Научная статья на тему 'Проектная деятельность как средство духовно-нравственного развития личности младшего школьника'

Проектная деятельность как средство духовно-нравственного развития личности младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1924
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / PROJECT ACTIVITIES / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY OF JUNIOR SCHOOLBOY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чупаха Ирина Валентиновна, Мозговая Екатерина Александровна

Статья раскрывает значение проектной деятельности в духовно-нравственном развитии младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС НОО; особенности организации проектной деятельности с учащимися второго класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чупаха Ирина Валентиновна, Мозговая Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the importance of the project activities in the spiritual and moral development of younger pupils in accordance with the requirements of education standards; features of organization of project activities with the students of the second class.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как средство духовно-нравственного развития личности младшего школьника»

УДК 37.01

Чупаха Ирина Валентиновна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»

355029, Ставрополь, Ленина, 417А e-mail: irina-chupakha@rambler. ru

Мозговая Екатерина Александровна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ№ 43 имени героя В.Д. Нужного г. Ставрополя e-mail: [email protected]

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНИКА

Irina V. Chupaha

Ph.D., Associate Professor of Chair of Preschool and Primary Education

SEI IN «Stavropol State Pedagogical Institute» 417A, Lenina, 355029, Stavropol, Russia e-mail: [email protected]

Ekaterina A. Mozgovaya

Primary School Teacher

MBOU SOSH No. 43 named after the hero V.D. The city of Stavropol e-mail: [email protected]

PROJECT ACTIVITIES AS A MEANS OF SPIRITUALLY-MORAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY OF JUNIOR SCHOOLBOY

Аннотация. Статья раскрывает значение проектной деятельности в духовно-нравственном развитии младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС НОО; особенности организации проектной деятельности с учащимися второго класса.

Ключевые слова: проектная деятельность, духовно-нравственное развитие, младший школьник, развитие личности младшего школьника.

© Чупаха И.В., Мозговая Е.А., 2017

Abstract. The article reveals the importance of the project activities in the spiritual and moral development of younger pupils in accordance with the requirements of education standards; features of organization of project activities with the students of the second class.

Key words: project activities, spiritual and moral development, Junior schoolchildren, the development of personality of Junior schoolboy.

Наша работа выгодно отличается практической значимостью, так как являет собой описание совершенной деятельности. Заявленная тема явила себя не искусственно, вымышленным образом, актуальность проблемы вытекает из самого духовно-нравственного состояния нашего общества, оказавшегося в непростой ситуации.

В результате смены политических режимов предыдущего столетия утратились ориентиры как нравственные, так и духовные. Когда произошла смена имперского режима на советский, были уничтожены ориентиры святости, которые являлись образцом, целями воспитания и образования российского общества: люби и защищай Отечество и веру, как св. князь Владимир Киевский, умей хранить мир и познавать новое как св. преподобный Сергий Радонежский, люби ближнего и совершенствуй себя, как св. преподобный Серафим Саровский и т.д.

Молодая власть предложила новые ориентиры советской героики как образцы воспитания советского человека, и эта героика во многом сохранила черты святости: защищай власть и Отечество, как Василий Чапаев, будь самоотверженным, как Павел Корчагин, будь жертвенным, как Зоя Космодемьянская, мужественным, как Алексей Мересьев и т.д. И те и другие образы объединяло желание сместить доминанту с себя на другого, иметь смыслом своей жизни созидание не своего личного успеха, а ощущение полноты счастья от успеха ближнего и процветания Отечества.

На смену советскому режиму пришел демократический и, объявив людей свободными, в первую очередь освободил их от подчинения голосу совести, разрушив нравственный ориентир воспитания советской героики, взамен не принес ничего в качестве образца для воспитания нравственно ориентированной позиции молодого поколения. Образовалась брешь в таком важном для ценностной структуры личности элементе, как пример для подражания в формировании духовно-нравственно развитой личности.

