Научная статья на тему 'Пожилые люди в традиционном и инновационном обществе: отношение, социальный статус и возможности'

Пожилые люди в традиционном и инновационном обществе: отношение, социальный статус и возможности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
350
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТ / ОБЩЕСТВО / СТАРОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / AGE / SOCIETY / OLD AGE / INNOVATIVE SOCIETY / TRADITIONAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Килясханов Магомед Хизриевич

Проблемы возраста в современных социальных науках ставятся все чаще. Это связано с тем, что в настоящее время обострились вопросы и противоречия, связанные с возрастной определенностью членов общества. При этом одной из распространенных ошибок становится то, что социальное знание, вслед за медицинскими науками и психологией, рассматривает социальные аспекты возраста на всеобщем уровне. В рамках настоящей статьи акцентируется внимание на различиях между западным и восточным типами культуры и расхождениях в них, связанных с трактовкой категории возраста. Также проведен последовательный анализ различий между инновационным и традиционным обществами применительно к вопросу понимания категории возраста и отношения к пожилым людям. Обосновывается точка зрения, согласно которой ряд острых проблем, связанных с социальным положением пожилых людей, проистекает из культурных установок инновационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elderly people in traditional and innovative society: attitude, social status and opportunities

Age problems are put much more frequently in modern social sciences. It is connected with the fact that now the problems and contradictions connected with age definiteness of members of society became aggravated. At the same time one of widespread mistakes is the fact that social knowledge, after medical sciences and psychology, considers social aspects of age at the general level. Within the present article, the attention is focused on distinctions between western and eastern types of culture and divergences in them connected with interpretation of category of age. Also, the consecutive analysis is made of differences between innovative and traditional societies in relation to a question of understanding of category of age and the attitude towards elderly people. The point of view is substantiated according to which a number of the burning issues connected with a social status of elderly people results from cultural principles of innovative society.

Текст научной работы на тему «Пожилые люди в традиционном и инновационном обществе: отношение, социальный статус и возможности»

УДК 316346.32-053.9 ББК 60.542.18 К 39

М.Х. Килясханов,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры административного права Ессентукского института управления бизнеса и права, г. Ессентуки, тел.: +79600144201, e-mail: gurbo4073@gmail.com

ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ В ТРАДИЦИОННОМ

И ИННОВАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ОТНОШЕНИЕ, СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И ВОЗМОЖНОСТИ

(Рецензирована)

Аннотация. Проблемы возраста в современных социальных науках ставятся все чаще. Это связано с тем, что в настоящее время обострились вопросы и противоречия, связанные с возрастной определенностью членов общества. При этом одной из распространенных ошибок становится то, что социальное знание, вслед за медицинскими науками и психологией, рассматривает социальные аспекты возраста на всеобщем уровне. В рамках настоящей статьи акцентируется внимание на различиях между западным и восточным типами культуры и расхождениях в них, связанных с трактовкой категории возраста. Также проведен последовательный анализ различий между инновационным и традиционным обществами применительно к вопросу понимания категории возраста и отношения к пожилым людям. Обосновывается точка зрения, согласно которой ряд острых проблем, связанных с социальным положением пожилых людей, проистекает из культурных установок инновационного общества.

Ключевые слова: возраст, общество, старость, инновационное общество, традиционное общество.

M.Kh. Kilyaskhanov,

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor of Department of Administrative Law, Essentuki Institute of Management of Business and Law, Essentuki,ph.: +79600144201, e-mail: gurbo4073@gmail.com

ELDERLY PEOPLE IN TRADITIONAL AND INNOVATIVE SOCIETY: ATTITUDE, SOCIAL STATUS AND OPPORTUNITIES

Abstract. Age problems are put much more frequently in modern social sciences. It is connected with the fact that now the problems and contradictions connected with age definiteness of members of society became aggravated. At the same time one of widespread mistakes is the fact that social knowledge, after medical sciences and psychology, considers social aspects of age at the general level. Within the present article, the attention is focused on distinctions between western and eastern types of culture and divergences in them connected with interpretation of category of age. Also, the consecutive analysis is made of differences between innovative and traditional societies in relation to a question of understanding of category of age and the attitude towards elderly people. The point of view is substantiated according to

which a number of the burning issues connected with a social status of elderly people results from cultural principles of innovative society.

Keywords: age, society, old age, innovative society, traditional society.

