содержание притонов, предоставление помещений для занятия проституцией.
Проституция может рассматриваться как социально-негативное явление, связанное с преступностью, проявляющееся в торговле своим телом (вступлении в половую связь с клиентом за вознаграждение) [1, c. 114-115]. За занятие проституцией и получение дохода от такой деятельности в нашей стране предусмотрена административная ответственность (ст.ст. 6.11 и 6.12 КоАП РФ). В случае вовлечения в занятие проституцией и организации преступного бизнеса, связанного с оказанием интимных услуг, виновные привлекаются к уголовной ответственности (ст.ст. 240 и 241 УК РФ). Такая теневая деятельность приносит сверхдоходы ее организаторам, выступает источником финансирования транснациональных преступных группировок, является экономической подпиткой организованной и профессиональной преступности.
Объявления о предоставлении интимных услуг, как правило, выглядят безобидно, например, «Досуг», «Отдых», «Массаж», «Релаксация». Они помещаются в печатных изданиях, передаются «бегущей» строкой на коммерческих каналах, размещаются в сети Интернет. В настоящий момент определенной популярностью в мире пользуются следующие виды услуг: «уборка дома в неглиже», «голый парикмахер», «доступный официант» и др. В таких случаях можно говорить о завуалированных формах проституции.
Дифференциация уголовной ответственности - это деятельность законодателя по определению (установлению) обстоятельств, которые должны и
способны повлиять на судебное решение. Средствами дифференциации могут выступать смягчающие и отягчающие обстоятельства, квалифицирующие и привилегирующие признаки составов преступления, категоризация преступных деяний [2, с. 68].
Основным объектом преступления, предусмотренного ст. 241 УК РФ (организация занятия проституцией), является общественная нравственность. Социальная опасность деяния проявляется не только в том, что оно нарушает моральные устои общества, но и активно способствует распространению наркомании, пьянства, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, криминальной субкультуры.
Объективная сторона преступления характеризуется: а) организацией занятия проституцией; б) содержанием притонов разврата; в) систематическим предоставлением помещений для оказания сексуальных услуг.
«Организовать» - значит основать, подготовить, наладить, создавать, устраивать что-либо, объединять, сплачивать кого-либо для той или иной цели [3, с. 1006]. Под организацией занятия проституцией следует понимать подбор персонала в сфере сексиндустрии, наем охраны, распространение рекламы, поиск клиентов, предоставление транспорта, финансовое обеспечение, привлечение к такой деятельности медицинских работников, сбор и распределение денежных средств. Так, гр. 3., решив заработать на организации проституции, предложил нескольким девушкам, оказывающим сексуаль-
187
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2
Право
иые услуги водителям автотранспортных средств на федеральной трассе, свое покровительство. Он привлек трех молодых людей, которые привозили и увозили девушек, занимались их охраной и сбором денег. Периодически девушки проходили медицинские осмотры по персональной договоренности их сутенера с работниками вендиспансера. Оплата лицам, оказывающим сексуальные услуги, выражалась в процентах от полученных доходов. В дальнейшем 3. был осужден по ст. 241 УКРФ и приговорен к двум годам лишения свободы [4, с. 71].
Отдельного внимания заслуживает анализ преступлений, связанных с содержанием притонов для занятия проституцией и предоставлением помещений для такой противозаконной деятельности. В разные периоды развития уголовного законодательства России виновные привлекались к ответственности за организацию и содержание притонов:
- для распития спиртных напитков;
- потребления наркотических и одурманивающих веществ;
- в сфере игорного бизнеса;
- для занятия проституцией и сводничества [5].
В настоящий период уголовная ответственность
предусмотрена за организацию содержания притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232 УК РФ), а также для занятия проституцией (ст. 241 УК РФ).