С плодами данного упущения столкнулись уже на рубеже 1990-2000-х гг., когда черту взрослости перешагнуло поколение молодых людей, воспитанное без духовно-нравственных ориентиров, оставив след в истории в виде культурных продуктов собственного производства: в кинематографе появились романтические образы прекрасных душой глав бандформирований; в литературе сразу появилось много авторов, которые прямо «с забора перешли чертать на бумагу», сохранив, однако, технику письма и заборную лексику;

в живописи, когда стало стыдно заходить в выставочные залы с экспозициями модных художников.

Ну и конечно, плоды в коммуникативно-социопедагогической области не заставили себя ждать. Оставшись без целей воспитания и образования, педагогика щедро разродилась бесцелевыми, неглубоко думающими, но способными выживать ценой всех уступок совести «воспитанниками-потребителями» с соответствующими потребностями, и на эти потребности оказалась весьма отзывчивой сфера быта, неустанно удовлетворяющая широкий спектр потребительских интересов.

Скоро стало очевидным, что грозит катастрофа личности, семьи, творческой деятельности человека, направленной на совершенствование самого себя и окружающего мира. Нетрудно было определить причину данной ситуации и для изменения вектора ее развития вернуть ценностные ориентиры духовно-нравственного развития в воспитательно-образовательный процесс обучающихся всех уровней системы образования нашей страны. Изменившиеся цели в воспитании и образовании обозначили задачи, результатом решения которых стали нормативные документы, согласно которым должен осуществляться образовательный процесс одухотворения и воспитания нравственности общества.

Основными документами, определяющими парадигму, принципы и содержание российского образования, являются «Фундаментальное ядро содержания общего образования» и «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Первый определяет содержание образования и раскрывает понятие «универсальные учебные действия». Концепция определяет цели образования, обозначив современный образ, к которому стремится образование - «это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ» [1; 3].

Образование личности с такой ценностной системой предлагается реализовывать через духовно-нравственное воспитание личности гражданина России, которое в Концепции трактуется как «педагогически ориентированный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию» [1].

Названные нормативные акты являют собой основу ФГОС РФ всех уровней образования (дошкольного, начального, общего, высшего).

В общих положениях ФГОС НОО заявлено, что стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества через овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России с использованием различных форм образовательной деятельности учащихся.

Стандарт реализует концепцию образования младших школьников в рамках системно-деятельностного подхода, что говорит о приоритете поисковой деятельности ребенка, когда педагог-наставник направляет ребенка на открытие нового знания, сопровождает его деятельность.

Педагог же, согласуя свою деятельность с требованиями стандарта, должен использовать «разнообразие организационных форм, обеспечивающих рост творческого потенциала и познавательных мотивов», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций. Цели, идеалы, содержание образовательного процесса, определенные стандартом, открывают перед учителем обширное поле деятельности, при инициативном подходе готовое удовлетворить любое искание.

Решение задач духовно-нравственного воспитания и образования младших школьников, формирование иерархии ценностей невозможно без использования технологий развивающего обучения.

Метод проектов появился не вчера, а в двадцатых годах девятнадцатого столетия в США, во время развития гуманистических идей в образовании. Его впервые описал в своих работах американский педагог и психолог Дж. Дьюи. Идеи проектной педагогики получили свое развитие в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса, которые трактуют понятие проект, как «есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» [Цит. по: 2].

Исследованием этой технологии занимались и наши соотечественники. Одновременно с американскими коллегами практиковала проектный метод группа педагогов во главе с С.Т. Шацким, но технология не встретила отклика у советских педагогов. Она возвращается в Советский Союз в 80-х гг. прошлого столетия вместе с широким использованием ИКТ и на данный момент оказывается одной из ценнейших среди инновационных технологий в реализации обучения младших школьников в рамках ФГОС НОО.

Нами метод проектов рассматривается как система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения, постоянно усложняющихся заданий. Данный метод всегда предполагает решение какой-либо проблемы.

Проектная технология успешно была применена нами для реализации задач духовно-нравственного воспитания обучающихся 2 «в» класса МБОУ СОШ № 43 имени героя В.Д. Нужного г. Ставрополя.

