Научная статья на тему 'Основные направления повышения инвестиционной привлекательности промышленного строительства'

Основные направления повышения инвестиционной привлекательности промышленного строительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
403
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / INDUSTRIAL CONSTRUCTION / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INVESTMENT POLICY / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INVESTMENTTIONAL PROJECTS / ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ / INDUSTRIAL PARKS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мейланов Измет Максимович, Эсетова Аида Махмудовна

Обоснована необходимость повышения инвестиционной привлекательности промышленного строительства; актуализированы направления современной государственной инвестиционной политики в строительной отрасли; рекомендован инструментарий роста потенциала промышленного строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN INCREASE THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF INDUSTRIAL CONSTRUCTION

The necessity to increase the investment attractiveness of the industrial construction; updated trends of the modern state investment policy in the construction industry; recommended toolkit growth potential of an industrial building.

Текст научной работы на тему «Основные направления повышения инвестиционной привлекательности промышленного строительства»

2. Доклад о Стратегии инновационного развития строительной отрасли [электронный ресурс] режим доступа http ://www. minstroyrf. ru/.

3. Крупанин А.А. Основы многоуровневого регулирования предпринимательства — СПб: Астерион, 2008.

4. Организационно -экономический механизм стимулирования инновационной деятельности строительного предприятия // Магомедов А.Г., Магомедов. А.А. Махачкала: ГОУ ВПО «ДГТУ», 2012г.

5. Россия в цифрах - 2015 г. Федеральная служба государственной статистики.

УДК 69.003

МейлановИ.М., Эсетова А.М.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

MeylanovI.M., Esetova A.M.

MAIN INCREASE THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF INDUSTRIAL CONSTRUCTION

Обоснована необходимость повышения инвестиционной привлекательности промышленного строительства; актуализированы направления современной государственной инвестиционной политики в строительной отрасли; рекомендован инструментарий роста потенциала промышленного строительства.

Ключевые слова: промышленное строительство, инвестиционная политика, инвестиционные проекты, индустриальные парки, государственная поддержка.

The necessity to increase the investment attractiveness of the industrial construction; updated trends of the modern state investment policy in the construction industry; recommended toolkit growth potential of an industrial building.

Key words: industrial construction, investment policy, investmenttional projects, industrial parks, government support.

Введение. Строительство является одной из ведущих отраслей материально-производственной сферы, оказывающей существенное влияние на темпы роста и конкурентоспособность экономики в целом.

В Российской Федерации высокими темпами развивается жилищное строительство. За последние четыре года ежегодно наращивался прирост темпов введенного жилья.

В 2014г. введено в действие 297,8 тыс. зданий (в 2013г. - 258,1 тыс. зданий), их общий строительный объем составил 615,6 млн. куб. метров (в 2013г. -526,7 млн. куб. метров), общая площадь - 138,8 млн. кв. метров (в 2013г. -117,8 млн. кв. метров).

Из числа введенных в действие в 2014г. зданий, 93% составляют здания жилого назначения, тогда как доля зданий промышленного назначения в общем числе возведенных зданий в 2014 г. составляла 1,1%, (табл. 1) [4].

Таблица 1 - Ввод в действие зданий*

Число зданий Общий строительный объем зданий, млн. м3 Общая площадь зданий, млн. м2

2013г. 2014г. 2013г. 2014г. 2013г. 2014г.

Введено в действие зданий - всего 258119 297798 526,7 615,6 117,8 138,0

в том числе:

жилого назначения 239086 276559 343,5 402,2 87,1 103,8

нежилого назначения 19033 21239 183,2 213,4 30,7 34,2

из них:

промышленные 2970 3364 45,0 55,1 4,2 5,2

сельскохозяйственные 2127 2337 22,6 24,5 4,4 4,6

коммерческие 7098 7875 54,5 70,5 9,5 12,0

административные 1234 1362 10,1 11,1 2,2 2,5

учебные 909 1132 14,7 17,1 3,3 3,9

системы здравоохранения 667 663 5,2 3,6 1,3 0,8

другие 4028 4506 31,1 31,5 5,8 5,2

* Россия в цифрах - 2015 г.

