чем в других возрастных группах придают соблюдению правил поведения, а меньшее значение - посещению храма, что в равной степени относится как к православным христианам, так и старообрядцам.
При проведении корреляционного анализа получены следующие половозрастные соотношения между уровнем адаптивности и духовно-нравственной сферой.
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ. В зависимости от пола существует слабая корреляционная связь с религиозными переживаниями. У женщин они выше, чем у мужчин. Умеренная корреляционная связь наблюдается в вопросах отношения к магии и по шкале сте-нических переживаний. Взаимозависимость положительная, таким образом, у женщин эти связи выше, чем у мужчин.
ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ. Регистрируется слабая корреляционная связь с астеническими переживаниями человека, поисками в религии поддержки и утешения, в отношении к религии как к образцу моральных норм. Чем человек старше, тем более склонен к переживанию чувств такого порядка.
Регистрируется умеренная отрицательная корреляционная связь по шкале отношения к магии. Верующие возрастной группы от 15 до 30 лет более склонны к магическим обрядам, чем люди старшего поколения.
ВЫВОДЫ
В целом, подводя итоги сравнительного анализа особенностей духовно-нравственной сферы личности, религиозной активности и адаптационных возможностей верующих христиан и атеистов, можно отметить следующее.
Среднее значение адаптационного потенциала личности по по всей выборке составляет 2,944, что говорит об удовлетворительном уровне адаптации. Наилучшим образом адаптационный потенциал проявляется у старообрядцев, затем у атеистов и менее всего адаптированы верующие православные христиане.
Религия и вера помогает человеку определить для себя систему ценностей, нормы поведения, жизненные цели и устремления.
Ритуальная практика у верующих людей приводит к снижению тревоги, дает чувство защищенности, что в свою очередь снижает уровень психосоматических заболеваний. Существуют регистрируемые различия в духовно-нравственной сфере личности верующих христиан разного толка (ортодоксов, православных) и атеистов.
Существуют регистрируемые различия в адаптационных возможностях верующих и атеистов. Выявлены взаимосвязи духовно-нравственной сферы личности и ее адаптационных возможностей. Религия в некотором роде выполняет адаптивную функцию. Верующие люди менее подвержены влиянию стрессовых ситуаций. Особенности духовно-нравственной сферы личности старообрядцев наилучшим образом соотносятся с их адаптационными возможностями.
Социальный статус, семейной положение, образование и другие социокультурные факторы при слабых корреляционных связях, тем не менее, взаимодействуют с параметрами духовно-нравственной сферы личности верующих людей. Существуют тендерные и возрастные различия между верующими людьми как в духовно-нравственной сфере, так и в адаптационных возможностях.
Список литературы
1 Братусь Б.С. Начала христианской психологии. М., 1995.
2 Гоановская В.М. Психология веры. СПб., 2004.
3 Мень А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и
Жизни. М., 1991.
4 Романин А.Н. Практическая психология философии и
религии. М., 2006.
5 Смирнов Д. О. Методика изучения религиозной активнос-
ти (МИРА) // Психологический журнал. 2002. №1 (9). С. 138-154.
6 Справочник практического психолога. Психодиагности-
ка /под общ. ред. С.Т. Посоховой. М.,2005.
7 Чумаков М. В. Введение в психологию религии. Курган,
1997.
УДК 159.942 Е.А. Падурина
Курганский государственный университет
НЕГАТИВНЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ ЧУВСТВА И ИХ ПРОФИЛАКТИКА
Аннотация. В статье рассмотрена проблема дифференциации родительских чувств на позитивные и негативные, представлены основные критерии их разделения. Отмечена необходимость профилактики негативных родительских чувств и предлагается возможный способ решения данной проблемы.
Ключевые слова: родительские чувства, негативные родительские чувства, позитивные родительские чувства, профилактика.
E.A. Padurina Kurgan State University
NEGATIVE PARENTAL FEELINGS AND THEIR PREVENTION
Annotation. In the article the problem of differentiation of parental feelings in positive and negative, are the main criteria for their separation. Noted the need for prevention of negative parental feelings and offers a possible way to tackle the problem.
Key words: parental feelings, negative parental feelings, positive parenting, prevention.
Родительские чувства - это система чувств, которые выражают устойчивое эмоциональное отношение родителя к ребенку, к себе как к родителю, к супругу(е) как родителю и к родительству в целом. В основе родительских чувств лежит удовлетворе-
ние духовных и социальных потребностей личности родителя [1].
