НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПОДОТЧЕТНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена вопросам обеспечения информационной открытости деятельности негосударственных некоммерческих организаций (НКО). Рассмотрены пользователи информации и виды отчетности негосударственных НКО, вопросы обеспечения информационной открытости их деятельности с позиций реализации общественно полезных целей. В статье приведен пример использования отчета о целевом использовании средств как инструмента повышения информационной открытости негосударственных НКО.
Ключевые слова. Негосударственные некоммерческие организации, информационная открытость, виды отчетности, пользователи информации, отчет о целевом использовании средств.
Mukhanova I.N.
NON-GOVERNMENTAL NOT-FOR-PROFIT ORGANIZATIONS: INFORMATION TRANSPARENCY OF ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF ACCOUNTABILITY
Abstract. The article is devoted to the issues of ensuring information transparency of the activities of nongovernmental not-for-profit organizations (NFPs). The author considers the users of information and types of reporting of non-governmental NFPs, issues of ensuring information transparency of their activities from the standpoint of the implementation of socially useful goals. The article provides an example of using the report on the targeted use offunds as a tool for increasing the information transparency of non-governmental NFPs.
Keywords. Non-governmental not-for-profit organizations, information transparency, types of reporting, information users, report on the targeted use of funds.
Введение
В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации приведены принципы ее реализации, среди которых важнейшими, на наш взгляд, являются принцип «обеспечения прав граждан на доступ к информации» и принцип «обеспечения законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях» [8]. Эти взаимосвязанные принципы относятся и к деятельности негосударственных НКО, которые должны демонстрировать информационную открытость, соблюдая разумную достаточность в представлении данных о круге задействованных лиц, например, поставщиках ресурсов и получателях благ.
Вопросы обеспечения информационной открытости находят свои решения в деятельности государственного и муниципального секторов экономики [10, 12] и остаются открытыми в деятельности негосударственного некоммерческого сектора [3, 5]. Мы будем рассматривать понятие «информаци-
ГРНТИ 06.35.01 © Муханова И.Н., 2021
Ирина Николаевна Муханова - аспирант кафедры бухгалтерского учета и анализа Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 953 172 44 66. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 24.06.2021.
онная открытость» как представление показателей и результатов своей деятельности в сети Интернет широкому кругу пользователей с целью постоянной готовности к взаимодействию, а понятие «подотчетность» - как обязательное либо добровольное представление определенной информации в виде установленных либо общепринятых форм.
Проблемам развития финансовой отчетности российских негосударственных НКО посвящены исследования Гамольского П.Ю. [1], Гусаровой Л.В. [2], Дубровой М.В. [4], Кутьевой Д.А., Макаровой В.А. [6], Ягудиной Г.Г. [13] и других авторов. Однако вопросы обеспечения информационной открытости их деятельности с позиций выполнения общественно полезных целей, связанные с возрастающими информационными потребностями и ожиданиями заинтересованных сторон, решены частично и нуждаются в дальнейших теоретических и практических разработках.
Обеспечение информационной открытости для негосударственных НКО подразумевает, на наш взгляд, установление круга заинтересованных в информации лиц и видов востребованной информации и, далее, анализ информационной открытости данных, которые НКО представляют в обязательных и добровольных видах отчетности. Это позволит перейти к разработке поэтапных мероприятий (предложений, рекомендаций, методик) по повышению информационной открытости деятельности негосударственных НКО.
