Научная статья на тему 'Некоторые аспекты эффективной организации здоровьесбережения детей в дошкольном учреждении'

Некоторые аспекты эффективной организации здоровьесбережения детей в дошкольном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лагутина Т. А.

В статье обсуждается необходимость системного и комплексного подхода в организации оздоровления дошкольников, выделены этапы, принципы и критерии, способствующие эффективной организации здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты эффективной организации здоровьесбережения детей в дошкольном учреждении»

При оценке изделия даю возможность ученикам самим оценить свою работу, формируя, тем самым, элементы самооценки, рефлексии по следующему алгоритму: выполняет ли изделие свои функции, качественно ли оно сделано; удобно ли им пользоваться; хорошо ли оно выглядит; хотели бы вы иметь такое изделие; что бы заменили, если бы начали работать над проектом сначала. Самые лучшие работы предлагаю на школьные и городские выставки. Работая над развитием творческих способностей детей, заметила, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в общественном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.

В результате работы над проектами повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства обучающихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Если раньше при выполнении творческих работ было два - три ученика, не справляющихся с поставленной задачей, то теперь все задания выполняются всеми детьми. У учеников раскрылись новые способности, они успешно стали управляться с тем, что было не доступно им ранее. Для обучающихся стал нормой мотив: «Если я могу, значит, я смогу и другое». Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные и необычные способы их решения.

Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой деятельности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.

Список литературы:

1. Бурдукова H.A. Опыт организации проектной деятельности учащихся // Школа и производство. - 2009. - № 1.

2. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПб., 1995.

3. Круглова О.С. Технология проектного обучения // Завуч. - 1999. - № 6.

4. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред. В.В. Рубцова. - Мозырь: РИФ.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

© Лагутина Т.А.*

Школа здоровья № 1693, г. Москва

В статье обсуждается необходимость системного и комплексного подхода в организации оздоровления дошкольников, выделены этапы, принципы и критерии, способствующие эффективной организации здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении.

* Методист дошкольного отделения.

В иерархии человеческих ценностей здоровье занимает ведущее место. Его первостепенное значение обусловлено тем, что реализовывать свой интеллектуальный, нравственный, физический потенциал может только здоровый человек. Индивидуальное здоровье формируется на протяжении всей жизни в конкретных условиях динамично меняющегося социального окружения, которое характеризуется поэтапной сменой социально-педагогических систем: семейной, дошкольной, школьной, вузовской, общественной.

Дошкольный возраст является ответственным этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни (Т.Л. Богина, Н.И. Бочарова, В.В. Зеньковский, Ю.Ф. Зма-новский, П.Ф. Лесгафт и д.р.) Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

Дошкольное учреждение, как первое звено в системе непрерывного образования, играет существенную роль в дальнейшем становлении ребенка, поэтому здоровьесбережение детей и формирование культуры здорового образа жизни легла в основу профессиональной деятельности нашего педагогического коллектива. Целью данной деятельности стало обеспечение дошкольнику высокого уровня реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Основную задачу мы видели в разработке комплекса адекватных педагогических воздействий по сохранению здоровья ребенка, которые мы разрабатывали с опорой на важнейшие для профессиональной деятельности свойства: системность, комплексность и целостность.

В нашем понимании системность организации здоровьесберегающей деятельности и формирование культуры здорового образа жизни дошкольников - это целостность, иерархически организованная множеством профессиональных функций и соответствующих им сопроводительных действий. Системность деятельности, предполагает учет не только качественных и количественных показателей внутренних и внешних факторов здоровья детей, но и находит взаимосвязь между ними. В научной психолого-педагогической литературе можно встретить большое количество определений системы, в классическом ее определении говорится, что это «множество элементов с отношениями и связями между ними, образующими определенную целостность» [2, с. 84]. Согласно этому свойству, деятельность предстает не суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом важно то, что у деятельности как целостности возникают новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их суммы. Целостность это необходимое условие для полноценного анализа данных мониторинга, основанного на всестороннем представлении результатов по каж-

дому ребенку. В основе целостности лежит комплексный подход, который предполагает универсальность и отказ от узкой специализации в профессиональной деятельности. Системный и комплексный подходы тесно взаимосвязаны между собой: если здоровье дошкольника не исследовано как система, то обеспечить комплексное его формирование и функционирование затруднительно в силу отсутствия понимания совокупности его отдельных подсистем. «Комплексный подход «заставляет» функционировать систему в целом, как органическое единство взаимосвязанных компонентов, в противном случае самая хорошая по своему замыслу система будет действовать «по частям», не обеспечивая в итоге тех самых развивающих задач, ради которых она создавалась» [1, с. 35-36].

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние организма, при котором отсутствие болезней сочетается с физическим, психологическим и социальным благополучием. Традиционно данное триединство рассматривается следующим образом:

- физическое здоровье, как отсутствие болезни и наличие у человека достаточного количества энергии и жизненных сил, чтобы выполнять свои повседневные задачи, не испытывая при этом чрезмерного утомления;

- социальное здоровье, как способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение;

- психологическое здоровье, как гармонизация внутреннего состояния человека, позволяющая личности быть самоценной, ориентироваться в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самостоятельные ориентиры. Психологическое здоровье предполагает психическое или душевное здоровье, которое понимают как отсутствие психических расстройств, а также способность человека решать насущные жизненные задачи и осуществлять социальные контакты, не испытывая при этом проблем умственного, эмоционального или поведенческого порядка.

Эффективность реализации деятельности по здоровьесбережению дошкольников во многом определялась соблюдением следующих принципов [3, с. 10]:

Не навреди! - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день.

Соответствие содержания и организации жизнедеятельности возрастным особенностям детей - объем нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту ребенка.