Одной из тенденций современной социальной науки является стремление к обобщению, выделению тенденций, механизмов и принципов развития, характерных для социальной системы в целом. Подобного рода генерализация знания имеет существенную ценность с точки зрения необходимости построения единой научной картины мира и выработки теоретических и методологических оснований исследования частных явлений. Вместе с тем обобщение эмпирического материала зачастую производится в рамках выделенных общностей, обладающих исторически сложившимися специфическими чертами. Отсутствие уточнения о том, что в рассмотрении современных тенденций подразумеваются тенденции развития западного общества, приводит к подмене смысла: социальные механизмы и процессы, развившиеся в рамках западной цивилизации, рассматриваются как универсальные, присущие любому социальному укладу. И проблема здесь не просто в концептуальной неточности. Безусловно, на современном этапе развития общества западная культура распространилась чрезвычайно широко и отдельные ее элементы укоренились, в том числе и в ряде восточных обществ. Соответственно, рассматривая «современное общество» и его ведущие тенденции, исследователи не сильно грешат против истины, как минимум, в том понимании, что некоторые из рассмотренных ими принципов действительно приобретают глобальное значение. Однако речь в данном случае идет не о единственно возможных социальных формах, но о типах и моделях, которые широко распространились, в то время как категоричность и без-альтернативность суждений имеют место. Именно эта безальтернатив-ность, рассматривающая отдельные

социальные явления как естественно сложившийся порядок, не позволяет взглянуть на ряд важных проблем в достаточной мере широко.

В этих условиях одна из важнейших проблем, о разрешении которой в современной науке говорить не приходится - проблема места пожилых людей в социальной среде. Существуют достаточно сильные тенденции, определяющие ухудшение социального положения пожилых людей. И эти тенденции в значительной степени детерминированы состоянием общества, уровнем научно-технического прогресса и теми радикальными сдвигами, которые произошли на протяжении последних десятилетий. Проблема социального аспекта старости подлежит серьезному рассмотрению в рамках социальной геронтологии, однако здесь мы также сталкиваемся с исследовательской тенденцией, на которой был сделан акцент ранее. Проблема социального положения пожилых людей рассматривается в контексте устройства общества, при этом в качестве исходных факторов определяются особенности социального устройства западных обществ, с их традициями, мировоззренческими установками, способами взаимодействия. Для отечественного социального знания это в существенной мере оправдано тем, что западная культура оказывает на его развитие мощнейшее влияние. Вместе с тем, на наш взгляд, понимание различий, поливариантности социальных отношений и культурных форм, позволяет значительно более отчетливо рассматривать те процессы и явления, которые определяют положение пожилых людей в российском обществе. Это шаг от исторически сложившейся данности к области явлений, завязанной на конкретную социальную традицию, базирующуюся на

конкретных ценностях и социальных моделях.

В этом отношении представляет интерес вопрос о том, каким образом реализуются модели отношения к пожилым людям в традиционном и инновационном обществах. Такое разделение взято нами неслучайно. Западная культурная традиция предполагает высокую ориентацию на индивидуализм, научно-технический прогресс, развитие возможностей по высвобождению времени, росту производства и повышению ресурсов для самореализации. Вместе с тем деление культуры по географическому критерию утрачивает свою актуальность в силу того, что в настоящее время имеют место мощные процессы межкультурной коммуникации и миграции, и в рамках одного и того же общества, в одних и тех же географических границах могут проживать носители принципиально различных культурных установок. Говоря о западном и восточном типах культуры, мы рассматриваем генетический аспект, что немаловажно. Однако этот же смысл может быть выражен более точно и емко при условии, если будет рассматриваться не географическая принадлежность носителей культуры, но само различие между рассматриваемыми культурными течениями. И здесь преобладающее значение приобретает характер развития культуры, ее отношение к базовым, исходным установкам, на более ранних стадиях развития общества имевшим всеобщее значение [1]. Поскольку определяющим аспектом развития западного общества являются инновации, активизация динамических факторов развития культуры и деактуализа-ция стабилизирующих механизмов, определяющих высокий уровень культурной преемственности, данный аспект может быть рассмотрен в качестве определяющего критерия.

