Научная статья на тему 'НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ТВОРЧЕСТВА А. Т. ГРЕЧАНИНОВА: ПЕРВАЯ СОНАТА ДЛЯ КЛАРНЕТА И ФОРТЕПИАНО ОР. 161'

НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ТВОРЧЕСТВА А. Т. ГРЕЧАНИНОВА: ПЕРВАЯ СОНАТА ДЛЯ КЛАРНЕТА И ФОРТЕПИАНО ОР. 161 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
92
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОНАТА ДЛЯ КЛАРНЕТА И ФОРТЕПИАНО / АЛЕКСАНДР ГРЕЧАНИНОВ / СТИЛЬ МОДЕРН / КАМЕРНАЯ МУЗЫКА РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР КЛАРНЕТИСТА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Волкова Дарья Антоновна

В статье рассматриваются некоторые особенности стиля и формообразования Первой сонаты А. Т. Гречанинова для кларнета и фортепиано ор. 161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNKNOWN PAGES OF A. T. GRECHANINOV’S CREATIVITY: SONATA № 1 FOR CLARINET AND PIANO OP. 161

The article describes the style features, and the features of the formation of the Sonata for clarinet and piano op. 161. №1 by A. T. Grechaninov. The author reveals the features of the Art Nouveau style in the Sonata.

Текст научной работы на тему «НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ТВОРЧЕСТВА А. Т. ГРЕЧАНИНОВА: ПЕРВАЯ СОНАТА ДЛЯ КЛАРНЕТА И ФОРТЕПИАНО ОР. 161»

мировое музыкальное пространство: наблюдения и открытия

Неизвестные страницы творчества А. Т. Гречанинова: Первая соната для кларнета и фортепиано op. 161

W

42

Волкова Дарья Антоновна

магистрант Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: voldarant@yandex.ru

В статье рассматриваются некоторые особенности стиля и формообразования Первой сонаты А. Т. Гречанинова для кларнета и фортепиано ор. 161.

Ключевые слова: соната для кларнета и фортепиано, Александр Гречанинов, стиль модерн, камерная музыка русских композиторов, педагогический репертуар кларнетиста

Творческое наследие выдающегося русского композитора Александра Тихоновича Гречанинова очень велико. Оно включает в себя шесть опер, музыку к драматическим спектаклям, пять симфоний, симфонические поэмы и сюиты, камерно-инструменталь-

ные и фортепианные произведения, хоры и хоровые циклы, романсы, детские песни, обработки народных песен [3, 170]. Гречанинов, безусловно, не относится к числу безвестных или забытых композиторов, но также нельзя сказать, что его творчество достаточно хорошо изучено и объективно оценено. Этому существует следующее объяснение. Во-первых, значительная часть наследия композитора находится в архивах и никогда не издавалась. Вторая причина — малодоступность для исследователей большинства произведений, созданных Гречаниновым в эмиграции и хранящихся в зарубежных хранилищах.

Наиболее известны оркестровые и хоровые произведения композитора, тогда как камерно-инструментальные сочинения до сих пор остаются малоизвестными. В их числе — Соната для кларнета и фортепиано B-dur № 1 ор. 161. Написанная во второй половине 1930-х годов [1, JJJ] она была впервые издана лишь в 2012 году в США. До настоящего времени Соната не получила известности среди российских кларнетистов — как исполнителей, так и педагогов. При этом Вторая соната Гречанинова для кларнета и фортепиано уже с конца 1940-х годов входит в отечественный концертный и педагогический репертуар. Автограф Первой сонаты хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке в числе рукописей из архива Артуро Тосканини

[5, 4]. Для американских издателей произведения Гречанинова, по всей видимости, не представляли большого интереса [1, 200], а причины, по которым в СССР попала рукопись только Второй сонаты, неизвестны.

