Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования детского коллектива средствами внеклассной работы'

Некоторые аспекты формирования детского коллектива средствами внеклассной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
691
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоцерковец Н.И.

Несмотря на богатейший теоретический и эмпирический материал современные педагоги испытывают определенные затруднения в вопросах создания школьного коллектива. При этом современная педагогическая наука рассматривает именно внеклассную работу как важную детерминанту при создании коллектива учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования детского коллектива средствами внеклассной работы»

На личностно-ориентированное обучение направлены вопросы:

- Как Вы понимаете слово «бессмертие»?

- Все эти произведения объединены словом «Бессмертие». Почему?

- Что самое главное Вы узнали на уроке?

- Улучшилось ли Ваше отношение к ветеранам после этого урока?

- Какие выводы Вы сделали для себя?

В качестве домашнего задания ученикам предлагается выполнить творческий проект «Наша память о Великой Отечественной войне». Проект можно создать в форме картины, стихов, коллажа, компьютерной презентации.

Список литературы:

1. Парамонов А.В., Червонная С.М. Советская живопись. - М.: Просвещение, 1981. - 296 с.

2. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Серия «Высшее образование». - Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. - 475 с.

3. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000. - 176 с.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА СРЕДСТВАМИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

© Белоцерковец Н.И.*

Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь

Несмотря на богатейший теоретический и эмпирический материал современные педагоги испытывают определенные затруднения в вопросах создания школьного коллектива. При этом современная педагогическая наука рассматривает именно внеклассную работу как важную детерминанту при создании коллектива учащихся.

В жизни каждого человека присутствуют кризисы: экономические, демографические, политические [1] и / или психологические. От результата прохождения очередного кризиса зависит будущее самого субъекта кризисных явлений и его социального окружения [2], т.к. новообразование, приобретенное личностью в ходе проживания кризиса, создает базис для дальнейшего ее развития.

* Доцент кафедры Общей педагогики, дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

Психолого-социальное и педагогическое сопровождение личности в период перехода ребенка на новый образовательный уровень (из дошкольного учреждения в начальную школу) обеспечивает благоприятные условия личностного развития учащегося в средней и старшей школе. Основной акцент педагог начальной школы должен сделать на создании комфортных психолого-социальных условиях пребывания учащегося в детском коллективе как необходимом условии его развития.

Формирование детского коллектива учащихся начальных классов без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Активное развитие личности, формирование базисных качеств, происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становление личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования коллектива в начальных классах.

Кратко представим основные этапы развития теории формирования коллектива и внеклассную работу как средства сплочения детского коллектива.

С первых шагов становления советской школы одной из доминирующих задач в образовании являлось создание сплоченного коллектива воспитанников. В «Основных принципах единой трудовой школы» утверждалось, что «... в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом.» [3]. Потребность формирования коллективизма как качества личности школьников в процессе системной воспитательной внеклассной работы широко освещали А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и другие общественные деятели советского периода становления отечественного образования.

До конца 60-х годов прошлого века вопросы функционирования коллектива учащихся относились к чисто педагогическим. Только отдельные аспекты жизни коллектива эпизодично изучались в рамках антропологических наук: социологии, политологии, юриспруденции, философии, психологии.

Современные антрополого-педагогические исследования направлены на создание системы педагогических инструментовок коллективной деятельности (Н.Е. Щуркова, Э.С. Кузнецова), на выработку и апробацию принципов и методов стимулирования деятельности коллектива (Л.Ю. Гордин, М.П. Шульц), на развитие системы самоуправления и уточнение воспитательных функций коллектива (В.М. Коротов), на выявление эффективных средств, форм организации, способов, методов сплочения (А.В. Мудрик, Т.Е. Кон-никова, И.Б. Первин, М.Д. Виноградова, О.С. Богданова, Л.И. Новикова).

Современная концепция создания воспитательного коллектива (Т.А. Куракин, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик), рассматривает коллектив учащихся как своего рода модель общества, отражающую форму его организации, отношения субъектов, психологическую атмосферу, систему человеческих ценностей.

В последнее десятилетие исследуется такой вопрос теории создания коллектива, как формирование социально-направленной личности и развитие ее творческой индивидуальности. Одновременно с этим вопросом уточняется соотношение понятий «массовое», «групповое» и «индивидуальное» в коллективе; разрабатывается идея коллективного целеполагания; формируются представления о единстве педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции. Но все практики уверены, что в основе сплочения коллектива воспитанников лежит внеклассная работа.

