УДК 316.346.32-053.9 ББК 60.542.18 К 39
М.Х. Килясханов,
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры административного права Ессентукского института управления бизнеса и права, г. Ессентуки, тел.: +79600144201, e-mail: [email protected]
НЕГАТИВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
(Рецензирована)
Аннотация. Социальное положение пожилых людей определяется широким спектром факторов, в число которых входят характер культуры, состояние основных общественных институтов, а также динамика общественных отношений. Последнее включает в себя как интенсивность социального взаимодействия, так и скорость социальных изменений. В рамках текущей ситуации отмечается последовательное усложнение социального положения пожилых людей. Это связано с состоянием всех перечисленных выше факторов. Повышение трансформационной динамики приводит к несоответствию социальных ожиданий и социальных навыков реальной ситуации. Нарушения в деятельности основных социальных институтов приводят к ухудшению положения пожилых людей и сокращению числа доступных им ресурсов. Наконец, формирование негативного образа пожилого человека, связанное с расстановкой акцентов на моменте утраты личных возможностей, негативно влияет как на внешнее отношение к пожилым людям, так и на характер их самоопределения. В настоящей статье данные проблемы анализируются с точки зрения вопроса о направлении, в котором может быть осуществлена политика по улучшению социального положения пожилых людей. Обосновывается точка зрения, в соответствии с которой приоритетными направлениями становятся институциональная сфера и область социального восприятия пожилых людей.
Ключевые слова: пожилые люди, общество, социальные стереотипы, модели поведения, социальные институты, культура.
M.Kh. Kilyaskhanov,
Candidate of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor of Administrative Law Department, Essentuki Institute of Management of Business and Law, Essentuki,ph.: +79600144201, e-mail: [email protected]
NEGATIVE SOCIAL FACTORS OF EXISTENCE OF ELDERLY PEOPLE IN CONTEMPORARY SOCIETY
Abstract. The social status of elderly people is defined by a wide range of factors comprising the nature of culture, a condition of the main public institutes and the dynamics of the public relations. The latter includes both intensity of social interaction and speed of social changes. Within the current situation, consecutive complication of a social status of elderly people is noted. It is connected with a condition of all listed above factors. Increase in transformational dynamics results in discrepancy of social expectations and social skills of a real situation. Violations in activity of the main social institutes lead to deterioration of the situation of elderly
people and reduction of number of resources available to them. Finally, the formation of a negative image of the elderly person connected with arrangement of emphases on the moment of loss of personal opportunities has negative effect both on the external attitude towards elderly people, and on the nature of their self-determination. In the present publication, these problems are analyzed in terms of a question of the direction in which the policy on improvement of a social status of elderly people can be carried out. The point of view, according to which the institutional sphere and area of social perception of elderly people become the priority directions, is proved.
Keywords: elderly people, society, social stereotypes, behavior models, social institutes, culture.
Сила системы условностей, сформированных в обществе и получивших закрепление на уровне культуры, по большей части недооценивается. Способы отношения к окружающим людям, формы самоидентификации и связанная с ней последующая модификация поведения - все это рассматривается обывателями как личный выбор (что характеризует момент субъективности) либо выражение идеальных, независимых от человека принципов (что означает обоснование социального выбора через внешние, позиционируемые в качестве объективных, факторы). По этой причине социальные практики зачастую рассматриваются как данность, а сам факт их вариативности и, следовательно, наличия альтернатив, не получает должной актуализации. Практически любая область человеческих отношений, при условии, если ее организация не приводит к явным деструктивным последствиям, может рассматриваться носителями общественных отношений как самоочевидная данность. Более того - и проблемные области общественной жизни оцениваются как порядок вещей, который может не вызывать энтузиазма, однако не проблематизируется.
