НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ Гафурова Н.М.1, Азизова А.Р.2
1Гафурова Нодира Мирхосиловна - исследователь, кафедра общей педагогики;
2Азизова Асаль Руслановна - студент, естественный факультет, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассмотрены вопросы информатизации образовательного процесса. Приведены некоторые формы и средства компьютерного обучения. А также результаты их эффективного применения. Ключевые слова: информационные технологии, интерактивные карты, видеофрагменты, компьютерные презентации, мотивация, познавательная деятельность, мышление, творческие способности, социально адаптированный человек.
Современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.
Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. Для того чтобы подготовить современный и интересный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами. Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации.
Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большому объему новой информации. А сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей расширяет возможности изучения содержания предмета.
Чтобы уроки были яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными, призванными направить внимание обучающихся не на изучение разрозненных географических фактов, объектов и явлений, а на овладение способами работы с географической информацией, на формирование собственной аргументированной позиции, учителям на своих уроках на всех этапах учебного процесса полезно использовать:
1. Интерактивные карты - позволяют сделать занятия в классе более эффективными и увлекательными. При работе с электронной картой можно: приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения; снимать часть обозначений, упрощая карту, делая ее более наглядной; делать рисунки; наносить надписи при помощи обычной или экранной клавиатуры. Ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. На некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовой материал.
2. Видеофрагменты - позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжеты о географических объектах и изучаемых явлениях с комментарием диктора.
| 73 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 6 (17). Том 1. 2017
3. Компьютерные презентации - представляют обучающимся в доступной, яркой, наглядной форме теоретический материал, термины, географические понятия, рисунки, фотографии, графики, схемы, диаграммы [1, с. 72-75].
Современные дети владеют компьютером лучше нас, поэтому я в своей работе стараюсь найти этому применение. Мои ученики выполняют творческие работы, используя возможности интернета, образовательных цифровых ресурсов.
Таким образом, применение информационных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и дает новые возможности для развития творческих способностей обучающихся. Позволяет:
- индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности обучающимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;
- реализовать межпредметные связи географии с другими учебными предметами;
- повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики и т.д.);
- развивать самостоятельность обучающихся путем выполнения заданий осознанно, а, не списывая с доски;
- повысить мотивацию к обучению;
- активизировать познавательную деятельность;
- развивать мышление и творческие способности;
- формировать активную жизненную позицию;
- оспитывать человека мира - человека, свободно ориентирующегося в море информации и многообразии стран [2. с. 336].
Современный педагог должен не только хорошо ориентироваться в мировом информационном пространстве, но и быть активным участником его разнообразных процессов. А воспитание социально адаптированного человека невозможно одними традиционными методами и приемами без всестороннего использования ИКТ.
Список литературы
1. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя
/ Педагогика, 1998. № 1. С. 72-75.
2. Вильямс Р., Маклин К. Компьютеры в школе. М: Прогресс, 1998. С. 336.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 6 (17). Том 1. 2017 | 74 |