Научная статья на тему 'Проблема становления родительской идентичности в теории и практике'

Проблема становления родительской идентичности в теории и практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО РОДИТЕЛЬСТВА / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ / ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / ОТНОШЕНИЕ К РОДИТЕЛЬСТВУ / PREVENTION OF DEVIANT PARENTING / SOCIAL EDUCATION / SCHOOL EDUCATION SPACE / THE FORMATION OF PARENTAL IDENTITY / PARENTAL COUNSELING / ATTITUDE TO PARENTHOOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донцова Ольга Семеновна

В статье рассматриваются вопросы становления родительской идентичности с точки зрения современного общества; обращение к классикам педагогики по данной проблеме; теоретико-методологические подходы в работе социального педагога; роль социального педагога в профилактике девиантного родительства; вопросы помощи родителям по самокоррекции и самоконтролю; обозначается проблема личностного поиска нравственных ориентиров; намечается схема социально-педагогического консультирования родителей; раскрывается взаимосвязь процесса становления родительской идентичности на формирование личности подростка; рассматривается профилактика девиантного поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донцова Ольга Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRODLEM OF PARENTAL IDENTITY FORMANIOM IN THEORY AND PRACTICE

Problems of parental identity formation, theoretical and methodological approaches in social pedagogue`s work, the role of the social pedagogue in prevention of deviant parenting, prevention of teenagers` deviant behavior.

Текст научной работы на тему «Проблема становления родительской идентичности в теории и практике»

УДК 37.013.42

ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ

ИДЕНТИЧНОСТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

О.С. Донцова

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы становления родительской идентичности с точки зрения современного общества; обращение к классикам педагогики по данной проблеме; теоретико -методологические подходы в работе социального педагога; роль социального педагога в профилактике девиантного родительства; вопросы помощи родителям по самокоррекции и самоконтролю; обозначается проблема личностного поиска нравственных ориентиров; намечается схема социально-педагогического консультирования родителей; раскрывается взаимосвязь процесса становления родительской идентичности на формирование личности подростка; рассматривается профилактика девиантного поведения подростков.

Ключевые слова: профилактика девиантного родительства, социальное воспитание, образовательное пространство школы, формирование родительской идентичности, консультирование родителей, отношение к родительству.

THE PRODLEM OF PARENTAL IDENTITY

FORMANIOM IN THEORY AND PRACTICE

O. Dontsova

Abstract. Problems of parental identity formation, theoretical and methodological approaches in social pedagogue's work, the role of the social pedagogue in prevention of deviant parenting , prevention of teenagers' deviant behavior.

Keywords: prevention of deviant parenting, social education, school education space, the formation of parental identity, parental counseling, attitude to parenthood.

Вопросы становления личности всегда волновали человечество. Каким должен быть человек? Понятия об этом формировались в обществе в зависимости от эпохи социального и культурного развития. Человек в современном социальном пространстве изменяет окружающий мир быстрее, чем самого себя, свое сознание, составляющие своей личности (а значит и родительскую составляющую), а поэтому его родительская идентичность не успевает вписываться в условия современности и становится девиантной. В связи с этим, современные родители неадекватно оценивают себя и искусственно пытаются выглядеть реализовавшимися родителями, не являясь таковыми на самом деле, культивируют безответственное отношение к супружеской идентичности [1;4;5].

В педагогическом процессе школы социальный педагог во взаимодействии с родителями обучающихся наблюдает «практику притворства», когда родитель представляет себя другим в виде приличной маски как необходимого условия успешной социализации [1].

В педагогической литературе рассматривался вопрос взаимодействия работы родителя над собственной личностью и воспитанием ребенка [1;2;8;9].

П.Ф. Каптерев А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, указывали на то, что осознать свои родительские девиации недостаточно.

Необходимы целенаправленная работа по самокоррекции и педагогическая помощь родителю. Невозможно изображать терпеливость и педагогический такт, не являясь терпеливым и тактичным человеком на самом деле.

Работа социального педагога в образовательном учреждении в виде педагогической помощи родителям - это помощь личности в процессе становления ее родительской идентичности. У незрелой личности этот процесс происходит через накопление привычек, у зрелой личности - через собственный поиск, переработку усвоенного в виде привычки личного опыта. Задача социального педагога -сопровождение этого процесса, придание ему осмысленности и конечной направленности. Конкретную помощь семье по вопросам становления родительской идентичности возможно оказать в образовательном пространстве школы, которая сейчас является центром общественной жизни и обладает всеми ресурсами для того, чтобы этот процесс был наиболее эффективным.