Пользователи и виды отчетности негосударственных НКО
Российские негосударственные НКО представляют два вида обязательной отчетности: бухгалтерскую (финансовую) отчетность (все НКО) и отчетность в Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст) (не все НКО), а также добровольную нефинансовую отчетность, обычно в виде публичного годового отчета (небольшая часть НКО). С обязательной бухгалтерской отчетностью любой негосударственной НКО можно ознакомиться на официальном сайте ГИРБО, а с отчетностью, сдаваемой в Минюст - на сайте министерства. Нефинансовую отчетность НКО формируют и размещают на своих сайтах, при этом единые требования к содержанию такой отчетности отсутствуют. Основные пользователи информации, предоставляемой в разных видах отчетности, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Пользователи информации, предоставляемой в отчетности негосударственных НКО (составлено автором)
Группы пользователей Вид отчетности
1 2 3
1. Государственные и муниципальные органы
Федеральная налоговая служба (ФНС) + - -
Министерство юстиции РФ (Минюст) - + -
Федеральная служба государственной статистики (Росстат) + + -
Муниципальные органы + + +
2. Участники деятельности НКО
- по основной деятельности (поставщики ресурсов и получатели благ, учредители и чле- + + +
ны организации, внутренние ревизоры и аудиторы);
- по сопутствующей деятельности (контрагенты, наемные работники, банки) + - -
3. Иные заинтересованные лица (аналитики, эксперты, политики, ученые, преподаватели и студенты, СМИ, другие НКО, коммерческие организации, общественные контролеры, граждане, волонтеры) + + +
Примечания: 1 - бухгалтерская отчетность, 2 - отчетность в Минюст, 3 - нефинансовая отчетность.
Круг заинтересованных в информации лиц о деятельности НКО довольно широк, в нем, на наш взгляд, можно выделить три основные группы:
• первая группа «Государственные и муниципальные органы». НКО представляют в органы информацию по единым унифицированным формам с установленной периодичностью. С показателями такой отчетности может ознакомиться любой пользователь на соответствующих государственных сайтах;
• вторая группа «Участники деятельности НКО». Подразумевается деятельность основная, связанная с реализацией миссии и уставных целей, и сопутствующая (финансово-хозяйственная) - как
хозяйствующего субъекта экономики. Здесь можно выделить и соответствующие подгруппы участников, для которых потребность в определенной информации может присутствовать при наличии трудовых, служебных, деловых, партнерских отношений. Участники деятельности НКО помимо данных официальной отчетности могут быть заинтересованы и в дополнительной информации, которую они могут получить, например, в публичном годовом отчете; • третья группа «Иные заинтересованные лица». Для них потребность в информации может присутствовать при наличии научных, образовательных, политических, общественных, личных и каких-либо других интересов. Именно для этой группы лиц будет полезна информация, приведенная не только в обязательных формах финансовой и юридической отчетности, но и в добровольной нефинансовой форме.
Далее обратимся к видам востребованной информации для разных пользователей публикуемой отчетности. Отметим, что в отличие от коммерческих организаций, показатели, отражающие основную уставную и сопутствующую финансово-хозяйственную деятельность НКО, должны быть более открыты для пользователей, поскольку они не относятся к предмету коммерческой тайны. Это относится к имуществу НКО, видам поступлений, направлениям расходования средств, сведениям о персонале и оплате труда, об использовании безвозмездного труда граждан [7].
Негосударственные НКО представляют две формы бухгалтерской отчетности: бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств [9]. При этом особенности имущественного состояния негосударственных НКО отражаются в специально выделенном разделе баланса «Целевое финансирование», а основные виды и объемы поступивших и израсходованных за период средств - в отчете о целевом использовании средств. В отчете отсутствуют строки, в которые можно внести важную и востребованную информацию по источникам финансирования НКО (например, иностранному финансированию, государственному финансированию, грантам) и по направлениям расходования средств из таких источников.
Часть негосударственных НКО (при иностранном финансировании, государственном финансировании, а также поступлениях более 3 млн рублей) обязаны представлять специальную отчетность в Минюст, при этом НКО должны использовать разные формы отчетности Минюста в зависимости от правового статуса, видов деятельности, источников финансирования [11].
Кроме обязательной отчетности НКО могут представлять заинтересованным пользователям информацию о своей деятельности добровольно в виде нефинансовой отчетности, например, публичного годового отчета, в котором в свободной форме представляются показатели выполнения заявленных в уставе целей. Однако такие отчеты представляют далеко не все НКО, а содержание самих отчетов также не всегда проясняет картину.
