УДК 796.011
ПОДХОДЫ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.С. Мартынюк
В статье определены концептуальные подходы к оздоровлению детей в учреждении дошкольного образования в условиях здоровьесберегающей среды: системный, личностный, деятельностный, средовый. В ходе исследования были определены требования к проектированию образовательного процесса учреждения дошкольного образования с целью сбережения здоровья детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: учреждение дошкольного образования, оздоровление,
концептуальные подходы к оздоровлению, дети дошкольного возраста, здоровьесберегающая среда.
В центре нашего исследовательского внимания находится проблема оздоровления дошкольников в условиях здоровьесберегающей среды учреждения дошкольного образования, которая влияет на процессы организации физического воспитания, физического развития, физической подготовленности и психофизического состояния ребенка. Физическое воспитание, которому в учреждении дошкольного образования уделяется значительное внимание, направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость и др.), овладение физическими упражнениями и подвижными играми, воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной, волевой, творческой личности.
Организуемое здоровьесберегающее образование дошкольников:
• направлено на цель - создание условий для укрепления и развития как психического, так и физического здоровья воспитанников;
• опирается на принципы - научности, креативности, гуманизма, вариативности, реалистичности;
• достигается через средства - здоровьесберегающее обучение; активизацию физического развития; соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм; пропаганду здорового образа жизни;
• приводит к результатам - уменьшение пропусков по болезни; предотвращение утомляемости; потребность в здоровом образе жизни;
• зависит от ресурсов - кадровых (в том числе личного примера педагогов в здоровом образе жизни); технологических (применение специальных педагогических технологий); материально-технических, информационных.
В условиях здоровьесберегающей среды учреждения дошкольного образования как средства оздоровления дошкольников необходимо
ориентироваться на методологические подходы: системный, личностный, деятельностный, средовый.
Здоровьесбережение как система характеризует собственно здоровьесберегающий аспект функционирования учреждения дошкольного образования. Такая система состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: целей здоровьесберегающей деятельности; содержания этой деятельности (фиксируемого в планах, программах, учебных пособиях, компьютерных обучающих программах, разнообразных видео, информационных, телекоммуникационных и т. п. средствах); методов сбережения здоровья (процессуально понимаемой технологии здоровьесберегающей деятельности); средств, используемых в процессе здоровьесбережения; организационных форм, в которых здоровьесберегающая деятельность реализуется с тем или иным эффектом.
Система ресурсного обеспечения оздоровления в условиях здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования может включать следующие составляющие ресурсы: образовательные, материальные, человеческие, здоровьесберегающие (медицинские), психологические, социальные, управленческие, временные, природные, информационные. Здоровьесбережение в образовании как процесс проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением самых разнообразных средств и методов. В своем содержательном и организационном аспектах он (процесс) зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов образовательной деятельности.
Специфика данной системы не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а коренится, прежде всего, в характере связей и отношений между определенными элементами. Система характеризует наличие связей между элементами и появлением в целостной системе новых свойств, не присущих элементам в отдельности. Связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура - таковы отличительные признаки любой системы, в том числе и здоровьесберегающей среды учреждения дошкольного образования как системы, являющейся условием оздоровления дошкольников и подсистемой системы здоровьесберегающего образования.
Личностный подход означает ориентацию на личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса в учреждении дошкольного образования при его конструировании и осуществлении. Такой подход предполагает признание уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, право на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора при организации оздоровления дошкольников в условиях здровьесберегающей среды на естественный процесс саморазвития и творческого потенциала личности, где предусматриваются:
• педагогическое обследование дошкольников по выявлению состояния здоровья и уровня физического развития;
• прогнозирование проявлений индивидуальных характеристик физической подготовленности;
• управление процессом создания здоровьесберагающей среды в учреждении дошкольного образования;
• систематически организованный объективный контроль за состоянием здоровья и уровнем физического развития;
• включение дошкольников в разные виды двигательной деятельности с целью обязательной отработки, совершенствования и прослеживания роста двигательных умений и навыков.
Реализация указанных положений позволяет формировать физически, психически и социально благополучную личность дошкольника.
