Научная статья на тему 'Анализ факторов, влияющих на результаты инновационной деятельности предприятий Удмуртии'

Анализ факторов, влияющих на результаты инновационной деятельности предприятий Удмуртии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
808
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / INNOVATION / CORPORATE GOVERNANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаров Александр Михайлович, Мерзлякова Ульяна Геннадьевна

Проведен анализ результатов инновационной деятельности предприятий Удмуртской Республики, систематизированы факторы, влияющие на результативность и эффективность инновационной деятельности. Показано, что важное значение для развития инновационной активности предприятий имеет совершенствование корпоративного управления. Приведены результаты опроса топ-менеджеров предприятий Удмуртии, показывающие основные слабые места в области корпоративного управления инновационными процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макаров Александр Михайлович, Мерзлякова Ульяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the factors, influencing the innovative acitivity in Udmurt republic companies

The article presents the analysis results on the innovative activity in Udmurt Republic companies. The factors influencing the effectiveness of the innovative activity are also classified. It is shown that the development of the corporative management is of great significance in innovative activity. The findings of the top managers interwieving are analysed. The authors identify the weaknesses in corparative management of innovative activity.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов, влияющих на результаты инновационной деятельности предприятий Удмуртии»

УДК 332.105

А.М. Макаров, У.Г. Мерзлякова

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ УДМУРТИИ

Проведен анализ результатов инновационной деятельности предприятий Удмуртской Республики, систематизированы факторы, влияющие на результативность и эффективность инновационной деятельности. Показано, что важное значение для развития инновационной активности предприятий имеет совершенствование корпоративного управления. Приведены результаты опроса топ-менеджеров предприятий Удмуртии, показывающие основные слабые места в области корпоративного управления инновационными процессами.

Ключевые слова: инновации, корпоративное управление.

Инновации в России долгое время были обделены вниманием как государства, так и предпринимателей. По словам министра по образованию и науке РФ А. Фурсенко, серьезный анализ ситуации в инновационной сфере России не проводился более 15 лет, с 1993 года1. Не предпринималось практически никаких мер для перевода экономики на инновационный путь развития.

С 2000-х гг. ситуация в России постепенно начала меняться. Утвержденные в 2002 г. Президентом РФ «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» определяют важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий. В этом документе формирование национальной инновационной системы признается одним из важнейших направлений государственной политики2.

28 июля 2008 г. Правительство России постановлением № 568 приняло Федеральную целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы»3. Системой мероприятий программы предусматривается сочетание адресного финансирования научных исследований в научно-образовательных центрах, исследований под руководством ведущих российских ученых, исследований, проводимых молодыми учеными и целевыми аспирантами, в том числе под руководством приглашенных из-за рубежа известных российских ученых4.

Руководство Удмуртии также предпринимает шаги к развитию инноваций. Постановлением правительства Удмуртской Республики от 6 июля 2009 г. № 182 утверждена республиканская целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы»5. Целью программы является формирование эффективной инновационной системы. Объем финансирования Программы за счет средств бюджета Удмуртской Республики составляет 66,1 млн. руб., в том числе по годам: 2010 г. - 8,17 млн. руб.; 2011 г. - 10,77 млн. руб.; 2012 г. - 13,29 млн. руб.; 2013 г. - 16,76 млн. руб.; 2014 г. - 17,11 млн. руб.

Для внедрения инноваций необходимы значительные инвестиции, которым в Удмуртии на законодательном уровне также уделяется внимание. С 2006 г. в республике реализуется Закон Удмуртской Республики «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике» (от 22.06.2006 г. №26-РЗ), в рамках которого осуществляется: предоставление инвесторам различных льгот.

7 сентября 2009 г. постановлением Правительства Удмуртской Республики №247 утверждена Республиканская целевая программа «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику на 2010-2014 годы».

1 Министерство образования и науки РФ. Новости. Подготовлен доклад о национальной инновационной системе и инновационной политике России // URL: http ://mon. gov. ru/press/news/6333/

2 Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу // URL: http ://www.youngscience.ru/753/820/881/1274/index. shtml

правительство России утвердило федеральную целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы // URL: http ://rosmu.ru/activity/events/317. html

4 Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013гг. // URL: http://www.fcpk.ru/catalog.aspx?CatalogId=239

5 "Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы» // URL: http://www.innovbusiness.ru/ content/document_r_ AC8CF98C-5233-49F7-B03C-16415ADA1EE0.html

Кроме законодательной базы для инноваций, в республике создается инновационная инфраструктура, в которую входят бизнес-инкубаторы, Инновационно-технологический центр, центры трансфера технологий и другие организации.

Так, в Удмуртии создан и действует Инновационно-технологический центр (ИТЦ), создание которого было одним из основных пунктов правительственной программы «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы»6.

В октябре 2006 г. было образовано ГУ Удмуртской Республики «Республиканский бизнес-инкубатор». Основной целью его создания является содействие развитию субъектов малого предпринимательства на начальном этапе развития7. Для выполнения основных задач Правительством Удмуртской Республики было выделено здание общей площадью 2000 м2, на восстановление и техническое оснащение которого выделено 55 млн. руб. из федерального и республиканского бюджетов. С начала 2007 г. началось размещение на площадях бизнес-инкубатора начинающих предпринимателей, которые получили полный комплекс услуг, предлагаемых на льготных условиях, способствующих укреплению выживаемости предприятия на начальных этапах развития8.

