Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативные умения / младший школьник / обучение / общение / продуктивность / речевые способности / урок / формирование / communication skills / primary school student / learning / communication / productivity / speech abilities / lesson / formation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буховцева Ольга Васильевна, Чэ Сянлун

В настоящей статье освещены особенности формирования коммуникативных умений. Отмечается, что данная проблема находится в фокусе внимания известных отечественных и зарубежных учёных. Актуализируется, что у младшего школьника формируются социальные навыки, понимание самого себя, отношение к значимым людям, к обществу в целом, происходит формирование коммуникативных умений. В статье рассматриваются взгляды учёных к пониманию термина коммуникативные умения и обосновывается роль процесса подготовки учителя к формированию коммуникативных умений у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буховцева Ольга Васильевна, Чэ Сянлун

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article highlights the features of the formation of communication skills (CS). It is noted that this problem is the focus of attention of famous domestic and foreign scientists. It is updated that the younger schoolchild develops social skills, self-understanding, attitude towards significant people, towards society as a whole, and the formation of communication skills. The article discusses the views of scientists on the understanding of the term communicative skills and substantiates the role of the process of teacher preparation for the formation of communicative skills in primary schoolchildren.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

обучение импровизации будущих педагогов-хореографов в вузе, включает формирование профессиональных навыков: познание многообразных танцевальных стилей и лексического материала, накопление личностного опыта приемов исполнительского мастерства, развитие пространственных и временных ориентиров, самосовершенствование танцевальных навыков, уверенности в себе, способности к самовыражению, самореализации творческого потенциала. Достичь этой цели является серьезной и сложной профессиональной задачей. Важен поиск соответствующих путей решения, стимулов и приемов развития импровизации, обоснования практических разработок упражнений по импровизации в танце как средства развития творчества будущих педагогов-хореографов, что будет способствовать повышению качества образования в вузах, имеющих хореографические специальности, соответствующего современным требованиям общества и российского государства.

Литература:

1. Андреева, М.П. Особенности создания хореографической композиции contemporary dance / М.П. Андреева, Т.С. Борисенко // Актуальные научные исследования в современном мире. -2021. -№ 2-5 (70). - С. 63-69

2. Вернигора, О.Н. Импровизации в системе обучения современным направлениям хореографии: теория и история /

0.Н. Вернигора, О.А. Воробьева // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 1 (62). - С. 185-186

3. Виноградова, О.А. Семь точек зрения на танец модерн / О.А. Виноградова // Вестник академии русского балета им.А.Я. Вагановой. - № 4 (51). - 2017. - С. 147-154

4. Воробьева, О.А. Современный танец в России / О.А. Воробьева, К.Б. Демина // Мир науки, культуры, образования. - 2018. -№ 5 (72). - С. 106-108

5. Голубев, Д.В. Импровизационные методы преподавания «контактной импровизации» как средство создания композиции современных форм танца / Д.В. Голубев // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 6 (61). - С. 209-211

6. Гиршон, А.С. Импровизация и хореография / А.С. Гиршон. - М.: Лань, Планета музыки, 2013. - 544 с.

7. Ибатуллина, М.Г. Развитие творческих способностей обучающихся на основе хореографической импровизации / М.Г. Ибатуллина//Молодой ученый.-2021.-№ 1 (343).-С. 55-57

8. История развития современного танца [Электронный ресурс]. - URL: https://tdmsh.irk.muzkult.ru/media/2020/04/06/1252020834/ISTORIYA_RAZVITIYA_SOVREMENNOGO_TANCZA_s_ssy_lkam

1.pdf (Дата обращения: 17.05.2024)

9. Карпенко, В.Н. Импровизация и хореография: индивидуальность и взаимосвязь / В.Н. Карпенко, Е.О. Ладыгина // Культура и время перемен. - 2018. - № 4 (23). - С. 12.

10. Структурная танцевальная импровизация (Отрывки из книги) Джойс Моргенрот [Электронный ресурс]: ЖИТЬ ТАНЦУЯ: сайт - URL: http://girshon.dance/article/strukturnaya-tantsevalnaya-improvizatsiya-otryvki-iz-knigi-dzhojs-morgenrot/ (Дата обращения: 17.05.2024)

11. Сорокопуд, Ю.В. Генезис развития профессионального образования России: детерминанты и ведущие тенденции развития / Ю.В. Сорокопуд, О.М. Коломиец, А.С. Канюк, Н.И Соколова // Мир науки, культуры, образования. - 2024. - № 2 (105).-С. 320-324