Российский ученый И.А. Сикорский, занимавшийся исследованиями в области психологии, психофизиологии, педагогики, считал, что именно изучение ребенка «есть основной вопрос воспитания, исходная точка для наилучшего обоснования педагогической практики». По его мнению, без постоянного, внимательного наблюдения за ребенком воспитание становится шаблонным, приблизительным, усредненным. Таким образом, с полным основанием можно утверждать, что умение «изучать» ребенка - одно из обязательных требований к профессиональной деятельности каждого педагога. К сожалению, приходится констатировать, что этот метод в практической деятельности педагогов дошкольных учреждений фактически не используется. Как ни парадоксально, но даже опытные, любящие детей педагоги, выполняя свои обязанности по уходу за маленькими детьми самым добросовестным образом, не могут отвлечься от сиюминутности быта и увидеть ребенка как личность. Чтобы уход за детьми не превращался в самоцель, наблюдение как метод диагностики следует, по-видимому, выделить в особый ранг педагогической деятельности и определить для этого специальное время. Становясь одним из диагностических методов, наблюдение одновременно выступает и эффективным приемом опосредованного руководства оздоровлением в условиях здоровьесберегающей среды. Знание возрастных и индивидуальных особенностей психофизического развития детей поможет педагогу определить перспективу оздоровительной работы в целостном воспитательно-образовательном процессе.
Установлено, что деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности. Этот факт обусловливает необходимость реализации в данном педагогическом исследовании тесно связанного с личностным деятельностным подходом.
Учение о человеческой деятельности в творческом наследии Л.С. Выготского [2], В.В. Давыдова [3], А.Н. Леонтьева [7] и др., стало
функциональным понятием, позволяющим показать человека как человека в его родовой сущности, во всем многообразии его взаимоотношений с окружающим миром. Основание деятельности личности лежит в сфере ее мотивов, идеалов и ценностей. Преобразуя природу, человек преобразует и самого себя, проявляясь как субъект своего развития.
На психологическом уровне А.Н. Леонтьев определяет деятельность как «единицу жизни», опосредованную психическим отражением, реальная функция которого состоит в организации субъекта в предметном мире [7].
Рассматривая внешнюю (практическую) и внутреннюю (теоретическую) деятельность как особо важные формы активности и признавая неразрывное единство сознания и поведения личности, А.Н. Леонтьев пишет, что «... внутренние психические деятельности происходят из практической деятельности, исторически сложившейся в результате образования, основанного на труде человеческого общества, и что у отдельных индивидов каждого нового поколения они формируются в ходе онтогенетического развития» [7].
Методологический анализ предполагает рассмотрение оздоровления в условиях здоровьесберегающей среды учреждения дошкольного образования как системы деятельности.
С позиций деятельностного подхода оздоровление дошкольников можно изучать как процесс, протекающий в социокультурном пространственно-временном континууме. Структура этого процесса имеет субъект-субъектный и субъект-объектный уровни организации. Важнейшими компонентами субъект-субъектного уровня являются люди, занятые в сфере дошкольного образования, цели и мотивы, идеалы, направляющие их деятельность, объем научной информации, которой они располагают и используют в своей профессиональной деятельности и т. д.
[7].
Признание того, что личность формируется и проявляется в деятельности, не свидетельствует о применении деятельностного подхода. Для его реализации необходима специальная работа по выбору и организации двигательной деятельности дошкольника, формировании его представлений о своем здоровье и физическом состоянии, активизации и переводу его в позицию субъекта познания и общения. Это в свою очередь предполагает обучение выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Непременным компонентом любой деятельности выступает цель как идеальный образ желаемого результата. Субъект-субъектный характер оздоровления дошкольников обусловливает тесную связь цели и идеала деятельности. В отличие от цели, которая обусловливается доминирующими интересами субъектов деятельности, идеал выражает
ценностную значимость воображаемых и желаемых результатов как возможного социального и личного блага. Поэтому идеал деятельности раскрывает содержание через гносеологическую, аксиологическую и прогностическую функции. В гносеологическом плане он дает знания о социальном заказе, о требованиях, которые предъявляют к уровню физической подготовленности и физического состояния дошкольника общество, государство и личность. В аксиологическом ракурсе идеал раскрывает и характеризует воображаемый конечный результат деятельности в качестве желаемого всеобщего блага, то есть здоровой личности. В прогностическом плане ориентирует на определенное видение, понимание перспективы будущего, стимулирует интерес к будущему и к возможным путям воплощения его отдельных сторон в настоящем в направлении укрепления и совершенствования здоровья [2, 7, 8].
Создание здоровьесберегающей среды учреждения дошкольного образования дает возможность представить в идеальной форме результаты как материально-практической, так и духовной деятельности в области оздоровления дошкольников, то есть как внешнего, так и внутреннего мира человека.
Концептуальным основанием идеи оздоровления дошкольников в условиях здоровьесберегающей среды выступает разработка технологий обеспечения здоровья детей в ходе воспитательного процесса. Это означает, что деятельность учреждения дошкольного образования не подменяет деятельность медицинских учреждений, а работает в той части, где оно может эффективно не только выявлять или предупреждать отклонение в здоровье, но и позволяет развивать здоровье адекватно возможностям каждого ребенка. Одним из ведущих методологических ориентиров является принцип здоровьецентризма, который предполагает ориентацию участников образовательного процесса на здоровье как базисную ценность и один из ключевых результатов деятельности.
