Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования эффективной промышленной политики в регионе'

Некоторые аспекты формирования эффективной промышленной политики в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INDUSTRY / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL POLICY / ИНСТРУМЕНТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ / INDUSTRIAL POLICY TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маммаев Р.А., Борисова Л.А.

В статье раскрываются вопросы формирования современной эффективной промышленной политики в регионе. Выделены ключевые направления и основные инструменты реализации региональной промышленной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маммаев Р.А., Борисова Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE FORMATION OF AN EFFECTIVE INDUSTRIAL POLICY IN THE REGION

In the article the questions of formation of a modern and efficient industrial policy in the region. Highlighting key areas and key tools for implementation of regional industrial policy.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования эффективной промышленной политики в регионе»

УДК 332.1 ББК 65.9(4Рос)30

Маммаев Р. А. - д.э.н., ведущий научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, ДГУНХ

Борисова Л. А. - к.э.н., ведущий научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, ДГУНХ

Mammaev R.A. - Ph.D., leading researcher of the Research Institute of «Management, Economics, Politics and Sociology», DGUNH Borisova L.A. - Ph.D., Leading Researcher Research Institute of «Management, Economics, Politics and Sociology», DGUNH

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ

SOME ASPECTS OF THE FORMATION OF AN EFFECTIVE INDUSTRIAL POLICY IN THE REGION

В статье раскрываются вопросы формирования современной эффективной промышленной политики в регионе. Выделены ключевые направления и основные инструменты реализации региональной промышленной политики. Ключевые слова: Регион, промышленность, промышленная политика, инструменты промышленной политики.

In the article the questions of formation of a modern and efficient industrial policy in the region. Highlighting key areas and key tools for implementation of regional industrial policy.

Keywords: The region , industry, industrial policy , industrial policy tools.

Непреложным постулатом современной экономики является необходимость развития отечественного производства. Считается, что качественный рост экономики, ее развитие, способен обеспечить в первую очередь производственный сектор, в частности, отрасли промышленного производства. Закономерен вопрос: в чем заключаются преимущества промышленного производства в сравнении с другими сферами экономики - торговля, транспорт, сельское хозяйство и т.д. Именно промышленность, в отличие от других отраслей:

1. создает высокопроизводительные рабочие места;

2. создает наиболее высокую добавочную стоимость;

3. предъявляет спрос на изыскания в научно-технической сфере;

4. предъявляет высокий спрос и высокие требования к инфраструктуре.

Создавая высокопроизводительные рабочие места и, соответственно, формируя спрос на высококвалифицированных специалистов на рынке, промышленность, тем самым, стимулирует систему образовательных учреждений и систему повышения квалификации кадров. Высококвалифицированные специалисты - это люди с высоким уровнем дохода, что повышает уровень доходов населения и снижает уровень социальной напряженности в обществе.

Высокая добавочная стоимость, создаваемая в первую очередь на высокопроизводительных рабочих местах, обеспечивает рост уровня налоговых поступлений с промышленных предприятий и степень финансовой устойчивости этих предприятий, что весьма существенно в условиях периодически наступающих в экономике страны и региона кризисов.

Производство промышленной продукции, как правило, наиболее наукоемкой, как по собственному содержанию, так и по технологиям производства и организации производства, предъявляет стабильный

спрос на НИОКР, что стимулирует создание и развитие научно-исследовательских коллективов и организаций.

Именно промышленное производство предъявляет, как правило, наиболее жесткие требования к уровню организации транспортной и иной инфраструктуры в регионе своего нахождения, что неминуемо сказывается на уровне развития этой инфраструктуры, т.е. фактически обеспечивает развитие дорожно-транспортной сети систем связи и коммуникаций, финансовых институтов и других элементов, формирующих инфраструктуру промышленно-производственного комплекса.

Промышленность - одна из важнейших и социально значимых отраслей народного хозяйства республики: в структуре произведенного валового регионального продукта (ВРП) на промышленное производство приходится 7,8 %. Численность занятых в отрасли составляет более 27 тысяч человек.

Ведущими отраслями промышленности Дагестана являются пищевая индустрия, электроэнергетика, машиностроение, химическая промышленность.

Согласно данным официальной статистики, за прошедший год в республике наблюдался рост объемов промышленного производства, в частности, наблюдался прирост индекса промышленного производства на 2%, что выше значения показателя за предыдущий год на 0,7%. Рост наблюдался и по основным видам экономической деятельности промышленности: в добыче полезных ископаемых - на 0,6%, обрабатывающих производствах - на 2,2%, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 0,1 процента. Средний индекс промышленного производства в целом по РФ составил 96,6%, СКФО - 102,3%.

