Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования художественно-эстетического вкуса в учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов в области дизайна костюма'

Некоторые аспекты формирования художественно-эстетического вкуса в учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов в области дизайна костюма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каширина О. М.

В статье рассматриваются условия формирования художественно-эстетического вкуса в учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов в области дизайн костюма и моделирование образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования художественно-эстетического вкуса в учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов в области дизайна костюма»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА КОСТЮМА

© Каширина О.М.*

Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

г. Волгоград

В статье рассматриваются условия формирования художественно-эстетического вкуса в учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов в области дизайн костюма и моделирование образовательного процесса.

Профессиональное мастерство дизайнера проявляет себя в умении создать целостное значение вещи, т.е. достичь нерасторжимого единства технического и эстетического решения (утилитарного и возвышенного, обыденного и прекрасного). Основой единства этих двух решений и средством поиска гармоничного соотношения утилитарного и эстетического является художественно-эстетический вкус.

Художественно-эстетический вкус является важнейшим элементом профессиональной деятельности специалистов дизайн костюма, без него процесс создания целостного значения вещи неэффективен, ибо не прогнозируем, в силу того, что зависит только от индивидуально-природных задатков, а не обеспечен необходимыми профессионально эффективными знаниями и навыками. Востребованность этой модификации вкуса определяется усложнённостью художественно-проектной деятельности дизайнера, которая предопределена двойственностью структур всех её важнейших компонентов и характеристик. Среди которых следует выделить: двойственность природы дизайнерской деятельности, представляющей собой сочетание утилитарно-прагматической и ценностно-смысловой сферы; двойственность структуры целостного значения продукта художественно-проектной деятельности дизайнера, включающей в себя содержательную полезность и культурно-информационное значение вещи; двойственность структуры культурно-информационного значения вещи, образованного сочетанием общекультурных характеристик с частнокультурными; а также коммуникативный характер продукта художественно-проектной деятельности дизайнера.

Эффективность формирования художественно-эстетического вкуса предполагает наличие определенных педагогических условий. Теоретико-экс-

* Старший преподаватель кафедры Теории и методики обучения изобразительному искусству и дизайна костюма.

периментальная работа позволила выделить ряд психолого-педагогических условий:

- Ориентация педагогического процесса на формирование художественно-эстетического вкуса. При этом ориентация нами рассматривалась двояко: как процесс и как результат [1, с 43].

- Решение профессиональных художественно-проектных задач, требующих актуализации художественно-эстетического вкуса.

- Овладение способами проектирования культурно-информационного значения продукта дизайнерской деятельности.

Наиболее адекватным способом организации образовательного процесса, отвечающей как специфике учебно-профессиональной деятельности дизайнера, так и специфике художественно-эстетического вкуса, является с нашей точки зрения, моделирование.

В контексте учебно-профессиональной деятельности дизайнеров представляется целесообразным обращение к имитационной обучающей модели. Она даст студентам возможность, овладевая технологическими приёмами в процессе учебно-профессиональной деятельности:

а) актуализировать эмоционально-сенсорную отзывчивость, эстетические предпочтения и ориентации;

б) освоить приёмы творческой переработки эстетических впечатлений и соотношение субъективной оценки с общепринятыми нормами оценки;

в) определить адекватность соотношения субъективной оценки и объективной ценности проектируемого изделия на основе соответствия двухкомпонентной структуре объективной потребительской ценности (соответствия содержательной полезности и культурно-информационного значения вещи).

Нам представляется, что педагогическая модель формирования художественно-эстетического вкуса должна состоять из трёх блоков: целевого, содержательно-процессуального и результативно-оценочного.

Содержательно-процессуальный блок педагогической модели должен быть обеспечен адекватной системой сквозных компонентов, образующих структуру этой модели. Под сквозными компонентами мы понимаем базовые (статические) составляющие процесса, которыми являются художественно-эстетическая коммуникация, дискурсивно-концептуальная позиция.

Сквозные компоненты педагогической модели формирования художественно-эстетического вкуса образованы соотношением его базовых состов-ляющих и базовых состовляющих специфики художественно-проектной деятельности дизайнера.

Базовыми составляющими художественно-эстетического вкуса являются чувственное суждение (эмоционально-сенсорная отзывчивость, т.е. мне нравится) и рациональное суждение (понимание и оценка значимости объекта, т.е. почему нравится).