Под притоном понимается специально приспособленное и оборудованное помещение для занятия проституцией, употребления наркотических средств, а также место концентрации лиц с противоправным (асоциальным) поведением. Притоны могут располагаться в квартирах, на дачах, в гаражах, маскироваться под сауны, массажные салоны, досуговые центры, гостиницы [6, с. 509-510]. В Иркутске была пресечена деятельность по организации и содержанию притона для оказания интимных услуг. Официально заведение было зарегистрировано как небольшая гостиница и располагалось в центре города на ул. Б. Хмельницкого. Притон функционировал круглосуточно. Внутри сотрудники ОВД обнаружили восемь номеров, в пяти из которых девушки «обслуживали» клиентов. Организатор притона был привлечен к уголовной ответственности [7, с. 105].
«Содержать» означает быть распорядителем, хозяином, владельцем, поддерживать в определенном состоянии, обеспечивать материальными средствами чью-либо деятельность [8, с. 743]. Содержание притона предполагает владение или аренду помещения, совершение действий, обеспечивающих его функционирование (уборку, смену белья, поддержание помещения в надлежащем виде, снабжение его мебелью и необходимыми аксессуарами). Гражданин А. снял квартиру, заключив с ее владельцем письменный договор, а затем использовал ее в качестве притона для занятия проституцией. В по-
следующем договор найма фигурировал в уголовном деле в качестве доказательства совершения преступления [9, с. 111-112]. Нередко в целях конспирации договоры найма или аренды заключаются на подставных лиц, которые не проживают в арендуемых квартирах и не имеют никакого отношения к функционированию притона.
Систематическое предоставление помещений в целях занятия проституцией выражается, как правило, в предоставлении специально необорудованного помещения (квартиры, дачи, гостиницы). В отдельных случаях помещение может быть нежилым (склад, гараж, автофургон, сарай). Преступным следует считать предоставление помещения, если доказано не менее трех эпизодов в течение относительно непродолжительного промежутка времени. Не имеет квалифицирующего значения, предоставлялось помещение одному и тому же лицу или разным гражданам, а также на возмездной или безвозмездной основе [10, с. 561]. Лица, способствующие функционированию притона (например, охранники, «диспетчеры», водители), несут ответственность как соучастники преступления по ст.ст. 33 и 241 УК РФ.
Организация проституции, содержание притона, которые сопряжены с похищением человека, незаконным лишением свободы, торговлей людьми, использованием рабского труда, вовлечением в проституцию, дополнительно квалифицируются по ст.ст. 126-1272, 240 УК РФ [11, с. 438].
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что занимается организацией проституции или содержанием притона и желает этого. Для квалификации преступления мотив принципиального значения не имеет, но, как показывает практика, в большинстве случаев это - корысть. Доходы от функционирования притона - нередко единственный источник прибыли для организатора и владельца такого помещения.
Субъект рассматриваемого преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста. В большинстве случаев - это женщины, имеющие достаточно длительный опыт занятия проституцией и сводничества. Свое положение сутенера - организатора притона они воспринимают как своеобразный «профессиональный рост». Размер дохода организатора или содержателя притона не входит в предмет доказывания по такой категории дел [12, с. 43].
Ч. 2 п. «а» ст. 241 УК РФ предусматривает применение уголовной ответственности к лицам, использующим свое служебное положение для организации занятия проституцией. К их числу относятся должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также руководители и администрация организаций.
Если лицо выполняет управленческие функции в коммерческой или иной организации, не являю-
188
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2
Право
щейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, либо должностное лицо использует свои полномочия вопреки законным интересам организации (совмещает законную деятельность с организацией занятия проституцией) в целях извлечения собственной выгоды, то такое деяние следует квалифицировать по совокупности п. «а» ч. 2 ст. 241 и ст. 201 или ст. 285 УК РФ.
Квалифицированный состав данного преступления (п. «б» ч. 2 ст. 241 УК РФ) составляют преступные действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения. Под насилием понимается физическое воздействие, которое выражается в умышленном нанесении побоев, причинении легкого вреда здоровью, а также истязание без отягчающих обстоятельств. Причинение при этом более опасного вреда (умышленного причинения средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, смерти человеку) требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК РФ.