На рост промышленного производства повлияло увеличение производства транспортных средств и оборудования - в 1,5 раза (ОАО Концерн «КЭМЗ»), производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 39,8% (ОАО «Электросигнал», ОАО «Азимут», ОАО «Авиаагрегат»), производства пищевых продуктов, включая напитки и табака - на 0,7% (ОАО «Махачкалинский винзавод», ОАО «Кизлярагрокомплекс», ОАО «Дербентский завод игристых вин»), добычи топливно-энергетических полезных ископаемых - на 0,5% (ОАО «НК «Роснефть-Дагнефть») и производства и распределения электроэнергии, газа и воды - на 0,1% (Дагестанский Филиал ОАО «РусГидро»).

В то же время, наблюдается снижение производства машин и оборудования в 2,1 раза (ОАО «Дагдизель»).

Объем отгруженной продукции (работ, услуг) составил 60,1 млрд. руб., в том числе добыча полезных ископаемых - 3,3 млрд. руб. (5,5% от общего объема), обрабатывающие производства - 43,3 млрд. руб. (72,0%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 13,5 млрд. руб. (22,5%). В расчете на душу населения наблюдается значительное отставание показателя в сравнении со сложившимся значением в целом по РФ и по СКФО (20 тыс. руб. против 327,6 тыс. руб. и 53,6 тыс. рублей). Самые высокие объемы отгруженной продукции на душу населения - в муниципальных образованиях «город Южно-Сухокумск» (185,4 тыс. руб.), «город Кизляр» (107,7 тыс. руб.), «город Каспийск» (82 тыс. рублей). Наименьшие объемы отгруженной продукции произведенной предприятиями промышленности на душу населения наблюдаются в муниципальных образованиях «Ахвахский район» (0,1 тыс. руб.), «Агульский район» (0,2 тыс. руб.),

«Хасавюртовский район» (0,2 тыс. руб.).

Индекс производства по такому виду экономической деятельности как добыча полезных ископаемых за 2015 год составил 100,6% (2014 год - 91,3%). Рост обусловлен увеличением индекса производства в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых на 0,5%, что связано с увеличением объемов нефти добытой, включая газовый конденсат, на 6,7% (175,9 тыс. тонн). По виду деятельности добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, отмечен рост на 0,9%. Добыча газа природного и попутного составила 252,1 млн. куб. м или 89,7 процентов. Сокращение добычи углеводородного сырья связано с выработкой находящихся в эксплуатации месторождений, а также низким уровнем инвестиций в разведочное бурение.

В последние годы, в связи с нехваткой собственных средств ОАО «НК «Роснефть-Дагнефть» практически не проводит геологоразведочные работы на территории республики. В нераспределенном фонде недр Российской части шельфа Каспийского моря, примыкающей к территории республики, расположены 4 участка недр: «Тюлений», Дербентский блок-1, Димитровский блок-3, месторождение «Инчхе-море» со следующими суммарно извлекаемыми ресурсами (запасами) углеводородного сырья: нефть - 50,041 млн. тонн; газ - 49,238 млрд. куб. м; конденсат - 1,268 млн. тонн. Освоение и разработка этих ресурсов дадут возможность значительно увеличить уровень добычи углеводородного сырья.

Кроме того, ведутся работы по освоению месторождений, не относящихся к шельфу Каспийского моря. Так, компанией ПАО «Лукойл» в рамках выполнения программы геологоразведочных работ на лицензионных участках в южной части российского сектора Каспийского моря проводятся сейсморазведочные работы 2Д (двухмерная сейсморазведка) в объёме 3 тыс. пог. км, во II квартале 2016 года запланировано бурение поисковых скважин на структуре Хазри и на структуре Титонская (Центрально-Каспийский лицензионный участок).

Формирование эффективной региональной промышленной политики должно опираться на ряд основополагающих принципов, включающих в себя ее структурный характер, антицикличную направленность, выделение приоритетов развития и взаимосвязь с общей политикой социально-экономического развития региона.

Региональная промышленная политика направляется на замедление процессов трансформации в промышленности как в отрасли производства. Региональные органы власти должны исходить из того, что нестабильность рыночной конъюнктуры может приводить к нежелательным негативным и болезненным процессам, как непосредственно в отрасли, так и в смежных областях. Однако следует учитывать, что проведение подобных сглаживаний негативного влияния рынка на отрасль имеет свои границы, и должно поддерживаться только до момента, когда изменения в смежных отраслях не приведут к необходимости преобразований в промышленности.