В связи с тем, что сфера родительских чувств достаточно противоречива, впрочем, как и вся эмоциональная сфера, в зависимости от ситуации родительские чувства могут содержать в себе как любовь, симпатию, нежность, так и раздраженность, неприязнь, ревность, недоверие, усталость, чувство вины и прочие. То есть в сфере родительских чувств можно выделить позитивные и негативные родительские чувства.
В основе разделения чувств на позитивные и негативные лежит теоретическое положение о дифференциации чувств по содержанию и социальной значимости.
Под содержанием чувства понимается «наполнение» этого чувства положительными или отрицательными эмоциями. Соответственно содержанию позитивное чувство - это чувство, наполненное положительными эмоциями, а негативное - это чувство, насыщенное отрицательными эмоциями. Данное разделение чувств на позитивные и негативные сходно с физиологическим разделением эмоций на положительные и отрицательные. Здесь позитивность чувства заключается в его положительном влиянии на человека, испытывающего его. В нашем случае это родитель.
Социальная значимость чувства предполагает соответствие данного чувства определенным моральным требованиям общества, необходимым для его нормального функционирования и развития. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий и желаний личности сообразно установленным моральным, производственным, эстетическим и другим требованиям и нормам общества. Акцент на социальной значимости чувств является необходимым, так как само возникновение чувств связано с появлением социума, с удовлетворением социальных и духовных потребностей личности. По критерию социальной значимости чувства разделяются на имеющие высокую социальную значимость (чувство патриотизма, долга и др.) и имеющие низкую социальную значимость (чувство зависти, жадности и др.).
Требования современного общества к родителям достаточно высоки. Родители не просто должны удовлетворять витальные потребности ребенка, а способствовать становлению ребенка как всесторонне и гармонично развитой личности. Следовательно, позитивность родительских чувств, с точки зрения их социальной значимости, будет заключаться в их положительном влиянии на всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка. Например, чувство родительской ответственности будет иметь высокую социальную значимость, так как оно взаимосвязано с серьезным отношением к родительству и выполнением своих родительских обязанностей. Негативность родительских чувств, с точки зрения их социальной значимости, будет заключаться в их отрицательном влиянии на всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка. Например, чувство
злорадства одного супруга по отношению к другому в случае несостоятельности последнего как родителя обладает низкой социальной значимостью, поскольку отрицательно влияет и на взаимоотношения родителей, и на психологическое состояние и личностное развитие ребенка.
Важно в разделении родительских чувств на позитивные и негативные учитывать сочетание параметров «социальная значимость» и «содержание» чувства. Так, если не сочетать позитивную социальную значимость чувства с его позитивным содержанием, то, например, чувство сострадания матери по отношению к больному ребенку превратится в негативное чувство, так как в его содержании доминируют отрицательные эмоции (страх, страдание), хотя с точки зрения социума это очень значимое чувство. Или если родитель будет руководствоваться в отношениях с ребенком только чувством долга (позитивное, с точки зрения социума, чувство) и не испытывать при этом удовольствия, то родительство превратиться в «тяжелую ношу», что будет отрицательно сказываться и на родителе, и на ребенке.
Итак, при разделении чувств на позитивные и негативные необходимо сочетание социальной значимости и содержания родительских чувств. Истинно позитивными родительскими чувствами будут называться чувства, являющиеся позитивными и по содержанию, и по социальной значимости. Позитивность чувства, с точки зрения содержания, заключается в его положительном влиянии на родителя, испытывающего данное чувство. Такая позитивность имеет сходство с принципом удовольствия: удовлетворение психологических и физиологических потребностей родителя. Позитивность родительского чувства, с точки зрения социальной значимости, заключается в его положительном влиянии на всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка. Важно, что позитивные родительские чувства должны оказывать положительное влияние не только на родителя, но и на ребенка и на второго родителя как субъектов этого эмоционального отношения, и как следствие, на родительство в целом.
Таким образом, позитивные родительские чувства - это система чувств родителя, характеризующихся сочетанием позитивного содержания и позитивной социальной значимости, имеющих направленность на родителя, на ребенка, на супруга(у) как родителя и на родительство в целом.
