При умственной работе в свободном режиме наилучшие результаты достигались в часы ваго-тоний, способствующих продуктивной работе всех видов памяти (рабочей, кратковременной и долговременной,зрительной и слуховой, вербальной и невербальной, декларативной и процедурной). При выполнении заданий в навязанном (заданном) темпе (в условиях “человек-машина”) наилучшие результаты умственной деятельности человека регистрируются в часы нормотоний, а наихудшие - в часы симпатотоний. Последние характеризуются возникновением стрессовых ситуаций у обследуемых лиц, их отказом выполнять последующие тестовые задания при увеличении скорости предъявления световых импульсов на тренажерных аппаратах.
Разработанная нами модель внутрисуточной цикличности умственной работоспособности обучаемых представлена на рисунке I, из которого видно, что между пятью периодами высокой и пятью периодами низкой работоспособности располагаются 14 периодов средней умственной работоспособности обучаемых. Сопутствующими факторами в первых двух случаях являются ваго- и симпатотония, а в третьем - нормотония.
Таким образом, полученные нами результаты имеют важное научно-информационное и практическое значение для рациональной организации учебного процесса, сохранения здоровья и повышения умственной работоспособности обучаемых.
О ТАЛАЛАЕВА В.А., ГУБИНА М.И., ЗОНОВА И.В. -УДК 37.014.3:362.76
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИННОВАЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
В.А. Талалаева, М.И. Губина, И.В. Зонова.
(Иркутский государственный медицинский университет)
В соответствии с реформой общего и профессионального образования задачей средней школы является не только совершенствование процесса обучения, но и гармоничное развитие личности. При этом большое внимание уделяется здоровью школьников. Вместе с тем, в педагогической практике при использовании инновационных методов обучения, как правило, не учитывается уровень адаптационных возможностей школьников. В результате интенсификация умственного труда школьников приводит к процессам дезадаптации - нарушению регуляторных процессов в организме, что может вызвать различные неврозы, соматические патологии, снижение резистентности организма.
В настоящее время во всем мире наблюдается явление перестройки общеобразовательной школы. Этим обусловлено появление новых педагогических технологий, предполагающих либо продвинутое (интенсивное), либо принципы развивающего обучения.
На сегодняшний день в Иркутской области и в других регионах России существуют обычные традиционные школьные программы, соответствующие учебному плану Госстандарта, которые рассчитаны на здорового ребенка, адаптированного к школе.
В рамках учебного плана Госстандарта существуют и, так называемые, “сквозные программы”, предусматривающие интенсивный курс обучения (начальная школа за 2 года). В данный момент в 17 школах Иркутской области существуют такие классы (1:2).
Наряду с вышеперечисленными в Иркутской области используются 6 инновационных-техноло-гий развивающего обучения. Ведущей из разви-
вающих педагогических технологий является система академика Л.В. Занкова и его последователей В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. По статистике каждый десятый ребенок области обучается по новой технологии. Наибольшее распространение эти методики получили в последние четыре года. Методика акад. Л.В. Занкова обеспечивает обучение на высоком, но доступном уровне трудности.
Как выяснилось, переход на нетрадиционную форму обучения существенно увеличил нагрузку. Плотность уроков в классах с инновационными методами значительно выше, чем в общеобразовательных. При составлении расписания не учитывается динамика работоспособности в течение дня и недели и степень трудности предметов. Значительно отличается режим учебных занятий: в этих классах практикуются сдвоенные уроки продолжительностью 60 минут с пятиминутным перерывом, с началом занятий в 7 часов 30 минут в
I полугодии, отсутствие физкультурных пятиминуток, сокращение уроков физкультуры до I в неделю.
Продолжительность подготовки домашних заданий превышает гигиенический норматив более, чем у половины школьников. Таким образом, режим дня учащихся при нетрадиционных формах обучения может быть расценен как неблагоприятный. Нас интересовал вопрос о взаимосвязи функционального состояния детского организма с его морфотипом, поэтому наряду с комплексной автоматизированной оценкой вегетативной регуляции сердечного ритма, которая может быть использована для анализа функционального резерва сердечно-сосудистой системы и адаптивных возможностей организма в целом, мы использовали и
морфометрические методы: измерение роста, массы тела, ОГК (окружности грудной клетки), роста сидя, высоты головы, окружности запястья. Оценка уровня физического развития производилась на основании стандартов и оценочных таблиц физического и подового развития школьников (Г.А. Ушакова, 1982: Л.М. Фридман, 1988), а также по методу сигмальных отклонений, в основе которого лежит сравнение фактических данных со средними стандартными показателями и последующая оценка разницы с величиной сигмы. Гармоничным физическое развитие считалось в том случае, если значение массы тела в пределах от -I до +1 по шкале регрессии соответствовало росту и окружности грудной клетки. Если эти частные находятся в пределах от -2 до -I, то физическое развитие ниже среднего, а в пределах от +| до +2 - выше среднего. В последних двух случаях физическое развитие считается дисгармоничным.
Основная часть обследованных детей имеет гармоничное физическое развитие (54,0% мальчиков и 62,0% девочек). Среди детей с дисгармоничным развитием достаточно большую часть составляют дети с дефицитом массы тела - 39,9% мальчиков и 27,4% - девочек. Группа с избыточной массой тела составила 6,1% мальчиков и 10,6% - девочек.
Значительный процент детей с дефицитом массы тела обусловлен прежде всего возрастными особенностями: данный возраст — 6-9 лет - соответствует периоду первого вытягивания (Н.Г. Блинова, P.M. Мирзаханова, Ю.Б. Жуков и др., 1994). Это видно и при сравнении роста: дети с дефицитом массы тела в среднем выше, чем дети с гармоничным физическим развитием.
В нашем исследовании был выявлен ряд особенностей вегетативного обеспечения деятельности сердечно-сосудистой системы в зависимости от морфометрического статуса, проявляющегося в гармоничности развития. Так, в частности, у детей с дефицитом массы тела отмечается четкая тенденция к увеличению ЧСС в покое и ортостазе, а также после нагрузки (10 приседаний) по сравнению с детьми, имеющими нормальную массу тела, а также у них достоверно более низкие показатели ДАД, но высокий индекс напряжения. Вместе с тем, у школьников, относящихся к этой группе, достоверно чаще выявлялся так называемый симпатикотонический тип регуляции, который характеризовался изоритмией или ригидным ритмом.
Все вышеперечисленные особенности характерны для сердца с ограниченными функциональными резервами.