Первые десятилетия XX века по праву считаются эпохой расцвета фортепианной сонаты в творчестве русских композиторов: Глазунова, Рахманинова, Метнера, Скрябина, молодого Прокофьева и других. При этом жанр камерно-инструментальной сонаты оставался малопривлекательным [2, 264], еще менее востребованной была его разновидность с участием духовых инструментов. На этом фоне две кларнетовые сонаты Гречанинова являются скорее исключением.

К сочинению Первой сонаты для кларнета и фортепиано Гречанинов приступил еще в 1935 году — до переезда в США, во Франции, однако закончил ее спустя пять лет, уже находясь в Америке. Известно, что одним из событий, ставших для композитора импульсом к созданию двух кларнетовых сонат, послужило его знакомство с кларнетистом Семеном Беллисоном1, который стал первым исполнителем этих произведений [5, 15].

Впервые анализ Первой сонаты Гречанинова для кларнета и фортепиано был проведен в работе Д. Перевертайленко [5, 18], который, к сожалению, остановился только на изучении формы, опустив вопросы интерпретации и исполнительских

волкова д. а. неизвестные страницы творчества а. т. гречанинова: первая соната для кларнета и фортепиано ОР. 1В1

проблем. Кроме того, сам анализ формы сонаты, проведенный Д. Перевертайленко, требует дополнений и уточнений, так как в нем допущено несколько досадных неточностей и ошибок. Так, например, упущены два небольших, но важных раздела в описании экспозиций первой и третьей частей. Также можно поспорить с его определением формы второй части. Перевер-тайленко определяет ее как ше-стичастную, тогда как эта часть написана скорее в форме малого двухтемного рондо.

фигурации перемежаются сплавными, распевными эпизодами (см. Пример 1).

Отдельный интерес для исследователя представляет короткий эпизод, основанный на повторяющихся квартовых перекличках, так как этот же мотив используется композитором в его Второй сонате для кларнета и фортепиано уже как главная партия первой части. В целом, первая часть сонаты отличается насыщенной динамикой и выразительностью. У кларнетиста здесь могут возникнуть некото-

нительные усилия для сохранения яркости звука при движении от верхнего регистра к среднему, чтобы избежать тембрального «провала». Контроль над координацией сопряжений между регистрами крайне важен как для этой части, так и для сонаты в целом.

Название второй части сонаты — лирического Andante (Канцона) — перекликается с Канцоной С. И. Танеева для кларнета и струнного оркестра. Размеренная песенная мелодия здесь, как и в Канцоне, предстает в свободном развитии, в котором, как уже го-

43

80 1 - _ I»*» V Пг-rl ф Elf ffir -л

-Г-h~ -\J--г^- — г 1 'Г ' f1

Пример 1. Гречанинов А. Т. Соната для кларнета и фортепиано №1 ор. 161. Часть I (Allegro). Т. 73-94 (партия кларнета)

Соната состоит из трех частей. Основная тональность первой части, Allegro, написанной в форме сонатного аллегро, — B-dur. Общий характер этой части основан на скерцоз-ных, легких, подвижных темах. Также обращает на себя внимание чередование различных, очень контрастных исполнительских штрихов, как в партии кларнета, так и в партии фортепиано. Отрывистые, четко артикулированные восходящие и нисходящие пассажи (ремарки: con eleganza, grazioso) и пунктирные

рые сложности со звуковысот-ным интонированием, поэтому следует внимательно отнестись к фрагментам с яркими динамическими контрастами, а также к нисходящим и восходящим пассажам на crescendo, в которых, как правило, возникает тенденция к занижению звука. Кроме того, в нисходящих пассажах может возникнуть дополнительная проблема. Учитывая, что при одинаковой подаче воздуха на кларнете средний и нижний регистр звучит несколько тише верхнего, исполнителю нужно приложить допол-

ворилось выше, прослеживаются черты малого двухтемного рондо. Кларнет и фортепиано здесь находятся в постоянном диалоге, передавая друг другу основную тему, которая меняя тембровую окраску и регистр, сохраняет при этом свою образность: характер ностальгического размышления. Эта часть требует от кларнетиста особого контроля над плавностью переходов между звуками (legatissimo) и ровностью голосоведения.