Прежде всего, следует провести рассмотрение традиционного общества, поскольку данный тип

исторически старше, и, соответственно, инновационное общество возникло на его основе в результате ряда серьезных социальных и культурных сдвигов. Традиционный уклад характерен для всех основных цивилизаций древности. Его основными чертами являются высокий уровень преемственности, низкая динамика социальных изменений, наличие развитых установок коллективистского характера, в рамках которых значимость человека определялась его занимаемой в групповой среде ролью, а не наоборот [2]. Еще одним значимым аспектом существования традиционного общества является то, что традиционный уклад предполагает наличие развитых форм коллективного мировоззрения и наличие механизмов унификации наиболее значимых элементов социального знания. В основном это осуществляется централизованно, однако и элементы коллективного социального контроля здесь имеют значение.

Возникновение инновационного общества связано с последовательным отходом от перечисленного выше набора признаков. Здесь мы можем наблюдать следующие изменения:

- утрата эффективности стабилизирующих факторов общественной жизни, к числу которых относятся мораль, право, религия;

- деактуализация родового аспекта в пользу системы внешних, не завязанных на принципах семейного взаимодействия систем отношений;

- возникновение и развитие плюрализма социальных позиций и плюрализация культуры в целом, что способствует снижению эффективности механизмов социального контроля в условиях разноплановости результатов социального контакта;

- интенсификация социальных факторов, определяющих трансформационные процессы в обществе, и в целом изменение условий существования людей;

- развитие производственной сферы, разделение труда и специализация производства;

- развитие социальных институтов, ориентированных на изучение и модификацию различных областей общественной жизни;

- формирование социальной парадигмы и соответствующего ей ценностного набора, основанных на идеях индивидуализма [3].

В совокупности обозначенные сдвиги влекут за собой глубокое изменение структуры отношений между членами общества, что не могло не сказаться на социальном восприятии пожилых людей, их месте в общественной структуре и статусе.

Одним из наиболее значимых аспектов, определяющих отношение к пожилым людям в инновационном обществе, является характер отношения к знанию, принятый в рассматриваемой социокультурной традиции [4]. В целом существует две диаметрально отличающиеся друг от друга установки, связанные с идеей знания и его носителей. Согласно традиционалистскому подходу, высокое значение имеет передача существующего знания, которое является многовековым наследием человечества, в то время как ориентация на прогресс и развитие, характерная для инновационного общества, предполагает приоритетность нарождающегося знания. Пожилые люди являются носителями традиций и жизненного опыта, что отражает, в первую очередь, высокую приобщенность к старому знанию. Одновременно с этим, отсутствие достаточных возможностей по активному обучению, а также сложившееся мировоззрение не позволяют пожилым людям воспринимать новое так же активно, как это делают представители молодежи. Это одна из причин того, что в традиционных обществах познания пожилых людей значительно более востребованы, нежели в инновационных, где наиболее интересные для молодежи аспекты раскрываются

либо самостоятельно, либо в рамках взаимодействия с активно вовлеченными в область интересов людьми, преимущественно - сверстниками.

Рассмотренный аспект, а также то, что в традиционном обществе приоритетной становится социальная преемственность, в то время как в инновационном обществе в сферу социальных приоритетов входит самостоятельность и индивидуальность, в совокупности определяют различия в отношении к пожилым людям [5]. В традиционных обществах пожилые люди - это учителя и наставники, носители мудрости. Соответственно, в ходу уважительное отношение к ним, связанное с действительным признанием ценности и глубины познаний старших. Высокая степень преемственности предполагает не только плотность социальных контактов, но также и такой момент, как общность мировоззренческих ориентиров, воспитываемая в членах общества. Это означает, что у младшего и старшего поколений области социальных приоритетов, ценностей и даже интересов в достаточной мере близки для того, чтобы они могли органично взаимодействовать.

Рассматривая в этом плане инновационное общество, следует отметить такой негативный аспект, как формирование снисходительного, вплоть до пренебрежительного, отношения к пожилым людям в молодежной среде. Здесь можно усмотреть два типа представлений: общее понимание того, как «принято» высказываться в отношении к представителям пожилых людей и в целом к ним относиться, и реальное отношение, формируемое в рамках оценки приспособленности пожилых людей к сферам, наиболее актуальным для молодежи.

Одним из оснований для конфликта является как раз несоответствие социальных установок и приоритетов молодых людей и старшего поколения, в то время как пожилые люди, воспитанные в послевоенный

период ХХ в., еще помнят идеи ие-рархичного деления в семейной группе по гендерным и возрастным критериям, молодежь рассматривает возможность подчинения старшим как одну из преград на пути достижения самостоятельности. Строго говоря - неподчинение авторитетам является одной из наследуемых установок индивидуалистической культуры, характерной для инновационного общества. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием должного уважения к старшим, во многом проистекают не из реальных качеств пожилых людей, а из того типа мышления, который принят в общественной среде.

