Научная статья на тему 'Некоторые аспекты для организации и проведения комплекса коллективных творческих дел в духовно-нравственном воспитании подростков'

Некоторые аспекты для организации и проведения комплекса коллективных творческих дел в духовно-нравственном воспитании подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ / КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЛА / UPBRINGING / SPIRITUALITY AND MORALITY / COLLECTIVELY CREATIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дильдибекова Гульнара Айсаевна, Бекмаганбетова Гайнеш Кошековна

Рассмотрены некоторые аспекты духовно-нравственного воспитания школьников. Приведены примеры основных видов коллективно-творческих игр в духовно-нравственном воспитании и способы их применения в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дильдибекова Гульнара Айсаевна, Бекмаганбетова Гайнеш Кошековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the spiritual and moral education of schoolchildren are considered. Examples of the main types of collectively creative games in the spiritual and moral education and ways of their application in practical activities are given.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты для организации и проведения комплекса коллективных творческих дел в духовно-нравственном воспитании подростков»

16

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #8 (53), 2018

3.Ignatyeva G. A., EDUCATIONAL PROJECT AS A WAY OF IMPROVING STUDENTS' CREATIVE ACTIVITY/ Revista ERASO Vol.39 (25) 2018. p. 23.

4.Kobrina L. M., USAGE OF SIMULATION METHOD "EDUCATIONAL CORPORATION" IN PROFESSIONAL SCHOOLS/ Revista ERASO Vol.39 (25) 2018. p. 31

5.Vilkova A.V. concepts of competence and competences in the process of professional training of employees of ATS / A. V. Vilkova, E. V. Sukhareva // Global scientific potential №4(85). 2018, Pp. 8-10.

6.Vilkova A.V. Pedagogical conditions of rhetorical improvement in the learning process / A.V. Vilkova / / Vedomosti UIS № 7. 2018. P. 26-32

7.Vilkova A.V. Professional training of the personnel of the UIS: spiritual and moral education / A.V. Vilkova / / Criminal-Executive system: law, Economics, management. No. 4. 2018. P. 7-8

8. Vilkova A.V. Formation of professional competence of police officers in the process of vocational training/ A. V. Vilkova, E. V. Sukhareva // Prospects of science and education №4(103). 2018, Pp. 87-89.

9. Vilkova A.V. Trends in the development of the theory and practice of correction of juvenile convicts: monograph / A. V. Vilkova. - M., 2018. - 95 p.

10.A. V. Vilkova Psychological and pedagogical study and socio-psychological characteristics of the personality of juvenile convicts: monograph / A. V. Vilkova. - M., 2018. - 89 p.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСА КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ

Дильдибекова Гульнара Айсаевна, Бекмаганбетова Гайнеш Кошековна

старшие преподаватели ФАО «Национальный центр повышения квалификации «врлеу» ИПКПР по

Костанайской области. г.Костанай. Республика Казахстан.

АННОТАЦИЯ

Рассмотрены некоторые аспекты духовно-нравственного воспитания школьников. Приведены примеры основных видов коллективно-творческих игр в духовно-нравственном воспитании и способы их применения в практической деятельности.

ANNOTATION

Some aspects of the spiritual and moral education of schoolchildren are considered. Examples of the main types of collectively creative games in the spiritual and moral education and ways of their application in practical activities are given.

Ключевые слова: воспитание, духовность и нравственность, коллективно-творческие дела.

Key words: upbringing, spirituality and morality, collectively creative activities.

Педагогика занимает особое место среди гуманитарных наук, являясь наукой о воспитании человека. Рассмотрев ряд подходов к духовно-нравственному воспитанию, следует отметить сущностную характеристику «духовности» и «нравственности», связанных мотивационной сферой, внешние проявления это (нравственность) и внутреннее (духовность). Между духовностью и нравственностью существует, несомненно, существует глубокая связь. [2, с. 619-622.]

Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.

По словам учёного В. И. Павлова, духовно -нравственное воспитание личности направлено на формирования её:

- нравственных чувств - совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;

- нравственного облика - терпения, милосердия, кротости, незлобивости;

- нравственной позиции - способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;

- нравственного поведения - готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли [3, с. 26].