Бизнес-инкубатор ИжГТУ является структурным подразделением ГОУВПО ИжГТУ, он создан для содействия и создания условий для коммерциализации дипломных проектов студентов, магистрантов, проведения НИОКР инновационных проектов аспирантов и молодых учёных вуза, направленных на создание продукции и технологии для наукоёмкого бизнеса, промышленности, народного хозяйства Удмуртской Республики9.

Глазовский бизнес-инкубатор (ГБИ) образован в апреле 2008 г. муниципальным образованием «Город Глазов»10. Он представляет собой организацию, занимающуюся поддержкой субъектов малого предпринимательства путем создания благоприятных условий и предоставления информационных, финансовых и других ресурсов на этапах становления и развития бизнеса11. При проведении конкурсного отбора в ГБИ учитывается инновационная направленность организаций.

В 2007 г. в Удмуртии при Министерстве экономики создана автономная некоммерческая организация «Региональный центр наноиндустрии Удмуртской Республики» в целях объединения усилий учёных и специалистов промышленности в создании благоприятных условий для развития нанотехнологий в республике и разработке на их основе конкурентоспособной продукции и организации высокотехнологичных производств12. Учредителями и партнерами являются представители промышленности.

В Удмуртии созданы и работают шесть центров трансфера технологий13. Кроме вышеописанных организаций, инновационную структуру Удмуртской Республики также составляют АНО «Технопарк “Удмуртия”», Учебно-научный центр «Резонансные технологии» - ЗАО НИЦ «Икар»14, Ботанический сад15, Институт исследования природных и техногенных катастроф УдГУ и другие организации.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что несмотря на необходимость дорабатывать правовую основу инноваций, законодательная и организационная поддержка инноваций в Удмуртии осуществляется на достаточно хорошем уровне. Этот факт подтверждается данными Росстата, которые показывают, что при оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность в 2008 г., пункт «Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционные процессы» оценен был организациями Удмуртии ниже, чем в среднем по ПФО и России (табл. 1).

6Наука делать деньги // URL: http://www.udm-press.ru/ projects/number/ article/article_ detail.htm?art_id= 166810 &current_num=166806&proj_id=50142&projtype=

7 Государственное учреждение Удмуртской Республики «Республиканский бизнес-инкубатор» // URL: http://www.udbiz.ru/rus/gov support/gov support3.

8 ГУ УР «Республиканский бизнес-инкубатор» // URL: http://www.avppur.ru/ru/partner/detail.htm?itemid=545542

9 Организации инновационной инфраструктуры // URL: http://www.spb-venchur.ru/regions/8/objectsur/orgur.htm

10 Муниципальное бюджетное учреждение «Глазовский бизнес-инкубатор» // URL: http://gl-biz.ru/gbi maino.htm

11 Официальный портал муниципального объединения «Город Глазов» // URL: http://www.glazov-gov.ru/ our_city/economy/business_incubator

12 Нанотехнологии в Удмуртской Республике // URL: http ://www. nanoizh.ru/

13 Центры трансфера технологий // URL: http:// www.udbiz.ru/ rus/gov_support/gov_support1/inov3/ctt

14 ЗАО НИЦ «Икар» // URL: http ://www. ikar.udm.ru/

15 Ботанический сад // URL: http://v4.udsu.ru/science/bot sad

Таблица 1

Оценка факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность в 2008 г., в % к общему

числу организаций

Регион Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционные процессы

Российская Федерация 10

Приволжский федеральный округ 10

Республика Татарстан 16

Удмуртская Республика 6

Исходя из статистических данных, доступных на сайте Роспатента16 и Росстата17, проанализируем состояние дел в инновационной сфере Удмуртской Республики. Статистика показывает, что, несмотря на предпринимаемые законодательные и инфраструктурные меры, в Удмуртии инновационная деятельность не развивается так динамично, как в соседних регионах. Так, в Удмуртской Республике только 7,8% предприятий занимаются инновационной деятельностью, в то время как в Пермском крае, например, этот показатель равен 29,9%, а в Самарской области - 19%18.

Удмуртская Республика в рейтинге регионов Приволжского Федерального округа по показателям за 2009 г. занимала следующие места (из 14 регионов): 12-е место по количеству поданных заявок на изобретения (45-е место по России); 8-е место по количеству выданных патентов на изобретения; 9-е место по количеству поданных заявок на полезные модели;

При этом на Удмуртию приходится лишь 0,418% от поданных заявок на изобретения от общего .количества поданных по России (3941 заявка). Процент заявок на полезные модели к общероссийскому уровню чуть выше (0,96%), но тоже крайне низкий (табл. 2). Прослеживается отрицательная динамика по количеству поданных заявок на изобретения по сравнению с предыдущими годами (137 заявок в 2006 г., 155 - в 2007 г., 169 - в 2008 г.19,107 - в 2009 г.).