12. Штенникова, Е.В. Развитие креативности через метод импровизации на занятиях хореографией / Е.В. Штенникова // Научные высказывания. - 2021. - № 3 (3). - С. 23-26

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Буховцева Ольга Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема» (г. Биробиджан); аспирант Чэ Сянлун

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема» (г. Биробиджан)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В настоящей статье освещены особенности формирования коммуникативных умений. Отмечается, что данная проблема находится в фокусе внимания известных отечественных и зарубежных учёных. Актуализируется, что у младшего школьника формируются социальные навыки, понимание самого себя, отношение к значимым людям, к обществу в целом, происходит формирование коммуникативных умений. В статье рассматриваются взгляды учёных к пониманию термина коммуникативные умения и обосновывается роль процесса подготовки учителя к формированию коммуникативных умений у младших школьников.

Ключевые слова: коммуникативные умения, младший школьник, обучение, общение, продуктивность, речевые способности, урок, формирование.

Annotation. This article highlights the features of the formation of communication skills (CS). It is noted that this problem is the focus of attention of famous domestic and foreign scientists. It is updated that the younger schoolchild develops social skills, self-understanding, attitude towards significant people, towards society as a whole, and the formation of communication skills. The article discusses the views of scientists on the understanding of the term communicative skills and substantiates the role of the process of teacher preparation for the formation of communicative skills in primary schoolchildren.

Key words: communication skills, primary school student, learning, communication, productivity, speech abilities, lesson, formation.

Введение. Известно, что в настоящее время активно происходит реконструкция всех областей жизнедеятельности нашего общества. Но для понимания того, что это неразрывно связано с улучшением качества подготовки будущих педагогов, необходимы серьезные, систематические изменения в деятельности высших учебных учреждений. Это является одной из важных задач нашего времени. Нельзя решить данную проблему, не учитывая значимость образования. Анализ психологической, педагогической и методической литературы показал наличие проблемы улучшения качества образовательного процесса. Поэтому в высшем педагогическом образовании требуются принципиально новые подходы в подготовке будущего педагога.

Изложение основного материала статьи. Современная школа, реализуя социальный заказ государства, ориентирована на компетентного педагога, обладающего креативностью и эрудированностью, а также умениями

коммуницировать, взаимодействовать друг с другом, которые важно развивать у младших школьников. Коммуникативность - это неизбежный факт эффективной образовательной деятельности, ключевой вектор развития личности.

Анализ учебно-методической, педагогической и психологической литературы показывает многообразие определений понятия «коммуникативные умения». На совокупность коммуникативных действий, сформированных на значительном уровне, указывает В.Д. Ширшов. Он концентрирует внимание на те коммуникативные действия, которые обеспечивают способность креативно применять коммуникативные знания для глубокого отображения действительности Г71.

Е.В. Семенова определяет коммуникативные умения, как качества субъекта взаимодействия, которые позволяют ему реализовывать педагогическое общение на максимально высоком профессиональном уровне [31. О.И. Киличенко понимает под коммуникативными умениями структурные составляющие личности педагога, выражающие способность учителя направлять общение детей и свои взаимоотношения с ними в конструктивное русло [1].

М.Г. Маркина в своей научной работе «Формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе» показала коммуникативные умения как фактор психологической готовности детей к школе. Она дает следующие определение коммуникативным умениям: способность к конструктивному осуществлению диалога; адекватность ориентации в коммуникативном пространстве; компетентность в воспроизведении акта межличностного общения. Из чего следует, что коммуникативные умения выдаются за личностные качества либо расцениваются как компоненты, непосредственно связанные с речевым действием [2].

Потребность в общении - одна из наиболее первостепенных составляющих в жизни каждого человека. Входя в отношения с окружающим миром, человек делится информацией о своих особенностях, в обмен же он получает интересующие его знания, которые он подвергает анализу. И далее, на основе данного анализа, он выстраивает собственную жизнедеятельность в социуме. Эффективность планируемой деятельности подчинена качественному процессу обмена информацией, где уже на следующем этапе гарантируется наличие ценного коммуникативного опыта.

Умение общаться в устном формате предполагает не только владение языковыми формами общения, но и более широкой совокупностью действий, входящих в социальный контекст речевой коммуникации. Это не только знание правил этикета, но также умение целенаправленно начать, закончить и поддержать разговор; не только способность реагировать на речь собеседника, но и готовность формулировать вопросы в ответ, способность учитывать интересы и мотивы всех участников общения. Именно поэтому грамотное и своевременное формирование и развитие умений говорить на родном и иностранном языках не теряет своей актуальности, а становится важным условием социализации каждого члена общества.

