УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 149, кн. 6 Гуманитарные науки 2007
УДК 343.2
НЕКАРАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА
Ф.К. Набиуллин Аннотация
Основное внимание автор уделяет анализу юридической природы некарательных мер, через которые реализуется уголовная ответственность, прослеживает основные различия между наказанием и этими мерами в уголовном праве.
Уголовное законодательство РФ содержит различный по своей природе, содержанию и целям арсенал мер уголовно-правового воздействия на лиц, совершивших преступление. По существу в нем закреплена определенная система этих мер, которая слагается из двух подсистем: 1) меры государственного принуждения карательного характера; 2) меры государственного принуждения некарательного воздействия, которые, в свою очередь, включают в себя две подсистемы: а) иные меры уголовно-правового характера, через применение которых реализуется уголовная ответственность; б) меры уголовно-правового воздействия, не являющиеся формой реализации уголовной ответственности (освобождение от нее, судимость, принудительные меры медицинского характера (ст. 97-104 УК РФ).
В силу широты проблемы некарательных мер в уголовном праве остановимся лишь на природе и уголовно-правовом значении иных мер уголовно-правового характера. В ч. 2 ст. 2 УК РФ предусмотрено: «Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступления». А в ч. 1 ст. 6 УК РФ закреплено, что «наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного».
Упоминание об иных мерах уголовно-правового характера в связке с наказанием свидетельствует о том, что они находятся с ним в одном категориальном ряду, то есть являются средствами уголовно-правового характера, не являющимися по своей юридической природе наказанием.
В уголовно-правовой литературе понятие «мера» употребляется применительно к наказанию, уголовной ответственности, уголовно-правовому воздействию, принуждению, убеждению и др. Поэтому нередко используются в ней
понятия мер принуждения, мер убеждения, мер наказания, мер уголовноправового воздействия и т. п.
Ф.Р. Сундуров пишет, что «мера наказания» употребляется для обозначения конкретного наказания (его вида, срока или размера), назначенного судом виновному в совершении преступления. Мера наказания означает не только качественную его характеристику (то есть вид наказания), но и количественное измерение наказания [1, с. 297-298].
Понятие «мера» употребляется в уголовном праве и для обозначения тех или иных средств, применяемых на основе его норм к лицам, совершившим преступление или общественно опасное деяние, предусмотренное статьями Особенной части УК РФ. В этом смысле и следует понимать меры уголовноправового характера. Они представляют собой средства воздействия на лицо, совершившее преступление, на основе уголовного закона.
Поскольку в ст. 2 и 6 УК РФ иные меры уголовно-правового характера упомянуты во множественном числе, предполагается, что уголовный закон предусматривает определенную группу таких мер.
Помимо общего понятия иных мер уголовно-правового характера в УК РФ слово мера употребляется и для обозначения конкретных мер уголовно-правового воздействия. В ч. 1 ст. 59 УК РФ предусмотрено: «Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь». Здесь под мерой, по существу, законодатель понимает один вид наказания - смертную казнь. В ст. 90-92 УК РФ раскрываются основания применения и содержание принудительных мер воспитательного воздействия в отношении указанных в законе категорий лиц, совершивших преступление до достижения ими 18-летнего возраста. Хотя эти меры обозначены путем понятия «воздействие», они по своей правовой природе являются фактически мерами уголовно-правового характера. В ст. 63 УК РСФСР 1960 г. они обозначались как принудительные меры воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетним. Этим самым законодатель проводил принципиальное различие между наказанием как средством карательного характера и принудительными мерами воспитательного характера, лишенными свойств кары, но не принудительности.
Принудительные меры медицинского характера урегулированы в разделе VI и главе 15 УК РФ с одноименным названием.
Таким образом, понятие «мера («меры») употребляется в УК РФ для обозначения всех иных, помимо наказания, мер уголовно-правового характера (принудительные меры воспитательного воздействия) либо отдельных мер уголовно-правового воздействия (принудительные меры медицинского характера) или же отдельных видов наказания (смертная казнь).
