Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования доходов бюджета Республики Калмыкия'

Некоторые аспекты формирования доходов бюджета Республики Калмыкия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
600
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ / НАЛОГИ / БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коокуева В. В.

В статье отражаются основные проблемы финансового обеспечения депрессивных регионов, к которым относят и Республику Калмыкия. Отмечается, что в доходной части бюджета региона большую часть составляют безвозмездные перечисления из федерального бюджета, а собственные доходы имеют низкий удельный вес. Низкая финансовая устойчивость, высокая зависимость от вышестоящего федерального бюджета все это свидетельствует о необходимости укреплять финансовый потенциал Республики Калмыкия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования доходов бюджета Республики Калмыкия»

Бюджет региона

некоторые аспекты формирования доходов бюджета республики калмыкия

В. В. КООКУЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: kookueva. [email protected]. Калмыцкий государственный университет

В статье отражаются основные проблемы финансового обеспечения депрессивных регионов, к которым относят и Республику Калмыкия. Отмечается, что в доходной части бюджета региона большую часть составляют безвозмездные перечисления из федерального бюджета, а собственные доходы имеют низкий удельный вес. Низкая финансовая устойчивость, высокая зависимость от вышестоящего федерального бюджета - все это свидетельствует о необходимости укреплять финансовый потенциал Республики Калмыкия.

Ключевые слова: бюджет, доходы, налоги, безвозмездные поступления, депрессивный регион.

В условиях рыночной экономики в Российской Федерации роль бюджета как распределителя денежных накоплений, обеспечивающих сбалансированное развитие территориальной социально-экономической инфраструктуры и регулирование макроэкономического равновесия, резко возрастает. Усиление влияния бюджетных методов воздействия на экономику, в том числе региональную, вызывает необходимость глубокого и всестороннего их исследования.

Существенные дисбалансы, имеющиеся в уровне социально-экономического развития субъектов Федерации, сохранение тенденции спада производства, неконкурентоспособность выпускаемой в регионах продукции, значительное сокращение объема инвестиций в реальный сектор экономики, — все это обуславливает настоятельную необходимость совершенствования методов управления региональной экономикой.

Бюджетная система служит как бы узловым пунктом, соединяющим всех участников регионального

воспроизводственного процесса, что повышает их роль в интеграции усилий, направленных на решение социально-экономических проблем регионов. Бюджет способствует развитию производительных сил и экономическому росту посредством налогообложения и финансирования инвестиций в различные отрасли народного хозяйства страны.

Финансовую основу развития экономики региона и входящих в его состав муниципальных образований в части финансирования общественного сектора составляют территориальные бюджеты, формирование которых, с одной стороны, должно осуществляться в соответствии с природно-ресурс-ным, имущественным, трудовым, экономическим и научно-технологическим потенциалом территории, с другой — обеспечивать финансирование полномочий соответствующих территориальных органов власти. Эффективность данных процессов определяется объемом, структурой доходного потенциала.

Среди современных экономических концепций формирования доходов регионов и их использования следует отметить разработки таких авторов, как: А. Г. Игудин, А. М. Лавров, Д. Ю. Завьялов, В. Г. Ермилов, А. Г. Силуанов, В. М. Родионова, М. В. Романовский, Ю. Г. Швецов, Н. И. Яшина и др. Проблемы финансовой стабилизации региона являются весьма сложными для современной экономической науки. Имеющиеся концепции не полностью соответствуют требованиям времени, не стимулируют процессы финансовой стабилизации регионов законодательная база, государственное регулирование.

Состояние бюджетной системы Республики Калмыкия (РК) является неудовлетворительным.

Этому способствовали различные факторы: исторические, природно-климатические, географические, социально-экономические.

Исследование исторических предпосылок современного развития экономики республики позволило выделить следующие факторы:

— длительный период кочевого образа жизни;

— отсутствие территориального единства;

— занятие скотоводством как основное для населения;

— неэффективное размещение производительных сил.