В таких условиях изменения, охватывающие область общественных отношений и имеющие постепенный характер, могут приниматься членами общества даже при условии явно негативного характера происходящих трансформаций. Более того, понимание некорректности социальной практики продуктивно
при условии, если существуют приемлемые альтернативы и пути воздействия. Незнание того, каким образом можно изменить проблемную область общественных отношений, представляет собой одну из причин сохранения и усугубления ряда социальных проблем. Это определяет высокую значимость социального знания, которое, с одной стороны, способствует постановке социальных проблем - определяет характер произошедших в обществе изменений, оценивает степень их корректности и допустимости, с другой - в рамках аналитического рассмотрения проблемных областей социальной жизни не только позволяет определить сущность и основания социальных проблем, но и дает выход на область практического их разрешения.
В настоящее время можно констатировать наличие масштабных сдвигов как на уровне социальной аксиологии, так и на уровне сферы общественного взаимодействия. Изменились ценности, значимым изменениям подверглись модели взаимодействия, критерии выстраивания социальных оценок и статусов. Одновременно с этим изменились и внешние факторы общественной жизни, что определило возникновение новых специфических требований, предъявляемых обществом к отдельным его членам, и новых возможностей [1]. Одна из областей общественной жизни, подвергнутая за последние десятилетия существенным изменениям, - это условия существования пожилых людей и характер их включенности
в общественную жизнь. При этом, анализируя характер произошедших изменений, следует отметить, что данные сдвиги имеют негативный характер, что связано как с общим вектором изменения социальных отношений, так и с трансформационной динамикой общества. Как отмечает французский социолог Э. Дюркгейм, любые социальные изменения, в том числе и позитивные, приводят к кратковременным кризисным последствиям, связанным с необходимостью адаптации общества к новому его состоянию [2]. В данном случае наиболее проблематичный этап - это время, когда деструктивное влияние уже имеет место, в то время как способы адаптивного изменения еще не выработаны. Современная ситуация в обществе, связанная с социальным статусом и положением пожилых людей, как раз относится к числу тех ситуаций, которые уже успели приобрести ярко выраженный проблемный характер, однако противодействующие деструктивным тенденциям механизмы еще не были выработаны в полной мере.
Здесь необходимо сделать важное уточнение, поскольку сформулированное выше положение может трактоваться двояко. С одной стороны, может быть сделан вывод о том, что проблемы пожилых людей имеют характер незавершенной системной адаптации к протекающим в обществе изменениям. С другой стороны, правомерна точка зрения, согласно которой сами по себе протекающие изменения несут в себе основания для ухудшения социального положения пожилых людей. В первом случае речь идет о необходимости завершения процесса системной адаптации, в то время как вторая позиция предполагает текущий курс общественного развития негативным в том аспекте, который касается социального положения пожилых людей.
Рассмотрим вопрос по порядку. Прежде всего, следует обратить
внимание на такой аспект социального положения пожилых людей, как поддержание социальных возможностей в условиях обширной трансформации общества. Изменения, происходящие в общественной среде, приводят к тому, что меняются области экономических отношений, происходят трансформации в культуре, меняются ценности и приоритеты членов общества. Все это требует от носителей общественных отношений гибкости и адаптивности, способности к обучению и ориентированию в новых социальных условиях. Наибольшей пластичностью сознания обладают дети и представители молодежи, поскольку с возрастом происходит закрепление полученных знаний и социальных моделей. Здесь вступают в силу психологические и биологические ограничения: с возрастом становится все труднее менять устоявшееся мировоззрение и приобретать новые знания и навыки. Это является одной из объективных причин того, что существенные социальные изменения приводят к ситуации усложнения условий взаимодействия с окружающей социальной средой по причине активной трансформации последней. Нагрузка, связанная с трансформацией общества, прямо пропорциональна ее динамике. И здесь первостепенное значение приобретает то, что современный этап общественного развития характеризуется беспрецедентной динамикой трансформационных процессов. Соответственно, в ряде аспектов пожилые люди оказываются в невыгодном положении, поскольку степень соответствия их поведения, мировоззрения, социальных навыков и опыта реалиям общественной жизни непрерывно снижается. Этот аспект имеет место безотносительно к тому, насколько качественно в социальной среде реализован принцип уважительного отношения к представителям старшего поколения и их всесторонней поддержки. В условиях постоянного
обогащения культуры, интенсивного развития техники, возникновения новых мировоззренческих установок, способность к поддержанию контакта с представителями младших поколений, сохранения своеобразных «точек пересечения» становится все более актуальным. Вместе с тем и здесь присутствует момент вариативности, связанный с областью социальных приоритетов и уровнем устойчивости социального мировоззрения. Это можно хорошо продемонстрировать на примере традиционных обществ, в которых религиозный аспект и мораль представляют собой приоритетные стороны жизни человека. В силу невысокой динамики последних, тот багаж знаний и опыта, который накапливают пожилые люди, не утрачивает актуальности и, соответственно, становится основанием высокого их социального статуса, а также позволяет сохранить «точки пересечения» с младшими поколениями. Если же судить об общественных структурах западного типа, можно констатировать высокий уровень ориентации на материальные блага, сферу потребления, а также области культуры, характеризующиеся низким уровнем стабильности. В таких условиях проблематично говорить о совпадении социальных позиций пожилых людей с областью интересов младших поколений, при этом адаптация стариков к социальным сферам, актуальным для младших поколений, становится проблематичной ввиду их крайней изменчивости, сочетающейся со сформировавшимися социальными качествами пожилых людей.