Таблица 2

Изобретения и полезные модели: распределение поданных в 2009 г. российскими заявителями заявок на изобретения - Приволжский федеральный округ

Регион Заявки на изобретения

Всего Из них:

от юридических лиц от физических лиц

Республика Башкортостан 592/165 426/95 166/70

Кировская область 95/57 75/27 20/30

Республика Марий Эл 141/36 107/14 34/22

Республика Мордовия 42/64 36/53 6/11

Нижегородская область 386/286 284/194 102/92

Оренбургская область 117/51 88/27 29/24

Пензенская область 162/95 116/68 46/27

Пермский край 440/186 336/114 104/72

Самарская область 501/389 315/229 186/160

Саратовская область 313/176 223/118 90/58

Республика Татарстан 660/370 512/261 148/109

Удмуртская Республика 107/103 55/50 52/53

Ульяновская область 260/190 204/150 56/40

Чувашская Республика 125/108 68/66 57/42

Итого по округу: 3941/2276 2845/1466 1096/810

16 Роспатент. Годовой отчет 2009 (Приложения). Приложение 1 // URL: http://www1.fips.ru/ wps/wcm/ connect/ content_ru /ru/ about/otchety/otchet_2009_annex

17 Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www. gks.ru/

18 Инновационная деятельность в республике Татарстан // URL: http://innov.tatcenter.ru/programm/pril5 1.htm

19 Роспатент. Отчет о деятельности Роспатента за 2008 год // URL: http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect /content_ru/ru/about/otchety/otchet_2008

32_____________

2010. Вып. 3

Таблица 3

Изобретения: распределение выданных патентов в 2009 г. российским заявителям

- Приволжский федеральный округ

Регион Заявки на изобретения

Всего Из них:

от юридических лиц от физических лиц

Республика Башкортостан 578 457 121

Кировская область 74 60 14

Республика Марий-Эл 118 109 9

Республика Мордовия 44 36 8

Нижегородская область 358 288 70

Оренбургская область 86 59 27

Пензенская область 134 96 38

Пермский край 466 383 83

Самарская область 595 339 256

Саратовская область 298 226 72

Республика Татарстан 646 511 135

Удмуртская Республика 168 112 56

Ульяновская область 192 151 41

Чувашская 119 91 28

Итого по округу: 3876 2918 958

Не намного лучше дела обстоят с промышленными образцами - 5-6-е место по количеству поданных заявок, но при этом отрыв от лидеров по ПФО очень значительный (105 заявок в Самарской области, 58 - в Нижегородской, 28 - в Удмуртии). По количеству выданных в 2009 г. патентов на промышленные образцы Удмуртия занимает 7-е место среди регионов ПФО (27 патентов из 467 по округу). В 2009 г. в Удмуртии было подано 130 заявок на товарные знаки и знаки обслуживания. Это 5% от поданных заявок по ПФО и меньше 0,5% от поданных заявок по России. На Удмуртию приходится меньше 6% выданных патентов по ПФО (табл. 3).

Об интересе к инновациям в Удмуртии можно судить и по количеству подписчиков на официальные издания Роспатента и издания ФГУ ФИПС, подготовленные на основе официальной информации Роспатента; в 2009 г. их всего 3, тогда как в Татарстане их количество равно 15, в Нижегородской области - 11. Участие в дистанционном обучении в рамках проводимой Роспатентом региональной политики от Удмуртии принял один человек в весенней сессии и двое - в осенней, в то время как в Татарстане, соответственно 7 и 10, в Чувашии - 16 и 6.

Приведенные статистические показатели напрямую связаны с экономическим развитием республики и отражают уровень ее инновационного и научно-технического потенциала. Например, республики Татарстан, Башкортостан, Самарская область, Пермский край вошли в 15 регионов России с наибольшим количеством заявок на изобретения20.

Число организаций, осуществлявших инновационную деятельность в Удмуртии, также растет (с 30 в 2000 г. до 59 в 2008 г.), удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность, в общем числе организаций вырос с 8,1% в 2000 г. до 11,4% в 2008 г. (табл. 4). По этим показателям Удмуртия выглядит достаточно хорошо, занимает 6-е место в ПФО и 18-е место по России в целом по числу организаций. В целом инновационной деятельностью в Российской Федерации в 2007 г. занимались 10,8% (2841 организация) обследованных организаций: добывающих, обрабатывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды21; всего организаций, осуществляющих инновационную деятельность в России, в 2008 г. было 3414.

20 Кузнецов С.В. Промышленная собственность в Удмуртии // ЦЯЬ: http://patent.udm.ru70 ИП1с 389 1.pdf

21 По данным Росстата, инновационной деятельностью в РФ в 2007 году занимались 10,8% организаций // ЦРЬ: http://www.strf.ru7mnovation.aspx?Cata1ogId=223&d по=17084

Таблица 4

Динамика инновационной активности организаций по субъектам Российской Федерации22

Регион Число организаций, осуществлявших инновационную деятельность Удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность, в общем числе организаций, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2006 2007 2008 2006 2007 2008

Республика Башкортостан 68 91 97 7,9 11,7 12,6

Кировская область 29 35 45 5,8 8,0 9,2

Республика Марий Эл 12 13 17 5,3 5,6 7,5

Республика Мордовия 28 25 25 8,8 9,6 8,8

Нижегородская область 126 129 131 14,8 13,5 13,2

Оренбургская область 43 48 57 13,3 14,9 17,0

Пензенская область 26 28 28 8,2 8,6 9,3

Пермский край 88 96 102 26,1 23,2 26,4

Самарская область 87 103 91 17,3 17,8 13,8

Саратовская область 52 54 55 8,7 8,5 7,7

Республика Татарстан 112 117 122 12,8 14,1 14,3

Удмуртская Республика 55 59 59 12,4 12,9 11,4

Ульяновская область 37 38 40 7,9 8,2 8,7

Чувашская Республика 38 61 53 8,8 17,6 13,4

Итого по округу: 501 897 922 11,4 12,8 12,5

Российская Федерация 3285 3339 3414 9,9 10,0 9,4

Если рассматривать структуру инноваций, то по Удмуртии она в целом соответствует российской. При обследовании организаций: добывающих, обрабатывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, получилось, что уровень инновационной активности организаций, осуществлявших технологические инновации, составил 9,4%, маркетинговые - 2,5%, организационные - 3,5%23.

