Т.М. Занина,
кандидат юридических наук, профессор
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ НА РЕЖИМНЫХ
ОБЪЕКТАХ
SOME ASPECTS OF ADMINISTRATIVE LEGAL REGULATION OF INFORMATION SECURITY ON REGIME OBJECTS
В статье рассматриваются понятие режимного объекта, типы угроз, которые могут существенно вывести его из нормального функционирования. Обозначены факторы негативного характера в сфере защиты информации, а также выделены основные направления организационной защиты информации и принципы построения ее защиты.
The article deals with the concept of a regime object, types of threats, which can significantly remove a regime object from normal operation. Factors of a negative nature in the field of information protection are identified, as well as the main directions of organizational protection of information and the principles of building an organizational information protection system.
В Законе Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» [1] (далее Закон РФ № 5485-1), а именно в статье 2, закреплено понятие «государственная тайна» — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Также в данном законе раскрывается понятие «перечень сведений, составляющих государственную тайну» как совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством. Исходя из вышеуказанных дефиниций, законодатель в статье 5 разъясняет, какие сведения составляют государственную тайну,
классифицируя их по различным областям деятельности Российской Федерации. Анализируя данную статью, можно сделать вывод, что к одному из видов сведений в военной области, составляющих государственную тайну, законодатель относит сведения о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов. Стоит отметить, что в Законе РФ № 5485-1 отсутствует разъяснение понятия режимных и особо важных объектов. Данное понятие закреплено в Указе Президента РФ от 24 января 1998 г. № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» [2], в соответствии с которым режимные объекты — военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, для функционирования
которых установлены дополнительные меры безопасности.
В России существует множество объектов, относящихся к категории режимных. Наиболее важные из них — государственные учреждения с ограничением доступа, объекты силовых структур, охраняющих государственную тайну, опасные промышленные объекты, в том числе объекты транспорта, топливно-энергетического комплекса и использования атомной энергии. Таким объектом может быть и научно-исследовательский институт, и учреждение спецсвязи, и завод. Полный список подобных объектов не будет в общем доступе для населения, так как в каждом государстве есть важные государственные заводы, места, требующие повышенных мер безопасности и режима секретности по разным причинам, в том числе и для обеспечения защиты граждан от угроз различного характера в результате нападения на режимный объект. Обеспечение защиты таких объектов является важным приоритетом общественной и национальной безопасности.
По мнению С. М. Вишнякова, можно выделить 2 типа угроз: террористического и криминального характера, которые могут существенно вывести из нормального функционирования режимный объект, а также подвергнуть опасности граждан.
По мнению В. И. Лазоркина, предметом защиты режимного объекта является жизнь или здоровье сотрудников силовых структур, работников предприятий, граждан, обеспечение должного режима функционирования объекта, в особенности, если он выполняет главные социальные функции и может оказаться источником чрезвычайных ситуаций различного характера, а также обеспечение сохранности имущества на объекте, в том числе и информации, так как она содержит сведения, составляющие государственную тайну, и подлежит защите [3]. В связи с тем что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, каждый режимный объект подлежит контролю со стороны органов внутренних дел.
Так, например, на территории Воронежской области действует Межмуниципальный отдел МВД России на режимных и особо важных объектах ГУ МВД России по Воронежской области, где на каждом вверенном режимном объекте — оборонно-промышленном предприятии данного отдела работает (старший) участковый уполномоченный полиции как на административном участке по общим правилам, в полном объеме в соответствии с разделом 2 Наставления по организации деятельности участковых уполномочен-
ных полиции, но с повышенной ответственностью, так как в приказе МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» [4] отсутствуют отдельные положения, регламентирующие работу участкового уполномоченного полиции на режимном объекте.
В соответствии с ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [5] обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен, в том числе и на режимном объекте. Главным пробелом является то, что в данном законе закреплены общие положения. По нашему мнению, следует внести в него поправки, а именно указать особенности осуществления защиты информации, исходя из сведений различных областей, составляющих государственную тайну.
Для административной деятельности на режимных объектах в сфере защиты информации ограниченного доступа характерны следующие факторы негативного характера:
1. Правовое регулирование этой деятельности осуществляется обычно ведомственными нормативными актами, так как действующие законодательные акты носят в большинстве своем отсылочный характер.
2. Система ведомственного нормативного правового обеспечения недостаточно развита, что в дальнейшем приводит к противоречивости норм, а негативным последствием является нарушение правил оборота информации.
3. Сотрудник органов внутренних дел на режимном объекте может являться субъектом разглашения информации.
Система мер по защите информации должна строиться исходя из тех условий и факторов, которые определяются состоянием устремленности разведок противника. Это правило действует как на государственном уровне, так и на уровне конкретного режимного объекта. В нормативной и научной литературе используются два примерно равнозначных определения организационной защиты информации. Организационная защита информации представляет собой составную часть системы защиты информации, определяющую и вырабатывающую порядок и правила функционирования объектов защиты и деятельности должностных лиц в целях обеспечения защиты информации. Организационная защита информации на предприятии — регламентация производственной деятельности и взаимоотношений субъектов (сотрудников предприятия) на нормативно-правовой основе, исключающая или
ослабляющая нанесение ущерба данному предприятию. Первое из приведенных определений в большей степени показывает сущность организационной защиты информации. Второе — раскрывает ее структуру на уровне предприятия. Вместе с тем оба определения подчеркивают важность нормативно-правового регулирования вопросов защиты информации наряду с комплексным подходом к использованию в этих целях имеющихся сил и средств [6].
