Научная статья на тему 'Проблемы финансовой независимости местных бюджетов в современных условиях'

Проблемы финансовой независимости местных бюджетов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1173
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ / НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / НЕЭФФЕКТИВНЫЕ РАСХОДЫ / ФИСКАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорджиева О.Б.

В статье отмечается, что в условиях совершенствования бюджетного процесса и становления института местного самоуправления особо актуализируется проблема межбюджетных отношений в контексте повышения самостоятельности местных бюджетов. На основе динамики параметров местных бюджетов Республики Калмыкия обозначены основные проблемы развития территорий и предложены ключевые направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы финансовой независимости местных бюджетов в современных условиях»

УДК 336.143 (470.47) +336.143

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ*

О. Б. ДОРДЖИЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, анализа и налогообложения E-mail: O_Dordjieva. gov@mail. ru Калмыцкий государственный университет

В статье отмечается, что в условиях совершенствования бюджетного процесса и становления института местного самоуправления особо актуализируется проблема межбюджетных отношений в контексте повышения самостоятельности местных бюджетов. На основе динамики параметров местных бюджетов Республики Калмыкия обозначены основные проблемы развития территорий и предложены ключевые направления их решения.

Ключевые слова: местные бюджеты, на -логовые и неналоговые доходы, межбюджетные трансферты, неэффективные расходы, фискальная самостоятельность.

Развитие любой территории определяется объемом ресурсов, в том числе финансовых, которыми она обладает. Местный бюджет в этой связи является индикатором самодостаточности и финансовой независимости местных органов самоуправления как самостоятельной ветви власти. Несовершенство действующего механизма формирования и исполнения местных бюджетов в современных условиях является одной из актуальнейших тем не только научных исследований, но и предметом политических споров, от результатов которых зависит безопасность государства, в том числе и экономиче ская.

* Статья подготовлена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», проект №2012-1.2.2-12-000-3002-029 «Исследование потенциала экономического роста и обеспечения социальной безопасности депрессивных регионов».

Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем Бюджетном послании проблему межбюджетных отношении и высокой зависимости региональных и местных бюджетов выделяет в числе основных. Решение данной проблемы становится приоритетом бюджетной политики государства в 2013-2015 гг. [2].

Анализ параметров доходной и расходной частей местных бюджетов Республики Калмыкия за 2008-2010 гг. позволил выявить следующее: имеет место устойчивая положительная динамика показателей бюджета, сопровождающаяся ростом его дефицита.

Темпы роста инфляции опережают темпы роста доходов, что в результате приводит к обесцениванию финансовых ресурсов местных бюджетов Республики Калмыкия.

Удельный вес доходов местных бюджетов в консолидированном бюджете республики за 2008-2010 гг. не имел существенных изменений, его значение превышало 38 % в течение 3 лет, а по расходам этот показатель превышал 36,0 %, что свидетельствует об особой роли местных бюджетов в социально-экономическом развитии региона.

Справочно: доля местных бюджетов в консолидированном бюджете Российской Федерации составляет всего 16,2 % по доходам и 14, 8 % по расходам.

Следует заметить, что доля расходов местных бюджетов в консолидированном бюджете Республики Калмыкия и доля собственных доходов в общем объеме доходов местных бюджетов - это два основных

критерия, пограничные значения которых ложатся в основу определения финансовой автономии местного самоуправления, которая оказывает существенное влияние на самостоятельность местного сообщества в реализации своих общественных интересов [1].

Структура доходов местных бюджетов представлена на рис. 1. Можно наблюдать, что наиболее высокий удельный вес приходится на безвозмездные поступления (более 60 %), 40 % составляют собственные налоговые и неналоговые доходы. Указанное соотношение является характерным и для регионального бюджета, зависимость которого от вышестоящего бюджета достаточно высока.

Преобладание в структуре безвозмездных поступлений целевых трансфертов, т. е. субсидий и суб-

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Ж

65

Ж

60

Ж

64

8 0 101

венций, свидетельствует о низком уровне фискальной автономии по расходам в местных бюджетах (рис. 2).

Основная доля безвозмездных поступлений приходится на субвенции (более 57 %), что также свидетельствует о слабом уровне самостоятельности. Местное самоуправление «загоняется» в границы установленных государством жестких правил, и при этом исключается возможность создания эффективных механизмов саморегулирования.

Анализ объемов субсидий в разрезе муниципальных образований позволяет сделать вывод о низкой активности местных органов власти в реализации федеральных и республиканских целевых программ экономической направленности (субсидии, предоставляемые по линии министерства экономики и торговли Республики Калмыкия, министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Калмыкия, министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия).