В решении проблемы организации оздоровления в условиях здоровьесберегающей среды учреждения дошкольного образования необходимо опираться на положения средового подхода.
В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Здоровьесберегающая среда является необходимой составляющей образовательной среды, которая рассматривается специалистами как «система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно - предметном окружении» (Ясвин В.А.) [9]. Выделяют три компонента среды: социальный (социальное окружение),
пространственно-предметный (пространственно-предметное) окружение и психодидактический.
Среда характеризуется:
• на индивидуальном уровне как среда образования и оформления: человеческого в человеке (философский аспект); внутреннего мира (психологический аспект); гармонично развитого человека (педагогический аспект); совокупного субъекта и объекта своего развития (управленческий аспект);
• на уровне учреждения образования как среда содействия взрослеющему человеку в обогащении и оформлении индивидуального стиля взаимодействия с ближайшим окружением;
• на совместном уровне как специально спрогнозированное, смоделированное и спроектированное управленческое пространство созидания и реализации программ обогащения культуры взаимодействия с духовно-нравственной, образно-знаковой, социальной, коммуникативной, предметно-вещевой и природной реальностью.
Проблемами проектирования здоровьесберегающего направления в системе образования занимались С.А. Гильманов, О.Е. Подгорная,
А.В. Казанникова, Г.И. Тушина, С.А. Сенников. В исследованиях этих авторов осуществлена разработка программ развития муниципальных систем образования, в которые включены разделы здоровьесбережения детей, освещаются вопросы моделирования здоровьесберегающей образовательной среды учреждения образования, рассматриваются проблемы становления школ здоровья.
Здоровьесберегающая среда учреждения дошкольного образования - это совокупность социально-педагогических условий, физиологических компонентов, способствующих реализации адаптивных возможностей дошкольников; факторов, влияющих на сохранение и укрепление их здоровья.
Здоровьесберегающая среда концептуально направлена на сохранение имеющегося здоровья, по принципу «не навреди», профилактику острых и хронических заболеваний и контроль состояния предболезни, формирование отношения к своему здоровью, понимание ценности здорового образа жизни, формирование мотивации к участию в процессе сохранения и укрепления здоровья, физическому развитию, стремление к физическому совершенству. Среда использует систему ресурсов, каждый из которых в отдельности не может справиться с поставленными задачами, а в системе ресурсы, интегрируя свой потенциал, дают новый саногенетически подтвержденный результат.
Здоровьесберегающая среда - это окружение, с которым ребенок вступает в контакт, реагирует, взаимодействует. Она во многом определяет темпы и характер развития и воспитания ребенка. Окружающие предметы помимо утилитарного значения являются источником знаний, эмоций и, безусловно, здоровья. Создаваемая здоровьесберегающая среда в учреждении дошкольного образования должна служить основой для двигательной деятельности детей, своеобразной формой их
самообразования и саморазвития в области здоровья. Роль взрослых состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных ее элементов. При создании здоровьесберегающей среды следует обеспечить:
• эколого-гигиенические условия;
• достаточные площади для самостоятельной двигательной деятельности с учетом отведенного в режиме дня времени для движений, интересов и возможностей каждого из детей;
• условия для занятий физическими упражнениями;
• необходимое физкультурное оборудование и инвентарь, периодическое его обновление и изменение.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей создаваемая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие.
Создание здоровьесберегающей среды в научных исследованиях стало предметом изучения таких ученых как С.А. Александрова,
О.А. Ахвердовой, И.В. Боева, М.Я. Виленского, М.Л. Орлова,
В.П. Озерова, Ш.С. Смирнова, Г.М. Соловьева и др. Анализ исследований позволил установить некоторые требования к проектированию образовательного процесса учреждения дошкольного образования с целью сбережения здоровья его субъектов:
• обеспечение целостности содержания образования и методов организации педагогического процесса;
• интеграция в образовательные программы знаний о здоровье своем и других, способах его сохранения и укрепления, о негативных факторах, влияющих на здоровье;
• соответствие технологии организации педагогического процесса параметрам здоровья субъектов образования;
• последовательное решение педагогических задач, направленных на обеспечение здоровья детей;
• развитие педагогической компетентности специалистов в вопросах проектирования здоровьесберегающих условий.
