Научная статья на тему 'Социально-экономические предпосылки и ограничения инновационного развития субъектов Приволжского федерального округа'

Социально-экономические предпосылки и ограничения инновационного развития субъектов Приволжского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PRIVOLZHSKY FEDERAL DISTRICT / INNOVATIONS / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INNOVATIVE CAPACITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ревкова Е. Г., Савченко Э. В.

В статье представлен анализ социально-экономических предпосылок и ограничений инновационного развития субъектов Приволжского федерального округа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ECONOMIC BACKGROUND AND RESTRICTIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF CONSTITUENT ENTITIES OF PRIVOLZHSKY FEDERAL DISTRICT

The article analyzes social and economic premises and restrictions of innovative development of constituent entities of Privolzhsky Federal District.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические предпосылки и ограничения инновационного развития субъектов Приволжского федерального округа»

Е. Г. Ревкова, кандидат педагогических наук, доцент, директор НОЦ, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный институт менеджмента» e-mail: regogim@list.ru

Э. В. Савченко, младший научный сотрудник НОЦ, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный институт менеджмента» e-mail: ogim_konf@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

В статье представлен анализ социально-экономических предпосылок и ограничений инновационного развития субъектов Приволжского федерального округа.

Ключевые слова: Приволжский федеральный округ, инновации, инновационное развитие, инновационный потенциал.

В мировой экономической литературе по проблемам инновационного развития насчитываются сотни определений терминам «инновации» и «инновационное развитие». Чаще всего инновация интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях [1]. Инновационное развитие - это процесс, обеспечивающий качественное и количественное изменение параметров региональной социальноэкономической системы с целью реализации процесса производства, распределения и потребления новых товаров, знаний, технологий и их коммерциализацию [9].

Инновационное развитие напрямую зависит от инновационного потенциала региона. Величина инновационного потенциала является параметром, позволяющим региону оценить возможности инновационной деятельности и определить стратегию инновационного развития [21, 22]. В статье автор придерживается следующего определения термина «инновационный потенциал» - источники, возможности, средства создания условий для оптимизации вклада науки и техники в экономическое развитие за счет внедрения рыночных потенциалов в эту сферу и ее реструктуризацию [4].

На территории Приволжского округа существует ряд предпосылок для инновационного развития.

Прежде всего это высокое качество человеческого капитала. Высокая оценка качества человеческого капитала ПФО дается за образовательный уровень населения. Число лиц с высшим образованием составляет 10,7% (среднероссийский уровень - 11%). Республика Татарстан, Республика Башкортостан и Самарская область входят в десятку субъектов Российской Федерации по индек-

су развития человеческого потенциала (ИРЧП) (рис. 1 ).

Занимая 4-е место по ИРЧП в России, Республика Татарстан занимает лидирующее место в ПФО, опережая средние общероссийские показатели. Почти все регионы округа занимают позиции в срединной или лидирующей группах по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП). Республика Татарстан занимает 3-е место среди субъектов РФ, Башкортостан - 4-е место, к регионам-лидерам относится также Самарская область (8 место). В целом индексы 2/3 регионов округа незначительно отстают от среднероссийского показателя. Только в республике Марий Эл (69 место) индекс развития человеческого потенциала существенно ниже среднего по стране [18].

Можно отметить высокий уровень изобретательской активности в субъектах округа. Для подтверждения этого утверждения можно использовать методику Ю. Н. Андреева - методику построения рейтинга регионов по агрегированным показателям научно-технической и инновационной деятельности [3]. Согласно данной методике можно выделить следующие показатели. Первый показатель — численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками в субъектах Приволжского федерального округа (рис. 2).

Второй показатель — численность организаций, выполнявших научные исследования и разработки (см. рис. 3 ).

Ярким показателем инновационной активности региона является патентная деятельность. Своеобразным индикатором ее выступают количество запатентованных изобретений и коэффициент изобретательской активности — количество заявок на выдачу патентов в субъекте Российской

Федерации на изобретения, поданные заявителями, в расчете на 10 тыс. населения (рис. 4, 5, 6).