Статистика показывает, что объем инновационных товаров, работ и услуг в Удмуртии в последние годы имеет стабильный рост (табл. 5). Но при этом показатели доли инновационных товаров в общем объеме реализации ниже средних по Российской Федерации (5,5% в 2007 г. по России против 3,6% в Удмуртии)24. Также значительно отстают показатели УР и от показателей других регионов ПФО. Так, в Самарской области, например, удельный вес инновационной продукции за 2002-2007 гг. вырос с 9,6% до 27,2%.

Таблица 5

Объем инновационных товаров, работ, услуг в Удмуртии

Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн.руб. 1047 1134 2184 3549 8407

Объем инновационных товаров, работ, услуг, % от общего объема 1,5 1,3 1,9 2,0 3,6

Важным результатом инновационной деятельности является создание передовых производственных технологий, под которыми понимаются технологии и технологические процессы, включающие машины, аппараты, оборудование и приборы, основанные на микроэлектронике или управляемые с помощью компьютера и используемые при проектировании, производстве или обработке продукции. Под созданием передовой производственной технологии понимается разработка технической

22 Индикаторы инновационной деятельности: 2009 // ПРЬ: http://www.gks.ru/wps/portal/OSI Р/Ы1ЫО#

23 Инновационная деятельность в России в 2007 году // ИРЬ: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b08_04 /IssWWW.exe/ Stg/10/1-innovac.htm

24 Инновационный потенциал // ЦРЬ: http://www.wtcnn.ru/ru/missions/pfo/samara/innovationpotential/

документации, рабочих чертежей, изготовление необходимого оборудования, испытания и приемка технологии в установленном порядке. Под использованием передовой производственной технологии понимается ее внедрение и производственная эксплуатация. Технология считается используемой лишь при производственной эксплуатации, результатом которой является выпуск продукции, оказание услуг (получение или обработка информации и прочее).

В Удмуртии такой параметр инновационной активности, как число созданных передовых производственных технологий, падает в последние годы и стремится к нулю (с 23 в 2000 г. до 2 в 2006 г., 1 в 2007 г. и 2008 г.), при том что в целом по ПФО и по стране этот показатель вырос25 (табл. 6). Только в 12 регионах этот показатель ниже.

Таблица 6

Число созданных передовых производственных технологий по субъектам Российской Федерации

Регион 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Республика Башкортостан 5 6 5 8 13 6 4 4 9

Республика Марий Эл 2 4 1 - - - 1 5 -

Республика Мордовия 1 17 8 6 5 11 15 10 5

Республика Татарстан 1 5 3 3 3 6 3 5 9

Удмуртская Республика 23 20 6 3 - 3 2 1 1

Чувашская республика - - - - - - - 5 7

Пермский край 13 5 5 5 8 8 14 10 15

Кировская область - - - - - 3 1 - 2

Нижегородская область 32 42 49 55 64 55 71 79 73

Оренбургская область - - - - - - 2 2 6

Пензенская область 6 6 7 4 6 9 9 10 12

Самарская область 67 57 49 32 51 33 27 27 30

Саратовская область 8 8 9 7 12 9 11 19 20

Ульяновская область 7 5 4 15 11 2 6 6 2

Итого по округу 165 175 146 138 173 145 166 183 191

Российская Федерация 688 637 727 821 676 637 735 780 854

Таблица 7

Число использованных передовых производственных технологий по субъектам Российской

Федерации

Регион 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Республика Башкортостан 2986 3991 3569 2640 3509 5223 3059 3719 6854

Республика Марий Эл 132 195 250 257 309 406 518 628 617

Республика Мордовия 28 62 99 83 1819 1233 1597 1420 1672

Республика Татарстан 1031 1212 1348 1614 1983 1999 2200 2363 2792

Удмуртская Республика 3296 3463 3818 4168 4851 3076 3339 3339 3221

Чувашская Республика 560 491 552 725 660 1226 1788 1860 2247

Пермский край 1615 1948 1970 2707 2859 3843 3952 4681 5218

Кировская область 1132 1190 1321 1682 1962 2973 1684 1839 2153

Нижегородская область 8010 9917 10657 14283 14261 18812 27837 27479 26505

Оренбургская область 158 404 496 232 331 418 506 544 656

Пензенская область 245 385 1109 872 688 720 808 850 1072

Самарская область 2879 3808 3738 3957 4383 4727 4502 4988 5300

Саратовская область 1952 1776 1889 4214 3886 4163 4611 4768 3988

Ульяновская область 624 913 922 1144 1447 1267 1727 1339 1482

Итого по ПФО 24649 29755 31738 38578 42948 50086 58128 59817 63777

Российская Федерация 70069 80012 93412 107015 119639 140983 168311 180324 184568

25 Число созданных передовых производственных технологий по субъектам Российской Федерации // URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/business/nauka/innov8.doc

Число использованных передовых технологий несколько росло с 2000 по 2004 г., но к 2008 г. не только вернулось на прежний уровень, но даже сократилось по сравнению с 2000 г., хотя результаты как по ПФО, так и по России выросли соответственно в 2,58 и 2,63 раза26. Удмуртия - единственный регион ПФО (и один из трех регионов России), имеющий спад по данному показателю! (табл. 7).