Поскольку анализируемые меры именуются уголовно-правовыми, они должны предусматриваться в уголовном законе. В УК РФ регламентированы основания и условия применения всех мер уголовно-правового характера. И в своем существе эти меры носят уголовно-правовой характер, поскольку заключают в себе порицание преступления, за которое осуждается виновный, и его самого от имени государства. Применение этих мер уголовно-правового характера сопряжено с определенными правоограничениями и возложением на осужденно-
го дополнительных, по сравнению с общим правовым статусом, обязанностей. Эти признаки сближают иные уголовно-правовые меры с наказанием, поскольку и наказание и иные меры уголовно-правового характера призваны в соответствующих формах реализовывать уголовную ответственность [2, с. 48-49].
Как это общепризнано в литературе, наказание и иные меры уголовно-правового характера являются двумя основными формами реализации уголовной ответственности [3, с. 68]. Поэтому одним из существенных признаков иных мер уголовно-правового воздействия является то, что они выступают одной из форм (а на практике самой распространенной формой) реализации уголовной ответственности.
Большинство признаков наказания присуще и иным мерам уголовно-правового характера. Любая иная мера уголовно-правового характера является мерой принуждения, то есть применяется не с согласия осужденного, а в принудительном порядке и обеспечивается деятельностью соответствующих органов государства. Все иные меры уголовно-правового характера являются мерами государственного принуждения, то есть они устанавливаются государством и применяются им в лице суда, назначающего ту или иную меру уголовно-правового характера. В иных мерах уголовно-правового характера, как и в наказании, выражается порицание от имени государства, то есть государственное осуждение преступления и лица, его совершившего. Иные меры уголовно-правового характера также выступают в качестве государственного масштаба порицания преступления и лица, его учинившего.
Иные меры уголовно-правового характера, как и наказание, назначаются по обвинительному приговору, что означает факт привлечения виновного в совершении преступления к уголовной ответственности, то есть порицания от имени государства преступления и лица, его совершившего. Однако степень порицания при назначении иных мер уголовно-правового характера меньшая, чем это имеет место при осуждении к наказанию. Применение более мягких мер уголовно-правового воздействия, каковыми являются иные меры уголовноправового характера, предполагает, что в этом случае лицо, совершившее преступление, порицается в меньшей степени. Поэтому суд и находит возможность назначить ту или иную меру уголовно-правового характера. Как правило, иные меры уголовно-правового характера изначально назначаются обвинительным приговором суда. Однако они могут применяться и в процессе исполнения наказания, например, при освобождении от него под теми или иными условиями. В этих случаях меры уголовно-правового характера своим основанием имеют не обвинительный приговор, а постановление суда (ст. 399 УПК РФ).
Материальным основанием применения иных мер уголовно-правового характера, как и назначения наказания, является признание лица виновным в совершении преступления. Причем в каждом конкретном случае суд имеет формальное основание назначить наказание, предусмотренное санкцией статьи Особенной части УК РФ, однако с учетом конкретных обстоятельств, характеризующих преступление и личность виновного, он признает целесообразным назначение иной меры уголовно-правового характера. Тем самым суд назначает или наказание, подлежащее реальному исполнению, или какую-то иную меру уголовно-правового характера. Но в этом правиле имеется одно исключение,
касающееся условного осуждения, которое сочетает в себе меру уголовно-правового характера, - условное осуждение к основному наказанию и наказание, поскольку суд может назначить при условном осуждении дополнительное наказание, подлежащее реальному исполнению.
Тем самым, по таким признакам, как: 1) связь с уголовной ответственностью; 2) принудительный характер воздействия; 3) применение от имени государства; 4) назначение по приговору суда; 5) материальное основание применения (преступление) - иные уголовно-правовые меры по общему правилу не отличаются от наказания, хотя и здесь имеется определенная их специфика.