Как можно увидеть из рисунков, по показателям динамики выдачи патентов и коэффициенту изобретательской активности ПФО опережает лишь ЦФО. Это определяется тем, что в ЦФО сосредоточены крупнейшие вузы страны.

Следующий показатель — численность исследователей с научными степенями в субъектах округа. За период 1996 г. — 2011 г. число кандидатов наук по округу снизилось на 6,7%, в целом по стране снижение составило 19,5%. Количество докторов наук напротив увеличилось: в округе — на 48%, в РФ — на 28% [Роспатент].

Рис. 1. Индекс развития человеческого потенциала субъектов ПФО [12]

Рис. 2. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками в регионах

ПФО в 2010—2011 гг. (человек) [12]

Исходя из данных можно сделать вывод о высокой изобретательской активности в ПФО.

Еще одна предпосылка для инновационного развития округа это производственный потенциал ПФО. Значительный производственный потенциал округа определяет возможность производства и внедрения инноваций. Здесь сосредоточена четверть всего промышленного производства России, 85% российского автопрома, 65% авиастроения, 40% нефтехимии, 30% судостроения, 30% производства оборонно-промышленного комплекса.

Как уже было сказано выше, ПФО специализируется на машиностроении. Предприятия, рас-

положенные в регионах, вносят наибольший среди федеральных округов вклад в добавленную стоимость, произведенную в данной отрасли (более 33% от общероссийского показателя). В При-волжье производится более 73% автомобилей (по грузовым автомобилям этот показатель превышает 90%), более 85% автобусов, более 80% автомобильных двигателей. Данная отрасль представлена крупнейшими предприятиями страны: Волжский, Горьковский, Камский, Павловский, Ульяновский и другие автомобильные заводы.

Кроме того? во многих регионах округа широко развито авиационное, ракето-космическое и

Рис. 3. Численность организаций, выполнявших научные исследования и разработки в ПФО за

2010-2011 гг. [12]

ПФО ЦФО СЗФО

ЧЕЪсфо

ЧЦ-ЮФО -•-УФО -ЕЕЪДФО

2006 2007 2008 2009 2010 2011

Рис. 4. Динамика выдачи патентов в ПФО на изобретение за 2006-2011 гг. [Роспатент]

энергетическое машиностроение, судостроение, приборостроение, станкостроение. Округ является лидером по производству минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, шин, каустической соды.

На территории регионов ПФО расположен самый крупный в стране оборонно-промышленный комплекс, активно развивающий производство инновационной продукции гражданского назначения. Он составляет 1/3 объемов ВПК всей России. В настоящее время комплекс активно развивает производство инновационной продукции гражданского назначения — обеспечивает производство 70% всех средств связи, 60% сложной медицинской техники, а также значительно представляет Россию на мировых рынках программного обеспечения. Расширяются позиции оборонно-промышленных предприятий в топливно-энергетическом комплексе, 30% оборудования для которого сегодня изготавливается оборонно-промышленным комплексом. Вследствие постоянного увеличения объема перевозок наблюдается также устойчивый рост

сбыта вагонов и цистерн для перевозок нефтепродуктов, систем управления движением и другой продукции комплекса [22; 12].

Увеличение числа малых инновационных предприятий на территории ПФО является предпосылкой для увеличения числа инновационной продукции на рынке. На территории приволжского федерального округа по состоянию на октябрь 2012 г. функционирует более 180 малых инновационных предприятий. Малые инновационные предприятия ПФО занимаются главным образом изготовлением и производством продуктов и оказанием услуг в области энергоэффективности, энергосбережения, космических, медицинских, суперкомпьютерных технологий.