Постановка задачи. Проблемы, препятствующие реализации комплекса мер, направленных на развитие промышленного строительства, заключаются в недостаточном финансовом обеспечении, в недостаточном административном сопровождении проектов промышленного строительства; в воздействии неурегулированных административных процедур, препятствующих реализации инвестиционной деятельности; в слабой координации государственных, муниципальных программ развития промышленного комплекса и инвестиционных программ промышленного строительств; в недостаточном обеспечении инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.

Безусловно, в отличие от жилищного строительства, промышленное строительство труднее поддается типизации — в числе его объектов сооружение плотин, каналов, дорог, предприятий, рассчитанные на разнообраз-

нейшее по размерам и мощности оборудование, шахты, сложнейшие установки химического и машиностроительного производства и т. д. Но, стоит отметить, что промышленное строительство включает в себя не только возведение объектов «с нуля», но и капитальный ремонт сооружения, относящегося к промышленному производству.

Строительство промышленных объектов не только позволяет создать новые рабочие места, но и дает возможность вывести отрасль на новый уровень развития, сделать ее более конкурентоспособной. Спрос на услуги промышленного проектирования и возведения таких объектов предъявляют в основном госкомпании или крупные структуры, чаще всего контролируемые государством. Именно поэтому к проектированию и возведению промышленных объектов следует подходить с особой ответственностью, так как от их качества зависит возможность эффективного использования производственных мощностей создаваемых предприятий на долгосрочный период.

Методы исследования. В промышленном строительстве на сегодняшний день наблюдается увеличение количества строящихся крупных объектов. В целом по всем видам строительства наблюдается тенденция к преобладанию зданий и сооружений, возводимых с использованием штучных стеновых материалов (кирпича, мелких блоков) и монолитного железобетона.

По данным государственной статистики в России в 2014 году введено 15 крупных промышленных производств (введено в эксплуатацию производственных мощностей) с общим объемом инвестирования 40 - 50 млрд. руб. (табл.2) [1].

В целом, за период 2012-2015 года в России возведено около 1000 крупных промышленных объектов, в числе которых: завод по переработке молока ООО «Уфамолгорзавод» (Башкирия); цех по производству котельного оборудования ООО «Кузбасская энергосетевая компания» (Кемеровская область); предприятие по производству пенополистирола и сип -панелей ООО «Кёни-глогсистемс» (Магаданская область); новый административно -производственный комплекс ЗАО «Обнинская энерготехнологическая компания» (Калужская область); первая производственная линия по выпуску полимерных компаундов РЦИ «Химтех» (Татарстан); комплекс по производству белкового порошка коллагена ОАО «Верхневолжский кожевенный завод» (Тверская область); швейная фабрика ООО «Астратекс» (Астраханская область); завод по производству железобетона и металлопрофиля ООО «ЗЖБИМ» (Ямало-Ненецкий АО); сборочное производство электрораспределительных устройств и автоматизированных систем управления группы компаний «АБС Электро» (г. Санкт-Петербург); завод по производству деревянных окон финской компании Scaala (г. Санкт-Петербург); новый цех по производству пеллет ЗАО «Лесозавод 25» (г. Архангельск); и др.

Однако для решения проблемы привлечения инвестиций в промышленное строительство необходимо дальнейшее укрепление государственной инвестиционной политики, представляющей собой комплекс ориентированных

на потребности экономики подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в строительную отрасль. Таблица 2 - Введенные производственные мощности *

2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.

Мощности по добыче и переработке:

угля, млн. т 8,6 7,3 9,8 11,2 5,4

руды золотосодержащей, тыс. т 90,0 150,0 1830,0 575,0 400,0

нефти, млн. т 6,8 8,8 10,1 0,2 5,5

газа, млрд. м3 - - - 0,1 1,2

скважины, единиц:

нефтяные, тыс. 4,3 5,2 4,7 5,5 4,8

газовые 174 81 312 120 162

Мощности по производству:

стали, тыс. т 306,0 300,0 969,0 2110,5 1460,0

готового проката черных металлов, млн. т 0,6 1,7 - 0,3 1,3

стальных труб, тыс. т 635,2 692,7 58,0 - 60,0

машин непрерывного литья заготовок, млн. т 1,7 0,2 1,1 - 1,4

минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ), тыс. т 730,0 934,1 515,3 - -