Это те аспекты усложнения социального положения пожилых людей, которые связаны с высокой динамикой социальных изменений. Вместе с тем скорость социально-трансформационных процессов -это, в первую очередь, количественная характеристика, в то время как имеет место также и качественная характеристика направленности
социальных изменений. И здесь мы сталкиваемся с тем, что на текущем этапе имеет место ухудшение ряда социальных аспектов существования пожилых людей, связанное с состоянием культуры, структурой основных общественных институтов и их состоянием. Говоря о состоянии социальных институтов, мы имеем в виду, в первую очередь, ограниченные возможности служб социальной защиты и в целом ограниченность государственного ресурса в вопросах поддержки пожилых людей, состояние сферы здравоохранения, а также характер института семьи в современных условиях.
Еще одним проблемным аспектом современной общественной жизни становится то, что формируется специфическая социальная модель пожилого человека, которая определяет как способ отношения окружающих к пожилым людям, так и характер поведения последних. Прежде всего, следует обратить внимание на такой аспект представлений о пожилых людях, как снижение их социальных возможностей. Современное понимание старости, принятое в обществе, в качестве своего ядра имеет идею снижения возможностей человека, начиная с физического состояния и заканчивая интеллектуальными способностями. Несмотря на то, что существуют объективные факторы снижения характеристик организма, связанные с возрастными изменениями, а также имеет место ряд болезней, преклонный возраст не является достаточным основанием для снижения валидности. Существует ряд форм социальной активности, для которых не существует возрастных ограничений, кроме того, возраст предполагает не только процесс угасания телесных способностей, но и приобретение огромного количества опыта и знаний. Отдельного внимания заслуживает и то, что для разных людей возрастные изменения протекают различным образом, и, соответственно, преклонный возраст
может сочетаться с высокими показателями физического здоровья. Старость - чрезвычайно сложная характеристика, подразумевающая широкий спектр социальных качеств, и уровень психофизических возможностей является лишь одним из элементов списка. Проблема заключается в том, что в современном обществе прочно укоренилось именно понимание старости, связанное со снижением личных и социальных возможностей. Как результат, имеют место весьма серьезные последствия, как на уровне внешней оценки пожилых людей, так и на уровне процесса их самовосприятия. Рассмотрим подробнее данный аспект.
Акцентуация на снижении возможностей пожилых людей, немощности и т.д. не связана со стремлением «списать со счетов» пожилых людей. Зачастую постановка вопроса о проблемах пожилых людей ставит своей задачей акцентировать внимание молодежи на необходимости их поддержки. Однако сопутствующим результатом в данном случае становится закрепление социального стереотипа, согласно которому старики обладают пониженным количеством возможностей. Соответственно, в рамках культурных течений, во многом воспринявших индивидуалистические установки Запада, падение уровня возможностей в определенной степени становится синонимом снижения личной ценности. Вкупе с ориентацией социального воспитания на поддержку пожилых людей как естественную моральную обязанность это приводит к рассмотрению последних в качестве обузы. При этом идея утраты возможностей на определенных стадиях своего развития приводит к формированию стереотипного восприятия, в рамках которого преклонный возраст рассматривается в качестве комплекса недостатков. Типичным примером данного явления становится отрицание необходимости развития для людей преклонного возраста, неприятие их участия
в ряде сфер, что может граничить с естественной изоляцией пожилых людей по отношению к различным областям общественной жизни.
