Научная статья на тему 'Криминалистическая характеристика и выявление преступлений, связанных с проституцией'

Криминалистическая характеристика и выявление преступлений, связанных с проституцией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3967
475
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ / ВОВЛЕЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ ПРОСТИТУЦИЕЙ / ВЫЯВЛЕНИЕ И РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / PROBLEMS OF COMBATING / INVOLVEMENT IN PROSTITUTION / DETECTION AND INVESTIGATION OF CRIMES / CRIME DETECTION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шувалова Д. Н.

Дается криминалистическая характеристика преступлений, связанных с проституцией (ст. 240 и ст. 241 УК РФ). система секс-бизнеса представлена тремя группами субъектов: организаторы, исполнители, потребители услуг, при этом не все эти лица несут уголовную ответственность за свои действия. Возбуждению уголовного дела предшествует выявление признаков преступления, которое зачастую осуществляется путем проверочной закупки. Эволюция преступного мира диктует необходимость активнее использовать другие оперативно-розыскные мероприятия. Подчеркнута роль быстрой и слаженной работы органа дознания, его взаимодействие с органом предварительного следствия на этапе выявления этих преступлений, признаками которых являются: рекламные объявления о наборе девушек на работу в сферы услуг (досуга) и водителей с личным автотранспортом; объявления с предложением об оказании услуг интимного характера; визитные карточки и листовки, прямо или завуалированно рекламирующие услуги интимного характера; объявления в Интернете, предлагающие услуги интимного характера; нахождение при банях (саунах) постоянных групп девушек во главе с молодыми мужчинами либо присутствие их на одних и тех же участках вдоль главных улиц или оживленных трасс; сведения, поступившие на телефон доверия оВД; заявления и жалобы лиц о проживании в смежных с ними квартирах девушек «легкого» поведения, адресованные оВД. Рассматривается вопрос о моменте окончания проверочной закупки (передача денег), а также проблема доказывания вины при обращении в полицию лица с заявлением о вовлечении в занятие проституцией. Закрепление информации предлагается осуществлять путем оперативного эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINALISTIC CHARACTERISTICS AND DETECTION OF CRIMES RELATED TO PROSTITUTION

Criminalistic characteristic of crimes related to prostitution is given (Articles 240, 241 of the RF Criminal Code). Sex industry is represented by three groups of subjects: organizers, perpetrators, services consumers. However, not all these individuals are criminally liable for their actions. Bringing a criminal case is preceded by detection of elements of crime, which is often carried out by a test purchase. Underworld evolution dictates the need for active use of other crime detection actions. The role of rapid and well-coordinated work of the inquiry body, its interaction with the preliminary investigation agency at the stage of detection of these crimes is emphasized. The attributes of these crimes are: advertisements on the recruitment of women to work in the service (leisure) sector and personal vehicles drivers; advertisements on the services of an intimate nature; business cards and leaflets advertising the services of an intimate nature (directly or covertly); Internet advertisements offering the services of an intimate nature; groups of girls, constantly residing in baths and saunas, headed by young men or their presence at the same locations along the main streets or busy highways; information received on the law enforcement bodies hotlines; statements and complaints of the people against girls of easy virtue living in adjacent apartments. The issue of the moment of test purchase completion (transfer of money) is considered. The problem of proving guilt in cases of reporting involvement in prostitution to the police is analyzed. Information verification is proposed to be implemented by experiment in crime detection.

Текст научной работы на тему «Криминалистическая характеристика и выявление преступлений, связанных с проституцией»

ШУВАЛОВА Д.Н., marilin-87@mail.ru Адъюнктура; Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 400089, г. Волгоград, Историческая, 130

SHUVALOVA D.N.,

marilin-87@mail.ru

Postgraduate courses,

Volgograd Academy of the Ministry

of the Interior of the Russian Federation,

Istoricheskaya St. 130, Volgograd, 400089,

Russian Federation

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИй, СВЯЗАННЫХ С ПРОСТИТУЦИЕй

