Проблемы экономики и юридической практики
3'2018
9.4. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Анфиногенов Василий Анатольевич, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2 Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России
Аннотация: в статье проводится анализ причин недостаточной эффективности правового регулирования малого предпринимательства в России. Предлагаются пути его развития.
Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, государственно-правовое регулирование, закон.
SOME ASPECTS OF EFFICIENCY OF LEGISLATIVE REGULATION OF SMALL ENTERPRISE
Anfinogenov Vasily A., PhD in law, senior research associate of NITs-2 Work place: FKU Scientific Research Institute FSIN of Russia
Annotation: in the article the analysis of the reasons of insufficient efficiency of legal regulation of small business in Russia is conducted. The ways of its development are suggested. Keywords: small business, entrepreneurship, state-legal regulation, law.
1 марта 2018 года Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию обозначил перед будущим правительством, основную цель - обеспечить рост экономики темпами выше мировых. Для достижения поставленной цели надо, не много не мало, в ближайшие шесть лет изменить структуру национальной экономики, добиться увеличения производительности труда на новой технологической, управленческой и кадровой основе, увеличить в полтора раза ВВП на душу населения [1].
Президент в очередной раз назвал развитие малого бизнеса, вклад которого в валовой внутренний продукт России должен возрасти до 40 %, одним из масштабных резервов экономического роста страны. Причем, в случае реализации данной цели, Россия в этом сегменте отечественной экономики сможет реально приблизиться к экономическим показателям наиболее развитых стран уже в середине будущего десятилетия. Ведь, как известно, в экономически развитых странах устойчивое создание до 70% ВВП, как например, в странах Евросоюза, приходится на малый бизнес. Сегодня данный показатель в нашей стране практически втрое меньше. В этой связи, задача по обеспечению надлежащих условий для развития в России малого бизнеса, поставленная президентом перед правительством РФ, весьма актуальна.
Безусловно, это задача сложная, особенно учитывая реальное положение дел в развитии малого предпринимательства, обусловленное нехваткой средств на его реальную поддержку.
Известно, что понятие «малое предпринимательство» в России появилось в середине 90-х годов прошлого столетия, а самостоятельным системным направлением социально-экономической политики стало только в конце прошлого века. В то время правительство страны возлагало надежды на решение социально-экономических задач именно с развитием малого и среднего бизнеса. Такими задачами являлись: обеспечение трудовой занятости населения, повысить его жизненного уровня, снижение социальной напряженности.
Однако история с наглядной убедительностью показала, что привлечение населения к созданию малого предприниматель-
ства в то время было провальным. И даже право частной собственности и свобода предпринимательской деятельности не стали толчком для развития ее различных форм.
Во многом такое положение было обусловлено тем, что в условиях политического и экономического кризиса отечественные законодатели вместо того, чтобы определить конкретные меры по поддержке малого бизнеса, зачастую, предпринимали попытки лишь обозначить векторы развития данного сектора экономики. Как следствие этого, так и не было выработано концептуальной основы развития отечественного бизнеса, что на наш взгляд, являлось крайне важным.
Именно поэтому многие новеллы в законодательстве, в том числе и принятый в 1995 году Закон РФ от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», носили, как правило, «рамочный» характер и порождали лишь правовую основу для разработки специальных нормативно-правовых актов.
Вследствие этого было принято множество различных подзаконных актов, как на федеральном, так и на региональном уровне, которые систематически подвергались инфляции в виде изменений и дополнений, нередко противоречили друг другу, что в свою очередь, лишь осложняло предпринимательскую деятельность. Все это, в конечном итоге, привело к ухудшению ситуации с развитием малого бизнеса по отдельным показателям.
В 2003 году глава государства впервые обратил внимание на проблемы, связанные с развитием малого предпринимательства в стране. Перед органами государственной власти была поставлена задача не только по оказанию малому и среднему бизнесу всеобъемлющей поддержки, но и по ограничению вмешательства государственных органов в экономическую деятельность субъектов предпринимательства. Конкретные решения такой задачи нашли отражение в Указе Президента РФ от 23.07.2003 № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах». Вместе с тем, необходимо констатировать, что перечисленные в указе меры, к сожалению, так и остались нереализованными.
Анфиногенов В. А.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Позже был принят Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В нем достаточно четко регламентировались формы и виды государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также уровень этой поддержки. Однако по сути, закрепленные в законе меры напрямую зависели от финансово-экономических возможностей региона либо муниципального образования, что в свою очередь, закономерно делало решение задачи по развитию малого бизнеса весьма проблематичной.