Во 2 «в» классе обучается 29 человек, из них - 15 мальчиков и 14 девочек, дети в соотношении 70 % воспитываются в полных семьях. Семья в становлении ценностной системы ребенка играет ведущую роль. Естественно, 29 характеров с различными морально-этическими установками не могут сразу сродниться и стать единым целым с общими ценностными ориентациями. Именно в направлении духовно-нравственного роста каждого ребенка и всего коллектива в целом ведется в классе воспитательно-образовательная работа с интенсивным использованием проектного метода обучения, направленного на

формирование у детей таких качеств, как милосердие, миротворчество, доброта, жертвенность и других необходимых составляющих полноценной личности.

Проектная деятельность хороша еще тем, что предполагает активное участие всех членов образовательного процесса: и обучающихся, и его семей, и учителей. Путем решения поставленных задач всеми участниками проекта происходит формирование тех нравственных качеств, которые выступают наивысшей ценностью человеческого общества (доброта, гуманизм, честность, взаимопомощь и др.). Таким образом, происходит совершенствование иерархичной структуры ценностей и обогащение внутреннего мира всех трех субъектов, вовлеченных в проектную работу.

С начала учебного года нами было разработано и реализовано два крупных проекта, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания школьников: «Новогодние чудеса» и «Один за всех и все за одного!».

Целью проектной работы «Новогодние чудеса» было изучить проблемные моменты «детства» планеты Земля в сравнении конкретных социальных условий проживания детей, как в нашем государстве, так и в других странах. Это была теоретическая цель, практической же целью было формирование ценностного отношения у детей к окружающей действительности. С ориентацией на возраст обучающихся были поставлены задачи:

- познакомиться с жизнью детей в разных государствах и ответить на вопрос что может пожелать ребенок в Новый год;

- познакомиться с традицией празднования Нового года и Рождества Христова в России. Изучить художественную литературу, повествующую о данных праздниках;

- познакомиться с традицией празднования Нового года и Рождества Христова в различных странах: у славянских, восточных народов, в западноевропейских государствах;

- обобщить материал, сделать выводы, написать письмо детям мира с новогодними пожеланиями.

Проектная работа началась в ноябре, в преддверии новогодних праздников. Естественно, было много приятных волнений от ожидания праздничных подарков. Переживаниями дети делились, и с детских ожиданий чуда началась наша деятельность.

На первом этапе, озвучив собственные желания и проведя анализ, дети убедились, что все желания касаются предметов развлекательно-игровой сферы, им думалось, что примерно таковы желания всех детей мира. Мнение школьников изменилось, когда они ознакомились через ряд слайдов с социальными условиями детей как нашего государства, так некоторых стран мира. Ученикам была предоставлена информация о том, что в большинстве своем дети живут счастливо, но также было показано, что не во всех странах

планеты и не во всей нашей стране - мир и благоденствие. После было предложено сделать выводы, что может пожелать ребенок в любой точке нашей планеты, чтобы быть счастливым. Опрос показал, что ученики второго класса считают общими компонентами для счастливой жизни всех детей на планете следующие ценности: солнце, семью, жизнь, мир, воду и пищу, дом, образование, общение, игру, веселье, друзей праздники и наличие одежды.

На втором этапе дети изучали историю и традицию празднования Нового года и Рождества в России, для чего использовались дидактические материалы - презентация «Новый год и Рождество Христово в России», а также литературные произведения, освещающие эмоциональную атмосферу праздников: А. Гайдара «Чук и Гек» и М. Пришвина «Сочельник». После ученики в форме круглого стола анализировали историю появления праздников, сравнивали традиции празднования, выясняли, какие чувства вызывают эти праздники в душе, какие чаяния они вызывают в сердце человека, что человек понимает под словом «чудо» и какие чудеса способны сделать человека лучше, а мир прекраснее.

На третьем этапе праздник приобрел «мировой масштаб». Ученики данного класса во время фронтальной работы обычно занимаются, разместившись за партами по двое. Парты образуют три ряда, по пять парт в каждом. Итак, каждый ряд занимался изучением своей группы стран: первый ряд работал со славянскими странами, второй - с восточными, третий ряд - с западными странами и США. Далее, объединившись в свою очередь в малую группу по двое, работали с одним государством, но один участник изучал традицию празднования Нового года, а другой - Рождества Христова. Эта работа включала в себя участие семьи и была домашним заданием для каждого участника проекта: согласно индивидуальному заданию, следовало подготовить сообщение на 2-3 минуты (+ 2-3 слайда, если возможно) по плану:

1. Дата празднования

2. Традиционная особенность празднования в данном государстве

3. Как участвуют дети в празднике в данном государстве.