Наука является базой инноваций, первым и фундаментальным ее этапом, поэтому количество научных и исследовательских организаций, а также численность персонала, занятого исследованиями и разработками, являются важными показателями инновационной активности региона.

Научными разработками в Удмуртии занимаются в первую очередь научные центры и университеты. Это Удмуртский научный центр Уральского отделения РАН, ИжГТУ, УдГУ, Инновационнотехнологический центр УР и созданный специально для координации действий различных центров и предприятий в области нанотехнологий Региональный центр наноиндустрии27.

По количеству организаций, выполняющих научные исследования и разработки, Удмуртия находится в середине списка регионов ПФО, при этом число таких организаций на душу населения также почти совпадает со средним показателем по Приволжскому округу (табл. 8). Более показательный фактор - это численность персонала, занятого исследованиями и разработками. В 2007 г. она составила 1594 человек. В процентном отношении ко всему населению этот показатель в 5,5 раз меньше, чем в целом по России28.

Таблица 8

Изменение количества организаций, выполнявших научные исследования и разработки29

Регион 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Республика Башкортостан 85 73 68 65 63 64 71 63

Республика Марий Эл 11 10 11 11 6 9 12 9

Республика Мордовия 11 11 11 11 10 10 13 14

Республика Татарстан 105 101 98 88 83 81 86 80

Удмуртская Республика 32 29 22 19 19 22 23 23

Чувашская Республика 14 13 14 13 12 12 15 17

Пермский край 56 56 57 56 55 52 49 49

Кировская область 22 21 20 21 23 20 22 22

Нижегородская область 105 107 103 109 101 111 107 97

Оренбургская область 18 18 18 15 14 14 19 18

Пензенская область 28 24 22 24 24 25 26 23

Самарская область 60 56 52 54 51 52 63 59

Саратовская область 59 61 57 56 57 53 55 53

Ульяновская область 17 17 17 17 22 22 24 22

ПФО 623 597 570 559 540 547 585 549

Российская Федерация 4099 3906 3797 3656 3566 3622 3957 3666

Проведенный анализ статистических данных показывает, что Удмуртская Республика на сегодняшний день еще не перешла на инновационный путь развития. Передовые технологии почти не создаются, объем инновационных товаров и услуг низок по российским меркам.

При этом при оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность, организации Удмуртии показали среднестатистические результаты, то есть такие факторы, как недостаток финансовых средств, инвестиционные риски и несовершенство законодательной базы, действуют с той же силой, что и в других регионах России.

26 Число используемых передовых производственных технологий по субъектам российской федерации // URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/business/nauka/innov9.doc

27 Михаил Красильников, Руслан Нуриев. Ищут контакт // URL: http://www.udm.business-class.su/economics /details/?id= 1414

28 Численность персонала, занятого исследованиями и разработками // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b08 13/ IssWWW.exe/Stg/d5/21-05.htm

29 Динамика организаций, выполнявших научные исследования и разработки, по субъектам Российской Федерации // http://www.gks.ru/free doc/new site/business/nauka/nayka3.doc

Таблица 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность в 2008 г.,

в % к общему числу организаций

Регионы Недостаток собственных финансовых средств Высокий процент коммерческого кредита Сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов Инвестиционные риски Неопределенность экономической ситуации в стране Несовершенство нормативноправовой базы, регулирующей инвестиционные процессы

Российская Федерация 63 26 15 27 33 10

Приволжский федеральный округ 69 35 17 24 25 10

Республика Татарстан 68 40 20 27 25 16

Удмуртская Республика 65 39 22 24 21 6

Данные по ограничителям инновационной активности, фиксируемые статистикой (табл.9), не отражают, на наш взгляд, многих важных факторов. Прежде всего в них не учитываются проблемы корпоративного управления, распределения и использования средств на инновации. Поэтому мы проведем собственный анализ причин, определяющих сравнительно низкие результаты инновационной деятельности в республике.

На наш взгляд, их можно свести в три группы.

1. Относительно слабая ресурсная база, не позволяющая выделять значительные средства на инновации. Масштаб этой проблемы можно оценить, проанализировав доходы бюджета и прибыль предприятий УР на душу населения по сравнению с аналогичными показателями по России и ПФО.

2. Проблемы, связанные с распределением доходов государства и предприятий. Эти проблемы можно оценить через долю затрат на инновации в валовом региональном продукте УР по сравнению с аналогичным показателем для России и ПФО.

3. Проблемы эффективности использования средств, выделяемых на финансирование инноваций. Данные проблемы можно анализировать, сопоставляя выпуск инновационной продукции и затраты на инновационную деятельность.

Одной из причин низкого уровня затрат на исследования и разработки является то, что по некоторым важным экономическим показателям Удмуртская Республика отстает от среднероссийского уровня (табл. 10). Так, доходы бюджета на душу населения в два раза ниже, чем в среднем по России. Валовый региональный продукт в Удмуртии на душу населения значительно ниже совокупного ВРП по субъектам РФ на душу населения30. Таким образом, бюджетная ресурсная база инновационной деятельности в УР является относительно слабой.

Таблица 10

Экономические показатели РФ и УР

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Доходы бюджета РФ на душу населения 44155 54719 64676 51150

Доходы бюджета УР на душу населения 16471 22477 23404 22943

ВРП УР на душу населения 107990 134717 157427 151030

ВРП по субъектам РФ на душу населения 157853,5 196770,0 241767,0 -

30 Информационные бюллетени Министерства экономики УР // URL: http: //economy.udmurt. ru/

about/statistics/bulletin/

Если рассматривать доходы организаций на душу населения в Удмуртии, то они хотя и росли в последние годы хорошими темпами, все равно остаются ниже средних показателей по России и ПФО31 (табл. 11). УР занимает по этому показателю шестое место в ПФО. Важно, что разрыв этот не столь велик, как разрыв в доходах бюджета на душу населения.