Особенностью жизни калмыцкого народа является то, что он до XVII в. вел кочевой образ жизни. В 1764 г. встал вопрос о переходе калмыков к оседлости. Калмыцкой степью стал называться район между Волгой и Доном — ближе к Каспию. Однако позже Екатерина II издала указ о ликвидации Калмыцкого ханства, и управление калмыками перешло к особой Экспедиции калмыцких дел при канцелярии Астраханского губернатора.

Особенностью системы налогообложения калмыков являлось то, что единицей обложения налогом была кибитка — семейство. Например, с 1892 г. кибиточный сбор составлял 6 руб. и собирался каждое полугодие сборщиками налогов. С 1892 г. налоги стали поступать в государственную казну. Введенная система налогообложения не делала разницы между бедными и богатыми калмыками и вела к сокращению собираемого в Калмыцкой степи налогового сбора. Поэтому в 1900 г. была установлена новая система взимания налогов, по которой единицей обложения стал скот. Это явилось шагом вперед по сравнению с кибиточным сбором.

На протяжении многих лет у калмыцкого народа не было территориального единства: некоторые группы калмыков проживали на территории других административных единиц. В 1920 г. Калмыкия стала автономной областью, т. е. самоуправляющейся национальной административно-территориальной единицей внутри РСФСР, получила свою систему органов государственной власти и управления. В 1922 г. здесь был создан областной финансовый отдел. Именно с этого момента можно говорить о начале первого периода развития бюджетной системы Калмыкии.

Начало этого периода связано с новой экономической политикой (НЭП). В первые годы советской власти Калмыцкая область переживала трудности социально-экономического и финансового характера. В сентябре 1923 г. на заседании

СНК РСФСР был рассмотрен вопрос о построении жилищ для переходящего на оседлый образ жизни калмыцкого населения, в частности — о выдаче на эти цели 756 тыс. золотых рублей. Расходная часть бюджета характеризовалась ростом расходов на социально-культурные мероприятия.

В апреле 1928 г. ЦИК СССР принял закон о едином сельскохозяйственном налоге. Он полностью освобождал от налогообложения малоимущие крестьянские хозяйства. Около 70 % всех крестьянских хозяйств области были полностью освобождены от уплаты налога. Однако 276 наиболее крупных хозяйств должны были выплатить 45 % общей суммы налога. А вместе с кулацкими и зажиточно-середняцкими хозяйствами, при их общем удельном весе — 6,8 %, они должны были выплатить 87 % всей суммы налога.

В 1941г. началась Великая Отечественная война, которая потребовала мобилизации дополнительных средств. Стали вводиться дополнительные налоги: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, налог со строений, земельная рента, разовый сбор на колхозных рынках, установлены надбавки к подоходному и сельскохозяйственному налогам с населения.

Все эти нововведения не имели значения для Калмыцкой АССР, потому что в 1943 г. история развития местных бюджетов прерывается на 13 лет. Февральским решением Политбюро ЦК ВКП (б) о депортации в отдаленные районы СССР были выселены калмыки, карачаевцы, балкарцы, чеченцы. В декабре 1943 г. была ликвидирована Калмыцкая АССР и на ее территории образована Астраханская область.

Лишь через 13 лет был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О снятии ограничений в правовом положении с калмыков и членов их семей, находящихся на спецпоселении» от 17.03.1956 № 134/33.

В январе 1957 г. была образована Калмыцкая автономная область в составе Ставропольского края, а вместе с ней — областной финансовый отдел.

В 1957 г. на капитальное строительство в области было выделено 73 млн руб., на индивидуальное строительство — 107,5 млн руб., на приобретение скота — 18,5 млн руб., на переселение и оказание единовременной помощи населению — 6,6 млн руб.

