Научная статья на тему 'Отдельные аспекты экономической безопасности Российского государства в современных условиях'

Отдельные аспекты экономической безопасности Российского государства в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анфиногенов Василий Анатольевич

в данной статье рассмотрены отдельные вопросы обеспечения национальной экономической безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEPARATE ASPECTS OF ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN STATE IN MODERN CONDITIONS

In this article are considered certain issues of ensuring national economic security of the country.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты экономической безопасности Российского государства в современных условиях»

Анфиногенов В. А.

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

13.5. ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Анфиногенов Василий Анатольевич, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2 Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России

[email protected]

Аннотация: в данной статье рассмотрены отдельные вопросы обеспечения национальной экономической безопасности страны.

Ключевые слова: экономическая безопасность, реформирование, стратегическое развитие.

SEPARATE ASPECTS OF ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN STATE IN

MODERN CONDITIONS

Anfinogenov Vasily A., PhD in law, senior research associate of NITs-2 FKU Work place: Scientific Research Institute FSIN of Russia

01 vaang@mail. ru

Annotation: in this article are considered certain issues of ensuring national economic security of the country. Keywords: economic security, reform, strategic development.

Концептуальная и нормативно-правовая база системы обеспечения экономической безопасности за истекшие годы проделали значительную эволюцию. Главным достижением развития теоретической и концептуальной мысли является то, что экономическая безопасность восстановлена в своих правах и сегодня достаточно ясно разграничены две стратегии, хотя и взаимодополняемые, но все же самостоятельные - национальной и экономической безопасности [1]. Однако, вопрос о соответствии наших теоретических, концептуальных и политических представлений существу происходящих событий, характеру современной эпохи во многом остается открытым. Некоторые тренды весьма неплохо изучены и описаны, например, становление нового экономического миропорядка и возникновение новых системных проблем международной экономической безопасности.

Мир перемен несет с собой новые вызовы и угрозы:

- противоречия между старым однополярным миром и новым многополюсным миром с множественностью цивилиза-ционных и социально-экономических моделей развития; конфликты геополитических интересов, усиление борьбы за ресурсы и сферы влияния, конкурентоспособность в сферах высоких технологий, переходящие в санкционные и полномасштабные экономические войны [2];

- глобальный экономический кризис, сопровождающий процессы реформирования, его незавершенность, воздействие на внутренний экономический кризис в России;

- конкуренция между различными концепциями и моделями нарождающегося нового мирового экономического порядка, новой глобализации, видоизменения процессов интеграции;

- закат неолиберальной эпохи и высокая вероятность новой неоконсервативной революции в США и Европейском союзе; возможность иных альтернатив развития;

- позиционирование России в качестве глобального игрока и ядра происходящих глобальных процессов, соответствующая специфика вызовов и угроз в области экономического роста, структурных, социальных, управленческих реформ, системной социально-экономической модернизации (ее нового витка).

Бесспорно, без научного определения характера современной эпохи, места России в современном мире не обойтись. Это меняет конфигурацию всей системы национальных экономических интересов; вызовов, вариантов исторического выбора и, соответственно, спектра возможных ответов; потенциальных и реальных угроз, опасностей, рисков, возможных и фактических экономических ущербов. Соответствующим образом настраивается вся система мониторинга, анализа, прогноза, стратегического планирования и управления. Сегодня глубина и специфика кризисных процессов определяется не только действием циклических факторов и особенностями глобализации, но вступлением современного мира в переходную эпоху. Она связана с кризисом современного мирового экономического порядка, сложившейся закономерностью мировой валютной системы и мировых финансовых рынков, неолиберальной модели глобализации, присущей ее системы глобального доминирования США.

С одной стороны, на руинах бывшего мира социализма в государствах ЦВЕ, в новых постсоветских государствах закипают новые очаги национализма и шовинизма, оживают неонацистские настроения. С другой стороны, постепенно приобретают вполне определенные очертания новые, реанимирующие взаимные политические и экономические притязания, территориальные претензии, культивирующие идеи национальной исключительности, и даже расовой нетерпимости. Радикальный политический ислам генерирует собственные имперские идеи: великого турана, новой османской империи, всемирного халифата. Эта ломка сопровождается вспышками международного терроризма, разрастанием мировой теневой экономики, наркоэкономики, международной организованной экономической преступности. Она не исключает и военных сценариев разрешения накопленных фундаментальных противоречий, что серьезно сказывается на всей системе вызовов и угроз. Эти характеристики стратегической перспективы и оперативной обстановки современной глобальной экономики целесообразно так или иначе отражать в системе политических и нормативно-правовых документах.