Еще одним немаловажным моментом является то, какая область социальной жизни является приоритетной для членов общества. Для того чтобы проиллюстрировать данное положение, необходимо осветить вопрос о взаимосвязи между скоростью социальных изменений и ухудшением положения пожилых людей.

В ходе своей жизни человек адаптируется к внешней социальной среде, находя в ней свое место и вырабатывая оптимальную стратегию поведения. Однако это эффективно только в том случае, если внешняя действительность характеризуется стабильностью. Чем выше скорость социальных изменений, тем чаще приходится адаптироваться, либо, при условии неспособности к адаптивному изменению, тем хуже становятся условия социального существования. Способность пожилых людей к адаптации существенно ниже, чем у детей или представителей молодежи. Соответственно, в условиях активной трансформации наблюдается непрерывное ухудшение социальных условий пожилых людей. С этим связана, в частности, такая проблема, как высокий уровень сложности трудоустройства в преклонном возрасте. Здесь имеет место сочетание двух

факторов. С одной стороны, речь идет о пониженной трудоспособности, с другой - с учетом того, что изменениям подвергается, в том числе, и трудовая сфера, имеет место проблема недостаточной обучаемости пожилых людей. Таким образом, в современных условиях, когда имеет место беспрецедентное ускорение трансформационных процессов, социальная включенность пожилых людей становится все более острой проблемой.

Другое измерение вопроса о соотношении социальной динамики и положения пожилых людей - это отношение к ним в сложившихся условиях. Неприспособленность пожилых людей, незнание модных новинок, цифровых гаджетов, культурных веяний и т.д. в совокупности приводит к снижению авторитета пожилых людей и утрате точек пересечения с ними. Таким образом, нехватка социальной включенности в трудовой сфере сочетается с социальной изоляцией в коммуникативной. В сочетании с развитыми установками индивидуализма и преобладанием ценности личного развития над коммуникацией со старшими это приводит к формированию крайне негативной тенденции исключения пожилых людей из ряда сфер общественной жизни.

Все эти моменты имеют место в инновационном обществе, что определяет высокую степень остроты и актуальности проблемы социального положения пожилых людей. Вместе с тем в традиционных обществах данный вопрос звучит значительно менее остро. Одним из оснований этому является то, что область приоритетов в традиционном обществе смещена в пользу семейных ценностей, патриотизма, религиозности, в то время как в инновационном обществе основное значение приобретают успех, развитие, материальное благосостояние -как ведущие ценности культуры потребления. Ценности традиционного общества способствуют стабилизации трансформационных процессов,

чему в немалой степени способствует высокий акцент на стабильных аспектах общественной жизни. Это является одной из причин того,

что в традиционном обществе условия существования пожилых людей значительно лучше, нежели в инновационном.

Примечания:

1. Тимощук А.С. Традиционная культура: сущность и существование: дис. ... д-ра филос. наук. Н. Новгород, 2007. 402 с.

2. Светлов П.Н. Традиции как проявление исторической преемственности: дис. ... канд. филос. наук. Чебоксары, 2008. 141 с.

3. Столярова Т.А. Инновации как социальный феномен: дис. ... канд. филос. наук. М., 2009. 174 с.

4. Ильинова Н.А., Щукин А.М. Молодежь и ее место в социальном пространстве общества. Майкоп, 2010. 61 с.

5. Ильинова Н.А. Аксиологический аспект социального бытия общества сквозь призму социально-гуманитарного познания // Власть. 2014. № 11. С. 168-171.

References:

1. Tymoshchuk A.S. Traditional culture: essence and existence: Diss. for the Dr. of Philosophy degree. N. Novgorod, 2007. 402 pp.

2. Svetlov P.N. Traditions as a manifestation of historical continuity: Diss. for the Cand. of Philosophy degree, Cheboksary, 2008. 141 pp.

3. Stolyarova T.A. Innovations as a social phenomenon: Diss. for the Cand. of Philosophy degree. M., 2009. 174 pp.

4. Ilyinova N.A., Shchukin A.M. Youth and its place in the social space of society. Maikop, 2010. 61 pp.

5. Ilyinova N.A. Axiological aspect of the social being of the society through the prism of social and humanitarian knowledge // Vlast. 2014. No. 11. P. 168-171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.