Обратим внимание на три группы коммуникативных умений:

- коммуникативные / речевые (умение четко излагать свои мысли, убеждать своего собеседника; аргументировать свою позицию; выстраивать доказательство, выдвигать аргументы);

- перцептивные (способность слышать, а также слушать, при этом правильно интерпретировать информацию; проникать в чувства, настроение своего товарища посредством эмпатии, сопереживания);

- умение взаимодействовать в ходе общения (умение осуществлять диалог, обсуждение; вежливо высказывать собственные мысли и просьбы, находить решение в конфликтных ситуациях путем переговоров).

Формирование умений коммуницировать не простой процесс. Педагог, прежде всего, должен научить ученика ставить вопросы и уметь внятно на них отвечать. Важным является принятие других членов коммуникативного процесса, обосновывая собственную позицию в коллективе. Умение продемонстрировать эмпатию оппоненту - также является важным навыком. В то же время необходимо уметь объяснять и давать свою критическую оценку утверждениям оппонентов.

Основными критериями оценивания могут быть понимание важности тех или иных позиций и мнений на тот или иной вопрос, а также интерес к мнению оппонентов, отличного от своего, уважение другой точки зрения. К критериям оценивания можно отнести и осмысление перспектив разных сторон доя оценивания одного и того же предмета, осмысление условности оценок. Актуально также не просто принятие чужой точки зрения, но и умение резюмировать свою. Приобретая опыт общения, младшие школьники учатся принимать во внимание и заблаговременно предусматривать разные позиции своих товарищей. Сравнивая себя с другими, ребёнок учится аргументировать собственную точку зрения и обосновывать её. В результате, завершая обучение в начальном звене общеобразовательной школы, дети способны дать оценку одного и того же предмета, убедительно описать и выразить своё мнение по отношению к конкретному явлению.

Возможности уроков иностранного языка в формировании и развитии умений коммуницировать у детей младшего школьного возраста чрезвычайно велики. К результатам изучения иностранного языка в начальной школе, прежде всего, можно отнести получение первичных навыков общения в письменной и устной форме [6].

В статье под иноязычными коммуникативными умениями мы рассматриваем следующие речевые умения:

- умение коммуницировать на иностранном языке;

- умение осознавать информацию при непосредственном и опосредованном общении с собеседником (с помощью телевидения, интернета, радио и других источников);

- умение осмысливать информацию при чтении (просмотр текста, ознакомление с содержанием, глубокое, полное понимание и пр.).

В книге Е.И. Негневицкой, A.M. Шахнарович анализируются механизмы овладения языковой системой и использования речевых способностей для общения. На этой основе строятся психолингвистические технологии обучения иностранному языку. И, конечно, чтобы усвоить устную и письменную речь, необходимо понять начальные лингвистические представления. Разумеется, для этого необходимо построить урок иностранного языка так, чтобы ребёнок испытывал желание научиться общаться и освоить правила речевого поведения [4].

На уроках учителя могут использовать культурно ориентированный метод преподавания иностранного языка, который предполагает подготовку специальных лексических упражнений, включение в образовательный процесс образцов национального фольклора и моделирование коммуникативных ситуаций. Задача учителя - создать безопасную и доверительную обстановку, стимулировать ребёнка, дать ему возможность высказываться и отвечать, исключая принуждение. Иностранный язык в урочной деятельности является не объектом обучения, а образовательным инструментом. Урок, в идеале, должен быть построен как естественная языковая среда.

Педагог на уроке иностранного языка учит детей общаться на этом языке. Соответственно важно построить урок в виде естественной коммуникации. Разумеется, младшие школьники еще и на родном языке не совсем владеют коммуникативными умениями. Поэтому задача учителя - искусно научить общению младших школьников на иностранном языке. Конечно, перед учителем стоит чрезвычайно непростая и важная задача. Для успешного формирования коммуникативных умений в рамках уроков иностранного языка, учителю требуется периодически повышать свою квалификацию.

Актуальным является вопрос совершенствования иноязычных коммуникативных способностей, к тому же иноязычное знание по своей природе неисчерпаемо, и улучшать знания иностранного языка возможно на протяжении всей жизни, как в

профессиональной, так и в социальной среде. Но для достижения эффективности данного процесса, данные способности должны быть хорошо развиты еще в школе [11].