Основными причинами сложившейся ситуации являются отсутствие ресурсов для долевого софинансирования и квалифицированных кадров

муниципальных слу-

Безвозмездные поступления ■ Неналоговые доходы

27

30

I

29

Налоговые доходы

2008

2009

2010

Рис. 1. Структура доходов местных бюджетов за 2008-2010 гг., %

2 500,00

2 000,00 -

1500,00 -

1000,00 -

500,00

0,00

2-387,9

2 430,1

1 624,7

2125,6 1_

348,

9,3

5,4

1 402,5

340,

83"

3,6

5,6

1 381,7

378,

654,6

Всего Дотации I Субвенции I Субсидии I Иные

4,7

7

2008

2009

2010

Рис. 2. Безвозмездные поступления местных бюджетов 2008-2010 гг, млн руб.

жащих. Решение этой проблемы является одним из способов повышения собственной доходной базы.

Необходимо отметить, что в связи с увеличением поступлений средств из Фонда содействия развитию ЖКХ в 2010 г. возросли в 2 раза объемы субсидий.

Решение вопросов местного значения, их качества зависит от объемов предоставляемых дотаций, механизма их предоставления и формирования.

Действующая методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в Республике Калмыкия является сложной и не в достаточной мере

7

1

1

1

прозрачной, она также не учитывает социально-экономических возможностей того или иного муниципального образования.

Анализ распределения и использования дотаций позволяет сделать вывод о необходимости концептуального изменения методологического подхода к формированию республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных образований от политики выравнивания к политике роста.

Действующий механизм выравнивания бюджетной обеспеченности позволяет финансировать в большем объеме те муниципалитеты, которые не отличаются высоким уровнем менеджмента и эффективностью бюджетных расходов.

Назрела необходимость формирования фонда развития территории в целях реализации проектов, направленных на их экономическое развитие. Средства могут быть использованы в качестве долевого финансирования при реализации экономически значимых программ с наибольшим мультипликативным эффектом. При выборе проектов к финансированию целесообразно включение в качестве обязательного условия наличия инновационной составляющей.

Поступления налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты за 2010 г. возросли на 86 млн руб. (в 2008 г. - 1 278,8 млн руб., в 2009 г. - 1 380,9 млн руб.).

Структура налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов за анализируемый период не изменилась: основу составляют поступления НДФЛ -более 45 % (в 2010 г. - 49,3 %), доходы от аренды -более 15 % (в 2010 г. -1 6,4 %), земельный налог - более 10 % (в 2010 г. - 11,4 %), увеличиваются объемы поступлений от ЕСХН, в 2010 г. относительно 2008 г. - увеличение в 2,6 раза.

Существенное увеличение зависимости налоговых доходов местных бюджетов от поступлений по НДФЛ свидетельствует о снижении уровня диверсифицирован-ности структуры нало-

2008

говых доходов муниципалитетов. В анализируемом периоде более 60 % налоговых доходов местных бюджетов обеспечивали поступления по НДФЛ, около 25 % - поступления по земельному налогу, ЕСХН, а оставшиеся восемь источников налоговых доходов местных бюджетов обеспечивали менее 15 % налоговых поступлений (рис. 3).

Фактически единственные рычаги влияния на величину налоговых поступлений, имеющиеся сегодня у муниципальных образований, - это те немногие параметры по земельному налогу и единому сельскохозяйственному налогу, которые могут определять органы местного самоуправления.

Наиболее значимые поступления в местные бюджеты в рассматриваемый период обеспечивал и обеспечивает налог на доходы физических лиц (удельный вес НДФЛ в налоговых доходах местных бюджетов вырос с 39,9 % в 2004 г. до 61 % в 2010 г). Доля НДФЛ в налоговых доходах местных бюджетов в 2004-2010 гг. неуклонно возрастала, что обеспечивало для местных органов власти возможности по исполнению расходных обязательств только по первоочередным социальным выплатам.

Одним из способов решения проблемы увеличения налоговых поступлений в местный бюджет может стать налог на имущество организаций в отношении магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, которые на данный момент полностью освобождены от уплаты налога на имущество согласно п. 11 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации. Введение

I ЕСХН

I Налог на имущество физических лиц

IЗемельный налог

2009

2010

НДФЛ

Неналоговые доходы

Налоговы доходы

200

400

600

800

1000

1095,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 200

Рис. 3. Динамика налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в 2008-2010 гг., млн руб.

данного налога обеспечит поступление налоговых доходов в размере 368, 5 млн руб. и 14 млн руб. в годтолькоотЗАО «КТК-Р» и ООО «Лукойл» со-ответственно[3].

Анализ поступления налоговых и неналоговых доходовпозволяет сделатьвывод об отсутствии гра-мотногоиэффективного менеджмента в управлении местными бюджетами.

Это подтверждается различным уровнем объ-емапоступпен ий налоговых и неналоговых доходов на1единицу экономтески активного населешмв разрезе муниципаль ны хобразований(рис.4).