кислоты серной в моногидрате, тыс. т 705,0 600,0 - 10,9 -

лаков и красок, тыс. т 3,6 19,5 7,3 - 39,9

резинотехнических изделий формовых и неформовых, тыс.т - - 11,3 - -

пленки полимерной, тыс. т 2,8 1,2 20,0 57,4 30,5

готовых лекарственных средств, млн. шт. - 944,1 3348,0 2720,3 2560,7

пиломатериалов, тыс. м3 949,6 646,6 369,3 814,1 600,4

бумаги, тыс. т 40,0 - 129,8 480,0 -

плит древесностружечных, тыс. м3 210,0 159,3 6,0 250,0 573,0

цемента, млн. т 1,3 3,6 4,9 4,2 1,9

линолеума, млн. м2 - 9,0 - 18,0 -

стеновых материалов (без стеновых железобетонных панелей), млн. условных кирпичей 1018,7 428,8 262,8 775,8 711,7

Построено:

электростанций турбинных, млн. кВт 1,9 1,5 2,6 3,6 3,5

фабрик углеобогатительных, млн. т переработки угля 2,0 6,5 0,4 8,1 9,3

помещений для содержания крупного рогатого скота, тыс. мест 111,1 93,4 114,7 99,0 104,1

зерносеменохранилищ, тыс. т единовременного хранения 367,2 323,0 428,1 464,2 517,8

хранилищ для картофеля, овощей и фруктов, тыс. т единовременного хранения 149,6 172,2 253,2 134,0 126,6

силосных и сенажных сооружений, тыс. м3 188,2 93,5 165,0 173,9 243,0

комбинатов тепличных, га - 9,2 9,7 18,5 57,0

складов механизированных для хранения минеральных удобрений, ядохими- - 3,1 3,1 - 2,0

катов и микробиологических средств,

тыс. т единовременного хранения

элеваторов, тыс. т 56,0 184,9 393,5 83,0 147,7

единовременного хранения

предприятий мельничных сортового помола, тыс. т переработки зерна в сутки 0,2 0,2 0,6 1,0 1,4

предприятий комбикормовых, т комби- 786,8 1406,0 1356,0 2988,0 2307,0

кормов в сутки

предприятий крупяных, т переработки 47,2 330,0 305,0 250,5 238,0

зерна в сутки

радиовещательных станций, кВт 128,3 16,3 98,8 11,0 4,5

междугородных кабельных линий 6,9 1,8 0,8 0,7 0,5

связи, тыс. км

радиорелейных линий связи, тыс. км 13,2 22,4 21,1 33,0 20,9

линий электропередачи напряжением 35 2,1 3,4 3,9 3,9 4,5

кВ и выше, тыс. км

автомобильных дорог с твердым покры- 3,1 2,5 2,4 2,9 2,3

тием, тыс. км

в том числе автомобильных дорог об- 2,2 1,9 2,0 2,5 2,0

щего пользования

новых железнодорожных линий, км 111,1 93,4 39,3 29,4 13,0

вторых путей, км 104,5 95,0 76,6 55,9 31,8

причалов морских портов (включая пе-

регрузочные комплексы морских портов):

тыс. пог. м 0,9 2,7 1,2 1,5 0,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

млн. т груза в год 2,8 2,3 6,0 - -

механизированных причалов реч-

ных портов:

тыс. пог. м 0,4 0,5 - 0,2 0,09

млн. т груза в год 0,2 0,4 - 0,1 0,1

взлетно-посадочных полос с твер- 143,8 937,8 179,2 411,1 596,5

дым покрытием, тыс. м2

газопроводов магистральных и отводов 2,0 1,0 3,8 1,1 2,0

от них, тыс. км

нефтепроводов магистральных и нефте- 1,2 1,2 2,1 0,9 0,8

продуктопроводов магистральных реги-

ональных,

тыс. км

линий метрополитена (в двухпутном исчислении), км 5,6 10,0 13,2 23,3 3,0

станций метрополитена 4 7 6 9 2

станций технического обслуживания легковых автомобилей 164 147 135 194 258

торговых предприятий, млн м2торговой 1,8 2,6 2,4 2,4 3,6

площади

предприятий общественного питания, 24,2 21,4 24,0 25,6 33,8

тыс. посадочных мест

* Россия в цифрах - 2015 г.

В настоящее время главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению инвестиций и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитие приоритетных отраслей народного хозяй-

ства, в том числе промышленного строительства. С учетом данного требования, государственная инвестиционная политика в промышленном строительстве должна быть ориентирована на определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой, воспроизводственной, технологической, территориальной и по формам собственности; выбор приоритетов развития; повышение эффективности реализации инвестиционных проектов.

