ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ - ИСПОЛНИТЕЛИ
ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫХ УСЛУГ КАК НОВЫЙ ВИД СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Иванов А.В.
Иванов Алексей Владимирович - кандидат философских наук, доцент, кафедра конституционного и международного права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Алтайский государственный университет, г. Барнаул
Аннотация: предметом исследования является институт некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг. Рассматриваются особенности правового регулирования деятельности таких организаций как отдельного вида социально ориентированных некоммерческих организаций. Особое внимание уделено оценке ожидаемых результатов реализации данного законодательного нововведения.
Ключевые слова: некоммерческие организации, социально ориентированные некоммерческие организации, некоммерческие организации - исполнители общественно полезных услуг, качество общественно полезных услуг.
Федеральный закон от 03.07.2016 № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части установления статуса некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг» [1] установил новый правовой институт некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг, под которым понимается «социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам» [1, 2]. В категории социально ориентированных некоммерческих организаций, таким образом, определен новый их вид, и, соответственно, возникает вопрос, какие новые возможности это даёт некоммерческим организациям и в чём заключается государственный и общественный интерес такого нововведения.
Обозначим отдельные особенности в правовом регулировании и статусе социально ориентированных некоммерческих организаций и некоммерческих организаций -исполнителей общественно полезных услуг. В ст. 2.1, 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях» [2] (далее -ФЗ «О некоммерческих организациях») определяется, что социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также иные предусмотренные данным законом и другими федеральными законами, законами субъектов федерации и актами представительных органов муниципальных образований виды деятельности. Таким организациям может оказываться экономическая, финансовая, имущественная и иные виды поддержки, ведется реестр таких организаций (в который данные организации включаются по факту получения поддержки) (ст. 31.1, 31.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» [2]).
На основании ст. 31.4, п. 2.2 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях», социально ориентированная некоммерческая организация может быть признана
некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг и включена в соответствующий реестр, если она на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам [2]. Перечень общественно полезных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации (в частности, предоставление социального обслуживания в различных формах, социально-трудовые услуги, услуги по профилактике социального сиротства, содействие в предоставлении бесплатной юридической помощи и др.) [3] в соответствии с приоритетными направлениями, определяемыми Президентом Российской Федерации [4]. Решения о признании организаций исполнителями общественно полезных услуг принимает Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) на основании представленного заявления и заключения о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям, ведение реестра таких организаций осуществляет Минюст России [5, 6].
Далее коротко обозначим возможные издержки, резоны и перспективы приобретения некоммерческими организациями статуса исполнителей общественно полезных услуг. Получение и наличие статуса исполнителя общественно полезных услуг для некоммерческих организаций сопровождается рядом требований (см. выше) и дополнительным вниманием со стороны государства, что, безусловно, обременительно для любого субъекта общественных отношений. Но это есть «рента» за предоставляемые государством преференции, в частности, право на приоритетное получение различных мер государственной и муниципальной поддержки, например, финансовой поддержки в форме субсидий на срок не менее двух лет (п. 5, п. 13 ст. 31.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» [2]) и др. (Отметим, что для социально ориентированных некоммерческих организаций, не являющихся исполнителями общественно полезных услуг, такие гарантии не установлены).
По состоянию на 08.08.2017 в Реестр некоммерческих организаций -исполнителей общественно полезных услуг Минюстом России включены 20 организаций (при этом первая из них была включена только 14.04.2017) [6]. Безусловно, для того чтобы оценить преимущества и недостатки нового статуса, некоммерческим организациям, как уже имеющим такой статус, так и рассматривающим возможность его приобретения, потребуется еще какое-то время.
Теперь тезисно рассмотрим предполагаемые результаты обсуждаемого нововведения для государства и общества. Здесь можно в качестве исходных посылок обозначить следующие положения, являющиеся, по мнению автора, аксиоматичными. Во-первых, государство не делает ничего «просто так». Осуществление мер поддержки исполнителям общественно полезных услуг, очевидно, имеет, в числе прочих, цель минимизировать, а в долгосрочной перспективе, при условии успешности опыта, отказаться от отдельных видов услуг, оказываемых государством непосредственно (например, социальное обслуживание, оказание консультативной, психологической, юридической и иных видов помощи отдельным категориям граждан и многое другое). Во-вторых, качественная услуга (по крайне мере для её исполнителя) не может быть бесплатной (если говорить именно о системе услуг, но не о помощи по личным, религиозным и т.п. мотивам). Финансовая и иные меры поддержки государства предполагают осуществление контроля качества предоставляемых общественно полезных услуг, в чем заключается бесспорная польза для их получателей.
Подводя итоги, следует ещё раз отметить, что для основательности выводов о целесообразности установления института некоммерческих организаций -исполнителей общественно полезных услуг и объективной оценки полученных результатов потребуется определенное время, однако сам замысел законодателя уже представляется небезынтересным и небесперспективным.
Список литературы
1. О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части установления статуса некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг: Федеральный закон от 03.07.2016 № 287-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ), 2016. № 27 (Часть I). Ст. 4220.
2. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // СЗ РФ, 1996. № 3. Ст. 145.
3. Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания: Постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 № 1096 (ред. от 27.07.2017) // СЗ РФ, 2016. № 45 (часть II). Ст. 6261.
4. Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг: Указ Президента Российской Федерации от 08.08.2016 № 299 (ред. от 01.07.2017) // СЗ РФ, 2016. № 33. Ст. 5164.
5. О реестре некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг // Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 89 // СЗ РФ, 2017. № 6. Ст. 937.
6. Реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг Минюста России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unro.minjust.ru/NKOPerfServ.aspx/ (дата обращения: 12.08.2017).