В настоящее время по всей России популярна методика КТД, которая позволяет организовать комплексное воспитание - не словесно, а в деятельности - конкретной коллективной, творческой, направленной на заботу о людях. Смысл методики коллективно-творческого воспитания - ребят с первого класса учат коллективному творчеству. Основное правило - «все творчески, иначе зачем». Основная форма - коллективные творческие дела. Основные задачи КТД: 1. Развитие у подростков гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. 2. Формирование потребностей в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира, к книге, учению, различным средствам само-образования.3. Воспитание таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность, любознательность, пытливость ума, творческое воображение, душевная щедрость. И

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (53), 2018 все это должно быть направлено на становление духовных потребностей, расширение культурного кругозора, интеллектуальное развитие.

Содержание КТД:

- определяется целями, которые ставит педагог, коллектив;

- учитывает возрастные особенности ребят;

- ориентировано на современные, актуальные проблемы [1, с 12].

В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие ее ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины [3, с. 23].

Особое значение при проведении КТД имеет эмоциональный настрой ребят. Этому способствует оформление, музыка, песни, освещение, сюрпризы. Позиция педагога во время проведения КТД может быть различной: от открытого руководства КТД до участия более опосредованного. Чем больше опыт ребят в проведении КТД, тем больше влияние педагога. В коллективных творческих делах происходит формирование гражданского самосознания, истинно гуманных чувств и убеждений, укрепление познавательной самостоятельности, развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу. Коллективные творческие дела - это, прежде всего, полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и, в то же время, их общая борьба за улучшение окружающей жизни. Суть каждого дела - забота о своем коллективе, друг друге, об окружающих людях, о далеких друзьях. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Существует множество примеров коллективно-творческих дел. Вот некоторые примеры из них.

Организаторские коллективно-творческие дела: «Звездный марш-поход» состоит из двух частей: 1. Движение нескольких коллективов по разным маршрутам - лучам (вот почему «Звездный марш-поход») к одному и тому же заранее намеченному месту, с выполнением различных заданий на старте, «заставах» и по ходу движения. 2. Встреча коллективов в центре «звезды» с линейкой, митингом и т.п. Марш-поход организуется в честь какого -либо героя, праздника, знаменательного события, подводит итоги коллективной работы, посвященной этому человеку или событию.

Эстафета дружбы. Игра на местности, проводимая с целью сплочения коллектива в увлекательном творческом деле. Участники игры делятся на 4-5команд. Каждая команда получает от ведущего (вожатого) задание: пройти по такому-то азимуту

или специальным знакам такое-то расстояние, найти в конце маршрута пакет, в котором хранятся предложения по подготовке сюрприза для коллектива. В предложениях указывается, каким должен быть характер сюрприза. Каждая команда готовит часть общего творческого дела, страницу живой газеты или устного журнала, экспонаты на выставку «Природа и фантазия» (с объяснением экскурсовода), куплет для коллективной песни на определенный мотив и т.д..Одна за другой собираются в установленном месте команды, которые под руководством ведущего по очереди выступают перед товарищами, передавая друг другу «Эстафету дружбы».

Познавательные коллективно -творческие дела. Литературно-художественные конкурсы. Это коллективные познавательные дела, развивающие творческие способности каждого участника и основанные на обмене знаниями, впечатлениями, интересами. Литературно-художественные конкурсы лучше всего строить как совместную деятельность друзей по микро коллективам, как заботу каждого -вместе с товарищами - о своем звене, о его успехе в соревнованиях. Вместе с тем, творческие работы

- сказки, рассказы, рисунки и др., созданные в ходе конкурса, - должны рассматриваться всеми участниками как общее достояние, интересное и поучительное как своими достоинствами, так и недостатками, должны использоваться на радость окружающим людям. Примерные виды литературно-художественных конкурсов:

- конкурс между звеньями на лучшую сказку на одну и ту же тему, выбранную сообща всеми участниками, или на различные темы;

- конкурс на лучший рассказ или сказку в картинках (с подписями) на

общую или свободную тему;

- конкурс на лучший коллективный рисунок на общую или свободную тему;

- конкурс на лучшую подпись под рисунком или серией рисунков;

- конкурс на лучшую подпись под фотоснимками или серией фотоснимков.

Темы и содержание литературно-художественных работ могут быть самыми различными и определяются познавательными интересами участников, событиями общественно-политической жизни и т.д. Завершить конкурс лучше всего смотром-«за-щитой» всех выставленных работ, а затем коллективно обсудить их достоинства и недостатки и вести коллективный поиск возможных путей устранения этих недостатков.

