Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН'

ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
166
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трексель Вера Анатольевна

В статье анализируется уголовно-правовой статус несовершеннолетнего, а именно его правовое положение в международном праве и уголовном законодательстве ряда зарубежных государств, что позволяет выявить общие и специфические черты в целях совершенствования российского законодательства уголовно-правового комплекса в указанной сфере деятельности правоохранительных органов. С учетом существующих различий в правовых системах зарубежных стран уголовно-процессуальное положение несовершеннолетнего автор считает целесообразным рассмотреть на примере законодательств Азербайджана, Туркменистана и Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Трексель Вера Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE MINOR’S POSITION IN INTERNATIONAL LAW AND LEGISLATION OF FOREIGN COUNTRIES

The article analyzes the criminal legal status of a minor, namely his legal position in international law and the criminal legislation of a number of foreign countries, which allows us to identify common and specific features in order to improve the Russian legislation of the criminal legal complex in this area of law enforcement agencies. Taking into account the existing differences in the legal systems of foreign countries, the author considers it expedient to consider the criminal procedural situation of a minor on the example of the legislations of Azerbaijan, Turkmenistan and Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

Правовая регламентация положения несовершеннолетнего в международном праве и законодательстве зарубежных стран

ВЕРА АНАТОЛЬЕВНА ТРЕКСЕЛЬ,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: verik2502@mail.ru

Legal Regulation of the Minor's Position in International Law and Legislation of Foreign Countries

VERA ANATOLYEVNA TREKSEL,

Adjunct of the 3rd Faulty (Training of Sсientifiс and Pedagogiœl Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: verik2502@mail.ru

УДК 341.1

Аннотация. В статье анализируется уголовно-правовой статус несовершеннолетнего, а именно его правовое положение в международном праве и уголовном законодательстве ряда зарубежных государств, что позволяет выявить общие и специфические черты в целях совершенствования российского законодательства уголовно-правового комплекса в указанной сфере деятельности правоохранительных органов. С учетом существующих различий в правовых системах зарубежных стран уголовно-процессуальное положение несовершеннолетнего автор считает целесообразным рассмотреть на примере законодательств Азербайджана, Туркменистана и Узбекистана.

Annotation. The article analyzes the criminal legal status of a minor, namely his legal position in international law and the criminal legislation of a number of foreign countries, which allows us to identify common and specific features in order to improve the Russian legislation of the criminal legal complex in this area of law enforcement agencies. Taking into account the existing differences in the legal systems of foreign countries, the author considers it expedient to consider the criminal procedural situation of a minor on the example of the legislations of Azerbaijan, Turkmenistan and Uzbekistan.

Ключевые слова и словосочетания: несовершенно- Keywords and phrases: minor; legal system; foreign coun-летний; правовая система; зарубежные страны; уго- tries; criminal legislation; Juvenile Justice. ловное законодательство; ювенальная юстиция.

Уголовно-процессуальное и уголовно-правовое положение несовершеннолетнего отличается от правового статуса взрослых лиц, совершивших преступления, как по законодательству Российской Федерации, так и в международных правовых актах.

В этой связи следует обратиться к точке зрения М. Анселя, который справедливо отмечал, что изучение иностранного опыта «открывает перед юристом новые горизонты, позволяет ему лучше узнать право своей страны, а специфические черты этого права особенно отчетливо вы-

являются в сравнении с другими правовыми системами. Такое сравнение способно вооружить юриста идеями и аргументами, которые нельзя получить даже при очень хорошем знании только собственного права» [1].

В большинстве стран мира понятие «несовершеннолетний» применяется к лицам, у которых нижняя граница возраста совпадает с установленным законодательством возрастом наступления уголовной ответственности, а верхняя — с возрастом совершеннолетия. Так, во Франции, Алжире, Марокко и Тунисе соответственно от 13 до 18 лет, в Японии — от 14 до 20 лет, в Италии — 14 и 17 лет, в Швеции — 15 и 21 год, в странах СНГ этот возраст соответственно от 14 до 18 лет. Во многих государствах возраст уголовной ответственности несовершеннолетних лиц определен с 16 лет.