В свою очередь, негативными родительскими чувствами будут называться чувства, являющиеся негативными либо по содержанию, либо по социальной значимости, либо по совокупности данных параметров. Негативность чувства, с точки зрения содержания, заключается в его отрицательном влиянии на родителя, испытывающего данное чувство. То есть в основе такого чувства лежит принцип неудовольствия: психологические и физиологические потребности родителя не удовлетворяются. Негативность родительского чувства, с точки зрения социальной значимости, заключается в его отрицатель-
ном влиянии на всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка. Важно учитывать то, что негативные родительские чувства оказывают отрицательное влияние не только на ребенка, но и на обоих родителей как субъектов этого эмоционального отношения и, как следствие, на родительство в целом.
Итак, негативные родительские чувства - это система чувств родителя, характеризующихся негативным содержанием и/или негативной социальной значимостью, имеющих направленность на родителя, на ребенка, на супруга(у) как родителя и на родительство в целом. В структуре негативных родительских чувств, равно как и в структуре позитивных родительских чувств [2], можно выделить когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие.
Ранее в диссертационном исследовании [2] была разработана программа развития позитивных родительских чувств «Эмоциональное родительство», в основе которой лежали представления о структуре системы позитивных родительских чувств и необходимости психолого-педагогического влияния на все ее компоненты. Программа состояла из четырех блоков: 1 «Позитивные чувства к родитель-ству», 2 «Позитивные чувства к себе как родителю»,
3 «Позитивные чувства к супругу(е) как родителю»,
4 «Позитивные родительские чувства к ребенку». В данный момент имеется необходимость дополнения данной программы за счет блока, посвященного профилактике негативных родительских чувств, который может опираться на аналогичные теоретические посылки.
Усовершенствованная программа развития позитивных родительских чувств и профилактики негативных родительских чувств — это система мероприятий, направленных на выяснение причин, способствующих возникновению негативных родительских чувств, их своевременное выявление и устранение, а также мероприятий, направленных на сохранение, укрепление и развитие позитивных родительских чувств на всех этапах родительства.
Профилактика негативных родительских чувств, как и любой другой вид профилактической работы [3], может существовать в трех видах:
1) первичная - заключается в просвещении населения о том, что такое негативные родительские чувства и каждое из этих чувств в отдельности; о причинах появления негативных родительских чувств; о том, каковы их проявления (симптомы); о том, какое влияние они оказывают на ребенка и на родителей; каким образом можно регулировать негативные родительские чувства; что позволяет родителям организовать здоровый образ жизни, гармонизировать свои детско-родительские отношения и своевременно обращаться к специалистам за психологической консультацией.
2) вторичная - направлена на работу с родителями, относящимися к группе риска по негативным родительским чувствам. К данной категории родителей относятся люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в основе которой лежат норматив-
ные или ненормативные семейные кризисы. Целью психологической работы с данными родителями является своевременное выявление и устранение появляющихся негативных родительских чувств.
3) третичная - проводится среди родителей, эмоциональная сфера которых характеризуется длительным доминированием негативных родительских чувств, с целью уменьшения отрицательных последствий их влияния как на ребенка, так и на самих родителей и родительство в целом. Кроме того, третичная профилактика направлена на работу с родителями, прошедшими курс психокоррекции своей эмоциональной сферы, с целью предотвращения рецидивов негативных родительских чувств.
Задачами профилактики негативных родительских чувств являются:
1 Создание благоприятного социально-психологического климата, благоприятной эмоциональной атмосферы в семье.
2 Развитие навыков рефлексии своей эмоциональной сферы родителями и своевременной коррекции выявленных негативных родительских чувств.
3 Проведение мероприятий по предотвращению повторного появления и доминирования негативных родительских чувств, а также их перехода в хроническую форму.
При разработке программы профилактики негативных родительских чувств необходимо опираться на знание структурных особенностей системы негативных родительских чувств.
Влияние на когнитивную составляющую негативных родительских чувств нужно осуществлять через слова, мысленные действия, рефлексию, потому что именно эта составляющая имеет взаимосвязь со второй сигнальной системой. То есть необходимо подвести родителя к осознанию того, что такое негативные родительские чувства, как они проявляются, какое влияние они оказывают на ребенка и на родителей, как можно управлять своей эмоциональной сферой с целью уменьшения количества и/ или степени выраженности негативных родительских чувств. Профилактика негативных родительских чувств с опорой на когнитивную составляющую может осуществляться посредством массовой, групповой и индивидуальной форм работы с родителями. Методы воздействия на родителей преимущественно педагогические, например, лекция для родителей, родительский семинар, групповая дискуссия, беседа и др.
