УДК 06.03
Пурис А.В., к.э.н.
доцент
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ
РФ, РТ, г. Казань Гудакова М. студент
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ
РФ, РТ, г. Казань
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ
РТ
Аннотация: Становление малого и среднего бизнеса играет важную роль в любой национальной экономики. Наиболее «продвинутыми» субъектами ПФО по данному направлению инновационной деятельности являются Республика Татарстан
Ключевые слова: малый бизнес, экономика, поддержка, спрос, валовый продукт.
Puris A. V., candidate of economic Sciences
associate Professor Kazan national research University technical University A. N. Tupolev - KAI Russia, Republic of Tatarstan, Kazan
Gudakova M. student
Kazan national research University technical University A. N. Tupolev - KAI Russia, Republic of Tatarstan, Kazan
SOME ASPECTS OF STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP ON THE EXAMPLE OF THE RT
Annotation: The formation of small and medium-sized businesses plays an important role in any national economy. The most "advanced" subjects of the Volga Federal District in this area of innovation are Tatarstan
Key words: small business, economy, support, demand, gross product.
Становление малого и среднего бизнеса играет важную роль в любой национальной экономики. Он создает рабочие места, формирует конкурентную среду, быстрее реагирует на новые потребности спроса, обеспечивает работу крупных предприятий.
На сегодняшний день около 30% мирового ВВП формируется в среднем бизнесе. В России этот показатель составляет 22% для малого и среднего бизнеса вместе. Экономическая политика государства направлена на укрепление их позиции. В национальной программе запланировано увеличение доли малого и среднего бизнеса в валовом продукте страны до 30% к 2024 году [7].
Для этого решено использовать механизм снижения требований к предпринимателям. Предложено вносить поправки и изменения совместно с представителями бизнеса. Чтобы довести участие среднего бизнеса в экономике до 30% необходимо полное структурное изменение. Нужно пересмотреть условия ведения предпринимательской деятельности и изменить действующие формы поддержки. Еще одним шагом к легализации малого и среднего бизнеса стало введение категории «самозанятых».
Планируется учитывать долю рынка, приходящуюся на эту категорию граждан в общем составе представителей среднего и малого предпринимательства. Отличительной особенностью самозанятых можно назвать освобождение от платежей во внебюджетные фонды. Предприниматель самостоятельно решает, производить выплаты или нет. Единственным обязательным платежом остается уплата в фонд медицинского страхования. Он учтен в общем налоге за сделку.
Малый бизнес - основа экономики государства, но в нашей стране существует множество проблем, из-за которых граждане все реже хотят заниматься индивидуальным предпринимательством. Проблемы малого бизнеса могут вызываться разнообразными явлениями и факторами, которые возникают на пути развития малых форм предпринимательства в России [1, с. 121].
Проведем анализ уровня развития малого предпринимательства в РТ в сравнении с регионами ПФО.
Доля в суммарном валовом региональном продукте выше в Республике Татарстан (2,9%) и Республике Башкортостан (2,8%). Наименьший показатель по данному параметру среди регионов ПФО у Республики Марий Эл (0,3%). Доля МП в общем числе предприятий и организаций самая большая в Самарской области (11,2%) и в Оренбургской области (11,1%). Самая меньшая - в Республике Башкортостан (4%).
Следующим значимым показателем уровня развития малого предпринимательства является доля прибыльных МП в общем числе МП. Среди регионов ПФО по этому показателю лидирует Самарская область (62,5%). Аутсайдер - Оренбургская область (47,5%). Т.е. больше половины малых предприятий Оренбургской области не являются прибыльными.
Важным предвестником создания передовых производственных технологий является динамика числа поданных заявок на регистрацию объектов промышленной собственности. Проведенный анализ показал, что в целом по РФ число поданных заявок на регистрацию изобретений увеличилось с 17994 до 23377, или в 1,3 раза, полезных моделей - с 2347 до 4549, или в 1,94 раза, товарных знаков и знаков обслуживания - с 15988 до 30338, или в 1,9 раза [3].
Среди федеральных округов по всем этим трем показателям уверенно лидирует Центральный ФО соответственно 9954 (42,6% от общего числа по РФ) изобретений, 1949 (42,8%) полезных моделей и 18138 (59,8%) товарных знаков и знаков обслуживания (табл.3).
Наиболее «продвинутыми» субъектами ПФО по данному направлению инновационной деятельности являются Республика Татарстан, где на начало 2018 г. было зарегистрировано 650 (2,8%) от общего числа по РФ изобретений, 143 (3,1%) - полезных моделей и 198 (0,7%) товарных знаков и знаков обслуживания, Нижегородская область -соответственно 539 (2,3%), 176 (3,9%) и 417 (1,4%) и Самарская область -651 (2,8%), 151 (3,3%) и 396 (1,3%).
В Республике Марий Эл за 2010-2018 гг. данные показатели изменились соответственно с 22 (0,1%) до 69 (0,3%), с 4 (0,2%) до 13 (0,3%) и с 26 (0,9%) до 34 (0,1%); в Пермском крае - с 269 (1,5%) до 462 (2,0%), с 18 (0,8%) до 75 (1,6%) и с 124 (0,8%) до 255 (0,8%) и в Самарской области -с 400 (2,2%) до 651 (2,8%), с 98 (4,2%) до 151 (3,3%) и с 415 (2,6%) до 396 (1,3)%.