Как считает М. И. Кольцов, по вопросам возраста уголовной ответственности российское уголовное право отличается от права зарубежных стран тем, что если в Российской Федерации достижение установленного Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ) возраста рассматривается как условие уголовной ответственности, то в зарубежных государствах обычно речь идет о «достижении определенного возраста, установленного законом, как об основании для исключения уголовной ответственности» [2, с. 236].

Необходимо отметить, что международные стандарты в области защиты прав детей базируются на принципах, составляющих общечеловеческие ценности, — гуманизм, законность, демократизм и др. Принцип равенства всех перед законом, являющийся основополагающим в правовом государстве, по отношению к детям должен применяться только тогда, когда в законах учтены особенности несовершеннолетнего возраста и необходимость повышенной правовой защиты ребенка.

Наиболее значимыми международными правовыми актами для определения правового положения несовершеннолетнего являются:

— Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г.1, в которой отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи;

— Декларация прав ребенка, принятая ООН в 1959 г. и провозгласившая десять социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей. В Декларации отмечается, что «ребенок ввиду его физической и ум-

1 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту»2;

— Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., которая значительно расширила и детализировала основные права ребенка, определив направления и содержание ювенальной политики государств — участников, присоединившихся к Конвенции3;

— Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.4;

— Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г.5;

— Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) 1990 г.6 и другие международно-правовые документы.

При этом международное законодательство исходит из того, что внутренняя социальная политика и политика внешняя должны содействовать реализации юридических норм, закрепляющих права и свободы человека.

Впервые на межгосударственном уровне проблемы защиты прав ребенка были рассмотрены Лигой Наций в 1924 г. с принятием Женевской декларации прав ребенка, в которой провозглашались меры, необходимые для предупреждения эксплуатации детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Декларация состояла из пяти основных принципов, направленных, в частности, против детского труда и рабства, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

Потребность в придании защите прав детей силы международных юридических норм

2 Декларация прав ребенка (принята 20 ноября 1959 г. Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). [Электронный ресурс]. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (принята в г. Нью-Йорке 30 сентября 1990 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)» (приняты 29 ноября 1985 г. Резолюцией 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс]. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

6 Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) (приняты 14 декабря 1990 г. Резолюций 45/112 на 68-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс]. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

реализовалась в ходе разработки Конвенции о правах ребенка, которая была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., подписана СССР 13 июня 1990 г. и вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. Конвенция в отличие от декларации имеет обязательную силу для государств, которые к ней присоединились (подписали, ратифицировали). Государства — участники, присоединившиеся к Конвенции, обязаны уважать и обеспечивать все права ребенка, предусмотренные Конвенцией без какой-либо дискриминации независимо от любых оснований и обстоятельств.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка является первоочередным для деятельности всех государств или частных учреждений, в том числе судов, административных и законодательных органов.

При этом необходимо учитывать, что уголовно-процессуальное законодательство зарубежных стран по-разному решает проблему ин-ституционализации норм о защите интересов и прав несовершеннолетних. В значительной их части содержатся отдельные главы, предусматривающие правила уголовного судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних (глава 50 УПК Республики Азербайджан1; глава 60 УПК Республики Узбекистан2; глава 49 УПК Республики Туркменистан3). В обозначенных главах кодексов указанных государств закрепляется общая норма, согласно которой порядок производства по делам о преступлениях несовершеннолетних определяется общими правилами, установленными кодексом, а также конкретными статьями настоящих глав. Применяются они по делам лиц, не достигших к моменту совершения преступления совершеннолетия, а именно 18-летнего возраста.