4. Изготовить необходимый атрибут для празднования в данном государстве.

5. Нарисовать рисунок праздника. Задания должно иметь сроки выполнения.

Во время третьего этапа происходит сбор и анализ информации; во время этой работы, требующей времени, необходимо предотвратить снижение внимания учеников и предложить им разнообразную интересную деятельность: 1) опираясь на полученные знания, написать письмо детям мира с кратким рассказом о себе, своей школе, а также с вопросами адресату и пожеланиями. Эти письма будут материалом для составления коллективного письма от имени всего класса; 2) вместе с детьми изготовить макеты флагов государств (заготовки делает учитель) для украшения парт во время защиты проекта.

На четвертом этапе синтезируется вся собранная детьми информация.

Делаются выводы о том, что из желаемого людьми всего мира мы можем назвать ценностью, без которой мир теряет свою красоту, а человек теряет красоту своей души. Составляется «картина внутренней красоты человеческого сердца» с включением иерархии человеческим ценностей. Детьми усваивается понятие общечеловеческих ценностей. Монтируется единая презентация, в это же время пишется письмо детям планеты.

На последнем этапе происходит защита проекта в форме открытого урока в виде кругосветного путешествия: ребята в парах представляют традиции празднования Нового года и Рождества Христова в «их» государстве, рассказывают о том, как в празднике участвуют дети, и предполагают, об исполнении каких желаний мечтают местные жители.

Проведение исследования расширило знания обучающихся об окружающем мире, русском языке, литературном чтении, технологии и изобразительном искусстве. Школьники, изучая традиции празднования Нового года и Рождества в разных странах мира, открывали для себя, как дети участвуют в этих праздниках, и в зависимости от традиций, от социально-политической жизни данной страны исполнения каких желаний они могут ждать. Вот к каким выводам мы пришли. Во всем мире празднуется Новый год: Рождество Христово празднуют все славяне и жители Запада, на Востоке же Рождество не отмечает Китай.

Занимаясь данной работой, ученики убедились в единстве потребностей всех детей для счастливой жизни; увидели, что это - жизнь и здоровье, солнце и мир, семья и дом, общение и образование, друзья и игра, праздники и атмосфера добра. Открытие этого знания даст чувство общности со всем миром, воспитает ценность детства, схожесть личных желаний с общими, породит толерантное отношение к представителям других народов. А пожелание счастья другому ребенку будет способствовать смене доминанты «с себя» на доминанту «на другого», что в свою очередь помешает появиться эгоизму, желанию устроить личный успех за счет потери успеха ближнего. Появится понимание, что человек рожден быть счастливым, и счастье это возможно при достижении правильных целей и добрых желаний.

Также в рамках исследования своих новогодних желаний дети убедились в единстве потребностей всех детей для счастливой жизни. Истины мира, добра, уважения к друг другу вечны, в сравнении с таким ложным понятиям счастья, которое заключается в покупке дорогой игрушки или посещении модного развлекательного центра

Вторую нашу работу можно смело назвать классическим проектом: проблема, цели были обозначены детьми - в моменты возникновения трудностей с установлением дружеских отношений в коллективе, удалось сделать вывод, что причиной данной ситуации является отсутствие у учащихся конкретных представлений о дружбе и о том, как надо дружить; отсутствие представлений нормальных человеческих отношений без элементов агрессии.

Теоретическая задача проекта была направлена на формирование у детей ценностного отношения к дружбе, практическая составляющая предполагала созидание дружеских отношений в классе. Педагогическая проблема выразилась в усвоении учащимися второго класса основного свойства дружбы

- «жертвенности», умения терпеть недостатки человека и не проявлять агрессии; умения отдавать, а не желания брать; умения делиться. Для ответов на вопросы, как обрести эти качества, был организован проект «Один за всех и все за одного!», который решал следующие задачи:

- изучить понятия «дружба» и «дружить»;

- изучить свойства дружбы через анализ пословиц, литературных произведений и произведений живописи, выясняя, какими качествами должны обладать друзья;

- сформировать у детей устойчивое представление о необходимости и ценности дружбы и настоящих друзей в жизни;

- выявить закономерности дружбы и на их основе составить кодекс законов дружбы;

- защитить проекта в форме организации «музея дружбы».