Реферат. Дается криминалистическая характеристика преступлений, связанных с проституцией (ст. 240 и ст. 241 УК РФ). Система секс-бизнеса представлена тремя группами субъектов: организаторы, исполнители, потребители услуг, при этом не все эти лица несут уголовную ответственность за свои действия. Возбуждению уголовного дела предшествует выявление признаков преступления, которое зачастую осуществляется путем проверочной закупки. Эволюция преступного мира диктует необходимость активнее использовать другие оперативно-розыскные мероприятия. Подчеркнута роль быстрой и слаженной работы органа дознания, его взаимодействие с органом предварительного следствия на этапе выявления этих преступлений, признаками которых являются: рекламные объявления о наборе девушек на работу в сферы услуг (досуга) и водителей с личным автотранспортом; объявления с предложением об оказании услуг интимного характера; визитные карточки и листовки, прямо или завуалированно рекламирующие услуги интимного характера; объявления в Интернете, предлагающие услуги интимного характера; нахождение при банях (саунах) постоянных групп девушек во главе с молодыми мужчинами либо присутствие их на одних и тех же участках вдоль главных улиц или оживленных трасс; сведения, поступившие на телефон доверия ОВД; заявления и жалобы лиц о проживании в смежных с ними квартирах девушек «легкого» поведения, адресованные ОВД. Рассматривается вопрос о моменте окончания проверочной закупки (передача денег), а также проблема доказывания вины при обращении в полицию лица с заявлением о вовлечении в занятие проституцией. Закрепление информации предлагается осуществлять путем оперативного эксперимента.

Ключевые слова: проблемы борьбы, вовлечение и организация занятия проституцией, выявление и расследование преступлений, оперативно-розыскные мероприятия.

CRIMINALISTIC CHARACTERISTICS AND DETECTION OF CRIMES RELATED TO PROSTITUTION

Abstract. Criminalistic characteristic of crimes related to prostitution is given (Articles 240, 241 of the RF Criminal Code). Sex industry is represented by three groups of subjects: organizers, perpetrators, services consumers. However, not all these individuals are criminally liable for their actions. Bringing a criminal case is preceded by detection of elements of crime, which is often carried out by a test purchase. Underworld evolution dictates the need for active use of other crime detection actions. The role of rapid and well-coordinated work of the inquiry body, its interaction with the preliminary investigation agency at the stage of detection of these crimes is emphasized. The attributes of these crimes are: advertisements on the recruitment of women to work in the service (leisure) sector and personal vehicles drivers; advertisements on the services of an intimate nature; business cards and leaflets advertising the services of an intimate nature (directly or covertly); Internet advertisements offering the services of an intimate nature; groups of girls, constantly residing in baths and saunas, headed by young men or their presence at the same locations along the main streets or busy highways; information received on the law enforcement bodies hotlines; statements and complaints of the people against girls of easy virtue living in adjacent apartments. The issue of the moment of test purchase completion (transfer of money) is considered. The problem of proving guilt in cases of reporting involvement in prostitution to the police is analyzed. Information verification is proposed to be implemented by experiment in crime detection.

Keywords: problems of combating, involvement in prostitution, detection and investigation of crimes, crime detection activities.

Проституция как одно из негативных Проблемы проституции до сих пор

явлений общества существовала во все остаются предметом бурных обсуждений

времена и на всех этапах человеческого специалистов и общественности во мно-

развития. гих государствах, а на борьбу с ними на-

правлены не только правоохранительные органы, но и различные государственные ведомства, в том числе органы законодательной власти, здравоохранения, различные религиозные и общественные организации.

На территории современной России сформировался и активно функционирует рынок проституции, а также наблюдается тенденция совершения преступлений, связанных, в частности, с организацией указанной деятельности другими лицами и извлечением из нее прибыли. Данная преступная деятельность характеризуется высокой латентностью, коррумпированностью, сложностью выявления и расследования, благодаря чему, несмотря на высокую общественную опасность и постоянный рост, соответствующие деяния в большинстве случаев остаются не выявленными и занимают лишь небольшую часть в общей структуре преступности страны.

Причины проституции разнообразны и обусловлены комплексом социально-экономических, морально-этических и юридических факторов, существующих в нашей стране на сегодняшний день. Рынок интимных услуг способен к быстрому и гибкому реагированию на изменения, происходящие в обществе, а непрекращающийся спрос на оказание услуг интимного характера стимулирует его стремительное расширение и приток новых лиц, готовых оказывать данные услуги.