К основным направлениям организационной защиты информации на режимном объекте относятся:
1. Организация допуска и доступа к конфиденциальной информации и документам, в том числе и сотрудникам органов внутренних дел.
2. Организация работы с носителями сведений.
3. Организация внутриобъектового и пропускного режимов и охраны с участием участкового уполномоченного полиции, которому вверен режимный объект как административный участок.
4. Организация работы с персоналом.
5. Комплексное планирование служб мероприятий по защите информации.
6. Организация аналитической работы по предупреждению утечки конфиденциальной информации и контроля ее осуществления.
Построение системы организационной защиты информации должно базироваться на следующих принципах:
- принцип комплексного подхода — использование сил, средств, способов и методов защиты информации для решения поставленных задач, исходя из конкретной ситуации, а также факторов, которые ослабляют или усиливают угрозу защищаемой информации;
- принцип оперативности принятия управленческих решений — главным образом влияет на эффективность функционирования и гибкость системы защиты информации, отражает направленность деятельности руководства и персонала предприятия на решение задач защиты информации;
- принцип персональной ответственности — наиболее эффективное распределение задач по защите информации между руководством и персоналом режимного объекта и определение ответственности за полноту и качество их выполнения.
Также можно выделить условия организационной защиты информации на предприятии оборонно-промышленного комплекса:
- постоянность всестороннего анализа функционирования системы защиты информации с целью принятия мер по повышению ее эффективности;
- безукоризненное соблюдение установленных норм правил защиты конфиденциальной информации руководством, персоналом режимного объекта, а также сотрудниками органов внутренних дел.
При должном соблюдении всех перечисленных условий можно обеспечить наиболее полное и качественное решение задач по защите конфиденциальной информации на режимном объекте.
ЛИТЕРАТУРА
1. О государственной тайне : закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (в ред. от 26 июля 2017 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
2. О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне : указ Президента РФ от 24 января 1998 г. № 61 // СПС «КонсультантПлюс».
3. Киричек Е. В. Правовое регулирование, основные формы, проблемы и перспективы взаимодействия участковых уполномоченных полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации // Гражданское общество в России и за рубежом. — 2013. — № 3. — С. 16—20.
4. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции : приказ МВД России № 1166 от 31 декабря 2012 г. (в ред. от 8 сентября 2016 г.) // СПС «Консультант-Плюс».
5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (в ред. от 19 июля 2018 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
6. Домбровская Л. А., Яковлева Н. А., Стахно Р. Е. Современные подходы к защите информации, методы, средства и инструменты защиты // Наука, техника и образование. — 2016. — № 4 (22). — С. 16—19.
REFERENCES
1. O gosudarstvennoy tayne : zakon RF ot 21 iyulya 1993 g. # 5485-1 (v red. ot 26 iyulya 2017 g.) // SPS «KonsultantPlyus».
2. O perechne svedeniy, otnesennyih k gosudarstvennoy tayne : ukaz Prezidenta RF ot 24 yanvarya 1998 g. # 61 // SPS «KonsultantPlyus».
3. Kirichek E. V. Pravovoe regulirovanie, osnov-nyie formyi, problemyi i perspektivyi vzai-modeystviya uchastkovyih upolnomochennyih
politsii i institutov grazhdanskogo obschestva v Ros-siyskoy Federatsii // Grazhdanskoe obschestvo v Ros-sii i za rubezhom. — 2013. — # 3. — S. 16—20.
4. Voprosyi organizatsii deyatelnosti uchastkovyih upolnomochennyih politsii : prikaz MVD Rossii # 1166 ot 31 dekabrya 2012 g. (v red. ot 8 sentyabrya 2016 g.) // SPS «KonsultantPlyus».
5. Ob informatsii, informatsionnyih tehnologiyah i o zaschite informatsii : federalnyiy zakon ot 27 iyulya
2006 g. # 149-FZ (v red. ot 19 iyulya 2018 g.) // SPS «KonsultantPlyus».
6. Dombrovskaya L. A., Yakovleva N. A., Stahno R. E. Sovremennyie podhodyi k zaschite informatsii, metodyi, sredstva i instrumentyi zaschityi // Nauka, tehnika i obrazovanie. — 2016. — # 4 (22). — S. 16—19.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Занина Татьяна Митрофановна. Профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел. Кандидат юридических наук, профессор. Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]
Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-99.
Zanina Tatiana Mitrofanovna. Professor of the chair of Administrative Activities of Internal Affairs. Candidate of Juridical Science, Professor.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-99.
Ключевые слова: государственная тайна; режимные объекты; защита информации на режимных объектах.
Keywords: state secrets; regime object; protection of information on regime objects. УДК 342.9
ИЗДАНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Гайдин А. И.
Процессуальные и организационно-тактические особенности фиксации доказательственной информации, хранящейся на ресурсах сети Интернет : учебно-методическое пособие / А. И. Гайдин. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2018. — 58 с.
В учебно-методическом пособии рассмотрены процессуальные, тактические и технические особенности фиксации доказательственной информации, хранящейся на ресурсах сети Интернет. Предназначено для курсантов, слушателей, адъюнктов и преподавателей образовательных организаций МВД России, а также сотрудников правоохранительных органов.