Вопросы информационной открытости данных о деятельности негосударственных НКО Наблюдение за деятельностью НКО в целом осуществляется Минюстом, на официальном сайте которого можно найти сведения о каждой зарегистрированной НКО, как о юридическом лице, а также ознакомиться с ее отчетностью. Наблюдение за финансовой деятельностью осуществляется ФНС. Обобщение информации по основным статистическим показателям осуществляется Росстатом. В российских статистических ежегодниках приводится сводная информация, которая включает число НКО по видам. По ней мы можем рассчитать только общую динамику численности НКО.
Например, на конец 2018 года в России насчитывалось более 90 тысяч НКО и темп прироста относительно 2011 года составил 6,6%. При этом количество фондов увеличилось на 18%, автономных некоммерческих организаций - на 57,9%, объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов) - на 109%, напротив, количество некоммерческих партнерств уменьшилось на 47%, а учреждений на 13,2%. Однако по имеющимся в общем доступе статистическим данным нельзя определить, сколько в России негосударственных НКО в разных сферах деятельности (образование, научные исследования, культура, здравоохранение, благотворительность и т.д.); какими ресурсами они располагают и как ими распоряжаются.
Следует отметить, что Общественной палатой Российской Федерации в 2018 году были рассмотрены проблемы недостаточности информации о деятельности некоммерческого сектора и предложено начать обсуждение реорганизации статистического учета НКО [3]. Предполагалось, что расширение системы статистического учета позволит осуществлять сводку и группировку НКО не только по орга-
низационно-правовым формам, но и по отраслям, источникам финансирования, направлениям расходования средств. Привлеченными экспертами был разработан стандарт информационной открытости НКО [5]. Однако работы в данном направлении пока не завершены.
Отчет о целевом использовании средств как инструмент повышения информационной открытости негосударственных НКО
В отчете о целевом использовании средств по группе статей «Расходы на целевые мероприятия» отражается информация о средствах, использованных на реализацию целевых программ, в том числе: социальная и благотворительная помощь; проведение конференций, совещаний, семинаров и т.п.; иные мероприятия. Такой перечень трудно назвать информативным. Если НКО не занимаются благотворительной деятельностью и не проводят конференции, они довольно часто списывают все свои целевые расходы по статье «Иные мероприятия».
Для примера приведем данные из отчетов о целевом использовании средств трех негосударственных НКО: автономной некоммерческой организации «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» (АНО «Центр «ТИ-Р», выполняет функции иностранного агента), Фонда развития гражданского общества (ФОРГО), Фонда развития гражданских инициатив «Диалог» (Фонд «Диалог») (таблица 2).
Таблица 2
Информация о целевом использовании средств негосударственных НКО, 2020 г., тыс. руб.
Наименование показателя АНО «Центр «ТИ-Р» ФОРГО Фонд «Диалог»
Информация из отчетов о целевом использовании средств
Расходы на целевые мероприятия, в т.ч.: (37 348) (426 756) (83 000)
социальная и благотворительная помощь (-) (-) (4 100)
проведение конференций, совещаний, семинаров и т.п. (-) (-) (45 528)
иные мероприятия (37 348) (426 756) (33 372)
Всего использовано средств (79 284) (524 500) (199 894)
Предложения по раскрытию информации
Расходы на целевые мероприятия, в т.ч.: (37 348) (426 756) (83 000)
социальная и благотворительная помощь (-) (-) (4 100)
проведение конференций, совещаний, семинаров и т.п. (-) (-) (45 528)
* другая уставная деятельность «Образование и научные исследования», в т.ч.: - «Образовательная программа» - «Научно-исследовательская программа» (37 348-у) (х ххх) (хх ххх) (426 756-у) (хх ххх) (33 3 72-у) (-) (хх ххх)
иные мероприятия (у) (у) (у)
*Предложение автора.
Рассматриваемые НКО в 2020 году оперировали довольно существенными объемами целевых средств. Однако, АНО «Центр «ТИ-Р» и ФОРГО расходы на целевые мероприятия не раскрыли совсем и просто отразили их в строке «иные мероприятия». У Фонда «Диалог» рассматриваемые расходы расписаны по трем статьям, однако в строке «иные мероприятия» приведена довольно существенная сумма средств, которую желательно пояснить.