Современная инвестиционная политика РФ своей приоритетной целью ставит развитие долгосрочного отечественного инвестирования. Именно поэтому возникла необходимость в поиске дополнительных инструментов, с помощью которых можно проводить аккумулирование инвестиционных ресурсов в промышленном строительстве.

Одним из основных инструментов развития социальной и инженерной инфраструктуры территории Республики Дагестан является Республиканская инвестиционная программа (РИП). В рамках Республиканской инвестиционной программы за 2014 год построено 57 объектов социальной сферы, в том числе 15 объектов общего образования, 27 детских садов, 4 объекта здравоохранения и 11 ФАПов, 3 артезианские скважины, 126,5 км водопроводных и 100 км газовых сетей [1].

В 2014 году на реализацию РИП в 2014 году были направлены средства в объеме 7026,7 млн. руб., в том числе 4160,4 млн. руб. (59,2% от общего объема) - из федерального бюджета и 2866,3 млн. руб.(40,8%) - республиканского бюджета РД. Средства федерального бюджета выделены в рамках реализации федеральных программ: ФЦП «Юг России (2014-2020 годы)», ФЦП «Жилище» подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Эффективная реализация инвестиционных проектов является важнейшим направлением развития экономики Республики Дагестан. С использованием механизма государственно-частного партнерства на территории республики осуществлялись работы по созданию инвестиционных площадок со всей необходимой инфраструктурой. В рамках РИП на 2014 год были выделены средства на строительство объектов инженерной инфраструктуры по 8 инвестиционным площадкам в сумме 640,7 млн. руб., в том числе из федерального бюджета - 57 млн. руб. - «Создание объектов инженерной инфраструктуры», г. Махачкала; «Создание инженерной инфраструктуры инвестиционной площадки ООО АПК «ЭкоПродукт», Магарамкентский район; «Создание инженерной инфраструктуры ООО «Дагагрокомплекс», с. Речное пос. Южный, Кизлярский район (1 этап); «Создание инженерной инфраструктуры на инвестиционной площадке ООО «Дагагрокомплекс», с. Тарумовка, Тарумовский район; «Создание инженерной инфраструктуры инвестиционной площадки «Уйташ», с. Уйташ, Карабудахкентский район; «Создание инженерной инфраструктуры инвестиционной площадки туристической базы «Орлиное гнездо», Гунибский район, «Создание инженерной инфраструктуры инвести-

ционной площадки тепличного комплекса ООО «АгроМир», пос. Ленинкент, г. Махачкала; «Создание инженерной инфраструктуры инвестиционной площадки завода ЖБИ «Стройдеталь», г. Махачкала).

За счет средств инвесторов на создаваемых и ранее созданных площадках в Республике Дагестан реализуются инвестиционные проекты: «Создание индустриально-строительного комплекса «Каспийск» (ООО «Завод строительных материалов»)», «Строительство комплексного логистического центра» (ООО «Агрико Северный Кавказ»), «Создание в Республике Дагестан птицекомплекса по производству 4500 тонн мяса бройлера живым весом в год» (ООО АПК «Эко -Продукт»), «Приоритетная программа развития сельского хозяйства с внедрением современной техники и технологий в Республике Дагестан» (ООО «Дагагрокомплекс»), «Строительство стеклотарного завода «Анжи-Стекло» (ОАО «Магистраль»), «Организация производства напольной плитки и керамического гранита» (ООО «Мараби»), «Строительство Гоцатлинской ГЭС» (ОАО «Русгидро», ОАО «Сулакскийгидрокаскад») и «Строительство завода по производству гипса и гипсосодержащих строительных материалов» (ООО «Даггипс»).

В 2014 году завершена реализация 6 инвестиционных проектов на общую сумму 3502 млн. руб.: «Организация производства по переработке сельскохозяйственной продукции», Гергебильский район (ООО «Кикунинский консервный завод»); «Строительство сельскохозяйственных павильонов и реконструкция существующих зданий», г. Кизилюрт (ООО «Дагъ-Баш»), «Строительство цементного завода», г. Буйнакск (ООО «Буйнакский цементный завод»); «Организация цементного производства», г. Кизилюрт (ООО «Евроресурс»); «Создание таможенно-логистического центра «Виадук» (ООО «Южный Таможенный Терминал «Виадук»); «Строительство тепличного комплекса по выращиванию огурцов и томатов», пос. Ленинкент (ООО «Аг-ромир»). Сформирован технопарк «Сулак Композит» на базе ООО «Нано -композит» (г. Кизилюрт). Ведется работа по созданию индустриального парка на базе ООО «Кристалл-Сити» (г. Каспийск).

