Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МОШЕННИЧЕСТВА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПОК'

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МОШЕННИЧЕСТВА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПОК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / МОШЕННИЧЕСТВО / КОРРУПЦИЯ / ЗАКУПКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ПУБЛИЧНЫЕ ЗАКУПКИ / ТОРГИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ МОШЕННИЧЕСТВА / ФОРМЫ МОШЕННИЧЕСТВА / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / НЕСОВЕРШЕНСТВО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власов Валерий Александрович, Косенко Мария Александровна

В настоящей статье рассматриваются отдельные аспекты предупреждения мошенничества при проведении публичных закупок. Исследуются формы мошенничества со стороны участников закупочных правоотношений. Авторами делается обоснованный вывод о том, что в публичных закупках существуют реальные проблемы, требующие комплексного разрешения, в частности, дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации, незамедлительного решения отдельных вопросов организационного, антикоррупционного и кадрового характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Власов Валерий Александрович, Косенко Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ACTUAL ASPECTS OF FRAUD PREVENTION WHEN CONDUCTING PUBLIC PROCUREMENT

This article discusses certain aspects of preventing fraud in public procurement. The forms of fraud on the part of participants in procurement legal relations are being investigated. The forms of fraud on the part of participants in procurement legal relations are being investigated. The authors make a reasonable conclusion that there are real problems in public procurement that require a comprehensive solution, in particular, further improvement of the legislation of the Russian Federation, immediate resolution of certain issues of an organizational, anti-corruption and personnel nature.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МОШЕННИЧЕСТВА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПОК»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

DOI 10.47643/1815-1329_2022_6_28 УДК 340.1*349.42

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МОШЕННИЧЕСТВА

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПОК SOME RELEVANT ASPECTS OF FRAUD PREVENTION IN PUBLIC PROCUREMENT

ВЛАСОВ Валерий Александрович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета, действительный член РАЕН, член РАЮН, член Общественной палаты г. Красноярска, член Совета

Красноярского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: vav.70@mail.ru;

КОСЕНКО Мария Александровна,

магистрант кафедры теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета. 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: monkeyy.01@mail.ru;

VLASOV Valery Aleksandrovich,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law

Krasnoyarsk State Agrarian University, full member of the Russian Academy of Sciences, member of the Russian Academy of Sciences, member of the Public Chamber of Krasnoyarsk, member of the Council

Krasnoyarsk regional branch of the All-Russian public organization "Association of Lawyers of Russia". 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: vav.70@mail.ru;

KOSENKO Maria Alexandrovna,

Master's student of the Department of Theory and History of State and Law of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 90 Mira Ave., Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660049, Russia. E-mail: monkeyy.01@mail.ru

Краткая аннотация: в настоящей статье рассматриваются отдельные аспекты предупреждения мошенничества при проведении публичных закупок. Исследуются формы мошенничества со стороны участников закупочных правоотношений. Авторами делается обоснованный вывод о том, что в публичных закупках существуют реальные проблемы, требующие комплексного разрешения, в частности, дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации, незамедлительного решения отдельных вопросов организационного, антикоррупционного и кадрового характера.

Abstract: This article discusses certain aspects of preventing fraud in public procurement. The forms of fraud on the part of participants in procurement legal relations are being investigated. The forms of fraud on the part of participants in procurement legal relations are being investigated. The authors make a reasonable conclusion that there are real problems in public procurement that require a comprehensive solution, in particular, further improvement of the legislation of the Russian Federation, immediate resolution of certain issues of an organizational, anti-corruption and personnel nature.

Ключевые слова: государственно-правовая политика, мошенничество, коррупция, закупки, государственные закупки, публичные закупки, торги, экономические преступления, предупреждение мошенничества, формы мошенничества, органы государственной власти, несовершенство законодательства, правовое регулирование, контрактная система.

Keywords: state-legal policy, fraud, corruption, procurement, public procurement, public procurement, bidding, economic crimes, fraud prevention, forms of fraud, public authorities, imperfection of legislation, legal regulation, contract system.

Статья поступила в редакцию: 20.03.2022

Конституцией Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Реализация на практике указанных выше конституционных принципов, в-первую очередь, зависит от эффективности непосредственной деятельности органов государственной власти по использованию имеющихся бюджетных средств для удовлетворения материальных и духовных благ посредством публичных закупок. Соответственно, регулирование специфических контрактных отношений, порядка организации и деятельности их гражданского оборота осуществляет национальная контрактная система, являющаяся одним из базовых структурных элементов экономики Российского государства в современный период времени. Вместе с тем, не стоит забывать о том, что коррупция как негативное явление названа одной из основных угроз государственной и общественной безопасности и препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов.