Успех порождает успех - при общении с ребенком, в любом поступке действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

Активность - активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.

Ответственность за свое здоровье - у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по его сохранности.

Приоритет заботы о здоровье - все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

Контроль за результатами - многократное, по крайней мере, два раза в год, обследование динамики развития одних и тех же детей.

Систематическая и комплексная работа педагогического коллектива по оздоровлению дошкольников выстраивалась в три этапа:

1 этап - сбор и анализ данных по состоянию здоровья воспитанников нашего дошкольного учреждения и пробные разработки, проекты по преодолению негативных факторов.

Изучение физических и психологических и индивидуальных особенностей ребенка и оценка здоровья включала психолого-педагогический мониторинг:

- анализ физических, психических, социальных аспектов развития и здоровья ребенка;

- анализ медико-психологических, педагогических условий воспитания, развития, здоровьесбережения;

- выявление запросов семьи.

На основе выявленных проблем происходила разработка здоровьесбе-регающей стратегии сопровождения ребенка.

2 этап - формирование и реализация целевых технологий по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Основные здоровьесберегающие технологии, применяемые в педагогическом процессе, были разделены на три основные группы:

- технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия педагогического процесса;

- технологии оптимальной организации непосредственной образовательной деятельности и физической активности;

- разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые при индивидуальной работе с детьми.

3 этап - разработка критериев систематической оценки, состояния здоровья и самочувствия, а так же функциональная работа педагогического коллектива по сохранению и развитию здоровья дошкольников.

Критерием эффективности комплекса мероприятий является показатель качества оздоровления, определяющийся отношением числа часто болею-

щих детей, снятых с учета после выздоровления, к общему числу часто болеющих детей, прошедших курс оздоровления.

К числу критериев физического здоровья мы отнесли: состояние опорно-двигательного аппарата; состояние нервной системы; состояние пищеварительной системы. Основными признаками нездоровья (при отсутствии клинических признаков, как, например, температура, головная боль и т.п.) являются: нарушение сна, отсутствие аппетита, быстрая утомляемость.

Критерии психического здоровья: способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков, целеустремленность, активность, критический подход к обстоятельствам жизни, чувство юмора, доброжелательность, способность к адекватной самооценке, самообладание и способность радоваться. К психическому нездоровью обычно относят: раздражительность, капризы, повышенную тревожность, замкнутость, пассивность (духовное нездоровье),

Критерии социального здоровья: наличие интереса к самому себе, самоконтроль, умение общаться со сверстниками, эмпатия. Социальное неблагополучие личности проявляется в неадекватном восприятии окружающего мира, дезадаптивном поведении, конфликтности, враждебности.

Оценка эффективности реализованных оздоровительных мероприятий проводится на основе динамики показателей:

- общей заболеваемости (уровень и структура);

- острой заболеваемости (уровень и структура);

- заболеваемости детей в случаях и днях на одного ребенка;

- процента часто болеющих детей;

- индекса здоровья;

- процента детей, имеющих морфофункциональные отклонения;

- процента детей с хроническими заболеваниями;

- удельного веса детей с удовлетворительной адаптацией;

- распределения детей по группам физического воспитания;

- распределения детей по группам здоровья.

Таким образом, эффективность здоровьесбережения дошкольников будет достигнута в том случае, если в основе организационных этапов деятельности педагогического коллектива лежат методические принципы, основанные на системности, комплексности и целостности организации профессионального труда.

Список литературы:

1. Казарян Ф.К. Комплексный подход к воспитанию школьников. -Ереван, 1985.

2. Лебедев В.И. Экспериментальная психология. - М., 2001.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М., 2002.

4. Чекунова Е.А., Колодяжная Т.П. Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада. - М., 2010.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: СОЦИАЛЬНЫЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

© Ларионова С.О.*

Институт социального образования Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург

В статье рассматриваются различные точки зрения на предмет трактования понятия «девиантное поведение». Анализируются следующие подходы к определению дефиниции данного понятия: философский, психологический, педагогический и социальный. Акцентируется внимание на соотношении терминов «девиантное поведение» и «отклоняющееся поведение».

Анализ теоретических и практических психолого-педагогических исследований нарушений поведения показал, что на сегодняшний день наиболее актуальным вопросом является определение содержания понятия «девиантное поведение», так как существуют различные точки зрения на его понимание.

Так, среди ученых наблюдается повышенный интерес к проблеме деви-ангного поведения. Социально-психолого-педагогические аспекты девиантно-го поведения анализируются в научных работах A.C. Белкина, В.И. Добрень-кова, А.Ю. Егорова, А.И. Захарова, Е.В. Змановской, Е.С. Иванова, Ю.А. Клей-берга, А.И. Кравченко, И.А. Ларионовой, А.И. Ложкина, В.В. Лозового, Л.В. Мардахаева, В.Д. Менделевича, Е.С. Набойченко, В.А. Пятунина, О.С. Тоистевой, Л.М. Шипицыной, Л.Б. Шнейдер и др.

Девиантное поведение как определенный конструкт изучалось разными научными направлениями и школами в аспекте таких понятий, как: «отклоняющееся поведение», «асоциальное поведение», «антисоциальное поведение», «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение», «противоправное поведение», «деструктивное поведение», «аморальное поведение». Девиантное поведение как социально-психолого-педагогическая проблема имеет межпредметный и дискуссионный характер. Разнообразие теорий, принципов, подходов к толкованию данного понятия дает возможность более полно и обстоятельно рассматривать явление девиантного поведения, его истинные причины, своеобразие проявления и специфику формирования. Остановимся на вариативности трактования понятия «девиантное поведение».

* Старший преподаватель кафедры Социальной педагогики, психолог Центра сопровождения профессиональной самореализации студентов и выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.