Важной предпосылкой инновационного развития в ПФО является поддержка инновационного предпринимательства на федеральном и региональном уровнях. В России система поддержки инновационного предпринимательства только формируется. В настоящее время в России функционирует несколько организаций и программ, при-

5000

4500

4000

3500

3000

2500

2000

1500

1000

500

0

—О— ПФО —ЦФО -Д-СЗФО

ЧХЪуфо

ЧИ-сфо

—ЮФО

НЕЕЪ Дфо

2006 2007 2008 2009 2010 2011

Рис. 5. Динамика выдачи патентов на полезную модель по ПФО за 2006-2011гг. [Роспатент]

2006 2007 2008 2009 2010 2011

Рис. 6. Динамика коэффициента изобретательской активности в ПФО в 2006-2011 гг. [Роспатент]

званных обеспечивать развитие инновационного предпринимательства.

Значительные усилия предприняты в материальном стимулировании исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании. Реализована финансовая поддержка инновационных программ 57 вузов (в 2005-2008 гг. на эти цели было выделено 30 млрд рублей), почти трем десяткам университетов на конкурсной основе был присвоен статус национальных исследовательских университетов, получателям которого выделены средства на реализацию программ развития, включая создание инновационной инфраструктуры, развитие исследовательской деятельности (в 2009-2010 годах на все программы развития было выделено 8,42 млрд рублей, всего на данный момент статусом НИУ обладают 29 ведущих российских вузов). Реализуются меры по привлечению к исследовательской работе в российских вузах ученых с мировым именем, по поддержке кооперации вузов с предприятиями, дальнейшему развитию вузовской инновационной инфраструктуры (на эти цели из федерального бюджета в течение трех лет с 2010 по 2012 годы выделено около 90 млрд рублей).

Сформирована инфраструктура поддержки инновационной деятельности - технопарки, бизнес-инкубаторы при вузах, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования уникаль-

ным оборудованием и др. Начата на конкурсной основе поддержка создания и развития инновационных кластеров. На территории Приволжского федерального округа созданы три особых экономических зоны (далее - ОЭЗ), две из которых относятся к промышленно-производственному типу (ОЭЗ «Алабуга», Республика Татарстан; ОЭЗ на территории Самарской области) и одна - к портовому (ОЭЗ на территории Ульяновской области). В настоящее время в ОЭЗ «Алабуга» промышленнопроизводственную деятельность осуществляют 5 резидентов. На разных стадиях реализации проектов находятся еще 20 компаний-резидентов ОЭЗ «Алабуга».

В Самарской области в 2011 году 3 компании получили статус резидента ОЭЗ, их совокупные обязательства по инвестициям составили 1,33 млрд рублей, в том числе:

- Словенско-российское предприятие ООО «ТПВ РУС» (производство комплектующих изделий для автомобилей и комплектов сидений);

- ООО «Железный поток» (производство сменных многогранных пластин из порошкового металла);

- ООО «Рулевые системы Плюс» (производство систем рулевого управления для легковых автомобилей).

В Ульяновской области в августе 2011 года заключены соглашения с тремя резидентами ПОЭЗ.

Таблица 1

Инновационные территориальные кластеры Приволжского федерального округа [13]

№ п/п Регион Наименование кластера Направления деятельности

1 Нижегородская область Саровский инновационный кластер ядерные технологии, суперкомпьютерные технологии и лазерные технологии

2 Нижегородская область Нижегородский индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии Нефтегазопереработка и нефтегазохимия. Автомобилестроение

3 Республика Мордовия Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением Приборостроение

4 Республика Татарстан Камский инновационный территориальнопроизводственный кластер Республики Татарстан Нефтегазопереработка и нефтегазохимия. Автомобилестроение

5 Самарская область Инновационный территориальный Аэрокосмический кластер Самарской области Производство летательных и космических аппаратов

6 Ульяновская область Ядерно-инновационный кластер г. Димитровограда Ульяновской области Ядерные технологии, радиационные технологии, новые материалы

7 Ульяновская область Консорциум «Научно-образовательнопроизводственный кластер «Ульяновск-Авиа» Производство летательных и космических аппаратов, новые материалы

8 Пермский край Инновационный территориальный кластер ракетного двигателестроения «Технополис НОВЫЙ Звездный» Производство летательных и космических аппаратов, двигате-лестроение, новые материалы

9 Республика Башкортостан Нефтехимический территориальный кластер Нефтегазопереработка и нефтегазохимия

Помимо этого на территории ПФО функционируют инновационные кластеры, девять из которых получили поддержку на федеральном уровне (см.табл. 1) [13].