Публичные закупки, к которым следует относить государственные и муниципальные закупки, априори, являются объектом повышенного внимания, так как их финансирование осуществляется за счет бюджетных средств различных уровней. Обращает на себя внимание тот факт, что: государственные закупки составляют значительную часть валового внутреннего продукта Российской Федерации. В частности, в 2019 году общий объем государственных контрактов составил 31,6 трлн. руб., или 29% ВВП. В предыдущие годы удельный вес закупок был еще больше: 30% - в 2018 году, 31% - в 2017 году и 34% - в 2016 году [12]. Объемы бюджетных средств, реализуемых посредством контрактной системы, в обозримом будущем будут только увеличиваться. Автор неоднократно анализировал проблемные аспекты размещения и исполнения государственных и муниципальных заказов, в сфере оборота продовольственных товаров [15], [16], [17].

Следует отметить, усиливающуюся негативную тенденцию, при которой мошенничество в сфере публичных закупок набирает обороты, являясь одним из наиболее распространенных видов экономических преступлений (после незаконного присвоения активов) [10].

Торги стали в настоящее время неотъемлемой и основной частью сферы публичных закупок. Они не только способствуют расширению конкуренции, целесообразному расходованию денежных средств, повышению качества приобретаемой продукции, но и, к сожалению, по причине несовершенного законодательства или несвоевременного контроля являются благодатной почвой для совершения противоправных действий [9].

Рассматривая различные положения законов, указов и других нормативных правовых актов в данной сфере, схему проведения торгов в общих чертах можно продемонстрировать следующим образом. Когда определяется необходимость проведения торгов, разрабатывается документация и публикуется соответствующее оповещение об их проведении. Если же у заинтересовавшихся лиц возникают вопросы по каким-либо пунктам документов, то интересующие положения разъясняются.

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Затем происходит этап принятия заявок от потенциальных участников, и они регистрируются заказчиком. В назначенное время проходят сами торги, а затем объявляются и их результаты. В случае признания торгов состоявшимися - по их итогу с победителем утверждается и заключается контракт. Затем, после процесса подписания контракта, осуществляется непосредственно выполнение его условий - вплоть до малейших мелочей и тонкостей [1].

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ряд норм, которые защищают интересы не только организаторов, но и участников торгов, но многие негативные действия, как правило, оставались за рамками уголовно-правового воздействия [1]. Например, ряд нарушений, связанных с целями осуществления закупок, определением цены государственного или муниципального контракта, заключением или исполнением государственного или муниципального контракта и совершаемых из корыстной или иной личной заинтересованности, не могли рассматриваться как уголовно наказуемое злоупотребление служебным положением, поскольку эти нарушения совершались представителями заказчика, которые не являлись должностными лицами (например, работниками контрактной службы, контрактными управляющими, членами комиссии по осуществлению публичных закупок, лицами, осуществляющими приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг). Ранее не была предусмотрена ответственность и за подкуп работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии по осуществлению закупок и других лиц, принимающих непосредственное участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд [13]. Как результат, законодатель дополнил уголовный закон ст. 200.4 УК РФ «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд». Следует согласиться с мнением специалистов в том, что указанная норма должна применяться в случаях, когда в действиях сотрудника контрактной службы, причинившего ущерб государственной или муниципальной организации, отсутствуют признаки хищения и злоупотребления должностными полномочиями. Злоупотребление в сфере закупок не может быть признано специальным привилегированным видом мошенничества или каким-то новым способом хищения [14].

Мошенничество в сфере государственных и муниципальных закупок может осуществляться на различных стадиях процесса их осуществления. Проведем сравнительный анализ количества мошеннических действий в Российской Федерации на всех стадиях процесса публичных закупок.

Стоит отметить, что наиболее рискованными в части совершения мошенничества, по данным статистики, являются такие этапы торгов, как рассмотрение заявок и выбор победителя (37%), а также процесс подачи конкурсных заявок (31%). Следующим стоит выделить этап сдачи-приемки выполненных работ и обязательств, то есть мошеннические действия при проверке качества, которые составляют 26% от всего количества совершаемых правонарушений при данном процессе. А вот мошенничество на этапе заключения контракта с поставщиком встречается реже (6%) [2].

Мошенничество в сфере публичных закупок имеет смысл рассмотреть не только со стороны этапов проведения торгов, но и со стороны их организаторов и участников, которые непосредственно и совершают противоправные действия.

Как правило, наиболее часто используются следующие формы мошенничества со стороны участников [3].