Проблемы экономики и юридической практики

4'2018

Определены причины и основные черты усиления турбулентности и неравномерности глобального развития, сформулированы ключевые вызовы в цивилизационно-культурной, геополитической, социально-экономи-ческой, экологической областях. Дана оценка экономической природы и последствий глобального экономического кризиса, обострения геополитической и экономической конкуренции и введения международных экономических санкций против Российской Федерации. Очень важно определить экономические основы происходящих перемен и лицо будущего, посткризисного мира. Многие исследователи считают, что сегодня, на базе развития цифровой экономики, происходит вызревание новой модели экономического роста. Собственно, возобновление и устойчивость экономического роста будет происходить на платформе и благодаря ресурсам и возможностям цифровой экономики. И именно за первенство (лидерство) в этой сфере и происходят главные конкурентные схватки между экономическими лидерами глобального развития.

Сегодня одна из главных, фундаментальных угроз для России состоит в том, чтобы опять не остаться в хвосте происходящих процессов, не попасть в зависимость от правил, в формировании которых мы не участвуем. Оборотная сторона этой угрозы - опять сбиться на путь эклектических заимствований чужих достижений и, соответственно, вынужденных действий по чужим правилам. Понимание существа происходящих в стране и мире процессов потребовало внести уточнения и серьезно обновить определение экономической безопасности как тесно взаимосвязанного комплекса проблем международной и национальной экономической безопасности, противоречий в системах глобальных, региональных и национальных интересов, вызовов, угроз и рисков, качественно меняющих подходы к системе обеспечительных мер.

Увязка системы обеспечения экономической безопасности и государственного стратегического планирования осуществляется через ее интеграцию в стратегическую капсулу регулирования экономики: стратегии социально-экономического развития, стратегии регионального развития, стратегии зон опережающего развития (арктическая зона РФ; промышленный Урал; Заполярный Урал; Сибирь; Дальний Восток); стратегии внешней политики и внешнеэкономической деятельности; экологической стратегии; стратегии национальной безопасности, стратегии экономической безопасности, собственно государственный стратегический план.

В 2017 году Президентом Российской Федерации В.В. Путиным были озвучены принципиально новые положения, определяющие тренды международной и национальной экономической безопасности. Прежде всего, международному сообществу была представлена альтернативная парадигма глобализации; новое видение модели экономического миропорядка и моделей интеграции и интеграционных союзов, мегапарт-нерств. В.В. Путин констатировал, что во многих странах переживает кризис концепция социального государства, сложившаяся в XX веке.

Сегодня она не только не способна обеспечить устойчивый рост благосостояния, но порой и удерживать его на прежнем уровне. Все более очевидны риски фрагментации глобального экономического и технологического пространства. Протекционизм становится нормой, а его скрытой формой являются односторонние нелегитимные ограничения, в том числе на поставку и распространение технологий. Идеи открытости, свободы торговли сегодня все чаще отвергаются, причем часто

теми, кто совсем недавно выступал их поборником. Дисбалансы в социально-экономическом развитии, кризис прежней модели глобализации ведут к негативным последствиям для отношений между государствами, для международной безопасности.

Вместе с тем, нищета, социальная неустроенность отдельных сообществ, колоссальный разрыв в уровне развития стран и регионов порождают питательную среду для международного терроризма, экстремизма, незаконной миграции. Справиться с этими вызовами, значит, преодолеть стагнацию, застой в глобальном экономическом развитии.

Таким образом, как альтернатива предлагается мегапроект Большой Евразии как действительно беспрецедентный циви-лизационный проект, устремленный в будущее, основанный на справедливости, равноправии, уважении национального суверенитета, на нормах международного права и незыблемых принципах Организации Объединенных Наций.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 86,79%.

Список литературы:

1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

2. Серба В.Я. Место и роль малого бизнеса в экономическом развитии государства // Материалы II Международной научно-практической конференции «Государственное управление и социально-культурная сфера в XXI веке: закономерности и особенности функционирования, традиции и инновации». Ред. Смирнова Л.И. / ГУМРФ - СПб., 2014. С. 153-157.

3. Дрегнин О.Е., Подколзина И.М. Значение бюджетно-финансовых фондов в обеспечении экономической безопасности // Проблемы экономики и юридической практики. Вып. 3. - 2018. С. 60-65.

4. Саморукова Г.В. Инфляция как зеркало Российской экономики // Проблемы экономики и юридической практики. Вып. 3. - 2018. С. 16-19.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Отдельные аспекты экономической безопасности Российского государства в современных условиях» В.А. Анфиногенова, кандидата юридических наук, старшего научного сотрудника НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России

Тема рецензируемой статьи «Отдельные аспекты экономической безопасности Российского государства в современных условиях» является актуальной и своевременной в настоящее время.

Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что сегодня одна из главных, фундаментальных угроз для России состоит в том, чтобы опять не остаться в хвосте происходящих процессов, не попасть в зависимость от правил, в формировании которых мы не участвуем.

Статья «Отдельные аспекты экономической безопасности Российского государства в современных условиях» написана грамотно, изложена доступным для восприятия стилем, выдержана структурно.

Вывод: статья В.А. Анфиногенова «Отдельные аспекты экономической безопасности Российского государства в современный условиях» может быть опубликована в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки России.

Ведущий научный сотрудник НИЦ-1

ФКУ НИИ ФСИН России

доктор экономических наук, профессор

М.Н. Козин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.