Одновременно с этим существует и другая проблема. Если реализуемые на внешнем уровне возрастные стереотипы определяют характер оценки пожилых людей и отношение к ним, то уже для самих представителей старшей возрастной группы они выступают в качестве основания для формирования стратегии социальной активности. Существует такое понятие, как соответствие возрасту. Оно обозначает соответствие между системой социальных ожиданий, возлагаемых на людей определенной возрастной группы, и их личным поведением. На общем уровне это выражается следующим образом: от человека определенной возрастной группы ожидают наличия ряда признаков и, напротив, возраст рассматривается как естественное основание для утраты ряда социальных качеств. В этом плане существуют даже негласные табу, связанные, например, с личной жизнью. Одним из важных аспектов конструируемого характера возраста становится то, что люди, достигшие определенных возрастных показателей, начинают придерживаться тех форм социального поведения, которые традиционно рассматриваются в качестве нормы для данного возраста [3].
В таких условиях рассмотрение преклонного возраста как основания для серьезного падения уровня личных возможностей, если рассматривать его в качестве конституирующего принципа, имеет глубоко деструктивное значение. Фактически, наличие подобного рода стереотипов заставляет многих пожилых людей отказываться от самой идеи индивидуальной активности в какой-либо сфере, в особенности - в областях, отвечающих за развитие и личностный рост, в то время как возможности по развитию (например, получение образования, приобретение
полезных навыков и т. д.) объективно присутствуют [4].
Именно здесь мы возвращаемся к исходному тезису о том, что социальные условности играют чрезвычайно серьезную роль в жизни общества, при этом, будучи условностями, они обладают определенной мерой пластичности и вариативности. Если рассматривать спектр социальных факторов, определяющих текущее положение пожилых людей, и в частности - их проблемы, можно сделать вывод о том, что наиболее проблематичным
является воздействие на уровень трансформационной динамики общества, в то время как состояние и структура общественных институтов, с одной стороны, и область возрастных стереотипов - с другой, представляют собой те факторы жизни пожилых людей, на которые можно воздействовать. Соответственно, эти сферы можно рассматривать в качестве приоритетных в рамках формирования системы мер по противодействию проблемам пожилых людей в современном обществе.
Примечания:
1. Ильинова Н.А. Теоретические основы проблемы идентичности: междисциплинарный подход // Социальная политика и социология. 2013. № 3-1 (94). С. 97-109.
2. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М.: Мысль, 1994. 400 с.
3. Чеканова Э.Е. Социальное конструирование старости в современном обществе: дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.04 / Чеканова Элла Евгеньевна. Саратов, 2005. 401 с.
4. Приходько Е.В. Процесс обучения как фактор личностного самоопределения пожилых людей: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Москва, 2010. 234 с.
References:
1. Ilynova N.A. Theoretical foundations of the problem of identity: an interdisciplinary approach // Social Policy and Sociology. 2013. No. 3-1 (94). P. 97-109.
2. Durkheim E. Suicide: a sociological etude / transl. from French by A.N. Ilyinsky; ed. by V.A. Bazarov. Moscow: Mysl, 1994.
3. Chekanova E.E. Social construction of old age in modern society: Diss. for the Dr. of Sociology degree: 22.00.04 / Chekanova Ella Evgenyevna. Saratov, 2005. 401 pp.
4. Prikhodko E.V. The learning process as a factor of personal self-determination of the elderly people: Diss. for the Dr. of Sociology degree. 19.00.07. Moscow, 2010. 234 pp.