Еще одним важным шагом на пути к инновационному развитию является правовое стимулирование инноваций. Проведена значительная работа по совершенствованию правового режима инновационной деятельности - уже введены и продолжают вводиться необходимые налоговые льготы. Принят закон, разрешающий бюджетным учреждениям образования и науки создавать малые инновационные предприятия [19].

Важно и то, что в последние два-три года вопросы стимулирования инноваций вынесены на самый высокий политический уровень. Создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию, в рамках которой определены государственные научно-технологические приоритеты, начато финансирование конкретных проектов в рамках этих приоритетов. Повышен статус Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Тема модернизации и инноваций находится в постоянном фокусе политического руководства страны.

Снижение и отмена пошлин на ряд товаров в связи со входом в ВТО позволит сократить издержки и предоставит возможность снижения цены на инновационный товар, что в свою очередь может увеличить спрос. Это является важной предпосылкой инновационного развития для ПФО, так как экспорт составляет значительную часть доходов регионов округа. Так например, Татарстан экспортирует до 50% промышленной продукции. За период январь-июнь 2012 г. из ПФО экспортировано продукции на 28391022.6 тыс. долларов [12].

В связи с вступлением в ВТО может также увеличиться приток иностранных инвестиций в том числе в инновационное производство. Такой прогноз дается экспертами на основе опыта ряда других стран, которые вступили в ВТО. К примеру, за пять лет, прошедших после вступления Вьетнама в ВТО, ПИИ в этом государстве выросли почти в три раза [18].

Помимо положительных социально-экономических условий регионов ПФО, способствующих инновационному развитию округа, существуют и внутренние ограничения, тормозящие этот процесс.

Первое ограничение - преобладание фондоемких, материалоемких и энергоемких производственно-экономических отраслей. Специализация региона - добыча полезных ископаемых, машиностроение и нефтехимическая промышленность. Нефтедобывающая и газодобывающая промышленность на сегодняшней день являются важней-

шими базовыми отраслями для страны в целом. От их эффективного функционирования во многом зависит инновационное развитие всех других сфер материального производства: сопряженные отрасли промышленности, строительный комплекс, транспорт, сельское хозяйство, а также непроизводственная сфера. Повышение эффективности производства является ключевой проблемой развития любой отрасли промышленности, но особенно это важно для фондоемких и капиталоемких отраслей, какими являются нефтедобывающая и газодобывающая. К материалоемким отраслям ПФО можно отнести тяжелое машиностроение: производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности; производство минеральных удобрений. К энергоемких отраслям ПФО относятся химическая и нефтехимическая. Округ потребляет около 18% электроэнергии всей страны. Рост электропотребления в округе до 2020 года будет составлять 2,3-2,8% в год [12].

Еще одной важной проблемой на пути инновационного развития является высокий уровень износа и морально устаревшие основные фонды (см. рис. 7) промышленных предприятий, вследствие чего - технологическая отсталость и низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции [11]. Изношенность основных фондов, устаревшие технологии тормозят инновационное развитие. В настоящее время большинство функционирующих предприятий направляют свои усилия лишь на поддержание в работоспособном состоянии существующих мощностей, не реформируя и не модернизируя производство.

