Научная статья на тему 'Некоторое зарубежное уголовно-процессуальное законодательство, применяемое при расследовании преступлений, совершенных иностранными гражданами и в отношении них'

Некоторое зарубежное уголовно-процессуальное законодательство, применяемое при расследовании преступлений, совершенных иностранными гражданами и в отношении них Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
криминалистика / уголовный процесс / иностранные граждане / привилегии / иммунитеты / criminalistics / criminal procedure / foreign citizens / privileges / immunities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ратмир Вячеславович Беспамятнов

В статье исследуется уголовно-процессуальное законодательство стран (в большей степени государств — участников Содружества Независимых Государств), которое применяется при расследовании преступлений, совершенных иностранными гражданами и в отношении них; в результате исследования делаются выводы, которые могут быть использованы при совершенствовании отечественного уголовно-процессуального закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ратмир Вячеславович Беспамятнов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some foreign criminal procedure legislation applied in the investigation of crimes committed by foreign citizens and regarding them

The article examines the criminal procedure legislation of the countries (mostly the member states of the Commonwealth of Independent States), which is used in the investigation of crimes committed by foreign citizens and in relation to them, as a result of which conclusions are drawn that can be used to improve the domestic criminal procedure law.

Текст научной работы на тему «Некоторое зарубежное уголовно-процессуальное законодательство, применяемое при расследовании преступлений, совершенных иностранными гражданами и в отношении них»

Закон и право. 2023. № 11. С. 289-294.

Law and legislation. 2023;(1 1):289-294.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 341.4

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-289-294 NIION: 1997-0063-1 1/23-685

EDN: https://elibrary.ru/XHTTWR MOSURED: 77/27-001-2023-11-885

Некоторое зарубежное уголовно-процессуальное законодательство, применяемое при расследовании преступлений, совершенных иностранными гражданами и в отношении них

Ратмир Вячеславович Беспамятнов

Судебно-экспертный центр Следственного комитета Российской Федерации,

Санкт-Петербург, Россия, bespamyatnovrv@mail.ru

Аннотация. В статье исследуется уголовно-процессуальное законодательство стран (в большей степени государств — участников Содружества Независимых Государств), которое применяется при расследовании преступлений, совершенных иностранными гражданами и в отношении них; в результате исследования делаются выводы, которые могут быть использованы при совершенствовании отечественного уголовно-процессуального закона.

Ключевые слова: криминалистика, уголовный процесс, иностранные граждане, привилегии, иммунитеты.

Для цитирования: Беспамятнов Р.В. Некоторое зарубежное уголовно-процессуальное законодательство, применяемое при расследовании преступлений, совершенных иностранными гражданами и в отношении них // Закон и право. 2023. № 11. С. 289—294. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-289-294 EDN: https://elibrary.ru/XHTTWR

INTERNATIONAL LEGAL SCIENCES

Original article

Some foreign criminal procedure legislation applied in the investigation of crimes committed by foreign citizens and regarding them

Ratmir V. Bespamyatnov

Forensic Expert Center of the Investigative Committee of the Russian Federation,

St. Petersburg, Russia, bespamyatnovrv@mail.ru

Abstract. The article examines the criminal procedure legislation of the countries (mostly the member states of the Commonwealth of Independent States), which is used in the investigation of crimes committed by foreign citizens and in relation to them, as a result of which conclusions are drawn that can be used to improve the domestic criminal procedure law.

Keywords: criminalistics, criminal procedure, foreign citizens, privileges, immunities.

For citation: Bespamyatnov R.V. Some foreign criminal procedure legislation applied in the investigation of crimes committed by foreign citizens and regarding them // Law and legislation. 2023;(11):289—294. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-289-294 EDN: https://elibrary.ru/XHTTWR

© Беспамятнов Р.В. М., 2023. LAW & LEGISLATION • 11-2023

Положительным образом на совершенствовании различных сфер криминалистики, в том числе и на методике расследования преступлений, совершенных иностранными гражданами и в отношении них, отражается обращение к юридическим нормам и апробированному опыту иностранных государств в данной сфере с тем, чтобы избежать типичных ошибок или же усовершенствовать имеющуюся технику и (или) тактику.

