На личностно-ориентированное обучение направлены вопросы:
- Как Вы понимаете слово «бессмертие»?
- Все эти произведения объединены словом «Бессмертие». Почему?
- Что самое главное Вы узнали на уроке?
- Улучшилось ли Ваше отношение к ветеранам после этого урока?
- Какие выводы Вы сделали для себя?
В качестве домашнего задания ученикам предлагается выполнить творческий проект «Наша память о Великой Отечественной войне». Проект можно создать в форме картины, стихов, коллажа, компьютерной презентации.
Список литературы:
1. Парамонов А.В., Червонная С.М. Советская живопись. - М.: Просвещение, 1981. - 296 с.
2. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Серия «Высшее образование». - Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. - 475 с.
3. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000. - 176 с.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА СРЕДСТВАМИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
© Белоцерковец Н.И.*
Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь
Несмотря на богатейший теоретический и эмпирический материал современные педагоги испытывают определенные затруднения в вопросах создания школьного коллектива. При этом современная педагогическая наука рассматривает именно внеклассную работу как важную детерминанту при создании коллектива учащихся.
В жизни каждого человека присутствуют кризисы: экономические, демографические, политические [1] и / или психологические. От результата прохождения очередного кризиса зависит будущее самого субъекта кризисных явлений и его социального окружения [2], т.к. новообразование, приобретенное личностью в ходе проживания кризиса, создает базис для дальнейшего ее развития.
* Доцент кафедры Общей педагогики, дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.
Психолого-социальное и педагогическое сопровождение личности в период перехода ребенка на новый образовательный уровень (из дошкольного учреждения в начальную школу) обеспечивает благоприятные условия личностного развития учащегося в средней и старшей школе. Основной акцент педагог начальной школы должен сделать на создании комфортных психолого-социальных условиях пребывания учащегося в детском коллективе как необходимом условии его развития.
Формирование детского коллектива учащихся начальных классов без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Активное развитие личности, формирование базисных качеств, происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становление личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования коллектива в начальных классах.
Кратко представим основные этапы развития теории формирования коллектива и внеклассную работу как средства сплочения детского коллектива.
С первых шагов становления советской школы одной из доминирующих задач в образовании являлось создание сплоченного коллектива воспитанников. В «Основных принципах единой трудовой школы» утверждалось, что «... в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом.» [3]. Потребность формирования коллективизма как качества личности школьников в процессе системной воспитательной внеклассной работы широко освещали А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и другие общественные деятели советского периода становления отечественного образования.
До конца 60-х годов прошлого века вопросы функционирования коллектива учащихся относились к чисто педагогическим. Только отдельные аспекты жизни коллектива эпизодично изучались в рамках антропологических наук: социологии, политологии, юриспруденции, философии, психологии.
Современные антрополого-педагогические исследования направлены на создание системы педагогических инструментовок коллективной деятельности (Н.Е. Щуркова, Э.С. Кузнецова), на выработку и апробацию принципов и методов стимулирования деятельности коллектива (Л.Ю. Гордин, М.П. Шульц), на развитие системы самоуправления и уточнение воспитательных функций коллектива (В.М. Коротов), на выявление эффективных средств, форм организации, способов, методов сплочения (А.В. Мудрик, Т.Е. Кон-никова, И.Б. Первин, М.Д. Виноградова, О.С. Богданова, Л.И. Новикова).
Современная концепция создания воспитательного коллектива (Т.А. Куракин, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик), рассматривает коллектив учащихся как своего рода модель общества, отражающую форму его организации, отношения субъектов, психологическую атмосферу, систему человеческих ценностей.
В последнее десятилетие исследуется такой вопрос теории создания коллектива, как формирование социально-направленной личности и развитие ее творческой индивидуальности. Одновременно с этим вопросом уточняется соотношение понятий «массовое», «групповое» и «индивидуальное» в коллективе; разрабатывается идея коллективного целеполагания; формируются представления о единстве педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции. Но все практики уверены, что в основе сплочения коллектива воспитанников лежит внеклассная работа.
Внеклассная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров. Большое развитие внеклассная работа получила в 20-е годы ХХ века, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. Макаренко А.С., Шацкий С.Т., Сорока-Росинский В.Н. и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности.