В российском законодательстве не существует уголовной ответственности за занятие проституцией, однако установлена административная ответственность за это правонарушение (ст. 6.11 КоАП РФ), а также за получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией (ст. 6.12 КоАП РФ).

Уголовно наказуемую ответственность законодательство предусматривает за вовлечение в занятие проституцией (ст. 240 УК РФ) и организацию занятия проституцией (ст. 241 УК РФ). Преступная деятельность, связанная с вовлечением в занятие проституцией и организацией занятия проституцией, осуществляется в различных формах, которые изложены в содержании названных статей. Наиболее опасные формы преступных действий выделены в квалифицирующие признаки.

В связи с тем, что в состав объективной стороны деяния, предусмотренного ст. 241 УК РФ, уже включена не только организация, но и вовлечение в занятие проституцией (ст. 240 УК РФ), по нашему мнению, было бы целесообразно объединить данные составы в одну группу и назвать ее преступлениями, связанными с организацией занятия проституцией.

В январе 2013 года заместитель министра внутренних дел Российской Федерации Игорь Зубов, выступая в Государственной Думе РФ, заявил, что в России в занятие проституцией вовлечено более 1 млн человек. Однако из этого количества за предшествующий выступлению год к административной ответственности было привлечено лишь 10,5 тысяч человек*.

Согласно статистическим данным, на территории Российской Федерации в 2013 году зарегистрировано лишь 279 преступлений, связанных с вовлечением в занятие проституцией (ст. 240 УК РФ), что в 1,8 раза меньше, чем в 2012 году (496), привлечено к ответственности 163 лица; по ст. 241 (организация занятия проституцией) УК РФ зарегистрировано только 652 преступления, т.е. на уровне 2012 года (646), привлечено к ответственности 707 лиц**.

Анализ приведенной статистики позволяет сделать вывод о том, что работа правоохранительных органов по данному направлению ведется инертно, а подобная ситуация должна вызывать серьезные опасения у общества.

Проанализировав такие преступления, как вовлечение в проституцию и организация занятия проституцией, следует выработать эффективные средства выявления и борьбы с ними, и в первую очередь обратить внимание на их организованный характер. Для этого понадобится целый комплекс взаимосвязанных мер правового, экономического, социального, медицинского и воспитательного характера.

Правовые меры борьбы с организованной проституцией имеют ключевое значение. При их эффективном использовании (а это касается и правотворчества, и правоприменения) можно добиться отличных результатов. Для этого необходи-

* URL: http://informpskov.ru/news/107660.html

** Состояние преступности в России за январь - декабрь 2012 г. М.: ГИАЦ МВД России, 2012.

мо четко представлять себе современную систему секс-бизнеса.

Условно систему секс-бизнеса можно разбить на три составляющие:

- организаторы (от руководителей преступного сообщества до швейцаров, таксистов и т.д.);

- исполнители (рядовые проститутки);

- потребители сексуальных услуг.

Современное российское уголовное

законодательство устанавливает ответственность за действия, совершаемые лицами первой группы, не охватывая при этом весь круг лиц (ст.ст. 240, 241 УК РФ). На практике данные лица редко привлекаются к ответственности, а если говорить о руководителях преступных сообществ, то за вышеперечисленные деяния их привлечь практически невозможно. По этой причине необходимо принимать дополнительные меры уголовного характера для их наказания, расширить круг лиц, подлежащих ответственности, ввести уголовную ответственность за занятие проституцией, а также в отношении заказчика сексуальных услуг.

В связи с этим, по нашему мнению, успешная борьба с преступлениями, связанными с организацией занятия проституцией, возможна только при условии профессиональной и слаженной работы правоохранительных органов, а также при проведении тщательно разработанных и спланированных оперативно-розыскных мероприятий, носящих негласный характер.

По преступлениям, связанным с организацией занятия проституцией, стадии возбуждения уголовного дела предшествует деятельность, направленная на выявление признаков преступления. Сотрудники оперативных подразделений, специализирующихся на выявлении и раскрытии преступлений рассматриваемой категории, в отличие от других служб полиции, руководствуются в своей деятельности положениями Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ (ред. от 21 дек. 2013 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности»*, предусматривающего гласные и негласные методы работы. В частности, во второй главе указанного закона предусматривается четырнадцать оперативно-розыскных мероприятий, которые могут проводиться уполномоченными на то лицами

* Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. N 33. Ст. 3349; 2013. N 51. Ст. 6689.