Например, в Уголовно-процессуальном кодексе Украины от 13 апреля 2012 г. № 4651-УР содержится ряд норм, которые напрямую используются при расследовании преступлений, совершенных иностранными гражданами и в отношении них.

Так, ч. 4 ст. 4 указывает, что при выполнении на территории Украины отдельных процессуальных действий по запросу (поручению) компетентных органов иностранных государств в рамках международного сотрудничества применяются положения украинского уголовно-процессуального закона. При этом по просьбе компетентного органа иностранного государства во время исполнения на территории Украины таких процессуальных действий может применяться процессуальное законодательство иностранного государства, если это предусмотрено международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, а при отсутствии такого международного договора Украины — при условии, что данная просьба не противоречит законодательству Украины.

Довольно оригинальная и весьма, как нам представляется, неудачная формулировка содержится в ч. 2 ст. 10, которая гласит, что:

«В случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, определенные категории лиц (несовершеннолетние, иностранцы, лица с умственными и физическими недостатками и т.п.) в ходе уголовного судопроизводства пользуются дополнительными гарантиями».

Как предполагаем, такие недостатки выражены в первую очередь в несоблюдении правил юридической техники, а именно, что несовершеннолетние и лица с умственными и физическими недостатками всегда являются «спецсубъектами», а что касается иностранных граждан (поэтому не совсем удачен термин «иностра-

1 Юрист // URL: https://continent-onIine.com/Document/ ?doc_id=31197178&ysclid=liiq57f89z382990681 (Дата обращения: 01.07.2023)

нец»), то здесь к таковым, которые могут пользоваться дополнительными гарантиями, относятся лишь те, кто обладает соответствующими международно-правовым иммунитетом и привилегией.

Вместе с тем в УПК Украины, как и во многих уголовно-процессуальных законах постсоветского пространства, содержится отдельная группа норм, регламентирующих вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства [2].

Следует обратить внимание и на Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16июля 1999г. № 295-32, где предусмотрены особенности действия уголовного-процессуальных норм в пространстве.

Согласно ч. 2 ст. 3 белорусские уголовно-процессуальные нормы применяются также при производстве по материалам и уголовному делу о преступлении, совершенном на территории дипломатического представительства и консульского учреждения Республики Беларусь в иностранном государстве, на воздушном, морском или речном судне, находящихся вне пределов Республики Беларусь под флагом или с опознавательными знаками Беларуси, если названные суда приписаны к портам Республики Беларусь. Соответственно, законодатель пошел по опыту Российской Федерации, предусматривающей возможность экстратерриториального действия правоприменительной юрисдикции на территории иностранных государств, что не всегда согласовывается с нормами международного права, в частности соблюдением принципа суверенитета.

Между тем ст. 4 УПК Республики Беларусь содержит аналогичную норму относительно действия уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе и в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности. Нормы о международном сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства закреплены в разделе XV «Международная правовая помощь по уголовным делам на основе принципа взаимности» [3].

Интересен опыт и Республики Молдова в части норм, которые могут быть применимы при расследовании преступлений, совершенных иностранными гражданами и в отношении них.

2 Юрист // URL: https://online.zakon.kz/Document/ ?doc_id=30414958&pos=6;-106#pos=6;-106 (Дата обращения: 01.07.2023)

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

Например, в Уголовно-процессуальном кодексе от 14марта 2003 г. № 122-ХУ делается акцент на конкретные международные договоры, применяемые в отношении должностных лиц, обладающих международно-правовыми иммунитетами (ст. 5), что, на наш взгляд, не совсем обоснованно с точки зрения соблюдения правил юридической техники. Более того, усматривается широкий подход к пониманию института взаимной правовой помощи по уголовным делам, о чем свидетельствует глава IX УПК Республики Молдова [4].

В рассматриваемом контексте отчасти некоторым примером может являться ст. 4 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 г. № 231-У4, поскольку в ней говорится о том, что применение на территории Республики Казахстан уголовно-процессуального права иностранного государства органами расследования и судом иностранного государства или по их поручению органом, ведущим уголовный процесс, допускается, если это предусмотрено международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан. Такая позиция согласуется с нормами международного права. Более того, видится актуальным рассмотрение лиц, обладающих международно-правовым иммунитетом, в качестве «спецсубъектов», в отношении которых имеются отдельные особенности производства по уголовному делу, наряду с «традиционными» субъектами (несовершенно -летними, лицами, страдающими психическими и физическими недостатками, рядом представителей государственной власти).