Низкий уровень взаимодействия между производством и наукой препятствует освоению и массовому производству инноваций. В связи с этим вопросы координации усилий науки, производства и бизнеса выходят на передний план. Государство создает благоприятную правовую среду для инновационного развития, развития сотрудничества бизнеса с высшими учебными заведениями и научными учреждениями, а также стимулирует их взаимодействие с помощью грантов, субсидий и конкурсов. Однако на сегодняшний день система индикаторов оценки достижения результатов такого сотрудничества и законодательство в данной сфере проработаны не в достаточной мере. Так, А. Н. Колесников заведующий сектором мониторинга и анализа взаимодействия научных, образовательных организаций и бизнес-структур Центра исследований и статистики науки Минобрнауки России (ЦИСН) (2009-2011 гг.) в одном из интервью отметил, что «.. .созданные МИПы можно разделить на три примерно равные части: треть работает, треть существует лишь на бумаге, треть находится в промежуточном состоянии» [17].

Следующая проблема - это наличие ограничений в транспортной инфраструктуре ПФО. Ком-

плексное развитие транспортной инфраструктуры является чрезвычайно важной для социальноэкономического развития страны, а в настоящее время становится необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста Российской Федерации и отдельно взятых ее регионов.

Транспорт является инфраструктурной отраслью национальной экономики, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества и является эффективным инструментом достижения

54,00%

социальных, экономических и внешнеполитических целей. Устойчивое развитие отрасли служит гарантией свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности. В противном случае транспортная система не сможет обеспечить развитие инновационной экономики ни в стране в целом, ни в отдельно взятом округе [2].

Наличие ограничений в транспортной инфраструктуре ПФО обусловлено рядом факторов:

1. Воздушный транспорт:

52,00%

50,00%

48,00%

46,00%

44,00%

42,00%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гч'О'

^ Л* ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^

О4 О4' О4' О4' О4' о4 О4' О4' О4' «$►* О4' О4'

ОуОуОуОуОуОуОуОуОуОуОуОуОу

Рис. 7. Степень износа основных фондов, % [12]

Рис. 8. Общая протяженность автомобильных дорог Приволжского Федерального округа [12]

- Низкий уровень производства воздушного транспорта. Несмотря на то что в Приволжском федеральном округе сосредоточено 65% авиационной отрасли России (81 предприятие, обеспечивающее создание и производство авиационной техники), на данный момент вместо массового производства самолетов в десятки и сотни единиц, изготавливаются ежегодно 1-2 самолета.

- Аэродромно-техническая база находится в плохом состоянии. Покрытие аэродромов нуждается в полной реконструкции, обслуживающая техника выработала свой ресурс. Аналогичное положение дел с радиотехническими средствами.

- Отсутствует эффективная система устойчивого развития и поддержки социально и экономически значимых авиаперевозок.

Вместе с тем потребность в межрегиональных перевозках год от года только растет.

2. Железнодорожный транспорт:

- Недостаточная пропускная способность. Железнодорожная сеть с протяженностью эксплуатационных путей железнодорожного транспорта общего пользования около 15 тысяч км в целом исчерпала свой потенциал. Она имеет многочисленные участки с недостаточной пропускной способностью. Медленно проводится реконструкция и усиление участков, строительство обходов городов и транспортных узлов. Практически не строятся новые линии.

3. Автомобильный транспорт:

- Неудовлетворительное состояние дорожного покрытия. Несмотря на выгодное географическое положение округа и высокий спрос на автотранспортные грузоперевозки и пассажирские перевозки, транзитный потенциал сдерживается неудовлетворительным состоянием автодорог. Лишь 36,57% автомобильных дорог общего пользования федерального значения в Приволжском федеральном округе соответствуют нормативному состоянию. При этом 58,21% - признаны непрочными. Федеральные автомобильные трассы в Приволжском федеральном округе не соответствуют требованиям ГОСТа на 70% [20].

- Низкая пропускная способность. Более четверти протяженности автомобильных дорог работает в режиме перегрузки, особенно на подходах практически ко всем крупным и многим средним городам округа. Около половины общего объема автомобильных перевозок в округе осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети. Опасные условия движения имеются на 20% протяженности дорог, что способствует сохранению недопустимо высокой аварийности (рис. 8, 9) [7].

- Отсутствуют современные автомагистрали, связывающие Север и Юг округа. Основные автомагистрали имеют широтную ориентацию.