Таблица 11

Прибыль (убыток) до налогообложения отчетного периода, тыс.руб., крупные, средние и малые организации, значение показателя за год, на душу населения

2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Российская Федерация 15,08 21,04 29,79 47,32 47,52 25,10

Приволжский федеральный округ 6,03 9,69 14,74 18,09 25,86 26,23

Республика Башкортостан 10,88 10,23 27,16 24,91 24,02 16,47

Республика Марий Эл -0,03 0,75 1,36 4,26 5,63 7,18

Республика Мордовия 2,32 12,12 3,18 6,59 13,45 11,71

Республика Татарстан 11,65 23,44 27,44 25,88 39,54 28,43

Удмуртская Республика 4,83 4,33 7,46 16,46 23,79 21,72

Чувашская Республика 1,14 2,79 4,33 6,88 11,86 12,09

Пермский край 12,69 17,47 26,72 32,39 39,76 67,94

Кировская область 1,07 2,08 1,62 3,98 6,86 11,17

Нижегородская область 6,30 8,17 12,77 21,13 29,61 31,07

Оренбургская область 1,59 8,92 13,89 24,96 40,46 36,47

Пензенская область 0,74 1,47 2,35 3,29 8,03 6,55

Самарская область 5,68 11,45 15,76 20,33 35,16 39,08

Саратовская область 2,06 3,08 4,41 5,88 12,15 13,85

Ульяновская область -0,23 0,45 1,19 3,76 9,27 3,49

Рассмотрим теперь вопрос выделения средств на инновационную деятельность и обновление производства. В этой связи приходится констатировать, что Удмуртская Республика очень сильно отстает от среднего уровня РФ и лидирующих регионов ПФО по внутренним затратам на исследования и разработки как в абсолютных величинах, так и в процентном отношении к ВРП32 (табл. 12). Кроме того, что эти показатели более чем в пять раз ниже российских и более чем в четыре раза ниже показателей по ПФО, с 2004 г. по 2007 г. наблюдалось их снижение.

Таблица 12

Внутренние затраты на исследования и разработки

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Внутренние текущие затраты на исследования и разработки в % к валовому региональному продукту, процент, значение показателя за год по УР 0,46 0,35 0,26 0,23

Внутренние текущие затраты на исследования и разработки в % к валовому региональному продукту, процент, значение показателя за год по РФ 1,34 1,23 1,25 1,25

Внутренние текущие затраты на исследования и разработки в % к валовому региональному продукту, процент, значение показателя за год по ПФО 1,4 1,29 1,17 1,1

31 Прибыль (убыток) до налогообложения отчетного периода // ШЬ: Мр://^^^'.gks.ru/ dbscripts/Cbsd/ БВІ-ие1.сяі?р1= 2313133

32Внутренние текущие затраты на исследования и разработки в % к валовому региональному продукту, процент // ШЬ: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?p1=7000063

Внутренние текущие затраты на исследования и разработки в пересчете на душу населения в Удмуртии с 2003 по 2007 г. выросли более чем в два раза33, оставаясь при этом все равно на достаточно низком уровне. В ПФО УР занимает предпоследнее место, ниже эти затраты только в Чувашской Республике (табл. 13). В Пензенской области этот показатель выше в 9 раз, в Нижегородской области - в 17 раз.

Таблица 13

Внутренние текущие затраты на исследования и разработки на душу населения, руб.

Регион 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Российская Федерация 1115 1301 1550 1973 2460

Приволжский федеральный округ 853 1038 1180 1351 1572

Республика Башкортостан 356 358 347 461 655

Республика Марий Эл 324 397 257 216 336

Республика Мордовия 196 224 226 272 393

Республика Татарстан 582 633 795 1095 1208

Удмуртская Республика 199 298 316 278 308

Чувашская Республика 97 110 123 123 192

Пермский край 956 1274 5812 1401 1964

Кировская область 206 269 71 291 366

Нижегородская область 2923 3344 5587 4397 5280

Оренбургская область 53 71 249 114 192

Пензенская область 634 790 221 937 1070

Самарская область 1463 2171 2389 3002 2874

Саратовская область 452 489 405 400 557

Ульяновская область 1251 1521 1824 1972 2225

Инвестиции в основной капитал до кризисного 2008 года показывали стабильный рост, как в общем объеме, так и в пересчете на душу населения (табл. 14 и 15)34. При этом в целом по России они росли быстрее, чем в Удмуртии (с 2006 по 2008 г. по РФ выросли в 1,85 раз, по УР - в 1,45 раз). Поэтому отставание от российского уровня по показателю «инвестиции в основной капитал на душу населения» увеличилось, и в 2008 г. составило 32587,2 руб., что практически в два раза ниже, чем по РФ в целом. В 2009 г. инвестиции в основной капитал в России немного упали и составили 7930255 млн. руб.35, в Удмуртии снижение произошло более значительное - более чем на четверть36.

Для анализа «отдачи» инвестиций в инновации рассмотрим два показателя - отношение объема инновационной продукции к инвестициям в основной капитал и объема инновационной продукции к внутренним затратам на исследования и разработки.