В такой ситуации возникает необходимость форсированной модернизации отрасли, поскольку торможение отраслевой модернизации неминуемо влечет торможение в ее развитии. Мероприятия, направленные на модернизацию промышленного производства, должны согласовываться с соответствующими задачами отраслевой модернизации народно-хозяйственного комплекса региона. Отраслевая модернизация может и должна включать в себя такие мероприятия, как целенаправленное переобучение (повышение или смена квалификации) и переселение трудоспособного населения, при возникновении дисбаланса

трудовых ресурсов в рамках отдельных муниципалитетов региона; централизованное регулирование рыночных цен путем определения их верхнего предела в том случае, если на данную продукцию появляется повышенный спрос со стороны смежных отраслей; государственная поддержка предприятий, осуществляющих разработку и производство инновационной продукции (технологий), имеющих народнохозяйственное значение.

Кроме того, необходимость реализации в рамках промышленной политики ее отраслевой структурной составляющей должна осуществляться по следующим направлениям:

- поиск и поддержка путем государственного участия в крупных в рамках региона научно-технических проектов фундаментального характера (развитие энергетики, развитие современной транспортной сети и связи, развитие финансовых механизмов и инфраструктуры и т.д.);

- стимулирование развития малых и средних предприятий, как на региональном так и на муниципальных уровнях, поддерживая тем самым конкурентные рынки.

В конечном итоге, целью региональной промышленной политики является формирование необходимых условий для поддержания и развития конкурентоспособных предприятий промышленно-производственного комплекса региона. При этом следует учитывать, что основным условием поддержания и даже роста уровня конкурентоспособности промышленных предприятий является их инновационная активность. Т.е. необходимо формирование взаимоувязанных систем инновационной инфраструктуры региона и промышленно-производственного комплекса. Только такой подход способен обеспечить поступательное развитие как промышленно производственного комплекса, так и социально-экономической системы региона в целом.

Однако, как уже отмечалось выше, даже в условиях стабильно функционирующего промышленно-производственного комплекса региона, государственное вмешательство в деятельность данной отрасли в особых ситуациях может считаться необходимым и вполне приемлемым. Ярким примером такого прагматического подхода может служить мощная государственная поддержка процессов промышленной реструктуризации в восточных землях Германии, а также меры правительства по поддержке национальных компаний-чемпионов и традиционных стагнирующих отраслей в последние десятилетия прошлого века [2].

Не смотря на то, что цели промышленной политики в целом во многом схожи с целями общей экономической политики региона и целями региональной политики в отдельных отраслях, и призвана в конечном итоге, повышать конкурентоспособность как отдельных отраслей экономики, так и региона в целом, тем не менее, инструменты, используемые в процессе реализации промышленной политики и политик развития других отраслей экономики региона могут существенно отличаться и зачастую могут носить совершенно разнонаправленный характер.

С целью формирования высокоэффективной промышленной политики региона, в ведение основного органа правительства, занимающегося разработкой и реализацией промышленной политики в регионе должны входить вопросы финансовой поддержки инновационной деятельности, как путем непосредственного использования государственных финансов, так и облегчения

инновационно-активным предприятиям доступа к ресурсам регионального финансового рынка. В частности, для стимулирования так называемого малого инновационного предпринимательства целесообразно использовать механизм венчурного финансирования, который активно используется сегодня на федеральном уровне, но практически не функционирует на уровне республики. Для малых инновационных предприятий целесообразно вводить систему консалтинговых услуг, помощь в патентовании разработок и прочие мероприятия.

Особо следует отметить инструментарий, используемый в целях реализации региональной промышленной политики. К таким инструментам в первую очередь следует отнести предоставляемые промышленным предприятиям финансовые льготы в форме непосредственного перечисления средств государственного бюджета на цели:

1. Модернизации производственных мощностей путем как обновления существующего парка производственных машин, так и полного перевооружения производства.

2. Подготовки, переподготовки и повышения квалификации основного и вспомогательного промышленно-производственного персонала и ИТР.

3. Развитие инфраструктуры промышленно-производственного предприятия, приведение его в соответствие с современными требованиями и изменениями в технологиях и особенностях производства.

В мировой практике встречаются случаи, когда органы государственной власти компенсируют в финансовом плане сокращение избыточных производственных мощностей, в тех случаях, когда по мнению субъектов промышленной политики избыточные производственные мощности по отдельным видам производств приводят к диспропорциям в промышленном производстве и могут в перспективе привести к кризисным явлениям.