Для раскрытия результатов своей деятельности НКО могут вводить в отчетность дополнительные строки, например, в отчет о целевом использовании средств можно добавить строку «другая уставная деятельность». Для НКО, которые осуществляют деятельность, связанную с образованием и научными исследованиями, можно добавить в отчет строку «Образование и научные исследования», а затем расписать реализуемые программы и средства, на них направленные (таблица 2). Считаем, что подобное раскрытие информации в отчете о целевом использовании средств позволит расширить список заинтересованных пользователей такой отчетности, а деятельность негосударственных НКО сделать более открытой.
В целях решения вопросов информационной открытости финансовой отчетности также можно обратиться к международному опыту, например, к системе стандартов ГААП США, разработанных спе-
циально для негосударственных НКО. В России нет подобных стандартов. Отсутствуют такие стандарты и в системе МСФО. В системе ГААП США предложено несколько вариантов форм отчетности для негосударственных НКО. Особенности формирования такой отчетности подробно рассмотрены международной аудиторской компанией PricewaterhouseCoopers, которая опубликовала специальное руководство по отчетности НКО в системе ГААП США в 2020 году [14].
Подчеркнем, что понимание полезности раскрытия информации о своей деятельности важно для самих негосударственных НКО. Так американский Совет по стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards Board, FASB) рекомендует НКО представлять в отчетности информацию, полезную при привлечении поставщиков ресурсов, при оценке выполнения предоставляемых услуг, при оценке деятельности руководства, при анализе эффективности поступления и расходования денежных средства [15]. Заключение
Для повышения информационной открытости деятельности негосударственным НКО можно рекомендовать вводить в отчет о целевом использовании средств дополнительную информацию по реализации программ, связанных с основной уставной деятельностью. Желательно, чтобы вводимые в отчет дополнительные строки имели общие формулировки в целях возможности систематизации и обобщения информации. Такая информация постоянно востребована участниками деятельности НКО, в том числе поставщиками ресурсов и получателями благ, сотрудниками НКО, экспертами, политиками, СМИ и многими другими заинтересованными лицами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гамольский П.Ю. Некоммерческие организации: особенности налогообложения и бухгалтерского учёта. М.: ИП Писаревский Д.Р., 2015. 335 с.
2. Гусарова Л.В. Концепция бухгалтерского учета, аудита и анализа в некоммерческих организациях. Казань: Познание (Институт ЭУП), 2009. 264 с.
3. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2018 год. М.: Общественная палата Российской Федерации, 2018. 97 с.
4. Дуброва М.В. Обеспечение открытости и прозрачности в управлении финансами некоммерческих неправительственных организаций // Финансовая жизнь. 2016. № 1. С. 65-69.
5. Итоги V Общероссийского гражданского форума. Стандарт информационной открытости НКО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://civil-fomm.ru/news/itogi-ogf-2017-eksperty-fomma-sformulirovali-standar-ty-informatsionnoyotkrytosti-nko.html (дата обращения 01.06.2021).
6. Кутьева Д.А., Макарова В.А. Особенности управления финансовыми ресурсами в некоммерческой организации: монография. СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2014. 185 с.
7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ.
8. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203.
9. О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Минфина России от 02.07.2010 г. № 66н.
10. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ.
11. Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций: Приказ Минюста России от 16.08.2018 г. № 170.
12. Открытость в условиях пандемии COVID-19. Дайджест / Департамент международного и регионального сотрудничества Счетной палаты РФ. М., 2020. 38 с.
13. Ягудина Г.Г. Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций как форма контроля их деятельности // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2012. № 2. С. 2-10.
14. Not-for-profit entities: PWC's guide. May 2020. 321 p.
15. Statement of Financial Accounting Concepts No 4 Objectives of Financial Reporting by Nonbusiness Organizations, December 1980.