При анализе соотношения выпуска инновационной продукции к инвестициям в основной капитал видно, что, несмотря на рост этого показателя, он остается в УР на сравнительно низком уровне по отношению к среднероссийским показателям (кроме 2007 г.)37. Так как это соотношение в ПФО стабильно выше, чем по России в целом, значит, инвестиции в ПФО имеют лучшую отдачу в плане инновационной продукции. В Удмуртии в 2003 - 2006 гг. этот показатель оставался на практически неизменном уровне38 (табл. 16).

33Внутренние текущие затраты на исследования и разработки // URL: http://www. gks.ru/dbscripts/Cbsd/

DBInet. cgi?pl=7000063

34 Инвестиции в основной капитал // URL: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi

35 Инвестиции в основной капитал // URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/business/invest/Inv.xls

36Сводные итоги инвестиционной деятельности Удмуртской Республики за январь-июнь 2009 года // URL: http://udmurtstat.htc-cs.com/udm-in-digit/invest/

37 Объем инновационной продукции // URL: http ://www. gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi

38 Инвестиции в основной капитал // URL: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=2702005

Таблица 14

Инвестиции в основной капитал, млн. руб., значение показателя за год

2006 г. 2007 г. 2008 г.

Российская Федерация 4730022,9 6716222,4 8764864,1

Приволжский федеральный округ 783640,5 1148396,9 1455069,7

Республика Башкортостан 107751,1 160345,4 207132,3

Республика Марий Эл 10691,7 17204 21003

Республика Мордовия 19597 27414,2 37926,2

Республика Татарстан 160605,8 214557,9 268646,5

Удмуртская Республика 34312 44565,1 49878,3

Чувашская Республика 25861 38069,4 49608,7

Пермский край 75519,5 122480,4 152388,7

Таблица 15

Инвестиции в основной капитал на душу населения в фактически действующих ценах, руб.,

значение показателя за год

Регион 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Российская Федерация 33196 47259 61743,3

Приволжский федеральный округ 25753 37909 48181,6

Удмуртская Республика 22264 29027 32587,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 16

Отношение объема инновационной продукции к инвестициям в основной капитал

Регион 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006г. 2007 г.

Российская Федерация 0,144 0,152 0,151 0,143 0,125

Приволжский федеральный округ 0,271 0,363 0,438 0,461 0,370

Республика Башкортостан 0,066 0,044 0,141 0,103 0,057

Республика Марий Эл 0,042 0,056 0,004 0,042 0,004

Республика Мордовия 0,125 0,128 0,154 0,340 0,793

Республика Татарстан 0,422 0,417 0,685 0,670 0,584

Удмуртская Республика 0,080 0,073 0,081 0,069 0,184

Чувашская Республика 0,105 0,160 0,160 0,111 0,165

Пермский край 0,159 0,224 0,443 0,839 0,453

Кировская область 0,108 0,131 0,018 0,085 0,147

Нижегородская область 0,690 0,700 0,095 0,227 0,117

Оренбургская область 0,050 0,040 0,023 0,022 0,090

Пензенская область 0,163 0,038 0,060 0,111 0,073

Самарская область 0,355 0,990 1,624 1,436 1,042

Саратовская область 0,154 0,149 0,121 0,075 0,098

Ульяновская область 0,438 0,388 0,324 0,463 0,537

При анализе соотношений выпуска инновационной продукции с внутренними затратами на исследования и разработки можно увидеть следующие тенденции39. Во-первых, в целом по ПФО эти показатели стабильно выше российских, при этом они стабильно растут, а российские остаются на постоянном уровне. Во-вторых, резко выросший в 2007 г. этот показатель в УР (табл. 17) обусловлен резким увеличением объема инновационной продукции (почти в 3,5 раза - с 2355063 тыс. руб. в 2006 г. до 8215744,1 тыс. руб. в 2007 г.).

39Внутренние текущие затраты на исследования и разработки в % к валовому региональному продукту // иЯЬ: ЬЦр://^^ж. gks.ru/ dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi#1

Таблица 17

Отношение объема инновационной продукции к внутренним затратам на исследования

и разработки

Регион 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Российская Федерация 1,96 2,33 2,46 2,40 2,41

Приволжский федеральный округ 3,59 5,27 7,40 8,80 8,92

Республика Башкортостан 2,47 2,02 8,42 5,93 3,46

Республика Марий Эл 0,77 1,15 0,17 2,92 0,29

Республика Мордовия 6,38 6,59 11,94 28,73 65,59

Республика Татарстан 13,52 17,39 31,88 26,13 27,59

Удмуртская Республика 3,36 2,45 4,46 5,49 17,37

Чувашская Республика 9,14 17,09 19,47 18,12 25,45

Пермский край 2,36 3,22 1,57 16,50 10,37

Кировская область 2,67 3,68 3,04 4,95 10,60

Нижегородская область 2,53 3,16 0,32 1,36 0,88

Оренбургская область 9,01 7,51 1,71 4,91 17,77

Пензенская область 1,54 0,38 3,03 2,15 2,16

Самарская область 3,49 8,60 14,30 13,30 15,66

Саратовская область 2,66 2,81 4,63 3,36 3,84

Ульяновская область 1,76 2,15 1,95 3,87 6,41

Таким образом, мы можем сделать вывод, что наиболее серьезное отставание показателей Удмуртии от среднероссийских наблюдается по направлению ресурсного обеспечения и в области выделения средств на инновационные цели. Если причины в первом случае достаточно понятны (концентрация налоговых поступлений в федеральном бюджете, недостаток высокорентабельных производств в республике), то во втором случае, на наш взгляд, проблема может быть связана и с тем, что центры принятия инновационных и инвестиционных решений крупных корпораций Удмуртии выведены в настоящее время за пределы республики.