Так же в качестве инструментов, используемых для торможения роста отдельных видов производств могут рассматриваться финансовые рестрикции.

В качестве таковых могут выступать усиление налоговой нагрузки на отдельные виды производств, прекращение льготного финансирования как непосредственно производств, так и тесно связанных с такими производствами предпринимательских структур как по линии вертикальных связей (поставщики и потребители), так и предприятий, формирующих инфраструктуру подобных производств. Так же возможно введение дополнительных сборов как на социальные нужды, так и на охрану окружающей среды.

Следует так же отметить инструменты регулирования в области конкурентной политики. Регулирование в данной сфере может предусматривать введение государством барьеров входа и выхода на соответствующих рынках, проявляемых в форме лицензирования определенных видов деятельности, введения квот производственных мощностей и (или) производства продукции, регламентация процедур сертификации продукции, установление минимальных и максимальных цен, изменение ставок таможенных пошлин и сборов, и другие инструменты.

В конечном итоге, региональная промышленная политика в совокупности с существующими в экономике региона правилами и условиями ведения экономической деятельности, производства

продукции, формируют экономический механизм функционирования промышленно-производственного комплекса региона.

Под экономическим механизмом обычно понимают множество инструментов и методов воздействия на объект управления, в нашем случае промышленно-производственный комплекс региона, использование которых возможно для регулирования экономических процессов в объекте. Экономический механизм формируется естественным путем или создается искусственно на основе действующих естественных экономических законов, отражающие объективно существующие, повторяющиеся причинно-следственные связи экономических явлений и процессов в области производства, распределения и оборота (обмена) материальных благ и услуг. Экономический механизм формирует структуру инструментов и методов, которая представляется в форме структурной схемы, включающей в себя совокупность функциональных подсистем, подсистем формирования ресурсной базы, система взаимодействия между которыми направлена на достижение целей промышленно-производственного комплекса. Анализ подходов, рассматриваемых в существующей по данной тематике экономической литературе позволяет определить понятие экономического механизма как систему мероприятий, форм и методов, направленных на совершенствование системы управления, производственно-организационных отношений, обеспечения финансовой стабильности и прибыльности, сбалансирования интересов хозяйственных субъектов, общества и государства. [5]

Реализация механизма повышения эффективности функционирования промышленно-производственного комплекса региона возможна только в условиях четкого понимания текущего ее состояния. Модернизация промышленности предполагает, в первую очередь, понимание ее текущего состояния, для чего необходимо определить характер и состояние ее производственных мощностей. Необходимо определить:

1. Объемы производственных мощностей по отдельным отраслям и по ведущим промышленным предприятиям республики. Сравнение производственных мощностей с текущими объемами производства позволит определить загрузку производственных мощностей и потенциал роста объемов промышленного производства в краткосрочном и среднесрочном периодах.

2. Степень физического и морального износа основных производственных мощностей. Данный показатель является основным при определении необходимости модернизации производства, определяя выбытие основных производственных фондов и необходимость их замены.

3. Степень соответствия имеющихся производственного оборудования и технологий современным мировым аналогам, что позволит оценить уровень конкурентоспособности промышленных производств как на внутреннем, так и на международных рынках.

Оценка указанных факторов позволит определить перспективы роста и развития промышленного производства, наиболее узкие места, с точки зрения возможностей сохранения и роста объемов производства и уровня конкурентоспособности промышленных предприятий.

Список литературы:

1. Амиралиев М.Г. Борисова Л.А. Факторы, влияющие на эффективность научно-технической деятельности предприятий // Успехи современного естествознания. 2007 г. № 11.

2. Андрианов К.Н. Промышленная политика Германии: основные аспекты и важнейшие направления. // Вестник МГИМО Университета № 5 (26) за 2012 г. 149-154 с.

3. Джазовская И.Н., Хохлова И.Г. Преобразование мер государственной поддержки технического перевооружения в условиях вступления России в ВТО. Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012 г. № 41 (5). С. 13.

4. Оркуша М.А., Погудаева М.Ю. Анализ подходов к разработке концепции промышленной политики. // Экономический журнал № 28 за 2012 г. 71-78 с.

5. Суска А.А., Зубрицкая Г.Г. Сущность экономического механизма функционирования логистических систем // Молодой ученый. 2015 г. №8. С. 661-663.

6. http://investdag.ru/PRiotPR/SPPrt

7. http://www.dagstat.gks.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.