Анализ доходов регионального и местных бюджетов Калмыкии в 1960—1980 гг. показал, что они формировались в основном за счет отчислений от регулирующих доходов. В бюджете Калмыцкой

АССР удельный вес закрепленных доходов был сравнительно низок. В структуре доходов бюджетов Калмыцкой АССР в 1965 г. наибольший удельный вес занимали налог с оборота и подоходный налог с населения, в 1968 г. — дотации и подоходный налог с населения. Доходы от предприятий и организаций незначительны, их уровень меньше в три раза, чем в среднем по стране. Все это свидетельствует о сравнительно низком уровне развития промышленности республики.

В доходах районных бюджетов более 30 % составляли дотации, также был высок удельный вес подоходного налога с населения. В поселковых и сельских бюджетах более половины всех доходов составляли поступления от подоходного налога с населения, отчисления от прибыли занимали незначительную часть. Все это связано с недостаточной развитостью производственной базы.

Темпы роста промышленности в республике по сравнению с другими регионами были низкими. Калмыцкая АССР, занимавшая 11,2 % территории Поволжского экономического района, производила лишь 0,3 % валовой продукции промышленности (табл. 1)

Анализ данных табл. 1 показывает, что валовая продукция промышленности Калмыцкой АССР за период 1940—1965 г. росла в два с лишним раза медленнее, чем в среднем по РСФСР и в 4,8 раза медленнее, чем, например, по Поволжью.

В 1968—1975 гг. были осуществлены важные мероприятия по улучшению финансово-бюджетной работы, укреплению и расширению материально-финансовой базы. Принятые меры позволили значительно укрепить местные бюджеты и сократить число дотационных бюджетов. Если в 1968 г. было 5 дотационных сельских и поселковых бюджетов с суммой дотации 33 тыс. руб., то с 1974 г. ликвидирована дотационность за счет дополнительной передачи в их бюджеты налога с оборота в зависимости от розничного товарооборота потребительской кооперации.

Таблица 1

сравнительные темпы роста валовой продукции промышленности калмыцкой Асср, % к 1940 г.

наименование 1950 г. 1960 г. 1965 г.

РСФСР 175 494 715

Поволжье 259 902 1 450

Калмыцкая АССР 42 166 304

Татарская АССР 345 1 204 1 715

Марийская АССР 268 823 1 241

Кабардино-Балкарская АССР 144 437 780

Особенностью 1970—1980 гг. являлось влияние социалистического соревнования за досрочное выполнение плановых заданий. На общих результатах выполнения планов производства продукции и услуг, снижения себестоимости, увеличения прибыли и на доходах бюджетов по республике отрицательно сказалась неудовлетворительная работа большого количества промышленных предприятий и хозяйствующих организаций. К примеру, в 1973 г. 19 предприятий (13 %) не выполнили план реализации продукции и услуг на сумму 1,4 млн руб., 14 предприятий не выполнили план прибыли на 232 тыс. руб., 25 предприятий имели сверхплановые убытки — 150,8 тыс. руб. и 6 предприятий не выполнили план по платежам в бюджет на 90 тыс. руб.

По данным отчета об исполнении бюджета в 1984 г. видно, что дотации и средства, полученные из республиканского бюджета союзной республики, составляли до 80 % всех доходов республиканского бюджета. Платежи из прибыли составляли небольшую долю, за исключением г. Элисты, что свидетельствует о низкой производственной базе местных советов.