Базовыми составляющими художественно-проектной деятельности дизайнера являются содержательная полезность и культурно-информационное значение вещи.

Целевой блок педагогической модели формирования художественно -эстетического вкуса отражает цели и задачи этого процесса, эффективность и управляемость которого обеспечивается правильной постановкой целей. Их последовательность такова:

- обеспечение эстетической направленности чувственного суждения студента, включающей эстетизацию восприятия и эмоциональных реакций студента, ощущение недопустимости «всеядности», обыденного чувственного суждения, готового присваивать любые общепризнанные эстетические и культурные ценности.

- обеспечение ценностно-смысловой направленности рационального суждения, дающей студенту возможность овладеть умением наделить утилитарно-полезные свойства вещи дополнительным образно-информационным значением.

Результативно-оценочный блок педагогической модели должен быть направлен на объективную оценку результатов деятельности.

Практическая направленность учебной дисциплины «Материаловедение», в рамках которой реализуется педагогическая модель, не предполагает теоретического освоения художественно-эстетических нормативов, способствующих образованию художественно-эстетического вкуса. Потому формирование представлений о них осуществляется в процессе учебно-профессиональной деятельности студентов. С этой целью в контекст предметного содержания «Материаловедения», раскрывающего технологические и декоративные свойства тканей, вводятся художественные компоненты. Это позволяет сделать система заданий.

Система заданий, представляющих содержательный блок педагогической модели, направлена на то, чтобы дать студенту возможность постепенно, пошагово (в два этапа) овладевать характеристиками художественно-эстетического вкуса. Стержневой основой процесса его формирования стали четыре задания:

- задание на неутилитарное созерцание формирует у студентов представление о нормах художественно-эстетического вкуса посредством образования устойчивых эмоционально-сенсорных реакций эстетической направленности и чувственного воображения;

- задание на чувственное воображение предоставляет возможность получения опыта самонаблюдения, являющегося первичным опыт освоения художественно-эстетического вкуса;

- аналитическое задание на выявление модных тенденций направлено на формирование у студента установки на восприятие визуальной формы и её содержания как неразрывного целого, оно переводит

чувственное восприятие костюма на уровень умственного восприятия (на когнитивный уровень), предоставляя студенту возможность понятийно оформить чувственное суждение, определить культурно-информационное значение элементов дизайнерского образа; - задание на многоаспектность оценки целостного значения вещи (первый аспект - оценка содержательной полезности вещи в контексте её целостного значения, второй аспект - оценка культурно-информационного значения вещи в контексте её целостного значения, третий аспект касается индивидуального стиля того модельера, образец изделия которого взят в качестве визуального материала для анализа). Это задание актуализирует художественно-эстетический вкус студента и вырабатывает навык осознания соотношения различных аспектов дизайнерской деятельности в контексте целостного результата.

Этим четырём основополагающим заданиям сопутствуют творческие задания на комбинирование, акцентуирование, схематизацию, типизацию, которые позволяет на практике в процессе работы с тканями проявить собственный уровень художественно-эстетического вкуса, реализуя свои способности восприятия, понимания и оценки культурно-информационного значения и содержательной полезности проектируемого изделия.

Реализация в процессе изучения «Материаловедения» педагогической модели формирования художественно-эстетического вкуса, позволяет будущим специалистам овладеть индивидуально-личностными свойствами, обусловливающими эффективность их профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Кирьякова А.В. Ориентация личности в мире ценностей / А.В. Кирь-якова // Международный психо лого-педагогический журнал «Magister». -1998. - N 4. - С. 37-50.

2. Ковешникова Е.Н. Теория и методика художественного и профессионального образования (на материале подготовки дизайнеров): дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 2000. - 388 с.

3. Козлова Т.В. Костюм. Теория художественного проектирования: учебник для вузов. - М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2005. - 380 с.

4. Лановенко О. Художественное восприятие: опыт построения общетеоретической модели / О. Лановенко. - К., 1987. - 382 с.

5. Малыгина Е.М. Развитие художественно-эстетического вкуса студентов [Электронный ресурс] / Е.М. Малыгина. - [2007]. - Режим доступа: http://www.portalus.ru.

6. Соколов Э.В. Культурология / Э.В. Соколов. - М.: Интерпракс, 1994. -256 с.

7. Штоф В.А. Моделирование и философия / В.А. Штоф. - М.; Л.: Наука, 1966. - 301 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.