- Отсутствие дорог с твердым покрытием в некоторых сельских населенных пунктах. В настоящее время в Приволжском федеральном округе находятся 7 тыс. населенных пунктов, не имеющих такой связи, в которых проживает около 465 тыс. человек [20, 12].

- Несоответствие уровня развития сети автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту транспортных расходов и снижению скорости движения. Междугородние грузовые автоперевозки осуществляются со средней скоростью около 250-300 километров в сутки, в то время как за рубежом суточный пробег автопоездов в 3 раза выше.

Ко всем выше перечисленным видам транспорта можно отнести проблему низкого уровня развития логистических технологий. Существует необходимость оптимизации сети пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и их модернизации.

Помимо этого существует ряд внешних угроз в сфере инновационного развития Приволжского федерального округа.

Во-первых, это усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.

Во-вторых, ожидается новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста.

Современный этап развития мировой экономики и экономики России характеризуется усилением конкуренции и возрастающим влиянием инновационной деятельности на темпы экономического роста. На мировом рынке продукты интеллектуального труда имеют более высокую стоимость по сравнению с другими видами продукции. Рынок диктует необходимость создания условий для широкого использования нововведений, усиления инновационной активности в связи с его открытостью и ужесточением конкуренции [14]. По данным рейтинга глобальной конкурентоспособности 2012-2013 гг., Российская Федерация занимает 67 место между Ираном и Шри-Ланкой. По сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение России ухудшилось по таким слагаемым, как качество институтов, конкуренция на рынках товаров и услуг, антимонопольная политика и развитость финансового рынка. Улучшение произошло лишь по двум слагаемым: макроэкономическая среда и инфраструктура. Как и в прошлом году, ключевыми проблемами для экономического раз-

160 000

140 000 120 000 100 000 80 000 60 000 40 000 20 000

грунтовые автодороги в общей сети

в том числе с твердым типом покрытия

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2012

Рис. 9. Состояние автомобильных дорог в ПФО за период 2004-2012 гг. [20]

вития в России представители бизнеса называют коррупцию и неэффективность государственного аппарата, а также высокие налоговые ставки. Однако в этом году существенно выросла значимость проблем с доступностью финансирования и с квалификацией рабочей силы. Все эти проблемы характерны для всех регионов и мешают России воспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, значительный объем внутреннего рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование [5]. Такое положение создает угрозу, что регионы Приволжского федерального округа будут не готовы к новой волне технологических изменений и все научно-технические разработки станут неактуальными.

В заключении стоит отметить, что все регионы, входящие в ПФО, обладают отличительными чертами. Среди них можно выделить «опорные регионы» - субъекты, имеющие значительные внутренние ресурсы, они могут развиваться без поддержки на федеральном уровне (Нижегородская области, Самарская область, Республика Татарстан, Пермский край, Республика Башкортостан). «Точки роста» - небольшие по численности населения и экономической мощи регионы

с низким инвестиционным риском, которые на ближайшие 10-15 лет достигнут потолка в своем развитии (Чувашская республика, Республика Мордовия). «Проблемные регионы» нуждаются в инвесторах, и при определенном уровне финансирования могут оказаться среди устойчиво развивающихся субъектов ПФО (Республика Марий Эл) [16].

Таким образом, можно сделать вывод, что ПФО обладает высоким инновационным потенциалом. Однако инновационное развитие ПФО происходит медленными темпами. Такое положение обусловлено рядом факторов: это и устаревшая инфраструктура ключевых отраслей, и низкий спрос на инновации в российской экономике, и неэффективная структура спроса на инновационную продукцию - избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок (на сегодняшний день увеличение спроса на инновационную продукцию поддерживается государственными закупками). Прежде всего, это связано с тем, что экономика России в целом долгие годы развивалась экстенсивным методом, отсутствовала четкая система организации инновационного процесса. В связи с этим на сегодняшний день государство и бизнес медленно реагируют на инновационные изменения в экономике.