С переходом на новые рыночные отношения была изменена система государственного устройства и системы бюджетного устройства. Калмыцкая автономная республика стала Республикой Калмыкией в составе Российской Федерации. Республика Калмыкия является одной из немногих, где с большим отставанием шел процесс формирования правовых основ функционирования местного самоуправления. К примеру, закон о финансовых ресурсах местного самоуправления был принят лишь в 2002 г., спустя пять лет после выхода закона о местном самоуправлении. Лишь в 2002 г. произошла регистрация уставов муниципальных образований. В течение 1996—1999 гг. представители Президента Республики Калмыкия в районах формировали, утверждали и исполняли местные бюджеты на уровне районов, нарушая требования ст. 38 закона Республики Калмыкия от 05.07.2001 № 126-11-30 «О местном самоуправлении в Республике Калмыкия» из-за неспособности существующих муниципальных образований исполнять свои бюджеты в условиях отсутствия собственных доходов и низкой бюджетной обеспеченности. До 2001 г. принимались законы о консолидированном бюджете РК, что является нарушением целого ряда федеральных законов. В 2001 г. закон стал называться «О бюджете Республики Калмыкия», но фактически в нем были отражены и республиканский, и консолидированный бюджет Республики Калмыкия.

Таблица 2

Валовый региональный продукт в Республике Калмыкия в динамике за 1993—2006 гг., тыс. руб.

Показатель 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

ВРП на душу населения 0,49 1,32 2,79 4,13 5,23 5,38 7,15 28,0 38,43 31,79 32,73 29,35 33,48 42,73

Накануне рыночных реформ в республике существовали низкие стартовые условия для развития экономики, связанные с насильственным переселением калмыцкого народа, ликвидацией его автономии, отказом бывших министерств и ведомств РФ от размещения и развития на территории республики промышленных производств, предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье. В связи с этим Республика Калмыкия оказалась практически на положении сырьевой базы и по уровню социального и экономического развития значительно отставала от соседних регионов России.

Калмыкия занимает одно из последних мест по уровню валового регионального продукта (ВРП) на душу населения (табл. 2).

Анализ данных табл. 2 показывает, что в 2000—2001 гг. наметился рост данного показателя, в 2002—2005 гг. он снизился, затем опять произошло небольшое повышение. К факторам роста ВРП можно отнести: инфляцию, миграцию населения. Численность населения с 1995 г. сократилась — с 315 тыс. чел. до 285,5 тыс. чел.

Анализ структуры ВРП по данным за 2006 г. свидетельствует о том, что почти 30 % приходилось на сельское хозяйство, 12,8 % — на государственное управление и социальное обеспечение, 8,8 % — оптовая и розничная торговля, 8,6 % — образование, 8,5 % — транспорт и связь.

Анализ формирования ВРП методом образования доходов показывает, что валовая прибыль в экономике составляла — 43-45 %, чистые налоги на производство — 5—6%.

Рассмотрим уровень доходов консолидированного бюджета в процентах к ВРП.

На рисунке показана зависимость относительного показателя доходов консолидированного бюджета РК по отношению к ВРП.

Анализ данных рисунка показывает понижающуюся тенденцию отношения доходов консолидированного бюджета к ВРП до 2000 г. Существует множество факторов, влияющих как на доходы бюджетов, так и на величину ВРП. Например, в 1993—1995 гг. доходы бюджета

значительно пополнялись за счет поступлений от приватизации и доходов от предприятий, осуществляющих инвестиции в экономику республики. На снижение данного показателя оказало влияние изменение налогового законодательства, уменьшение процентов отчислений по регулирующим доходам, увеличение размера дефицита и др.

Основной особенностью последних лет являются сдвиги в структуре доходов консолидированного бюджета страны в пользу федерального. Федеральный бюджет аккумулирует при первичном распределении доходной базы до 60—65 % бюджетных ресурсов страны, а с учетом финансовых резервов — значительно больше. Данная тенденция является следствием проводимой государством бюджетной и налоговой политики. В настоящее время уровень доходов региональных бюджетов находится в прямой зависимости от положений федерального законодательства, направленного на централизацию финансовых ресурсов на федеральном уровне. При этом особенностью доходной части субфедеральных бюджетов является высокая доля регулирующих налогов и безвозмездных перечислений из федерального бюджета, а также низкая доля собственных доходов.