Так, например, одно из самых устойчивых предприятий Удмуртии Ижевский электромеханический завод «Купол» входит в ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». В собственности концерна находится 99,35% акций «Купола». Всего в концерн входит сорок шесть промышленных и научноисследовательских предприятий и организаций. При этом предприятия концерна делятся на разработчиков продукции и производителей продукции40. Среди 28 предприятий - разработчиков продукции 17 находятся в Москве и Московской области, 3 - в Санкт-Петербурге, есть предприятия в Казани, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Омске и Новосибирске. То есть почти вся инновационная деятельность концерна сконцентрирована в Москве и Петербурге. Остальные предприятия концерна относятся к производителям продукции («Купол» в том числе), в разработке не участвуют.

В 2005 г. ОАО «Мечел» в ходе аукциона по продаже госпакета акций (24,99%) увеличило свой пакет в ОАО «Ижсталь» до 87,35%41. В 2009 г. в результате реструктуризации ОАО «Ижсталь», как и все металлургические активы группы «Мечел», перешло под управление ООО «УК Мечел-Сталь»42.

В 2008 г. металлургический завод «Буммаш» (Ижевск) сменил владельца. 93% акций завода консолидировало ООО «Объединенная промышленно-инвестиционная компания», основным бенефициаром которой является экс-председатель совета директоров ЗАО «Волгоградский металлургический завод “Красный Октябрь”» Игорь Шамис43.

40 Концерн «Алмаз-Антей» // ШЬ: http://www.a1maz-antey.ru

41 Мониторинг новостей М&А // ШЬ: http://www.ma-юuma1.ru/news/?newsId=4762

42 «Ижсталь» // ШЬ: http://www.meche1.ru/about/production capacity/info.wbp?id=7b33769c-83b8-435e-b070-e88bdce3c60d

43 «Буммаш» нашел владельцев с Волги // ШЬ: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=913201

Похожая ситуация происходит и с большинством других крупных предприятий республики. Головное руководство предприятий, по всей видимости, не очень заинтересовано в развитии инноваций в регионах. А местное руководство предприятий не имеет достаточных полномочий для финансирования инновационных процессов. Следовательно, для стимулирования инновационных процессов, кроме проблем с ресурсным обеспечением, необходимо решать проблемы с распределением этих ресурсов.

Для уточнения факторов, влияющих на результаты инновационного процесса, в марте 2010 г. нами был проведен опрос руководителей предприятий Удмуртии. Респонденты оценивали удовлетворенность основными показателями деятельности предприятия (финансовые показатели, стратегическое положение, инновационные показатели), результаты по направлениям инновационной деятельности и актуальность различных вопросов корпоративного управления для их компаний.

В опросе приняли участие руководители десяти крупнейших предприятий, в том числе промышленных (ИРЗ, Буммаш, Ижнефтемаш и др), торговых (Ижтрейдинг) и Удмуртское отделение Сбербанка. Из 10 респондентов девять человек относятся к топ-менеджменту (в основном это директора по экономике и финансам), один человек является председателем Совета директоров.

Средний балл по удовлетворенности инновационной деятельностью в целом невысок - 4,8 из

10 возможных. Все направления инновационной деятельности также получили невысокие средние баллы - от 4,1 до 5,3. При этом наименее устраивает топ-менеджмент «Привлечение инвестиций для освоения производства новых товаров и услуг» (средний балл 4,1 из 10), наиболее устраивают руководителей результаты по направлениям «Поиск новых идей» и «Выход на рынок с инновационными товарами и услугами» (средние баллы 5,3).

Инновации, которые вводятся на предприятиях, встречают сопротивление, что подтверждается стабильным интересом руководителей к теме «Выявление и преодоление сопротивления нововведениям в корпоративном управлении». Этот вопрос получил достаточно высокий средний балл (7 из 10), кроме этого по нему не было выставлено ни одной оценки ниже 5.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод: законодательная база УР, регулирующая инвестиции, в целом дает возможность развиваться в этом направлении; в республике создается инфраструктура для внедрения инноваций. При всех этих предпосылках показатели инновационной деятельности в УР находятся на сравнительно низком уровне. Это означает, что важнейшие факторы инновационной деятельности предприятий республики связаны с корпоративным управлением. При этом вопрос влияния корпоративного управления на инновационные процессы относительно слабо изучен как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Данные обстоятельства предопределяют высокую научную актуальность темы, рассматриваемой в нашей статье.

Поступила в редакцию: 25.05.10

A.M. Makarov, doctor of economics, associate professor U. G. Merzlyakova, engineer

Analysis of the factors, influencing the innovative acitivity in Udmurt republic companies

The article presents the analysis results on the innovative activity in Udmurt Republic companies. The factors influencing the effectiveness of the innovative activity are also classified. It is shown that the development of the corporative management is of great significance in innovative activity. The findings of the top managers interwieving are analysed. The authors identify the weaknesses in corparative management of innovative activity.

Keywords: innovation, corporate governance.

Макаров Александр Михайлович, доктор экономических наук, профессор, зав. лабораторией развития экономического образования ГОУВПО «УдГУ»

Мерзлякова Ульяна Г еннадьевна, инженер лаборатории развития экономического образования ГОУВПО «УдГУ» 426034 Россия, Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп.4)

E-mail: makarov@uni.udm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.