1. Предложения-прикрытия. При данной схеме претендующая на победу компания, своевременно вступившая в сговор с другими участниками торгов, направляет заявку в целях создания такими действиями иллюзии реальной конкуренции. Впоследствии уже после заключения контракта она передает его на исполнение третьему лицу.

2. Отзыв предложения. Данная схема состоит в том, что участник договаривается за некоторую сумму денежных средств отозвать заранее поданное предложение-заявку. Также нежелательного конкурсанта могут попросить не участвовать в процедуре торгов за определенное вознаграждение [5].

3. Раздел рынка. В данном случае по заранее осуществленному сговору рынок делится по многим признакам, например, по отраслям экономики, по географическим характеристикам и т.д. При этом участие незнакомого предприятия в тендере практически исключается. Необходимо понимать, что препятствие участию «ненужных» лиц в такой ситуации влечет за собой высокую вероятность взяточничества и коррупционного сговора должностных лиц.

4. «Карусель предложений». Существуют некие договоренности между исполнителями и заказчиком, согласно которым «нужные» компании будут побеждать в тендере по определенным схемам-графикам, то есть по очереди [7].

5. Схема «таран». В данном случае добропорядочных участников, которых специально вводят в заблуждение резкими изменениями цены, заставляют отказаться от участия в конкурентной борьбе, что служит дальнейшей возможностью для участников сговора заключить контракт по максимально выгодной цене.

Не менее изощренно выглядит и мошенничество при проведении государственных закупок со стороны заказчика, которое обычно совершается следующими способами [6].

1. Использование фиктивных сроков. Происходит установление нереальных (фиктивных) сроков для выполнения контракта, то есть при данной схеме торги проводятся формально, а работы чаще всего уже выполнены.

2. Избыточная детализация. Избыточная детализация нужного товара или услуги, приводимая как обязательное условие, приводит к тому, что торги устроены согласно условиям, который выгодны определенным участникам.

3. Укрупнение заказа. Увеличение цены контракта осуществляется без разбивки по лотам. Казалось бы, налицо лишь плюсы - чем выше цена контракта, тем больше прибыль. Но добросовестный участник в таких торгах не сможет выполнить одновременно все работы, поскольку заказ формируется таким образом, чтобы по технологическим или иным условиям было крайне затруднено его осуществление [10].

Мошенничество, совершаемое в сфере закупок для государственных или муниципальных нужд, обладает определенной спецификой, которая, к сожалению, не учитывается при квалификации деяний по действующему законодательству.

В первую очередь стоит отметить, что сферой совершения преступлений выступает рынок публичных закупок [8].

Данная сфера обладает определенными особенностями, которые опишем ниже:

- объемы совершаемых сделок;

- дифференцированность распределения бюджетных средств, выделенных на государственные закупки, между исполнителями.

Стоит выделить особенности, которыми обладает рынок публичных закупок, приводящие к существованию несовершенной конкуренции:

- способы ценообразования;

- цели создания рынка - обеспечение нужд государственной и муниципальной сфер.

В качестве еще одной особенности деятельности рынка государственных закупок выступает субъектный состав, включающий как должностных лиц, так и участников закупки, которые подали заявки на участие, а также непосредственно исполнителей государственного контракта, ведомственных лиц, осуществляющих контроль за организацией закупочного процесса [4].

В-третьих, это специфика способа совершения: если «общий состав» мошенничества допускает использование обмана или злоупотребления доверием, то мошенничество в публичных закупках, в силу особенностей субъектного состава, может совершаться только посредством обмана.

Опасность совершения преступлений в сфере публичных закупок заключается в том, что происходит расхищение государственного бюджета - финансового

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 6(210)

инструмента, с помощью которого обеспечивается выполнение функций и задач государства и местного самоуправления.

Помимо расхищения государственного бюджета преступления в сфере публичных закупок приводят к следующим негативным последствиям:

- нарушение основ ведения предпринимательской деятельности, описанных в Конституции (ст. 1. ст. 8 , ч. 1,3 ст. 35 Конституции РФ);

- нарушение деятельности основных социально-экономических институтов, включая добросовестную конкуренцию;

- формирование предпосылок дестабилизации экономической системы государства;

- создание ситуации напряжения в обществе.

Таким образом, общественная опасность подобного отклоняющегося поведения очевидна. Соответственно, в публичных закупках существуют реальные проблемы, требующие комплексного разрешения, в частности, дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации, незамедлительного решения отдельных вопросов организационного, антикоррупционного и кадрового характера.

Библиогра фия:

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «Консультантплюс».

2. Данные результатов мониторинга применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» за 2017 год // https://minfin.gov.ru (дата обращения 10.03.2022).