Формирование доходов бюджета субъекта Федерации основывается на региональных налогах и сборах, количество которых в России из года в год сокращается. Однако реальная фискальная децентрализация определяется не столько количеством, сколько качеством налоговых полномочий каждого уровня бюджетной системы. Наличие большого

Зависимость доходов консолидированного бюджета РК от величины валового регионального продукта в 1993—2006 гг., %

количества собственных доходных источников и прав по управлению ими при их незначительной роли не позволяет говорить о финансовой независимости бюджетов субъектов РФ.

Для оценки обеспеченности региональных органов власти финансовыми ресурсами решающее значение имеют проблема формирования достаточного объема собственных средств и вопрос, кто пользуется правом распоряжаться доходами региональных бюджетов. Непременным условием обеспечения самостоятельности органов власти является наличие в их распоряжении собственных доходов.

В нашей стране сложилась система, когда основная часть доходных источников формируется за счет регулирующих налогов, что не может обеспечить самостоятельности бюджетов. Другой отличительной чертой действующей в РФ системы распределения налоговых доходов между различными уровнями бюджетной системы является исключительная узость перечня собственных региональных налогов. То есть таких, размеры поступлений от которых полностью зависят от ситуации в регионе, а главное — решений, принимаемых на региональном уровне.

Основной инструментарий межбюджетного регулирования — дотации, субвенции, субсидии, иные межбюджетные трансферты. Концептуально их можно разделить на три вида: целевой и нецелевой трансферты бюджету-получателю на исполнение собственных расходных полномочий и целевой трансферт на исполнение делегированных полномочий бюджетом другого уровня. К первому виду межбюджетных трансфертов можно отнести субсидии, выделяемые из вышестоящего бюджета, а также иные межбюджетные трансферты, предоставляемые на условиях софинансирования. Ко второму виду межбюджетных трансфертов следует отнести дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, на сбалансированность и т. д. Третий вид — субвенции на финансовое обеспечение делегированных государственных полномочий и субсидии, связанные с превышением бюджетной обеспеченности, а также иные межбюджетные трансферты.

Проанализируем структуру доходов бюджета Республики Калмыкия за последние годы.

Из анализа данных табл. 3 видно, что удельный вес налоговых доходов снижается и составляет: от 42,44 % всех доходов - в 2006 г. до 24,84 % - в 2008 г. Безвозмездные поступления занимают достаточно значительную часть, их доля увеличивается с каждым годом, и уже в 2008 г. они составляют — 72,45 %. Это является крайне неблагоприятным фактором, показателем финансовой несостоятельности региона. Неналоговые доходы занимают ничтожную долю доходной базы республиканского бюджета, что свидетельствует о неэффективном управлении государственным имуществом

Анализ налоговых доходов показывает, что основным источником наполнения бюджета является налог на прибыль организаций (табл. 4). В 2005 г. он составлял 56 6034 тыс. руб. (40,13 % налоговых доходов или 15,41 % всех доходов республиканского бюджета). В 2006 г. он вырос в 1,6 раза — до 882 980 тыс. руб. (49,55 % налоговых доходов или 1/5 часть всех доходов). В 2007 г. сумма поступлений по этому налогу снизилась на 263 566,2 тыс. руб. и составила 619 413,8 тыс. руб. (43,76 % налоговых доходов). В 2008 г. поступления по этому налогу составили более 40 % налоговых доходов.

Ставка налога на прибыль, зачисляемая в региональный бюджет — 17,5 %. Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ были внесены изменения в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). В связи с этим ставка налога на прибыль организаций понизилась до 20 % с 2009 г., из которых 2,5 % — зачисляются в федеральный бюджет, 17,5 % — в региональный бюджет. Региональные органы власти могут понизить ставку, но не ниже 13,5 %. Поскольку Республика Калмыкия является дотационным регионом, постоянно испытывающим недостаток средств, она не имеет финансовых возможностей для понижения ставки.