Более того, учитывая, что большинство субъектов РФ являются дотационными, не говоря уже о бюджетных возможностях муниципальных образований, принятые в субъектах специальные законы и региональные программы по поддержке малого и среднего бизнеса, также оказались нежизнеспособными.
Негативно на развитии малого предпринимательства отразилось и чрезмерное административное давление, в частности, Указ Президента РФ от 15.05.2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», что в свою очередь привело не к увеличению, а, наоборот, к сокращению числа малых предприятий и численности занятых на них работников.
Вместе с тем, несмотря на различные сложности, в 2014 году все-таки были намечены и реализованы определенные мероприятия, направленные на изменение внутреннего экономического курса и делового климата в стране, а именно: налоговые каникулы, амнистия капиталов, надзорные каникулы и т.д. [2]. А уже в 2016 году была утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года.
В этой связи, ситуация с малым бизнесом в стране несколько улучшилась. Однако, в силу различных причин, в частности, нестабильности экономической политики, снижения покупательской способности и т.п., развитие малого предпринимательства, по оценкам специалистов, все еще затруднено. В целях изменения сложившейся ситуации, на наш взгляд, приоритетным направлением должна стать ориентация органов власти всех уровней на поддержку частной инициативы, ибо, совершенно очевидно, что решение данных проблем невозможно без оказания реальной помощи тем, кто занимается или только собирается заняться предпринимательством. Безусловно, такая помощь, заключающаяся в обучении и повышении профессиональной, правовой грамотности начинающих предпринимателей, должна оказываться на безвозмездной основе.
Наряду с этим, решение задачи по увеличению темпов развития малого бизнеса невозможно и без воспитания у российских предпринимателей социальной ответственности. Отсутствие у них такой ответственности весьма наглядно продемонстрировали трагические события в Кемерово. Жажда наживы зачастую обусловливает нарушение предпринимателями правовых и нравственных норм. В то время как рынок и реализация норм о свободе частной собственности и предпринимательства предполагают, в первую очередь, социальное поведение граждан или объединений не только по осуществлению ими прав, но и по выполнению ими обязанностей. К сожалению до сих пор значительная
часть предпринимателей, усвоивших еще в начале 90-х годов прошлого века абстрактную формулу о том, что в экономической области каждый сам за себя, не чувствует своей социальной ответственности перед обществом.
Наряду с этим, необходимо проведение работы по дальнейшему совершенствованию действующего законодательства, регулирующего вопросы предпринимательской деятельности. В этой связи, соотнесение законодательства о предпринимательской деятельности с современной конституционной моделью экономических отношений остается весьма актуальным.
По нашему мнению, только комплексное решение поставленных задач позволит преодолеть различные трудности на пути развития малого предпринимательства, обеспечить экономический рост и, в конечном итоге, изменить структуру национальной экономики.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 81,69 %.
Список литературы:
1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 1 марта 2018 года // Российская газета. 2 марта. 2018. № 7509.
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года // http: archive. Kremlin.ru
3. Воробьев Д.В. Проблемы формирования муниципальных бюджетов // Проблемы экономики и юридической практики. Вып. 2. - 2018. С. 102-104.
4. Товгазова З.А. Налоговые инструменты стимулирования инвестиций в экономику России // Проблемы экономики и юридической практики. Вып. 2. - 2018. С. 58-60.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Некоторые аспекты эффективности законодательного регулирования малого предпринимательства» В.А. Анфиногенова, кандидата юридических наук, старшего научного сотрудника НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России Тема рецензируемой статьи «Некоторые аспекты эффективности законодательного регулирования малого предпринимательства» является актуальной и своевременной в современных условиях.
Актуальность заявленной темы обусловлена достижением целей, обозначенных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года.
Автором в рецензируемой статье предпринята попытка проанализировать проблемы развития малого бизнеса в стране с позиций законодательного регулирования.
Статья «Некоторые аспекты эффективности законодательного регулирования малого предпринимательства» написана грамотно, изложена доступным для восприятия стилем, выдержана структурно.
Вывод: статья В.А. Анфиногенова «Некоторые аспекты эффективности законодательного регулирования малого предпринимательства» может быть опубликована в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки России.
Ведущий научный сотрудник
центра изучения проблем исполнения
уголовных наказаний и психологического
обеспечения профессиональной деятельности
сотрудников уголовно-исполнительной системы
ФКУ НИИ ФСИН России,
доктор экономических наук, профессор
М.Н. Козин