при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Как показывает практика, для выявления рассматриваемой нами категории преступлений, как правило, используется одно из таких мероприятий -проверочная закупка. Мы согласны с тем, что данный выбор оправдан, но для более успешного выявления, а в дальнейшем и расследования преступлений, связанных с организацией занятия проституцией, необходимо изменить сложившуюся практику. Эволюция преступного мира, высокие технологии, все чаще и чаще используемые преступными группами, выбравшими указанный вид преступной деятельности, делают недостаточным простое применение только проверочной закупки. Оперативная ситуация диктует необходимость активнее использовать другие оперативно-розыскные мероприятия, закрепленные в указанном законе.

Начальный этап расследования, характеризующийся сбором первоначальной информации о преступлении, является неотъемлемой составляющей в успешном расследовании уголовного дела и, как следствие, качественно проведенное расследование - это залог успеха в суде. На данном этапе характерен сбор «свежих» и самых важных доказательств, необходимых для установления вины подозреваемого. На этапе выявления преступлений, связанных с организацией занятия проституцией, важную роль играет четкая, быстрая и слаженная работа органа дознания, а также профессионально организованное взаимодействие с органом предварительного следствия. Расследование должно быть всесторонним и многогранным, что говорит о необходимости сбора доказательств с применением различных методов оперативной работы.

Как справедливо отмечает Р.С. Белкин, признаки преступления возможно обнаружить различными путями: «Во-первых, их обнаруживают путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, предшествующих возбуждению уголовного дела. Во-вторых, их могут обнаружить граждане, а также представители различных организаций и предприятий при проведении проверочных и контрольных мероприятий и т.п. В-третьих, они обнаруживаются непосредственно следователем, прокурором или судом» [1, с. 399-400].

Итак, к числу основных признаков, свидетельствующих об организации занятия проституцией, можно отнести: 1) объявления рекламного характера в СМИ и на различных сайтах сети Интернет о наборе на работу девушек в сферы услуг или досуга, а также водителей с личным автотранспортом; 2) объявления, размещенные в местах массового скопления людей с предложением об оказании услуг интимного характера; 3) визитные карточки и листовки, в которых содержатся сведения, прямо или в завуалированной форме указывающие на рекламу услуг интимного характера; 4) объявления, размещенные на различных сайтах сети Интернет, предлагающие оказание услуг интимного характера («...современный криминальный мир не мыслит своего преступного функционирования без Интернета» [2, с. 67]); 5) нахождение при банях и саунах, постоянных групп девушек во главе с молодыми мужчинами либо присутствие их на одних и тех же участках вдоль главных улиц или оживленных трасс; 6) сведения, поступившие на телефон доверия органов внутренних дел; 7) заявления и жалобы лиц о проживании в смежных с ними квартирах девушек «легкого» поведения, адресованные участковым уполномоченным полиции либо поступающие в дежурные части органов внутренних дел, и др.

Рассмотрим следующую ситуацию: в оперативное подразделение поступила информация о том, что имеет место организация занятия проституцией другими лицами. В этом случае оперуполномоченному, которому поручено проверить данную информацию, не следует сразу выносить постановление о проведении проверочной закупки, а провести ряд иных оперативно-розыскных мероприятий, которыми его вооружил законодатель, в том числе с применением специальной техники и высоких технологий, а именно: наблюдение за данной организацией и занимаемым ею помещением в том случае, если это притон или помещение для занятия проституцией; фиксация времени выезда проституток из места их нахождения на указанные клиентами адреса и времени приезда клиентов к ним, наблюдение и фиксирация, на каком транспорте и куда направляется проститутка по вызову. При этом оперативным путем необходимо установить личность,