Так, в ст. 546 УПК Республики Казахстан «Пределы применения особенностей производства по делам лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования» указывается:

«Особенности производства по уголовным делам, предусмотренные настоящей главой, не применяются к лицам, пребывание которых на соответствующей должности на момент регистрации повода к началу досудебного расследования по предусмотренным основаниям прекращено».

3 Юрист // URL: https://online.zakon.kz/Document/ ?doc_id=30397729&pos=4;-57#pos=4;-57 (Дата обращения: 01.07.2023)

4 Юрист // URL: https://online.zakon.kz/Document/ ?doc_id=31575852&pos=806;-40#pos=806;-40 (Дата обра-

щения: 01.07.2023)

Несмотря на то что данное нормативное положение лишь в общей части указывает на такие особенности, не учитывая ряд организационных и иных международных и процессуальных аспектов, все же оно необходимо для того, чтобы нормативно урегулировать такие отношения в отечественном (российском) уголовно-процессуальном законодательстве, чего на сегодняшний день нет.

Довольно подробно регламентированы и вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, в частности общих положений о порядке взаимодействия с компетентными органами иностранных государств; правовой помощи; выдачи лиц (экстрадиции); продолжения уголовного преследования; признания и исполнения приговоров и постановлений судов иностранных государств (раздел 12) [1].

В Уголовно-процессуальном кодексе Кыргызской Республики от 28 октября 2021 г. № 129-ФЗ5 также содержатся специальные нормы относительно особенностей досудебного производства в отношении лиц, пользующихся международно-правовыми привилегиями и иммунитетами.

Например, в ч. 2 ст. 4 отмечается, что процессуальные действия, предусмотренные УПК КР, в отношении лиц, пользующихся иммунитетом в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Кыргызской Республики, производятся с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось.

Информация о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется уполномоченным государственным органом. В отличие от российского уголовно-процессуального законодательства указываются конкретные должностные лица, обладающие таким иммунитетом. Между тем раздел XVI УПК КР посвящен вопросам международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

Схожая ситуация наблюдается и в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Таджикистан

5 Юрист // URL: https://online.zakon.kz/Document/ ?doc_id=36639004&pos=655;-28#pos=655;-28 (Дата обращения: 01.07.2023)

LAW & LEGISLATION • 11-2023

от 3 декабря 2009 г.6, о чем свидетельствуют: ч. 3 ст. 3 «Действие Уголовно-процессуального кодекса в пространстве», ст. 5 «Действие Уголовно-процессуального кодекса в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства» и раздел XIII «Основные положения о порядке взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими органами и должностными лицами иностранных государств по уголовным делам».

Симметрично это закреплено и в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 г. № 2013-Х1Г и Уголовно-процессуальном кодексе Азербайджанской Республики от 14 июля 2000 г. № 907-10*.

Между тем в Уголовно-процессуальном кодексе Туркменистана от 18 апреля 2009 г.9 предусмотрена отдельная глава 50, регламентирующая особенности уголовного судопроизводства, осуществляемого в отношении лиц, обладающих дипломатическими и иными иммунитетами.

Так, в ст. 522 определяются лица, которые обладают иммунитетом от уголовного преследования, в частности:

■ главы дипломатических представительств иностранных государств, дипломатический персонал этих представительств и члены их семей, проживающие вместе с ними и не являющиеся гражданами Туркменистана;

■ на основе взаимной договоренности сотрудники административно-технического персонала дипломатических представительств, постоянно не проживающие в Туркменистане и не состоящие в его гражданстве, и члены их семей, проживающие совместно с ними;

■ на основе взаимной договоренности сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств, постоянно не проживающие в Туркменистане и не являющиеся его гражданами;

6 Юрист // URL: https://online.zakon.kz/Document/ ?doc_id=30594304&pos=166;-45#pos=166;-45 (Дата обращения: 01.07.2023)