В последние годы в экономике республики наблюдается рост убытков (табл. 5). Необходимо также отметить достаточно высокий удельный вес убыточных предприятий.

Налог на доходы физических лиц также является источником доходов бюджета Республики

Таблица 3

Структура доходов республиканского бюджета Республики Калмыкия по укрупненным группам в 2005—2008 гг., %

Вид дохода 2005 2006 2007 2008

Налоговые доходы 38,42 42,44 24,99 24,84

Неналоговые доходы 1,72 0,82 0,53 2,71

Безвозмездные поступления 59,86 54,63 72,43 72,45

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности — 2,11 2,05 —

Таблица 5

Таблица 4

Состав и структура налоговых доходов республиканского бюджета Республики Калмыкия за 2005—2008 гг.

Вид дохода 2005 2006 2007 2008

Тысяч руб. Доля, % Тысяч руб. Доля, % Тысяч руб. Доля, % Тысяч руб. Доля, %

Налог на прибыль 536 034 40,13 882 980 49,55 619 413,8 43,76 630 160,9 40,86

Налог на доходы физи- 371 258 27,79 475 334 26,67 342 949,8 24,23 441 585,0 28,63

ческих лиц

Акцизы 215 562 16,14 203 094 11,40 210 054,4 14,84 231 671,0 15,02

Налоги на совокупный 36 357 2,72 36 923 2,07 51 222,3 3,62 50 420,0 3,27

доход

Налог на имущество 96 570 7,23 105 902 5,94 128 991,5 9,11 127 200,0 8,25

организаций

Налог на наследование 222 0,02 - 0,00 - 0,00 - 0,00

и дарение

Транспортный налог 17 749 1,33 19 289 1,08 15 153,1 1,07 27 000 1,75

Налог на игорный 17 025 1,27 39 093 2,19 12 267,4 0,87 15 024,0 0,97

бизнес

Налог за пользование 14 073 1,05 12 509 0,70 13 808,4 0,98 14 132,0 0,92

природными ресурсами

Госпошлина 148 0,01 150 0,01 198,8 0,01 57,0 0,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задолженность по 30 893 2,31 6811 0,38 21 295,7 1,50 4 998,0 0,32

налогам

Всего... 1 335 891 100 1 782 085 100 1 415 355,2 100,00 1 542 247,9 100,00

Финансовые результаты в отраслях экономики, удельный вес убыточных предприятий в Республике Калмыкия в 2005—2007 гг.

Показатель 2005 2006 2007

Прибыль/убыток в отраслях в Республике Калмыкия, тыс. руб. -422 823 -460 064 -549 253

В том числе: сельское хозяйство добыча полезных ископаемых строительство транспорт и связь 137 851 188 612 161 710

-167 034 -326 058 -358 846

-30 782 -62 593 17 474

-81879 -81 509 -121480

Удельный вес убыточных предприятий в Калмыкии, % от общего числа 50,0 41,4 38,7

В том числе: сельское хозяйство добыча полезных ископаемых строительство транспорт и связь 33,8 24,6 31,8

75,0 80,0 80,0

47,1 62,5 25,0

75,0 76,0 70,8

Калмыкия. Норматив отчислений может изменяться каждый год в соответствии с республиканскими законами о бюджете на очередной финансовый год. До 2006 г. в республиканский бюджет зачислялось 70 % поступлений по этому налогу. Начиная с 2007 г., местным бюджетам вместо дотаций предоставляются дополнительные нормативы отчислений от этого налога. В 2007 г. в республиканский бюджет направлено 40 % поступлений по этому налогу, а в 2008 г. — от 30 до 45 % в зависимости от ставки.

Зависимость доходов бюджета от двух налогов считается неблагоприятным моментом, так как это свидетельствует о низкой диверсификации доходов и высоких рисках недополучения доходов при снижении предпринимательской активности в регионе. Однако существующая бюджетная и налоговая систе-

мы сформированы таким образом, что региональным и местным органам власти в части получения доходов предоставлена очень малая роль. Они не могут в рамках федерального законодательства активно влиять на увеличение доходной части бюджета.