адрес и абонентский номер водителя в случае перемещения проституток на одном и том же транспортном средстве. Следует установить номера телефонов, по которым клиенты связываются с диспетчерами или сутенерами для вызова проституток. Установить личности клиентов, которым оказывались услуги сексуального характера, их адреса и номера телефонов и опросить их об обстоятельствах получения таких услуг (стоимость, условия оплаты, возможность выбора проституток). При наличии признаков иного, в том числе тяжкого, преступления рассматриваемой нами категории незамедлительно применить возможности прослушивания телефонных переговоров по абонентским номерам преступников и их пособников (диспетчеров, водителей, охранников и т.д.). После того как материал будет собран, оперативному сотруднику необходимо обратиться за консультацией к следователю с целью выяснения вопроса о полноте собранной информации и достаточности ее для возбуждения уголовного дела. На практике в ходе проведения проверочной закупки участники, выступающие в роли закупщиков, не только оплачивают услуги сексуального характера, но и получают их, и только после этого сотрудниками правоохранительных органов объявляется о факте проведения проверочной закупки и ее окончании. Возникает вопрос: обязательно ли в ходе проведения проверочной закупки оказание ее участникам услуг сексуального характера или достаточно только их оплаты? Мы считаем, что проверочную закупку следует прерывать с момента получения денежных купюр лицом, оказывающим сексуальные услуги, или фиксации передачи денежных средств сутенеру (водителю, охраннику). Данный вывод основывается на следующем: во-первых, в связи с тем, что за занятие проституцией в соответствии с КоАП РФ предусмотрено административное наказание, в случае предоставления сексуальных услуг во время проведения проверочной закупки сотрудники правоохранительных органов провоцируют совершение данного правонарушения. Во-вторых, нельзя подвергать опасности здоровье участников данного оперативно-розыскного мероприятия, которое касается интимной сферы человека, так как участники, выступающие в роли закупщика, а также сами лица, оказывающие

услуги сексуального характера, в процессе получения и оказания услуг, могут заразиться ВИЧ-инфекцией, венерическим или иным заболеванием, передающимся половым путем.

По нашему мнению, объявление о проведении проверочной закупки на этапе передачи денег за услуги сексуального характера, не отразится на полноте и объективности дальнейшего расследования в случае применения при проведении проверки всего возможного комплекса оперативно-розыскных мероприятий. При документировании мероприятия целесообразно использовать специальную аудио- или видеотехнику, при помощи которой фиксировать устную часть «сделки». Здесь оперативному сотруднику следует предусмотреть, что на практике нередко техника выходит из строя. В связи с этим «...целесообразно рассмотреть вариант дублирования нескольких средств фиксации информации, при условии тщательной их маскировки» [4, с. 78]. Мы убеждены в том, что при вышеуказанных условиях проведения проверочной закупки обязательного получения непосредственно сексуальной услуги «заказчиком» не требуется.

Сотрудники правоохранительных органов, на первоначальном этапе расследования преступлений, связанных с вовлечением в занятие проституцией, нередко сталкиваются с проблемами их выявления.

Выявление преступлений, связанных с вовлечением в занятие проституцией, возможно двумя способами: 1) путем обращения лица в ОВД с заявлением о том, что он был кем-либо вовлечен в занятие проституцией, 2) путем выявления сотрудниками полиции факта вовлечения в занятие проституцией.

В первом случае на практике это представляется мало возможным, так как крайне редки факты возбуждения уголовных дел по ст. 240 УК РФ, когда вовлечение лица в занятие проституцией связано с применением насилия (ч. 2), т.е. при опасности для жизни и здоровья пострадавшего лица, что не требуется для применения ч. 1 ст. 240 УК РФ, и вовлеченные лица предпочитают не вмешивать в эту деятельность ОВД.

Однако если предположить, что такое заявление поступило, мы зададимся вопросом, как доказать вину подозре-

ваемого? Например, состоялся разговор И. и П., в процессе которого П. освещала с положительной стороны выгодность данного рода деятельности, умолчав при этом о негативных сторонах, в результате чего И. решила заняться проституцией, но впоследствии, разочаровавшись в этом, заявила в ОВД о том, что П. вовлекла ее в занятие проституцией. Если в ходе допроса в качестве свидетеля П. будет отрицать такой разговор и факт вовлечения И. в занятие проституцией, других доказательств просто нет.

В случае выявления сотрудниками полиции факта вовлечения в процессе, например, проверки по материалу о содержании притона для занятия проституцией, как показывает практика, в дальнейшем проститутки часто отказываются от данных ранее объяснений в процессе расследования уголовного дела или от данных при производстве дознания показаний - в суде.