7 Юрист // URL: https://online.zakon.kz/Document/ ?doc_id=30421101&pos=5;-106#pos=5;-106 (Дата обращения: 01.07.2023)

8 Юрист // URL: https://online.zakon.kz/Document/ ?doc_id=30420280&pos=4;-58#pos=4;-58 (Дата обращения: 01.07.2023)

9 Юрист // URL: https://online.zakon.kz/Document/ ?doc_id=31344376&pos= 159;-55#pos=159;-55 (Дата обращения: 01.07.2023)

■ руководство и другие должностные лица консульств;

■ дипломатические курьеры;

■ главы и представители иностранных государств, члены парламентских делегаций, а на основе взаимной договоренности — сотрудники делегаций иностранных государств, пребывающие в Туркменистан для участия в международных переговорах, международных конференциях и совещаниях или с другими официальными поручениями, либо следующие для тех же целей транзитом через территорию страны и сопровождающие их члены семьи, не являющиеся гражданами Туркменистана;

■ главы, члены и персонал представительств иностранных государств в международных организациях, находящихся на территории Туркменистана на основе международных договоров и общепризнанных международных традиций;

■ главы дипломатических представительств, члены дипломатической группы, находящиеся в третьем государстве, следующие транзитом через территорию Туркменистана, сопровождающие их или следующие к ним отдельно или возвращающиеся в свою страну члены их семей;

■ иные лица в соответствии с нормами, предусмотренными международным договорами Туркменистана.

Как представляется, перечень несколько расширен по сравнению с теми международными договорами, участниками которых является Туркменистан, в том числе и используется несколько иная формулировка, которая при расследовании преступлений, совершенных такими иностранными гражданами и в отношении них, может не коррелироваться с нормами международного права.

Статья 523 УПК Туркменистана описывает, в каких случаях перечисленные выше субъекты не могут быть задержаны или заключены под стражу, а также содержит исключение (например, когда это необходимо для исполнения вынесенного в отношении них приговора, вступившего в законную силу).

Интересным в рассматриваемом контексте видится норма о том, что органы предварительного следствия, прокурор или суд, задержавший или заключивший под стражу таких лиц, по телефону, телеграфу либо другим видам срочной связи безотлагательно должен сообщить об этом через Министерство иностранных дел Туркме-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

нистана в министерство иностранных дел соответствующего государства (ч. 3).

Относительно иностранных граждан, являющихся потерпевшими, законодатель Туркменистана также учел многие особенности их статуса с учетом норм международного права (ст. 524).

Так, некоторые должностные лица, обладающие иммунитетом, вправе не давать показания в качестве свидетеля, потерпевшего, а при согласии давать такие показания не обязаны для этого являться к следователю, прокурору или в суд (ч. 1). При этом главы и другие должностные лица консульств не могут отказаться от дачи показаний в качестве свидетеля и потерпевшего, кроме показаний по вопросам, связанным с исполнением ими служебных обязанностей. В случае отказа должностных лиц консульств давать показания в качестве свидетеля к ним не применяются меры процессуального принуждения, а при исключительной необходимости таких показаний по уголовному делу этот вопрос может быть решен по дипломатическим каналам (ч. 3).

Кроме того, в случае получения согласия повестка, врученная соответствующему лицу, не должна содержать угрозы применения принудительных мер за неявку в вызывающий орган (ч. 4). Имеются положения и относительно неприкосновенности документов и помещений, использующихся лицами, обладающими международно-правовыми иммунитетами (ст. 525).

Вопросы же международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства регламентированы в главе 52 под названием «Оказание правовой помощи по уголовным делам», что еще раз подчеркивает широкий подход к пониманию данного явления.

В Уголовно-процессуальном кодексе Грузии от 9 октября 2009 г. № 177210 также детализированы нормы международных договоров, регламентирующих вопросы представления иммунитетов и привилегий иностранным гражданам, совершившим преступление на территории Грузии или против ее интересов.

Например, ст. 122 содержит особенности выемки и обыска в здании дипломатического представительства и у дипломатического представителя, в частности, указывается, что данные следственные действия могут проводиться только с согласия или по просьбе руководителя дан-

10 Законодательный Вестник Грузии. 2009. № 31.