В настоящее время потенциал роста объемов промышленного строительства обозначен постановлением Правительства РФ от 04.08.2015 N 794 «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков» [3].

Индустриальный (промышленный) парк представляет собой функционирующий одновременно с оператором (специализированной управляющей компанией) комплекс объектов недвижимости, состоящий из земельного участка (участков) с производственными, административными, складскими и иными помещениями и сооружениями, обеспеченный энергоносителями, инженерной и транспортной инфраструктурой и административно -правовыми условиями для размещения в его границах промышленных производств; форма взаимодействия компаний-резидентов (субъектов промышленной деятельности) и управляющей компании индустриального парка.

Индустриальный парк также может иметь статус особой экономической зоны (ОЭЗ) в соответствии с законодательством РФ либо располагаться внутри территории ОЭЗ и получать весь комплекс льгот, предусмотренный для ОЭЗ.

На территории действующего и создаваемого индустриального (промышленного) парка могут быть размещены и (или) запланированы к размещению:

- объекты недвижимого имущества для обеспечения движения транспортных средств резидентов или потенциальных резидентов индустриального (промышленного) парка, а также иных лиц, обслуживающих объекты коммунальной инфраструктуры индустриального (промышленного) парка;

- системы коммуникаций и объекты водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения и газоснабжения, связи, обеспечивающие деятельность резидентов или потенциальных резидентов индустриального (промышленного) парка;

- иные здания, строения и сооружения, предназначенные для создания промышленного производства или модернизации промышленного производства резидентов или потенциальных резидентов индустриального (промышленного) парка.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 г. N 1119 «Об отборе субъектов РФ, имеющих право на получение господдержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков» определены виды государственной поддержки из федерального бюджета на финансирование мероприятий по созданию индустриального (промышленного) парка в целях подведения к границе частного промышленного парка сетей инженерной инфраструктуры, технологического присоединения (подключения) к объектам электросетевого хозяйства, строительства объектов инфраструктуры, инженерной подготовки в границах земельного участка (табл. 3) [2].

Причем застройщик (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обладает всеми необходимыми для реализации проекта правами на земельный участок и иное недвижимое имущество, которое является объектом индустриального парка.

Следует отметить, что субъекту Российской Федерации не осуществляется возмещение затрат за счет средств федерального бюджета в случаях, если:

а) строительство объектов инфраструктуры индустриального (промышленного) парка или технопарка осуществляется в рамках инвестиционных программ естественных монополий;

б) создание инфраструктуры предназначено для обеспечения деятельности юридического лица по добыче полезных ископаемых и производства подакцизных товаров, за исключением производства легковых автомобилей и мотоциклов.

Таблица 3 - Государственная поддержка индустриальных парков

Вид государственной поддержки Объем и источник господдержки

Субсидии субъектам на возмещение затрат, связанных с созданием инфраструктуры индустриальных парков находящихся в государственной собственности. 100% налога на прибыль организаций, 50% НДС, 50% акцизов на автомобили и мотоциклы, а также 50% ввозных таможенных пошлин.

Субсидии в целях возмещения части фактически произведенных и документально подтвержденных затрат на уплату процентов по кредитам, полученным российскими организациями - специализированными управляющими компаниями, осуществляющими деятельность по управлению индустриальным парком. Объем субсидирования процентной ставки по кредиту (доля от ставки рефинансирования ЦБ РФ) - 90%. Предоставляются организациям, прошедшим конкурсный отбор инвестиционных проектов, предусматривающих, в том числе капитальное строительство объектов инфраструктуры и промышленности.

Субсидии субъектам РФ на софи-нансирование обязательств бюджетов субъектов РФ по предоставлению субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на реализацию инвестиционных проектов по созданию инфраструктуры индустриальных парков, понесенных в 2014 - 2020 годах. Компенсация части затрат на реализацию инвестиционных проектов по созданию инфраструктуры, понесенных в 2014 - 2020 годах, и на осуществление бюджетных инвестиций субъектов РФ в объекты госсобственности, относящиеся к инфраструктуре индустриальных парков.