Поступления по строке «налоги на совокупный доход» — это единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и единый сельскохозяйственный налог. Норматив зачисления в региональный бюджет в 2008 г. по первому налогу — 90 %, по единому сельхозналогу — 30 %. Этим и объясняется столь низкий удельный вес последнего. Необходимо отметить, что величина налогов на совокупный доход свидетельствует об уровне развития малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с НК РФ региональными налогами являются налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес. В совокупности эти налоги составляют всего лишь 9—11 % налоговых доходов или 2—4 % всех доходов. Налог на имущество организаций, с одной стороны, считается стабильным налогом, поскольку его база является не мобильной. С другой — большая часть основных фондов работающих предприятий является сильно изношенной. Транспортный налог также является стабильным, поскольку число транспортных средств — постоянно либо увеличивается. Но, несмотря на это, его доля ничтожна в общем объеме доходов бюджета республики. Поступления по налогу на игорный бизнес начиная с 2006 г. сократились более чем в три раза, в связи с тем, что в г. Элиста были запрещены игровые автоматы. С 1 июля этого года игорный бизнес разрешен в специальных зонах, в число которых Калмыкия не входит.

Рассмотрим влияние финансовой помощи на доходную часть республиканского бюджета. В табл. 3 представлены состав и структура финансовой помощи бюджету Республики Калмыкия. Но состав безвозмездных поступлений за 4 года претерпел изменения (табл. 6). Первоначально выделялись средства через федеральную адресную инвестиционную программу, затем они были перераспределены в виде субвенций и субсидий. С 2008 г. выделяют

поступления от государственных корпораций — в частности, от Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Анализ данных табл. 6 показывает, что дотации занимают большую часть всех безвозмездных поступлений. Их сумма в абсолютном выражении растет каждый год, удельный вес составляет 42—62 %. Дотации составляют 25—35 % всех доходов бюджета республики. Они выделяются на выравнивание бюджетной обеспеченности, на возмещение выпадающих доходов, на поддержку мер по сбалансированности бюджета. Республике Калмыкия на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2008 г. выделена сумма в размере 1 890 993,9 тыс. руб. Сравним этот показатель с другими регионами Южного федерального округа.

Законодательно определено, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности выделяются 76 регионам, среди которых и Республика Калмыкия. Они выделяются из Федерального фонда финансовой поддержки регионов.

Как видно из анализа данных табл. 7, Калмыкия получает меньше дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности по сравнению с другими регионами Южного федерального округа. Доля

Таблица 6

Состав и структура безвозмездных поступлений в бюджет Республики Калмыкия в 2005—2008 гг.

Вид дохода 2005 2006 2007 2008

Тысяч руб. Доля, % Тысяч руб. Доля, % Тысяч руб. Доля, % Тысяч руб. Доля, %

Дотации 1 200 135 57,65 1 411 376 61,53 1 829 530,7 44,6 1 890 993,9 42,04

Субвенции 77 765 3,74 91 250 3,98 334 273,4 8,15 434 978,7 9,67

Взаимные расчеты 4 257 0,20 2238 0,10

Субсидии 207 276 9,96 404 102 17,62 1 932 281,9 47,11 1 708 887,3 37,99

Федеральная адресная инвестиционная программа 582 538 27,98 338 770 14,77 — — — —

Прочие 9 725 0,47 45 975 2,00 5 653,2 0,14 304 330 6,76

Поступления от госкорпораций — — — — — — 159 193,0 3,54

Всего... 2 081 696 100 2 293 711 100 4 101 739,2 100 4 498 382,9 100

Размеры дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности для регионов Южного федерального округа в 2008 г., тыс. руб.