ного представительства, при этом обязательно присутствует представитель Министерства иностранных дел Грузии.

С практической точки зрения верным видится норма о том, что уголовное преследование или (и) судебное разбирательство не должно быть начато или подлежит приостановлению в том числе в случае, если поставлен вопрос о лишении иностранного гражданина иммунитета — со дня поставки вопроса и до его официального решения (п. «б» ч. 2 ст. 167).

Кроме того, в ч. 2 ст. 177 отмечается, что если задержанное, заключенное под стражу или помещенное в медицинское учреждение для производства экспертизы лицо является иностранным гражданином, об этом в соответствующий срок должно быть сообщено Министерство иностранных дел Грузии, которое об указанном незамедлительно извещает дипломатическое представительство или консульское учреждение соответствующего государства.

Изложенное, позволяет сделать вывод, что в законодательстве ряда государств, которые исторически более тесно связаны с Российской Федерацией, содержатся уголовно-процессуальные нормы, направленные на успешное расследование преступлений, совершенных иностранными гражданами и в отношении них.

При этом некоторые из таких стран, как и Российская Федерация, предусматривают лишь общие, а, точнее, бланкетные нормы, которые отсылают непосредственно к тому или иному международному договору.

Другие же государства в своем уголовно-процессуальном законодательстве детализируют положения, которые, как нам представляется, положительным образом сказываются на расследовании преступлений указанной категории, поскольку позволяют использовать криминалистические приемы в законных очерченных границах.

Список источников

1. Ахметзакиров Н.Р., Быкова Е.В. Взаимодействие России и Казахстана в сфере правовой помощи по уголовным делам / / Биб-ка криминалиста. Науч. журнал. 2016. № 3 (26). С. 275—288.

2. Лешукова И.В. Принципы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства Украины // Междунар. уголовное право и междунар. юстиция. 2014. № 1. С. 24—27.

LAW & LEGISLATION • 11-2023

3. Лушков А.И. О некоторых вопросах реализации в национальном праве обязательств Республики Беларусь в сфере международного сотрудничества в противодействии преступности: Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы совершенствования правовых средств и механизмов противодействия преступности в современном обществе». 13—14 октября. Минск: Белорусский гос. ун-т, 2007. С. 16—19.

4. Седлецкий Ю.Н., Кердивара Т. Т. Оказание международной правовой помощи по уголовным делам: некоторые проблемы и перспективы совершенствования в законодательстве Республики Молдовы // Междунар. публичное и частное право. 2008. № 1. С. 47—49.

References

1. Akkmetzakirov N.R., Bykova E. V. Interaction between Russia and Kazakhstan in the field of legal assistance in criminal cases / / Criminologist Library. Science Magazine. 2016. № 3 (26). Pp. 275—288.

2. Leshukova I. V. Principles of international cooperation in the field of criminal proceedings in Ukraine / / International criminal law and international justice. 2014. № 1. Pp. 24—27.

3. Lushkov A.I. On some issues of implementation in national law of the obligations of the Republic of Belarus in the field of international cooperation in combating crime // Coll. mater. International scientific and practical conference «Problems of improving legal means and mechanisms for combating crime in modern society». October 13 — 14). Minsk: Belarusian State University, 2007. Pp. 16—19.

4. Sedletsky Yu.N., Kerdivara T.T. Providing international legal assistance in criminal cases: some problems and prospects for improvement in the legislation of the Republic of Moldova // International public and private law. 2008. № 1. Pp. 47—49.

Информация об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Беспамятнов Р. В. — директор Северо-Западного филиала (с дислокацией в городе Санкт-Петербург) ФГКУ «Судебно-экспертный центр Следственного комитета Российской Федерации»

Статья поступила в редакцию 28.09.2023; одобрена после рецензирования 08.10.2023; принята к публикации 14.10.2023.

Information about the author

Bespamyatnov R.V. — Director of the North-Western Branch (stationed in St. Petersburg) of the Federal State Institution «Forensic Expert Center of the Investigative Committee of the Russian Federation»

The article was submitted 28.09.2023; approved after reviewing 08.10.2023; accepted for publication 14.10.2023.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.