Так, ст. 508 УПК Туркменистана, ст. 548 УПК Узбекистана, ст. 429 УПК Азербайджана определяют обстоятельства, подлежащие установлению (доказыванию) по делам о преступлениях несовершеннолетних, на которые следует обращать «особое внимание» (ч. 1 ст. 508 УПК Туркменистана). Помимо установления

1 Уголовно-процессуальный кодекс Азербайджанской Республики (утвержден Законом Азербайджанской Республики от 14 июля 2000 г. № 907-IQ) [Электронный ресурс]. URL: http:// continent-online.com/Document/?doc_id=30420280 (дата обращения: 20.05.2022).

2 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан (утвержден Законом Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 г. № 2013-XII) [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=30421101 (дата обращения: 20.05.2022).

3 Уголовно-процессуальный кодекс Туркменистана от 18 апреля 2009 г. [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=31344376&pos=56;-46#pos=56;-46 (дата обращения: 20.05.2022).

точного возраста несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения), условий его жизни и воспитания положения п. 2 ч. 1 ст. 548 УПК Республики Узбекистан предусматривают, что выявлять необходимо характерные черты личности и состояние здоровья несовершеннолетнего; п. 4 ч.1 ст. 508 УПК Туркменистана говорит о степени интеллектуального, волевого и психологического развития, особенностях характера и темперамента, потребностях и интересах; ст. 429.0.3 УПК Республики Азербайджан требует установления таких обстоятельств как уровень физического, интеллектуального и умственного развития несовершеннолетнего.

На наш взгляд, независимо от того, как законодатель сформулировал данные обстоятельства, они являются достаточно важными данными. Так, выяснение некоторых особенностей личности несовершеннолетнего необходимо для установления моментов, которые связаны с психическим отношением лица к содеянному, выявления всей совокупности обстоятельств, способствовавших совершению преступления, решения вопросов о мере пресечения и мерах исправления несовершеннолетних. Кроме того, должное внимание следует уделять собиранию сведений о поведении обвиняемого несовершеннолетнего после совершения им преступления. Зачастую по уголовному делу необходимо выяснить физическое здоровье несовершеннолетнего обвиняемого, какие конкретные признаки отставания в психическом развитии проявляются у несовершеннолетнего и влияют ли они (если влияют, то каким образом) на степень осознания фактического характера и общественной опасности своих действий или возможность руководить ими.

Законодатель предлагает обращать особое внимание на то, каким образом на несовершеннолетнего влияли старшие по возрасту лица — сверстники, взрослые, подстрекатели (п. 5 ч. 1 ст. 508 УПК Туркменистана). В п. 4 ч. 1 ст. 548 УПК Узбекистана данное положение сформулировано как «наличие или отсутствие взрослых подстрекателей и иных соучастников». УПК Азербайджана вообще подобную норму не предусматривает, а закрепляет положение (ст. 429.0.4) о возможности выделения производства по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего при наличии других участников в преступлении.

Проведенный сравнительно-правовой анализ норм международного права, а также уголовно-процессуального законодательства Азербайджана, Туркменистана и Узбекистана позволяет сделать вывод о преимущественно едином подходе законодателя этих стран к проблеме защиты

основных прав ребенка, гарантированных Конвенцией ООН о правах ребенка (1989 г.) и Пекинскими правилами 1985 г. Вместе с тем дальнейшая правовая интеграция и усиление защиты детства требуют установления единых стандартов области уголовно-процессуальной защиты несовершеннолетних за счет унификации норм, регламентирующих предварительное расследование и судебное разбирательство по делам о преступлениях несовершеннолетних.

В заключение следует подчеркнуть, что нарушение общих норм уголовно-процессуального закона, закрепляющих правовое положение в той или иной стране, влечет безусловное невыполнение задач уголовного процесса, обусловливает неэффективность производства расследования по уголовным делам с точки зрения достижения истины, воспитания несовершеннолетних и предупреждения преступлений.

Список литературы:

1. Ансель М. Методологические проблемы сравнительного права // Очерки сравнительного права. Москва, 1991.

Кольцов М. И. Особенности наказания несовершеннолетних (на примере судов Тамбовской области): дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.