3. Актуальные вопросы противодействия преступности в сфере публичных закупок. URL: http://cmo.khabkrai.ru (дата обращения 10.03.2022).

4. Авдийский В.И. Управление рисками в деятельности хозяйствующих субъектов// Экономика. Налоги. Право. 2013. № 4. С. 4-12.

5. Безденежных В.М. Стандарт обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 6. С. 8195.

6. Вершинина Е.С. Эффективность государственных закупок // Молодой ученый. 2015. № 5. С. 339-340.

7. Глебов О.А. Актуальные методы противодействия мошенничеству // Банковское дело. 2014. № 9. С. 74-76.

8. Королёв М.И. Экономическая безопасность фирмы: теория, практика, выбор стратегии: монография. М.: Экономика, 2011. 348 с.

9. Корякин В.М. Противодействие коррупции в сфере государственных закупок для нужд обороны и военной безопасности: монография. М.: Юрлитинформ, 2014. 370 с.

10. Российский обзор экономических преступлений за 2017 г. URL: http://rospravosudie.com (дата обращения 10.03.2022)

11. Сарычева Е.И. Объективная сторона мошенничества при размещении госзаказа // Вектор науки ТГУ. Серия «Юридические науки». 2015. № 3.

С. 56-58.

12. Галиева Д. Счетная палата прошлась по закупкам // https://www.kommersant.ru (дата обращения 10.03.2022).

13. Рабочая встреча Председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой и Президента России Владимира Путина // URL: http://www.ach.gov.ru/press_center (дата обращения 10.03.2022).

14. Борков В.Н. Злоупотребление в сфере закупок (ст. 200.4 УК РФ) и мошенничество // Уголовное право. 2018. № 4. С. 29 - 32.

15. Власов В.А. Некоторые проблемные аспекты продовольственной безопасности // Российская юстиция. 2010. № 11. С. 59-61.

16. Власов В.А. Актуальные правовые вопросы предпринимательской деятельности аграрных товаропроизводителей в контексте обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации // Внешнеторговое право. 2011. № 1. С. 18-24.

17. Власов В.А. Роль науки аграрного права в обеспечении продовольственной безопасности Российского государства // Аграрное и земельное право. 2011. № 3 (75). С. 19-33.

References:

1. Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013 "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs" // SPS "Consultantplus".

2. Data from the results of monitoring the application of Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013 "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs" for 2017 // https://minfin.gov.ru (accessed 10.03.2022).

3. Current issues of combating crime in the field of public procurement. URL: http://cmo.khabkrai.ru (accessed 10.03.2022).

4. Avdiyskiy V.I. Risk management in the activities of economic entities// Economy. Taxes. Right. 2013. No. 4. pp. 4-12.

5. Bezdenezhnykh V.M. Standard for ensuring economic security of an economic entity // Economy. Taxes. Right. 2014. No. 6. pp. 81 -95.

6. Vershinina E.S. Efficiency of public procurement // Young scientist. 2015. No. 5. pp. 339-340.

7. Glebov O.A. Actual methods of countering fraud // Banking. 2014. No. 9. pp. 74-76.

8. Korolev M.I. Economic security of the firm: theory, practice, choice of strategy: monograph. M.: Economics, 2011. 348 p.

9. Koryakin V.M. Anti-corruption in the field of public procurement for defense and military security needs: monograph. M.: Yurlitinform, 2014. 370 p.

10. Russian Review of Economic Crimes for 2017 uRL: http://rospravosudie.com (accessed 10.03.2022)

11. Sarycheva E.I. The objective side of fraud when placing a state order // Vector of Science TSU. The series "Legal Sciences". 2015. No. 3. pp. 56-58.

12. Galieva D. The Accounting Chamber went through the procurement // https://www.kommersant.ru (accessed 10.03.2022).

13. Working meeting of the Chairman of the Accounting Chamber Tatiana Golikova and the President of Russia Vladimir Putin // URL: http://www.ach.gov.ru/press_center (date of appeal 10.03.2022).

14. Borkov V.N. Abuse in the field of procurement (Article 200.4 of the Criminal Code of the Russian Federation) and fraud // Criminal law. 2018. No. 4. pp. 29 - 32.

15. Vlasov V.A. Some problematic aspects of food security // Russian justice. 2010. No. 11. pp. 59-61.

16. Vlasov V.A. Actual legal issues of entrepreneurial activity of agricultural producers in the context of ensuring food security of the Russian Federation // Foreign trade law. 2011. No. 1. pp. 18-24.

17. Vlasov V.A. The role of the science of agrarian law in ensuring food security of the Russian state // Agrarian and land law. 2011. No. 3 (75). pp. 19-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.