Литература

1. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика / С. А. Агарков. - М. : Академия естествознания, 2011. - С. 6.

2. Аналитический доклад Инновационное развитие России: стратегия, ресурсы, законодательные решения: Совет Федерации Федерального // Собрания Российской федерации. 05.09.2011. - С. 36.

3. Андреев, Ю. Н. Сопоставление научно-технического потенциала и инновационной деятельности регионов России [Электронный ресурс] / Ю. Н. Андреев // Наука и инновации в регионах России.

- иИЬ: http://regions.extech.ru/publication/index.php

4. Бакланова, Ю. О. Инновационный потенциал региона и его открытость по отношению к внешней среде / Ю. О. Бакланова // Вятский государственный университет. - 2010.

5. Государственные стратегии // Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012-2013. - 2012. - С. 103.

6. Интервью с Г. А. Рапотой - Полномочным представителем Президента в Приволжском федеральном округе // Шире круг. - № 6. - 2011. - С. 23.

7. Информационные и аналитические материалы 2011 [Электронный ресурс] / Министерство транспорта РФ. - иИЬ: http://www.mintrans.ru

8. Информация о создании и деятельности особых экономических зон в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа [Электронный ресурс] / Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском автономном округе. - ИИЕ: www.pfo.ru

9. Кузаева, Т. Е. Инновационное развитие региона - как фактор обеспечения его конкурентоспособности (на примере Оренбургской области) / Т. Е. Кузаева // Вестник ОГУ. - № 9. - 2009. - С. 58.

10. Машкова, Е. В. Реализация программы гендерного развития ПФО: основные направления, партнеры, механизмы взаимодействия [Электронный ресурс] / Е. В. Машкова // Московский центр гендерных исследований. -ИИЕ: http://www.gender.ru

11. Международная экономическая статистика [Электронный ресурс] / Приволжский федеральный округ. - иЯЕ: http://www.statinfo.biz/HTML/M188F456A12471L1.aspx

12. Приволжский федеральный округ [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики России. - ИИЕ: http://permstat.gks.ru/rosstat/default.aspx. - Дата обращения: 29.10.2012.

13. Протокол заседания Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 13.06.2012 №18-АК Министерство экономического развития РФ.

14. Ретнеева, А. Д. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности : материалы IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» / А. Д. Ретнеева. - 2012.

15. Россия в ВТО: что дальше? [Электронный ресурс] / Информационное Агентство «БанкИн-формСервис». - иИТ: http://www.bankmform.m/news/SmgleNews.aspx?newsid=51246.

16. Ситников, С. А. Региональная ассиметрия инвестиционной привлекательности Приволжского федерального округа / С. А. Ситников // РЭУ. - № 2. - 2008. - С. 58.

17. Стерлигов, И. Треть малых предприятий при вузах существует лишь на бумаге [Электронный ресурс] / И. Стерлигов. S&TRF наука и технологии РФ. - ИИЕ: http://www.strf.ru/material.aspx?d_ no=41450&CatalogId=223&print=1. - Дата обращения: 29.10.2012.

18. Фатхуллин, Л. З. Методология анализа инновационного потенциала региона по фактору образования / Л. З. Фатхуллин, Л. В. Шабалтина // Вестник УГАТУ - Т. 14. - № 5. - 2011.

19. Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

20. Федеральные автомобильные трассы в Приволжском федеральном округе [Электронный ресурс] / Отдел по связям с общественностью (Нижний Новгород) Национальный исследовательский университет. - иИТ: http://www.rg.ru/dorogi/

21. Шляхто, И. В. Оценка инновационного потенциала региона / И. В. Шляхто. // Управление общественными и экономическими системами. - № 1. - 2007. - С. 93.

22. Экономический портал [Электронный ресурс] / В. Бахтизин. Сравнительные оценки инновационного потенциала регионов РФ. - ИИЕ: http://institutiones.com/general/1791-sravmtelnaya-ocenka-innovacionnogo-potenciala-regionov.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.