Научная статья на тему 'Некоммерческие организации - исполнители общественно полезных услуг как новый вид социально ориентированных некоммерческих организаций'

Некоммерческие организации - исполнители общественно полезных услуг как новый вид социально ориентированных некоммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
586
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛИ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫХ УСЛУГ / КАЧЕСТВО ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Алексей Владимирович

Предметом исследования является институт некоммерческих организаций исполнителей общественно полезных услуг. Рассматриваются особенности правового регулирования деятельности таких организаций как отдельного вида социально ориентированных некоммерческих организаций. Особое внимание уделено оценке ожидаемых результатов реализации данного законодательного нововведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоммерческие организации - исполнители общественно полезных услуг как новый вид социально ориентированных некоммерческих организаций»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ - ИСПОЛНИТЕЛИ

ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫХ УСЛУГ КАК НОВЫЙ ВИД СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Иванов А.В.

Иванов Алексей Владимирович - кандидат философских наук, доцент, кафедра конституционного и международного права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Алтайский государственный университет, г. Барнаул

Аннотация: предметом исследования является институт некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг. Рассматриваются особенности правового регулирования деятельности таких организаций как отдельного вида социально ориентированных некоммерческих организаций. Особое внимание уделено оценке ожидаемых результатов реализации данного законодательного нововведения.

Ключевые слова: некоммерческие организации, социально ориентированные некоммерческие организации, некоммерческие организации - исполнители общественно полезных услуг, качество общественно полезных услуг.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части установления статуса некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг» [1] установил новый правовой институт некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг, под которым понимается «социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам» [1, 2]. В категории социально ориентированных некоммерческих организаций, таким образом, определен новый их вид, и, соответственно, возникает вопрос, какие новые возможности это даёт некоммерческим организациям и в чём заключается государственный и общественный интерес такого нововведения.

Обозначим отдельные особенности в правовом регулировании и статусе социально ориентированных некоммерческих организаций и некоммерческих организаций -исполнителей общественно полезных услуг. В ст. 2.1, 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях» [2] (далее -ФЗ «О некоммерческих организациях») определяется, что социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также иные предусмотренные данным законом и другими федеральными законами, законами субъектов федерации и актами представительных органов муниципальных образований виды деятельности. Таким организациям может оказываться экономическая, финансовая, имущественная и иные виды поддержки, ведется реестр таких организаций (в который данные организации включаются по факту получения поддержки) (ст. 31.1, 31.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» [2]).

На основании ст. 31.4, п. 2.2 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях», социально ориентированная некоммерческая организация может быть признана

некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг и включена в соответствующий реестр, если она на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам [2]. Перечень общественно полезных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации (в частности, предоставление социального обслуживания в различных формах, социально-трудовые услуги, услуги по профилактике социального сиротства, содействие в предоставлении бесплатной юридической помощи и др.) [3] в соответствии с приоритетными направлениями, определяемыми Президентом Российской Федерации [4]. Решения о признании организаций исполнителями общественно полезных услуг принимает Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) на основании представленного заявления и заключения о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям, ведение реестра таких организаций осуществляет Минюст России [5, 6].

Далее коротко обозначим возможные издержки, резоны и перспективы приобретения некоммерческими организациями статуса исполнителей общественно полезных услуг. Получение и наличие статуса исполнителя общественно полезных услуг для некоммерческих организаций сопровождается рядом требований (см. выше) и дополнительным вниманием со стороны государства, что, безусловно, обременительно для любого субъекта общественных отношений. Но это есть «рента» за предоставляемые государством преференции, в частности, право на приоритетное получение различных мер государственной и муниципальной поддержки, например, финансовой поддержки в форме субсидий на срок не менее двух лет (п. 5, п. 13 ст. 31.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» [2]) и др. (Отметим, что для социально ориентированных некоммерческих организаций, не являющихся исполнителями общественно полезных услуг, такие гарантии не установлены).

По состоянию на 08.08.2017 в Реестр некоммерческих организаций -исполнителей общественно полезных услуг Минюстом России включены 20 организаций (при этом первая из них была включена только 14.04.2017) [6]. Безусловно, для того чтобы оценить преимущества и недостатки нового статуса, некоммерческим организациям, как уже имеющим такой статус, так и рассматривающим возможность его приобретения, потребуется еще какое-то время.

Теперь тезисно рассмотрим предполагаемые результаты обсуждаемого нововведения для государства и общества. Здесь можно в качестве исходных посылок обозначить следующие положения, являющиеся, по мнению автора, аксиоматичными. Во-первых, государство не делает ничего «просто так». Осуществление мер поддержки исполнителям общественно полезных услуг, очевидно, имеет, в числе прочих, цель минимизировать, а в долгосрочной перспективе, при условии успешности опыта, отказаться от отдельных видов услуг, оказываемых государством непосредственно (например, социальное обслуживание, оказание консультативной, психологической, юридической и иных видов помощи отдельным категориям граждан и многое другое). Во-вторых, качественная услуга (по крайне мере для её исполнителя) не может быть бесплатной (если говорить именно о системе услуг, но не о помощи по личным, религиозным и т.п. мотивам). Финансовая и иные меры поддержки государства предполагают осуществление контроля качества предоставляемых общественно полезных услуг, в чем заключается бесспорная польза для их получателей.

Подводя итоги, следует ещё раз отметить, что для основательности выводов о целесообразности установления института некоммерческих организаций -исполнителей общественно полезных услуг и объективной оценки полученных результатов потребуется определенное время, однако сам замысел законодателя уже представляется небезынтересным и небесперспективным.

Список литературы

1. О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части установления статуса некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг: Федеральный закон от 03.07.2016 № 287-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ), 2016. № 27 (Часть I). Ст. 4220.

2. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // СЗ РФ, 1996. № 3. Ст. 145.

3. Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания: Постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 № 1096 (ред. от 27.07.2017) // СЗ РФ, 2016. № 45 (часть II). Ст. 6261.

4. Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг: Указ Президента Российской Федерации от 08.08.2016 № 299 (ред. от 01.07.2017) // СЗ РФ, 2016. № 33. Ст. 5164.

5. О реестре некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг // Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 89 // СЗ РФ, 2017. № 6. Ст. 937.

6. Реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг Минюста России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unro.minjust.ru/NKOPerfServ.aspx/ (дата обращения: 12.08.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.