Наиболее зримым отличием иных мер уголовно-правового характера выступает то, что они не включены в законодательный перечень видов наказаний. Все иные меры уголовно-правового характера находятся вне его пределов. Эти меры не указываются и в санкциях статей Особенной части УК РФ, в них содержатся только виды (или вид) наказаний с конкретными сроками или размерами.
Отсутствие в определении понятия наказания указания на то, что к наказанию относятся только те меры государственного принуждения, которые включены в перечень видов наказаний, как это отмечается отдельными авторами, фактически нивелирует грань между наказанием и иными мерами уголовноправового характера.
Отличаются ли иные меры уголовно-правового характера от наказания своим содержанием, то есть заключают ли они в себе лишения или ограничения прав лица, признанного виновным в совершении преступления? Если в отношении осужденного к наказанию реализуются ограничения и даже лишения его прав и свобод, то в отношении лиц, к которым применяются другие меры уголовно-правового характера, хотя и реализуются определенные правоограниче-ния, однако их характер и социально-правовое предназначение иные, чем это имеет место при применении наказания. В данном случае фактически речь идет о сущности иных мер уголовно-правового характера.
В чем же заключается сущность иных мер уголовно-правового характера? В литературе на этот вопрос обычно не даются ответы.
Поскольку иные меры уголовно-правового характера являются однопорядковыми с наказанием категориями, поскольку они, наряду с наказанием, выступают в качестве основных форм реализации уголовной ответственности, постольку выявление их сущности не может быть в отрыве от понимания сущности уголовной ответственности и наказания. Как нам думается, сущность иных мер уголовно-правового характера также заключается в государственном осуждении, порицании преступления и лица, его совершившего, в форме постановления обвинительного приговора. Это порицание также сопряжено с определенными правоограничениями. Однако их характер, в отличие от правоог-раничений и лишений, составляющих содержание наказания, иной.
Правоограничения, реализуемые при применении иных мер уголовно-правового характера, лишены карательной направленности. Они не рассматриваются законодателем в качестве кары, поскольку объективно не могут вызывать страдания у осужденного. Их социально-правовое значение заключается в достижении целей исправления осужденного и предупреждения новых преступлений некарательными средствами. Если при исполнении наказания осуществля-
ется более глубокое и интенсивное воздействие на сознание осужденного, называемое карательным, и тем самым реализуется его исправительный и предупредительный потенциал, то при применении иных мер уголовно-правового характера правоограничения, возлагаемые на осужденного, вызваны необходимостью поставить его в определенные рамки поведения и тем самым обеспечить достижение целей исправления и предупреждения новых преступлений.
Иные меры уголовно-правового характера можно определить как предусмотренные Общей частью УК РФ и назначаемые по обвинительному приговору суда либо в процессе исполнения наказания альтернативные наказанию, либо дополняющие его меры (средства), заключающие в себе государственное порицание преступления и лица его совершившего, материализуемого в правоог-раничениях некарательного характера, направленные на обеспечение достижения целей исправления осужденного и предупреждения новых преступлений.
Summary
F.K. Nabiullin. Non-punitive measures in criminal law.
The main focus of the article is made on analyzing the legal nature of non-punitive measures through which the criminal responsibility is implemented. The principal points of difference between the non-punitive measures and punishment in criminal law are analyzed.
Литература
1. Уголовное право. Общая часть / Под ред. Ф.Р. Сундурова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. - 648 с.
2. Сундуров Ф.Р. Наказание и альтернативные меры в уголовном праве. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2005. - 298 с.
3. ДуюновВ.К. Уголовно-правовое воздействие: теория и практика. - М.: Науч. кн., 2003. - 520 с.
Поступила в редакцию 16.08.07
Набиуллин Фарид Кавиевич - соискатель кафедры уголовного права Казанского государственного университета.