Регион Сумма Регион Сумма

Республика Адыгея 3 161 732,4 Чеченская Республика 11 979 153,9

Республика Дагестан 23 080 915,0 Краснодарский край 6 387 533,9

Республика Ингушетия 5 017 069,1 Ставропольский край 9 354 439,2

Кабардино-Балкарская Республика 5 665 162,8 Астраханская область 927 299,8

Республика Калмыкия 1 890 993,9 Волгоградская область 3 094 506,2

Карачаево-Черкесская Республика 3 667 082,3 Ростовская область 13 865 086,1

Республика Северная Осетия — Алания 3 592 849,7 Всего по всем субъектам-получателям 328 647 619,7

Таблица 7

Республики Калмыкия в общем объеме дотаций -0,3 %, в то время как схожая по социально-экономическому развитию Кабардино-Балкарская Республика получает - 1,7 %.

Таким образом, можно выделить особенности формирования доходной части бюджета Республики Калмыкия. Так, бюджет на 50-70 % формируется за счет финансовой помощи из вышестоящего бюджета. В структуре налоговых доходов большую часть занимают налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. Региональные налоги составляют довольно малую часть доходов. В структуре финансовой помощи значительную часть составляют дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Такая ситуация может наблюдаться и в других дотационных регионах, в том числе - в республиках Северного Кавказа. Причины тяжелого финансового состояния имеют глубокие корни, начиная с системы размещения производительных сил, заканчивая системой межбюджетных отношений.

Низкая финансовая устойчивость, высокая финансовая зависимость от вышестоящего федерального бюджета, неэффективность использования государственного имущества - все это свидетельствует о низком финансовом потенциале региона.

Назрела необходимость изменения федерального законодательства, системы перераспределения средств между бюджетами, состава налоговых доходов. Органам власти на субфедеральном уровне следует предпринимать меры для укрепления финансовой базы Республики Калмыкия, стимулировать республиканские власти на поиск собственных финансовых ресурсов. Создание благоприятного инвестиционного климата, стимулирование развития малого и среднего предпринимательства, развитие сельского хозяйства как ведущей отрасли республики, реализация целевых программ, эффективное использование региональной собственности, контроль за оказанием платных услуг бюджетными учреждениями, эффективное управление

заемными средствами - все это позволит укрепить финансовую базу Республики Калмыкия.

Укрепление региональных бюджетов будет способствовать расширению их регулирующего и стимулирующего воздействия, создавать условия для более активного влияния на территориальную социально-производственную инфраструктуру.

Список литературы

1. Дорждеев А. В., Иванова Л. Н., Бюрчиев Н. А. Калмыкия и ее финансы. Документально-справочное издание. Элиста. 1998. 600 с.

2. КоокуеваВ. В. Финансовая помощь как основной доходный источник бюджета Республики Калмыкия: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы российской экономики». Пенза: Приволжский дом знаний. 2009. С. 53-55.

3. Коокуева В. В. Роль бюджета в решении социально-экономических проблем территории: материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Социальные проблемы регионов и пути их решений». Пенза: Приволжский дом знаний. 2009. С. 55-57.

4. Коокуева В. В. Специфика формирования доходов бюджетов дотационных регионов: материалы международной научной конференции «Проблемы регионального и муниципального управления». М. 2009. С. 132-136.

5. Коокуева В. В. Теоретические аспекты сущности устойчивости бюджета и обзор некоторых методик ее оценки: материалы Всероссийской ежегодной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики и управления современной России». Пермь. 2008. С. 128-131.

6. Калмыкия в цифрах. Статистический сборник. ТО ФСГС РК. 2008. 320 с.

7. МархаеваВ. В. Пути укрепления доходной базы местных бюджетов: дис....канд. эконом. наук. Ростов-н/Д, РГГУ. 2004 г. 26 с.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ И СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации — 6 000 рублей (НДС не облагается) за две журнальные страницы формата А4.

Тел./факс: (495) 721-85-75 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.