Для воздействия на эмоциональную составляющую негативных родительских чувств необходимо создать условия для уменьшения влияния и/или исчезновения негативных родительских чувств, а также возникновения и закрепления положительных переживаний (альтруистические, коммуникативные, праксические, гедонистические,гностические, эстетические, романтические, акизитивные и глоричес-кие эмоции), связанных с восприятием ребенка, себя как родителя, супруга(и) как родителя и родительства в целом. Профилактика негативных родительских чувств с учетом эмоциональной составляющей
может осуществляться посредством групповой и индивидуальной форм работы с родителями. Методы воздействия на родителей преимущественно психологические, например, социально-психологический тренинг, психогимнастика, музыкотерапия, аромотерапия, цветотерапия, медитативные техники и др.
Воздействие на поведенческую составляющую негативных родительских чувств предполагает организацию личного опыта родительского поведения, который закрепляет у родителей определенные навыки эффективного управления своим эмоциональным состоянием, навыки уменьшения количества негативных родительских чувств или уменьшения их влияния на ребенка, на себя как родителя, на супруга и на родительство в целом. Поэтому наряду с использованием рефлексивных методов при профилактике негативных родительских чувств необходимо способствовать организации такого поведения родителя, результатом которого будут оптимальные детско-родительские и супружеские взаимоотношения, необходимые для отсутствия негативных родительских чувств и развития позитивных родительских чувств. Профилактика негативных родительских чувств с опорой на поведенческую составляющую может осуществляться посредством групповой и индивидуальной форм работы. Методы профилактики преимущественно психогигиенические и психологические, например, обеспечение разнообразия в проведении семейного досуга, появление новых совместных семейных увлечений, интересов, а также ролевые игры, тренинги и т.п.
Таким образом, для профилактики негативных родительских чувств наиболее эффективным будет подход, учитывающий структуру негативных родительских чувств и использующий разнообразные формы и методы работы с родителями на всех уровнях профилактической работы.
Список литературы
1 Овчарова Р. В. Психология родительства. М.: Академия,
2004. 339 с.
2 Падурина Е.А. Развитие позитивных родительских
чувств как фактор коррекции самооценки дошкольников: дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2008. 231 с.
3 Середина Н.В., Шкуренко Д.А. Основы медицинской
психологии: общая, клиническая, патопсихология.
Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. 512 с.
УДК 159.99 A.M. Первитская
Курганский государственный университет
ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТА ЛИДЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме лидерской деятельности, а именно характеристике лидера как субъекта деятельности. Дана сравнительная характеристика лидера как субъекта потенциальной и актуальной лидерской деятельности.
Ключевые слова: лидер, психологическая готовность к лидерской деятельности, субъект деятельности, актуальный лидер, потенциальный лидер.
A.M. Pervitskaya Kurgan State University
CHARACTERISTICS OF THE AGENT OF THE LEADERSHIP ACTIVITY
Annotation. The article presents the problem of the leadership activity, namely, the characterization of the leader as the agent of activity. The article gives comparative characteristics of the leader as the agent of the potential and actual leadership activity.
Index terms: leader, psychological readiness for the leadership activity, agent, actual leader, potential leader.
ВВЕДЕНИЕ
Лидер - такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия её членов или организует вокруг себя группу, при соответствии его норм и ценностных ориентаций групповым, и способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей. Лидер ведёт группу стимулирует достижение группой целей, организует, планирует и управляет деятельностью группы, проявляя при этом более высокий, чем все остальные члены группы, уровень участия и влияния, то есть уровень активности. Специфика лидерства как роли заключается в том, что эту роль лидеру не только «дают», но он берёт её сам, то есть стремится реализовать свои потенциальные возможности. На месте лидера может быть не любой человек, а лишь тот, чья готовность действовать соответствует моменту. Следовательно, психологическая готовность к лидерской деятельности - состояние мобилизации лидерского потенциала, обеспечивающего эффективное выполнение определенных действий. Лидерский потенциал предполагает наличие соответствующих потребностей и мотивов, а также определенный уровень принятия ответственности за свои действия и поступки.