Трудовые коллективно-творческие дела. Подарок друзьям - гайдаровский сюрприз. Коллективный подарок может быть послан как отдельным людям, например, ветеранам труда, Отечественной войны и труда, их семьям, так и целым коллективам

- детскому саду, школе, строителям, воинам, морякам и т.д. Операция «Подарок друзьям» может проводиться как для хорошо знакомых («для старых друзей»), так и для тех, о ком участники операции узнали что-либо важное, например, из газеты. В качестве подарка могут быть подготовлены игрушки,

рисунки, фотографии, макеты и модели, коллекции, сочиненная ребятами пьеса, может быть коллективное написание письма. Обязательно проводится смотр (защита) и обсуждение подарков.

Гайдаровская атака - трудовая операция, имеющая своей целью быстрое исправление в окружающей жизни тех недостатков, которые можно устранить своими силами - силами коллектива и его друзей. Такие «атаки» совершаются в короткий срок (в течение одного или нескольких часов). Примеры гайдаровских атак: уборка территории; поливка деревьев, цветов; уборка общественных зданий (холлов, вестибюлей).

Спортивные коллективно-творческие дела. Весёлая спартакиада - несколько коротких спортивных состязаний, объединенных в форме творческой игры. Веселая спартакиада - хорошее средство повышения тонуса жизни коллектива, сплочения мальчиков и девочек, ребят и взрослых. Любая веселая спартакиада отличается характером каждого вида состязаний, может включать элементы эксцентрики, должна использовать возможности, которые предоставляют условия данного времени года.

В практике используются также не только отдельные коллективные творческие дела, но и дела, которые рассчитаны на длительный период времени. Можно использовать следующие КТД, которые проводятся как длительная комплексная коллективная игра.

День вежливости

Спор-клуб «Что? Где? Когда?». В вопросах обыгрываются различные ситуации с заведомыми ошибками: ситуации, касающиеся культуры поведения, правил хорошего тона и т.д..

Эстафета любимых занятий

Эстафета любимых занятий - обозрение, во время которого каждый из членов коллектива по очереди знакомит остальных со своим любимым занятием, рассказывает о том, как он увлекся этим делом, о своих поисках, удачах и неудачах, о своих планах, показывает свои материалы, отвечает на вопросы, дает советы товарищам. В числе любимых занятий, с которыми члены коллектива знакомят друг друга, могут быть рисование и лепка, вышивание, коллекционирование, выпиливание, выжигание по дереву, моделирование, чтение книг, чтение

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #8 (53), 2018 и сочинение стихов, рассказывание интересных историй, выращивание цветов и других растений, уход за домашними животными, фотографирование, занятие тем или иным видом спорта и т.д.

Методика КТД идет лучше там, где педагоги подхватывают инициативу школьников и становятся с ними в один ряд - по борьбе за знания, за укрепление школы, жизни вокруг. Каждое коллективное творческое дело - это проявление практической заботы об улучшении общей жизни, иначе говоря, - это система практических действий на общую радость и пользу. Рассмотрев ряд подходов к духовно-нравственному воспитанию, следует отметить сущностную характеристику «духовности» и «нравственности», связанных мотивационной сферой, внешние проявления это (нравственность) и внутреннее (духовность). Между духовностью и нравственностью существует, несомненно, существует глубокая связь. [2, с. 619-622.].

Выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский подразумевали под воспитанием сердца: выбор правильного направления развития личности; воспитание чуткости ко всему святому, воли к совершенству; радости любви и вкуса к доброте [4, с. 28].

Список литературы:

1. Александрова, А. В. Проблема измерения результативности духовно-нравственного развития и воспитания личности в условиях изменяющегося общества / А. В. Александрова // Воспитание в изменяющемся мире: материалы первой международной научно-практической конференции (Омск, 30 января 2015г.) / Сост. С. Г. Чухин. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. - С. 23-27.

2. Губанова, Е. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России / Е. В. Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 8-14.

3. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: «Просвещение», 2009. - 24 с.

4. Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И. П. Иванов. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Замашнюк Елена Вадимовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры тифлопедагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ. В статье представлен новый взгляд на проблему дифференциации обучения детей с нарушениями зрения в условиях общего образования. Формулируются цели и принципы дифференциации обучения. Раскрываются пути решения проблем инклюзивного образования обучающихся с нарушениями зрения, способы дифференциации заданий на уроках. Представлены примеры адаптации содержания обучения детей с нарушениями зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.