Посредством взаимодействия на иностранном языке и через деятельность с языком младший школьник познаёт окружающий мир, а также себя самого в этом мире, иными словами усваивает все те духовные богатства, которые даёт ему процесс иноязычного образования. Обучение иностранному языку в 1-4 классах является очень важным, в связи с тем, что он служит предпосылкой успешного обучения в дальнейшем.

Однако анализ состояния вопроса формирования и развития у младших школьников иноязычных коммуникативных умений в нынешней образовательной практике свидетельствует о том, что, несмотря на достаточную разработанность учебно-методических материалов, сформировать высокий уровень иноязычных коммуникативных умений у младших школьников крайне трудно, поскольку иноязычная коммуникация детей с педагогом и сверстниками в рамках занятий, имеет кратковременный характер. Только при условии создания иноязычной языковой среды в зоне ближайшего окружения ребенка, младшие школьники получают возможность систематического повседневного общения с ровесниками и взрослыми на иностранном языке, что становится значимым условием эффективного формирования иноязычных коммуникативных умений у детей.

Исходя из вышесказанного, констатируем, что ключевой целью постижения иностранного языка в начальной школе выступает потребность укреплять у младших школьников желание коммуницировать на иностранном языке. Оперируя широким спектром игровых методов и приёмов, педагог сможет организовать процесс обучения доступным и занимательным способом, формируя коммуникативные умения.

Продуктивный процесс формирования и развития коммуникативных умений в рамках обучения иностранному языку для начальных классов создается такими базовыми принципами, как постижение иностранного языка через общение, сознательность, новизна, комплексность. На основе этого можно сделать уроки иностранного языка более интересными и разнообразными.

Чтобы определить у младших школьников степень владения иностранным языком, необходимо проводить диагностику. Педагогическое обследование сосредоточено на выявлении уровня сформированности коммуникативных умений. Диагностирование может включать диалогическую и монологическую речь, аудирование, навыки лексики, грамматики и фонетики. Проводимая процедура повторяется при увеличении объёма материала, а также усложняется, по мере усвоения программного материала. Пример диагностического материала представлен в таблице 1.

Таблица 1

Выявление уровня сформированности коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста

Разделы диагностики Содержание

Диалогическая речь Ребятам предлагается познакомиться друг с другом. Они по очереди задают и отвечают на вопросы. Good morning! (Good morning!) - What's your name? (My name is...) - Who are you? .. (Yes. No) - How are you? (Fine, thanks. So-so) - How old are you? (I'm eight years old) - Where do you live?

Монологическая речь 1. Детям даётся задание дать описание одного фрукта, овоща или любой другой предмет. Важно, чтобы после описания предметов другие ребята догадались, о чём идёт речь. - It's a fruit. It is sweet. It has round form. It is yellow and red. It grows on the tree. What's it? - Is it an apricot? - Is it a peach? - Is it an apple. - Yes, it'sanapple. 2. Учитель выдаёт конверты с картинками времён года, а также картинки с явлениями природы. Младшему школьнику следует рассказать о том, какое время года представлено на картинке, какие месяцы этого времени года и какая погода. - It is winter now. Winter is white.

Выводы. Таким образом, изучение иностранного языка в начальной школе даёт возможность младшему школьнику освоить новые коммуникативные умения и более ответственно и с интересом осуществлять свою учебную деятельность.

Литература:

1. Киличенко, О.И К проблеме формирования коммуникативных умений воспитателя: автореф. дис. канд. пед. наук 13.00.01 / О.И. Киличенко. - М.: 1987. - 17 с.

2. Маркина, М.Г. Формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе: дис. канд. пед. наук 13.00.01 /М.Г. Маркина. - Одесса, 1991. - 179 с.

3. Семенова, Е.В. Человек и язык в коммуникативном пространстве / Е.В. Семенова // Сборник научных статей. -Красноярск: СФУЮ, 2016. - №7. - 373 с.

4. Негневицкая, Е.И. Язык и дети / Е.И. Негневицкая, A.M. Шахнарович. - Москва: Наука, 1981. - 111 с.

5. Турлова, Е.А. Формирование коммуникативных умений младших школьников средствами игровой деятельности / Е.А. Турлова, С.И. Фомина // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. - 2014. - № 7. -С. 167-171

6. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба. - Ленинград: Наука, 1974. - С. 313-318

7. Ширшов, В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы / В.Д. Ширшов. Екатеринбург: Наука. -1994.- 128 с.

8. Ягодко, Л.И Навык смыслового чтения как средство ориентации в большом потоке информации / Л.И Ягодко // Актуальные проблемы начального общего образования: теория и практика: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н.В. Васильева. - Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2019. - С. 266-270

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.