Однако если передовые технологии создаются недостаточно активно, значит, используются либо новые чужие, либо свои устаревающие. Анализ динамики использования передовых производственных технологий показал, что за период 2000-2019 гг. их число увеличилось с 55452 до 70069, или в 1,56 раза, и на начало 2020 г. в 101,8 раза превысило число созданных за аналогичный период передовых производственных технологий.
Среди федеральных округов наиболее высокие показатели у ПФО -24649 (35,2%) и Центрального - 22632 (32,3%) ФО, тогда как по остальным он существенно ниже. [4].
Среди основных факторов, влияющих на уровень инновационной активности малого предприятия можно выделить динамику числа организаций, выполнявших исследования и разработки в сопоставлении с динамикой численности персонала, занятого в них, и динамикой объема внутренних затрат на исследования и разработки.
Анализ динамики числа организаций, выполнявших исследования и разработки, и численности персонала, занятого в них, в сопоставлении с динамикой внутренних затрат на исследования и разработки по регионам ПФО показал, что за 2000-2019 гг. число организаций, выполнявших НИОКР сократилось с 4269 до 4099, или в 0,96 раза, при сокращении
численности персонала занятого в них с 1315008 до 887749, или в 0,68 раза, и росте объема внутренних затрат на исследования и разработки с 5146,1 млрд. руб. до 76697,1 млн. руб., или в 14,9 раза что в целом по стране свидетельствует о повышении производительности труда исследователей и разработчиков.
В то же время по ряду федеральных округов и субъектов Российской Федерации указанная динамика имеет некоторые отличия. В частности, в Центральном ФО, лидирующем по трем показателям, число организаций, выполнявших исследования и разработки, увеличилось с 1585 до 1631, или в 1,03 раза, составив 39,8% от общей численности организаций, выполнявших НИОКР, при уменьшении численности занятых в них с 630775 до 455985 человек, или в 0,72 раза, достигнув удельного веса 51,4% от общей численности занятых в указанных организациях, и увеличении объема внутренних затрат на НИОКР в 15,18 раза, что составило 49,9% от общего объема внутренних затрат, освоенного рассматриваемыми организациями.
Ранее в Татарстане презентовали индекс деловой активности. Индекс деловой активности в Казани за год сократился на 8,9 %, его значение в 2019 году составило 33,3 против 42,2 годом ранее. Отрицательная динамика индекса в Казани оказалась самой существенной, а его абсолютное значение - самым низким среди крупных городов Татарстана.
Минэкономики поддерживает предпринимателей и в сфере экспорта. Порядка 500 бизнесменов получили поддержку «в виде обучения, организации выставок, перевода сайтов». 94 компании в 2019 году заключили международные контракты.
Совместная программа Минэкономразвития России и Корпорации МСП позволила предпринимателям получить дополнительно к нацпроекту льготные кредиты на 22 млрд. рублей.
В качестве мер по совершенствованию методов поддержки инновационного развития предприятий РТ предлагается: расширение льготного кредитования инновационных проектов под пониженную ставку при участи государственной поддержки для наиболее значимых для региона инновационных проектов; ежегодное проведение конкурсов среди молодых бизнесменов, ученых, молодых специалистов на лучший инновационный проект в РТ с выделением премий и грандов; закрепление кураторов за наиболее значимыми внедряемыми или проектируемыми к внедрению инновационными проектами их числа 10 государственных чиновников на уровне комитета по промышленности и предпринимательству; создание различных форм обратной связи с руководителями инновационных предприятий для выявления насущных проблем, направлений поддержки; субсидирование наиболее значимых региональных инновационных проектов из регионального бюджетов; разработка налоговых льгот по
налогу на прибыль для инновационных предприятий; помощь в организации сбыта предприятиям-экспортерам инновационной продукции.
Использованные источники:
1. Забродская Н.Г. Экономика малого бизнеса и предпринимательства. -М.: Амалфея, 2017. - 288 с.
2. Бизнес России в 2019 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://center-yf.ru/data/ip/biznes-rossii-v2018-godu.php (дата обращения: 28.05.2020)
3. В 24 районах Татарстана вырос индекс деловой активности, а в 15 районах - сократился [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tatcenter.ru/rubrics/list/v-24-rajonah-tatarstana-vyros-indeks-delovoj-aktivnosti (дата обращения: 28.05.2020)
4. Галиева М.Ш. Анализ программ поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2017/6/regional economy/Galieva.pdf (дата обращения: 28.05.2020)
5. Гарантийный фонд Татарстана за полгода выдал 111 поручительств на 763 млн. рублей [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4024218 (дата обращения: 28.05.2020)
6. Как малому бизнесу получить финансирование в Татарстане? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tatcenter.ru/rubrics/razbor/kak-malomu-biznesu-poluchit-finansirovanie-v-tatarstane (дата обращения: 28.05.2020)
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc 1222938529037 (дата обращения: 28.05.2020)