18

16,4

■■к0 -|кс

у ^

.й- XV

у

л4

/

о/ «

/ </ с/ У

*|Р др

Рис. 4. Налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов на 1 единицу экономически активного населения в 2010 г., тыс. руб.

Л?

^ ^

/'//"У-

Рис. 5. Среднемесячная начисленная заработная плата за 2010 г. в сельском хозяйстве,

тыс. руб.

Кроме того, в Роспублике Калмыкия лидирующее место по среднесписочной численности работников реального сектора экономики (60,5 %) занимаетагрощюмышленныйкомплекс, являющийся ведущим сектором экономики республики.

Меязду тем количествозанятых в данной сфере иуровень среднемесячной заработной платы показывают значительные расхождения в разрезе муниципалитетов.

Так, по данным статистики, в 2010 г. максимально еколичествосельхозработников (без учета су&ьектов малого предгфиним ательства) было зарегистрировано в Кет-ченеровском районе (901 чел.). Лидирующее место по среднесписочной численности работников реального сектора экономики (60,5 %) занимает сельское хозяйство, что вполне объяснимо ролью, местом и значением сектора в экономике республики. При этом значительно разнятся официальные данные как по численности занятых в данной сфере, так и по уровню среднемесячной заработной платы в разрезе муниципалитетов. Среднемесячная заработная плата за 2010 г. в сельском хозяйстве различается в 3,6 раза (рис. 5).

Необходимо отметить, что качество параметров любого бюджета зависит не только от показателей доходной, но и расходной части.

В результате, если собственные расходы местных бюджетов

г/

У

л

составляют сегодня 71 %, то основную часть совокупного объема этих расходов составляют расходы на образование и жилищно-коммунальное хозяйство, на общегосударственные вопросы, культуру.

При этом доля неэффективных расходов остается по-прежнему высокой. Данная ситуация требует более детального изучения и научной проработки.

С позиции фискальной самостоятельности местных бюджетов чрезвычайно важно оценить сбалансированность собственных ресурсов муниципальных образований.

Доходы местных бюджетов формируются из трех основных источников:

1) из собственных средств муниципального образования, в составе которых находятся налоговые и неналоговые доходы, формируемые за счет деятельности органов местного самоуправления (далее - ОМС), предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального образования, а также доходы от муниципальной собственности;

2) из межбюджетных трансфертов, передаваемых федеральными и региональными органами государственной власти органам местного самоуправления в виде финансовых ресурсов и доходных источников, а также прав, установленных законодательством;

3) из заемных средств.

Соотношение этих источников финансирования в структуре местных бюджетов характеризует степень финансовой независимости ОМС.

Преобладание в доходах местных бюджетов Республики Калмыкия двух последних источников, как правило, свидетельствует о системных проблемах в управлении бюджетными процессами субъектов Российской Федерации, т. е. о наличии:

- низкой ресурсной базы для пополнения собственных доходов;

- несовершенной системы межбюджетных отношений и зависимости местных бюджетов от безвозмездных поступлений;

- проблем с реальными источниками и стимулами для развития точек роста.

Высокая зависимость местных органов от вышестоящих властных структур, а, соответственно,

и ограниченные возможности местного самоуправления как в маневрировании финансовыми ресурсами, так и в решении актуальных проблем данной территории требуют системного подхода при принятии решений.

Соответственно, для решения указанных проблем жизненно необходимы:

- расширение перечня местных налогов и закрепление за местными бюджетами дополнительных доходных источников;

- устранение чрезмерной централизации финансовых ресурсов федерального бюджета (передача права администрирования собственных доходов местных бюджетов);

- обеспечение прозрачности, прогнозируемости и ясности в порядке предоставления межбюджетных трансфертов;

- использование точек роста в виде создания фонда развития для реализации наиболее значимых инвестиционных проектов в целях устойчивого социально-экономического развития муниципального образования, привлечения иных институтов развития;

- формирование высокопрофессионального и компетентного кадрового состава муниципальной службы, а также оптимизация управления его развитием.

Список литературы

1. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 28.06.2012 «О бюджетной политике в 2013-2015 гг.». URL: http://www.garant.ru.

2. Аналитический доклад «Анализ влияния реформы местного самоуправления и реформы межбюджетных отношений на финансовое состояние муниципальных образований Российской Федерации» / В. Э. Григоров, Д. В. Жигалов, Л. В. Перцов (под общ. ред. Н. Б. Косаревой и А. С. Пузанова). Москва, 2008. URL: http://ecsocman. hse. ru.

3. Дорджиева О. Б. Взаимодействие науки и практики в вопросах укрепления финансовых основ местного самоуправления / Региональная научно-практическая конференция «Региональные проблемы преобразования экономики». 02.03.2012. Элиста: Изд-во Калмыцкого гос. ун-та. 2012. С. 91-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.