Работа над проектом включала в себя несколько этапов: на первом ребята изучали понятие «дружба»: как «бриллиантовые грани» открывались детям удивительные стороны человеческих отношений, вместившихся в одном слове

- дружба. На этом этапе дети пытались выявить красоту дружеских отношений, пытались дать собственные определения данному понятию.

На втором этапе, уже имея теоретическую базу знаний, они были готовы проанализировать нравственные качества человека, выявить полезные для дружбы. Здесь ребятам пришлось «заглянуть в свое сердце» и сделать вывод, насколько сам ребенок готов для крепкой дружбы, провести рефлексию и самооценку своих поступков. Плодом этого этапа стало проектирование «дерева дружбы», покрытого «листочками» - качествами друзей и «плодами» -рецептами как сохранить дружбу надолго.

На третьем этапе ребята, рассказывая о своих друзьях, «рисуя свою дружбу», подвергали анализу дружеские отношения, как свои, так и примеры таких отношений в произведениях мировой художественной культуры, что позволило ученикам самостоятельно выявить закономерности дружеских отношений, при соблюдении которых друзьями дружба сохраняется крепкой. Оказалось, что не бывает настоящей дружбы без жертвенности, способности делиться, отдавать, благодарить, без готовности становиться лучше, эти человеческие качества стали основой кодекса дружбы, созданного ребятами.

Заключительным этапом работы стала презентация проекта в форме «музея дружбы», на экскурсию «в залы» музея ребята пригласили гостей, родителей и, проходя по виртуальным залам, представляли свою работу в замечательной атмосфере игры и праздника, завершив экскурсию угощением гостей в «кафе дружбы».

Таким образом, участие в проектной работе позволило учащимся увидеть необходимость быть в первую очередь хорошим другом, сместив доминанту с себя на товарища как основу крепкой дружбы; обучающиеся смогли сделать вывод, что доброе отношение непременно посеет желание друга в ответ творить добро, как сказал древний учитель: «Носите тяготы друг друга, и только так исполните нравственное предназначение человека!». Исполнять этот закон - воспитывать в учениках такие качества, как духовность, нравственность, призывает в наше время учителей объективная реальность развития общества.

Человек многосоставен, сложен и его важнейшие составляющие -нравственность и духовность без вос-ПИТАНИЯ, без правильной духовной и нравственной пищи погибнут. Когда учитель не боится касаться такой тайной сферы человека, он должен четко определить, какие качества и как он будет формировать, воспитывать, «вскармливать» своих подопечных, что будет произрастать в душе ребенка после его воздействий. Что он понимает под нравственностью и под духовностью? Не смешивает ли он эти сферы в одно понятие? В нашей работе под воспитанием духовности мы понимали воспитание сферы мыслей, чувств, желаний, рождающихся в душе ребенка, а под воспитанием нравственности - воспитание и образование поведенческой сферы, сферы формирования поступков.

Упор на сферу нравственности без внимания сферы духовности порождает благовидные поступки, под которыми скрывается меркантильность, лицемерие, зависть и другие пороки, которые вполне комфортно уживаются под маской добра. Как можно выручить друга и восхищаться собственной отвагой; угостить товарища, но иметь целью получить в ответ больше; сказать доброе слово человеку и недобро мыслить об этом человеке?

Упор на сферу духовности без равного внимания к сфере нравственности может дать результат, когда человек питает добрые чувства, но боится или не умеет их проявить. Тогда мы увидим любовь под прикрытием жеманства, доброту и нежность под защитой нахмуренных бровей, скромность - под нарочитой хамоватостью, и только в равной заботе эти сферы принесут добрый плод союза доброго поступка и доброго желания.

Список литературы

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2009. - (Стандарты второго поколения).

2. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005.

3. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 48 с. -(Стандарты второго поколения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.