По утверждению М.М. Безруких, игнорирование
здоровьесберегающих условий при проектировании педагогического процесса создает факторы риска для здоровья его субъектов. Создание здоровьесберегающей среды учреждения дошкольного образования создает предпосылки для воспитания у дошкольников здорового стиля поведения, выражающегося в умении сохранять и поддерживать свое физическое здоровье путем двигательной активности, соблюдения правил личной гигиены, регулировать характер отношений в детско-взрослом сообществе и сдерживать негативные проявления.
Авторы исследований остаются единодушными в необходимости проектирования индивидуальных программ поддержки и сбережения здоровья детей (Змановский Ю.Ф. [5], Кудрявцев В.Т. [6] и др.). В указанных работах отмечается, что наиболее эффективными средствами сохранения здоровья ребенка дошкольного возраста являются гигиенические требования к организации процесса обучения и воспитания (Бернштейн Н.А.); комплексная индивидуальная профилактика (Березин И.П.); гуманизация образовательного процесса (Давыдов В.В. [3]); проектирование целостной системы по сохранению здоровья (Айзман Р.И. [1]); организация образовательной работы в образовательных учреждениях (Зайцев Г.К. [4]); индивидуальный подход в создании условий в учреждении дошкольного образования к ослабленным детям (Славина Л.С.) и др. Для ребенка дошкольного возраста такой средой выступает образовательное пространство, которое необходимо оптимально эффективно использовать для сохранения и укрепления его здоровья, что позволит в дальнейшем легко адаптироваться в образовательную среду школы.
Медико-педагогические требования, предъявляемые к условиям пребывания детей в коллективе сверстников, базируются на результатах физиолого-гигиенических исследований о взаимодействии организма и среды в возрастном аспекте. Принципы, на которых основываются эти требования, предполагают обеспечение таких условий, в которых разносторонняя деятельность и отдых детей соответствуют их разнообразным потребностям. Как известно, высокая реактивность детского организма обусловливает его особую чувствительность к внешним воздействиям. Так, в исследованиях выявлено, что на состояние работоспособности, активности, на самочувствие и здоровье детей в учреждении дошкольного образования существенное влияние оказывают воздушно-тепловой режим помещения, качественный состав воздуха, уровень освещенности, характер предметно-игровой среды. Академик
Н.Н. Поддъяков считает, что нормально развивающая среда, то есть здоровьесберегающая, - одно из главных условий оптимизации процесса саморазвития и активности ребенка. Она является для него стимулом стремления к творчеству и экспериментированию. В этой связи, для решения исследуемой проблемы нам представляется необходимым создать модель оздоровления детей в учреждении дошкольного образования в условиях здоровьесберегающей среды.
Таким образом, в организации оздоровления детей в учреждении дошкольного образования в условиях здоровьесберегающей среды необходимо ориентироваться на методологические подходы: системный, личностный, деятельностный, средовый.
Список литературы
1. Айзман Р.И., Абаскалова Н.П. Медико-социальные и психологические аспекты формирования здоровья // Валеологическое образование: проблемы, поиски, решения: сб. науч. тр. межвуз. центр валеол. образования. Липецк, 1996. С. 3-12.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.
222 с.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт
теоретического и экспериментального обучения: учеб. пособие по направлению и специальностям психологии. М.: Академия, 2004. 282 с.
4. Зайцев Г.К. Школьная валеология: педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей, 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Акцидент, 1998. 157 с.
5. Змановский Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологические аспекты. М.: Знание, 1987. 40 с.
6. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): програм.-метод. пособие. М.: Линка-пресс, 2000. 293 с.
7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / под ред. В.В. Давыдова [и др.]. М.: Педагогика, 1983. 2 т. - (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Академии педагогических наук СССР).
8. Технологии социально-гигиенического мониторинга здоровья детей дошкольного возраста / А.М. Давыдюк [и др.] // Достижения мед. науки Беларуси: ежегодник. 2004. Вып. 9. С. 87-88.
9.Ясвин В.А., Дерябо С.Д., Панов В.И. Здоровье как предмет экопсихологической диагностики // Прикладная психология. 2000. № 4.
С. 52-66.
Мартынюк Владимир Степанович, аспирант, hc brest@mail.ru, Республика Беларусь, Брест, Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 78 Бреста»
APPROACHES TO REHABILITATION OF CHILDREN IN PRESCHOOLS
V.S. Martynyuk
The article defines the conceptual approaches to the improvement of children in preschool education in a health-environment: system, personality, activity, environmental. The study defines the requirements for the design of the educational process preschool education institutions in order to save the health of children of preschool age.
Key words: pre-school education, health improvement, conceptual approaches to rehabilitation, pre-school children, health-preserving environment.
Martynyuk Vladimir Stepanovich, a post graduatet student, hc_brest@mail.ru, Republic of Belarus, Brest, head of physical education GUO «Child care center № 78 Brest»