Чтобы исключить подобные ситуации, полагаем, что оперативную информацию сотрудникам оперативных подразделений следует закреплять посредством такого оперативно-розыскного мероприятия, как оперативный эксперимент. После выявления факта вовлечения лица в занятие проституцией необходимо собрать как можно больше интересующей информации о данном факте, сведений, характеризующих личность подозреваемого (место жительства и работы, номера телефонов, которыми он пользуется, круг общения и т.д.); в процессе проведения оперативного эксперимента необходимо, соблюдая все установленные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» требования и процессуальные меры, профессионально и грамотно задокументировать результаты оперативно-розыскных мероприятий. Необходимо применять аудиозапись с целью фиксации преступных действий подозреваемого по вовлечению лица в занятие проституцией. После успешного завершения сбора первоначального материала с использованием оперативного эксперимента, и не исключая иные необходимые оперативно-розыскные мероприятия, дальнейшая работа следователя по доказыванию вины вовлекающего в занятие проституцией будет существенно облегчена и доказательственная база будет строиться не только на показаниях

потерпевшей, которая в силу различных субъективных факторов сможет поменять их, но и на результатах работы оперативных сотрудников.

Итак, анализ практики раскрытия и расследования преступлений, связанных с организацией занятия проституцией, показывает, что они в подавляющем большинстве носят латентный характер и выявляются в основном оперативными подразделениями органов внутренних дел в результате проведения различных негласных оперативно-розыскных мероприятий. Особенно эффективной является проверочная закупка, которую, по нашему мнению, не следует доводить до конца, а необходимо прекращать после пере-

дачи денежных средств за оказание услуг сексуального характера. Считаем, что успех борьбы с преступлениями, связанными с организацией занятия проституцией, заключается в профессиональном, грамотном, спланированном и четко организованном подходе к выполнению задач, поставленных перед сотрудниками, занимающимися их выявлением и расследованием, в активном использовании всех закреплененых в законе оперативно-розыскных мероприятий, которые необходимо правильно, в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями применять в практической деятельности, а также в грамотном документировании их результатов.

Список литературы

1. Белкин Р.С. Курс криминалистики: в 3 т. Т. 3. М.: Юристъ, 1997. 480 с.

2. Алябьев А.А., Лагуточкин А.В. Проблемы осуществления оперативно-розыскных мероприятий в информационном пространстве сети Интернет // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. N 1. С. 66-70.

3. Худицкий П.Е., Шаров Ю.В. Некоторые проблемы взаимодействия следователей и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в процессе раскрытия и расследования преступлений // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2010. N 1 (18). С. 95-100.

4. Баранов В.М. Применение специальных технических средств при документировании преступлений в ходе оперативно-розыскного мероприятия «Проверочная закупка» // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. N 2. С. 75-80.

References

1. Bel kin R.S. Kurs kriminalistiki [Course.of criminalistics. In 3 volumes. Volume 3]. Moscow, Yurist" Publ., 1997. 480 p.

2. Alyab'ev A.A., Lagutoch kin A.V. Problemy osushchestvleniya operativno-rozysknykh meropriyatiy v informatsionnom prostranstvesetiInternet [Challenges in the implementation of search operations in the information space of the Internet]. Problemy pravookhranitel'noy deyatel'nosti - Problems of law enforcement, 2013, no. 1, pp. 66-70.

3. Khuditskiy P.E., Sharov Yu.V. Nekotorye problemy vzaimodeystviya sledovateley i organov, osushchestvlyayushchikh operativno-rozysknuyu deyatel'nost' vprotsesse raskrytiya i rassledovaniya prestupleniy [Some problems of interaction between investigators and officers engaged in operational investigative activities in the process of disclosure and investigation of crimes]. Vestnik Dal'nevostochnogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii - Herald of the Far Eastern Law Institute of the Russian Interior Ministry, 2010, no. 1 (18), pp. 95-100.

4. Baranov V.M. Primenenie spetsial'nykh tekhnicheskikh sredstv pri dokumentirovanii prestupleniy v khode operativno-rozysknogomeropriyatiya "Proverochnayazakupka" [The use of special technical means for documenting crimes during operational search activities "test purchase"]. Problemy pravookhranitel'noy deyatel'nosti - Problems of law enforcement, 2013, no. 2, pp. 75-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.