Угроза применения насилия - это психическое воздействие, выражающееся в запугивании и в угрозе применения физического насилия в случае отказа от занятия проституцией или иных действий, сопряженных с такой противоправной деятельностью. Угроза должна быть реальной, то есть потерпевший должен опасаться ее реализации (исполнения). Угроза может быть словесной и письменной, может выражаться при помощи жестов, знаков, действий.
П. «в» ч. 2 ст. 241 УК РФ и ч. 3 данной нормы предусмотрена ответственность за использование в таком преступном бизнесе несовершеннолетних и лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста. В обоих случаях для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы виновный достоверно знал о реальном возрасте потерпевших. При совершении таких действий ответственность существенно возрастает.
В тех случаях, когда в притонах сбываются наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, рекламируется или распространяется продукция порнографического содержания, осуществляются развратные действия, содеянное должно квалифицироваться по совокупности соответствующих составов преступлений, предусмотренных УК РФ.
В связи с тем, что уголовная ответственность наступает за систематическое предоставление помещений для занятия проституцией, а первые два раза правоприменитель ограничивается письменным предупреждением о запрете такой деятельности, предлагаем ст. 6.12 КоАП РФ изложить в следующей редакции:
cm. 6.12 Получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан c занятием другого лица проституцией (сутенерство)
Получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан c занятием другого лица проституцией, а равно разовое предоставление помещения для занятия проституцией, -
влечет наложение административного штрафа в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток.
Такое нововведение, на наш взгляд, позволит более успешно на практике реализовывать принцип неотвратимости наказания (первые два раза виновный будет привлекаться к административной ответственности, на третий раз к уголовной). В связи с чем продолжится совершенствование института административной преюдиции и практики его применения (возрастание ответственности в случае совершения новых однотипных правонарушений в течение года).
Литература:
1. Шалагин А.Е. Преступления против общественной нравственности: уголовно-правовой и криминологический анализ. - М.: Юрлитинформ, 2011. - 256 с.
2. Кругликов Л.Л., Васильевский А.В. Дифференциация ответственности в уголовном праве. -СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. - 300 с.
3. Словарь современного русского литературного языка / Сост. Л.С. Ковтун, И.Н. Шмелева. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. - Т. 8. - 1840 с.
4. Миллеров Е.В. Уголовно-правовая охрана нравственности: дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2006. - 204 с.
5. УК РСФСР 1960 г. // Ведомости ВС РСФСР. -1960. - № 40. - Ст. 591.
6. Уголовное право России. Особенная часть: учеб. / Под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан. - М.: Статут, 2012. - 943 с.
7. Маныч Е.Г. Проституция: криминологические и уголовно-правовые аспекты противодействия: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006. - 200 с.
8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1998. - 944 с.
9. Уханова Н.В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений, способствующих проституции: дис. . канд. юрид. наук. - М., 2002. - 186 с.
10. Уголовное право. Особенная часть: учеб. / Под ред. И.А. Подройкина, Е.В. Серегина, С.И. Улезь-ко. - М.: Юрайт, 2012. - 912 с.
11. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Отв. ред. В.И. Радченко, науч. ред. А.С. Михлин. -М.: Проспект, 2008. - 704 с.
12. Бубон К. Ответственность за организацию и содержание притонов // Законность. - 1999. - № 2. - С. 42-44.
189
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2
Право
Differentiation of Criminal Responsibility for Organization of Prostitution
A.E. Shalagin
The Kazan Legal Institute MIA of Russia
The paper analyzes the components of crime provided for by article 241 of the Criminal Code of the
Russian Federation (organization ofprostitution). The author presents the problems of classification and proving of criminal cases as exemplified by investigative andjudicial practice and suggests the ways of improving criminal and administrative legislation.
Key words: public morality, prostitution, trading in prostitution, brothel, opening and harbouring brothels, provision ofpremises for prostitution.
190