Внеклассная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров. Большое развитие внеклассная работа получила в 20-е годы ХХ века, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. Макаренко А.С., Шацкий С.Т., Сорока-Росинский В.Н. и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности.

Внеурочная работа чаще всего велась педагогическим коллективом и узким активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы. В этих условиях большинство школьников оказывалось в роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное общение вне школы. Попытки отдельных педагогов оживить внеурочную работу не смогли изменить общего авторитарного стиля в её организации.

Во 2-й половине 80-х гг. ХХ века в процессе гуманизации воспитания начался поиск новых подходов к внеурочной работе ориентированной на личность школьника.

Современные антропологические исследования в области изучаемой проблемы ведутся Б.М. Бим-Бадом, В.И. Максаковой, В.А. Сластёниным, В.В. Кузьминым, А.Н. Орловым, Л.К. Рахлевской, Н.М. Невзоровым, В.В. Чистяковым и другими.

Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкций позволила школьным коллективам самостоятельно определять содержание и формы внеурочной работы с учётом своей специфики и увлечений учащихся. Основными задачами внеклассной работы признаны: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей; наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат; внесение романтики, фантазии, элементов игры; оптимистические перспективы.

Направления, формы, методы внеурочной работы практически совпадают с внешкольной работой. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся.

Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей и молодежи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров праздников, фестивалей. К специфической форме внеурочной работы относится организация продленного дня. Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Так привлечение учащихся к волонтеркой работе «в добровольческих движениях осуществляется с целью содействия в улучшении качества образования в учебных заведениях посредством включения в образовательный процесс механизмов интеграции молодежи в местное сообщество, способствующих применению теоретических знаний в общественно полезной деятельности, воспитанию социальной ответственности, формированию гражданской позиции молодежи» [4].

Поэтому на первое место в содержании «образования выдвигается функция помощи, заботы, которая реализуется средствами социальной политики, социальной работы, социальной реабилитации и коррекции» [5].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что «характер формирования социальных связей, отношений и социальной позиции личности, обусловлено наличием у индивида способности к самовыражению, саморегуляции, самоутверждению, самоопределению» [6].

Таким образом, современная педагогическая наука рассматривает внеклассную работу как важную детерминанту при создании коллектива учащихся и формирования компетентной личности воспитанников. При этом эффективность формирования коллектива младших школьников значительно повысится, если:

- реализованы психолого-педагогических условия: поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективе; учет личностных особенностей каждого учащегося; реализация отношений сотрудничества педагога и коллектива учащихся; использование форм и методов, позволяющих поставить учащихся в активную позицию в процессе коллективной деятельности.

- в учебно-воспитательном процессе будет использоваться набор специальных форм внеклассной работы: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг, классный час, волонтерство.

Несмотря на богатейший теоретический и эмпирический материал, имеющийся в сокровищнице педагогической науки, современные педагоги испытывают определенные затруднения в вопросах сплочения школьного кол-

лектива, устранения конфликтных зон в нем и формирования благоприятного психологического климата.

Список литературы:

1. Гончаров В.Н. Политическая культура в контексте политической сферы общества // Экономические и гуманитарные исследования регионов. -2014. - № 1. - С. 83-95.

2. Колосова О.Ю. Жизненный мир личности и социальная реальность // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2013. - № 2 (6). -С. 270-273.

3. Журавский Г.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко / Г.Е. Журав-ский. - М., 2005. - 23 с.

4. Кириллова Л.С. Использование потенциала добровольческой деятельности в процессе практической подготовки бакалавров по направлению «Социальная работы» // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2009. - № 1. - С. 100-104.

5. Самсоненко Л.В. Социальное образование как социокультурный феномен в контексте интеграции личности в общество // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. -№ 85. - С. 80-87.

6. Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения: дисс. . канд. пед. наук. - Карачаевск, 2002.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ ПЕРЕГИБАНИЕМ КВАДРАТНОГО ЛИСТА БУМАГИ

© Великих А.С.*, Смирнова Л.В.*

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

Геометрические задачи на построение с использованием ограниченного набора инструментов имеют несколько разновидностей. Метод оригами - один из них. В статье приведены основы оригаметрии, а также представлены материалы для работы с одаренными школьниками по обучению их решению таких задач.

Ключевые слова одаренные школьники, решение геометрических задач, задачи на построение, перегибание листа бумаги, оригаметрия, аксиомы оригаметрии.

* Доцент кафедры Алгебры и геометрии, кандидат физико-математических наук.

* Доцент кафедры Алгебры и геометрии, кандидат физико-математических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.