Министерством промышленности, торговли и инвестиций РД в проекте закона РД об индустриальных парках в качестве мер поддержки предусмотрены субсидии на возмещение части затрат на строительство и реконструкцию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, включая обеспечение выполнения инженерных изысканий, что может оказать существенное влияние на повышение инвестиционной привлекательности объектов промышленного строительства.

С 1 января 2016 года вступают в силу Правила подтверждения соответствия индустриального (промышленного) парка и управляющей компании индустриального (промышленного) парка установленным требованиям в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности и промышленного строительства. Проведение подтверждения соответствия индустриального (промышленного) парка и управляющей компании установленным требованиям осуществляет Минпромторг России. Определен перечень документов, представляемых для подтверждения соответствия установленным требованиям.

Решение о соответствии индустриального (промышленного) парка и управляющей компании установленным требованиям выдается сроком на 3

года. Конкурсные предложения по созданию промышленного парка в каждой из категорий рекомендуется оценивать по следующим критериям социально -экономической эффективности:

- объем инвестиций в создание новых и/или развитие существующих производств, а также строительство и реконструкцию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, включая обеспечение выполнения инженерных изысканий, в расчете на единицу площади промышленного парка, а при отсутствии такой площади - в целом по промышленному парку;

- количество создаваемых новых рабочих мест;

- средняя заработная плата работников, занятых на производствах промышленного парка;

- объем поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- инновационность инвестиционного проекта, планируемого к реализации в индустриальном (промышленном) парке;

- сроки создания промышленного парка;

- энергоемкость промышленного парка;

- степень замещения капитальных затрат бюджетов всех уровней внебюджетными источниками финансирования при создании промышленного парка.

В целях обеспечения индустриальных (промышленных) парков трудовыми ресурсами наряду с промышленным строительством, потенциал развития получит и жилищное строительство на территориях, прилегающих к площадкам создаваемых промышленных парков, а также объектов социальной инфраструктуры, что в целом будет способствовать повышению эффективности функционирования строительной отрасли на долгосрочную перспективу.

Вывод. Повышение инвестиционной привлекательности промышленного строительства может быть достигнуто путем реализации комплекса мер, предусматривающих: развитие нормативно-законодательной базы, регулирующей инвестиционные отношения в строительстве; совершенствование организационно-экономического механизма, в том числе инструментария управления инвестиционными проектами в промышленном строительстве; интеграцию программ государственной поддержки и стимулирования создания индустриальных парков, строительства объектов инфраструктуры, инженерной подготовки в границах отведенного под застройку земельного участка.

Библиографический список:

1. Бюллетень «Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в Российской Федерации в 2014 году», Росстат, 2015г.

2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 г. N 1119 «Об отборе субъектов РФ, имеющих право на получение гос-

поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков».

3. Постановление Правительства РФ от 04.08.2015 N 794 «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков».

4. Статистический сборник «Россия в цифрах-2015», Росстат, 2015.

УДК 338.242.2 Эмирова Г.А.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА МЕДИАФРАН-ЧАЙЗИНГА В РОССИИ

Emirova G.A.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE MARKET OF MEDIA FRANCHISING IN RUSSIA

В статье анализируется рынок медиафранчайзинга в РФ - довольно нового явления в отечественном бизнесе. Исследуются общие правила и закономерности, влияющие на привлекательность СМИ для инвестора, для предпринимателя, намеренного приобрести франшизу в области производства массовой информации. Приводится статистика объемов рекламного рынка в СМИ, соотнесенная с показателями успешности конкретных франчайзино-вых проектов. Даны примеры развития различных категорий франчайзино-вых компаний в сфере СМИ.

Ключевые слова: экономика СМИ, франчайзинг, франшиза, СМИ, информационная политика, управление предприятием, медиа -холдинги, рекламный рынок.

The article analyzes the media market of franchising in Russia - a rather new phenomenon in the domestic business. We study the general rules and laws affecting the media attractiveness for investors, for entrepreneurs intending to buy a franchise in the field of media. Results statistics of volumes of the advertising market in the media, correlated with indicators of success specific franchising projects. Examples of the various categories offranchising companys in the media.

Key words: media economics, franchising, franchise, mass-media, information policy, business management, media companies, advertising market

202

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.