Яркий бравурный финал (Vivace) написан, как и первая

мировое музыкальное пространство: наблюдения и открытия

часть, в сонатной форме. Основной тональностью части также становится В^иг. Мелодическая структура базируется на чередовании легких, четко артикулированных фигур с лирическими мотивами. Постоянный диалог кларнета и фортепиано, взаимодействие (даже взаимопроникновение) мелодии и фактурного обрамления в сочетании с быстрым темпом и повторяющимися короткими лейтмотивными мелодическими элементами создают эффект нескончаемого движения, непрерывно крутящейся карусели [1, 555].

Соната написана в удобной для кларнетиста тональности и 44 не относится к произведениям высокого уровня технологической сложности. Однако перед исполнителем здесь встает важная задача. Она состоит в том, чтобы при выявлении контрастности и динамического разнообразия сохранить образно-эмоциональное единство музыкального полотна, подчеркнуть практически бесконфликтное развитие тем, характерное для каждой из частей.

Созданная в середине XX века Первая соната Гречанинова для кларнета и фортепиано по стилю скорее близка сочинениям 1910-1920-х годов. Как известно, «разворот» в прошлое, в той или иной степени, был характерен для многих композиторов ХХ века (Метнера, Рахманинова, Мясковского, Стравинского), а в творчестве Гречанинова проявился в высокой степени. Ор. 161

служит хорошей иллюстрацией этой тенденции. О принадлежности сонаты к стилю модерн рубежа Х1Х-ХХ веков говорят простота тематического материала, декоративность музыкальной ткани, изобилие артикуляционных средств, а также взаимопроникновение тематизма и фактуры звуковой материи (в особенности характерное для третьей части сонаты) [4, 143].

Стиль Гречанинова некоторые исследователи называют «наивным» [3, 176], однако в умышленной простоте тематиз-ма и формы Первой сонаты для кларнета и фортепиано можно усмотреть скорее не наивность, а стилизацию под музыку эпохи классицизма и раннего романтизма. В этом постоянном диалоге старого и нового, в смешении стилей также проявляется принадлежность сонаты к музыкальному модерну рубежа Х1Х-ХХ веков.

Учитывая все вышесказанное, Первая соната Гречанинова для кларнета и фортепиано, более полувека пролежавшая в архиве скрытой от исполнителей и публики, может представлять интерес для современных исполнителей-кларнетистов. Она может использоваться также и в педагогическом репертуаре для программ как среднего профессионального, так и высшего образования.

Примечания 1 Семен Беллисон (1883-1953) родился в Смоленске, учился

в Московской консерватории у Йозефа Фридриха, преподавал, играл в оркестрах Москвы и Петрограда, а также выступал в составе различных камерных ансамблей. В 1919 году эмигрировал в США. С 1920 года на протяжении 28 лет был солистом группы кларнетов Нью-Йоркского филармонического оркестра. Беллисон стал первым исполнителем «Увертюры на еврейские темы» С. С. Прокофьева (в составе ансамбля «Зимро»), а также сонат А. Т. Гречанинова для кларнета и фортепиано [5, 15].

Литература

1. Паисов Ю. И. Александр Гречанинов. Жизнь и творчество. М.: Композитор, 2004. 599 с.

2. Раабен Л. Н. Камерная инструментальная музыка // Музыка XX века: очерки. В двух частях. Ч. 1. Кн. 1. М.: Музыка, 1976. С. 232-277.

3. Рахманова М. П. А. Т. Гречанинов // История русской музыки в 10-ти томах: Т. 10А. М., 1997. С. 170-216.

4. Скворцова И. А. Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX-XX веков. Изд. 2-е. М.: Композитор, 2012.354 с.

5. Perevertailenko D. O. The Unpublished Works for Clarinet by Alexander Grechaninov: Preparing a Performance Edition of The Sonata No. 1 for Clarinet and Piano, op. 161. University of North Texas, 2008. 213 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.