Внеурочная работа чаще всего велась педагогическим коллективом и узким активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы. В этих условиях большинство школьников оказывалось в роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное общение вне школы. Попытки отдельных педагогов оживить внеурочную работу не смогли изменить общего авторитарного стиля в её организации.
Во 2-й половине 80-х гг. ХХ века в процессе гуманизации воспитания начался поиск новых подходов к внеурочной работе ориентированной на личность школьника.
Современные антропологические исследования в области изучаемой проблемы ведутся Б.М. Бим-Бадом, В.И. Максаковой, В.А. Сластёниным, В.В. Кузьминым, А.Н. Орловым, Л.К. Рахлевской, Н.М. Невзоровым, В.В. Чистяковым и другими.
Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкций позволила школьным коллективам самостоятельно определять содержание и формы внеурочной работы с учётом своей специфики и увлечений учащихся. Основными задачами внеклассной работы признаны: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей; наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат; внесение романтики, фантазии, элементов игры; оптимистические перспективы.
Направления, формы, методы внеурочной работы практически совпадают с внешкольной работой. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся.
Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей и молодежи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров праздников, фестивалей. К специфической форме внеурочной работы относится организация продленного дня. Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Так привлечение учащихся к волонтеркой работе «в добровольческих движениях осуществляется с целью содействия в улучшении качества образования в учебных заведениях посредством включения в образовательный процесс механизмов интеграции молодежи в местное сообщество, способствующих применению теоретических знаний в общественно полезной деятельности, воспитанию социальной ответственности, формированию гражданской позиции молодежи» [4].
Поэтому на первое место в содержании «образования выдвигается функция помощи, заботы, которая реализуется средствами социальной политики, социальной работы, социальной реабилитации и коррекции» [5].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что «характер формирования социальных связей, отношений и социальной позиции личности, обусловлено наличием у индивида способности к самовыражению, саморегуляции, самоутверждению, самоопределению» [6].
Таким образом, современная педагогическая наука рассматривает внеклассную работу как важную детерминанту при создании коллектива учащихся и формирования компетентной личности воспитанников. При этом эффективность формирования коллектива младших школьников значительно повысится, если:
- реализованы психолого-педагогических условия: поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективе; учет личностных особенностей каждого учащегося; реализация отношений сотрудничества педагога и коллектива учащихся; использование форм и методов, позволяющих поставить учащихся в активную позицию в процессе коллективной деятельности.
- в учебно-воспитательном процессе будет использоваться набор специальных форм внеклассной работы: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг, классный час, волонтерство.
Несмотря на богатейший теоретический и эмпирический материал, имеющийся в сокровищнице педагогической науки, современные педагоги испытывают определенные затруднения в вопросах сплочения школьного кол-
лектива, устранения конфликтных зон в нем и формирования благоприятного психологического климата.
Список литературы:
1. Гончаров В.Н. Политическая культура в контексте политической сферы общества // Экономические и гуманитарные исследования регионов. -2014. - № 1. - С. 83-95.
2. Колосова О.Ю. Жизненный мир личности и социальная реальность // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2013. - № 2 (6). -С. 270-273.
3. Журавский Г.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко / Г.Е. Журав-ский. - М., 2005. - 23 с.
4. Кириллова Л.С. Использование потенциала добровольческой деятельности в процессе практической подготовки бакалавров по направлению «Социальная работы» // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2009. - № 1. - С. 100-104.
5. Самсоненко Л.В. Социальное образование как социокультурный феномен в контексте интеграции личности в общество // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. -№ 85. - С. 80-87.
6. Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения: дисс. . канд. пед. наук. - Карачаевск, 2002.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ ПЕРЕГИБАНИЕМ КВАДРАТНОГО ЛИСТА БУМАГИ
© Великих А.С.*, Смирнова Л.В.*
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
Геометрические задачи на построение с использованием ограниченного набора инструментов имеют несколько разновидностей. Метод оригами - один из них. В статье приведены основы оригаметрии, а также представлены материалы для работы с одаренными школьниками по обучению их решению таких задач.
Ключевые слова одаренные школьники, решение геометрических задач, задачи на построение, перегибание листа бумаги, оригаметрия, аксиомы оригаметрии.
* Доцент кафедры Алгебры и геометрии, кандидат физико-математических наук.
* Доцент кафедры Алгебры и геометрии, кандидат физико-математических наук.