Родители неохотно соглашаются с допущенными педагогическими ошибками. В этом случае актуальны занятия по педагогическому просвещению родителей. Выстраивая эту работу, мы обращались к классикам педагогики, но необходимо было и обеспечение научными подходами.

Исходя из психодинамической теории З. Фрейда (классический психоанализ), главным

источником развития личности являются биологические факторы (инстинкты), или общая биологическая энергия (либидо). Эта энергия действует сразу по двум направлениям: первое — продолжение рода, а значит, родительская идентичность является отчасти инстинктивным порождением. Второе - саморазрушение - и именно это обосновывает негативное влияние на становление родительской идентичности, тормозит ее, деформирует. Мы считаем, что личность обладает свободой воли. Благодаря формированию навыков волевой регуляции и возможна работа по становлению родительской, супружеской и личностной идентичности [3;7]. В процессе системного социально-педагогического консультирования социальный педагог мотивирует родителей на самоформирование воли, дисциплинированности, указывает нравственные ориентиры. Основной задачей социального педагога в этой связи является создание соответствующих для

самостроительства личности родителей условий на основе современных психолого-педагогических технологий. Эта деятельность осуществляется в виде педагогического группового или индивидуального

консультирования. Социальный педагог сопровождает этот процесс, отслеживает его скорость и эффективность, контролирует, как изменения в личности родителя сказываются на детях по таким показателям: успеваемость по учебным предметам, развитие осмысленной коммуникации, позитивный эмоциональный фон ребенка.

Консультационно-тренинговая работа

социального педагога ведется на основании следующих научных подходов.

Личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) предполагает формирование ответственного отношения к своим мыслям, чувствам, эмоциям, поведению. Контроль за проявлениями чувств, наличие навыков самокоррекции негативных эмоций являются частью развитой родительской идентичности. Таким образом, деятельность личности по осознанному формированию системы ценностей на основании гуманистических идей, осуществление ответственного самоконтроля, целенаправленная самокоррекция девиантных проявлений - вот основные признаки реализации личностно-деятельностного подхода по становлению родительской идентичности.

Системный подход (И.В. Блаубегр, К. Боулдинг Н.В. Кузьмина В.Н. Садовский, А.И. Уемов, Э.Г. Юдин, В.Я. Якунин). Система -

отражение среды, в которой она существует. Система обменивается со средой энергией, влияет на нее и сама подвержена влиянию среды. Таким образом, образовательная среда оказывает влияние на семейную, супружескую и детско-родительскую среды. Супружеская среда влияет на детскую среду и формирует ее. А супружеская среда формируется личностью родителей, исходя из их особенностей, достижений, ментальности, нравственности, степени социализации и других показателей. То есть, родительская идентичность формирует личность ребёнка.

Воспитание включает в себя целый комплекс элементов, таких как передача накопленного предыдущими поколениями опыта, воздействие коллектива и воспитателей, формирование мировоззрения, этических навыков и эстетических взглядов, адаптация личности в обществе и другие. А накопленный семейный опыт не всегда позитивный. Тогда обучение конструктивным навыкам выхода из неблагоприятных проявлений наследственности и объясняет взаимодополнение этих направлений-целей педагогического воздействия на родителей. Такое обучение содержит компоненты, составляющие единую систему. К ним относятся:

1. Цель обучения. Цели подразделяются на общие и частные. Общая цель - это передача совокупности знаний, умений и навыков от социального педагога к родителям.

2. Содержание обучения. Установление количества, качества и степени трудности информации, необходимой для родителей, сложность ее запоминания и применения на практике.

3. Социальный педагог. Это главная фигура в процессе обучения, которая является носителем содержания образования и воспитания, устроителем образовательного пространства для родителей в процессе консультационной работы по становлению родительской идентичности. Социальный педагог передает знания, организует деятельность, активизирует мотивацию и развивает у родителей потребность в получении знаний.

4. Родитель. В процессе обучения в сознании родителя происходит сложнейший процесс отражения реальной действительности при помощи научно обоснованных методов обучения, затем идет рефлексия на свою детскую семейную ситуацию. Возникает острая необходимость безэмоционального, грамотного осмысления собственной «педагогической генетики».

5. Методы обучения. Они представляют собой различные технологии обучающего взаимодействия социального педагога и

родителей. Их эффективность зависит от осознания родителями каждого метода работы.

6. Организационные формы обучения, позволяющие правильно распределить по времени и, в зависимости от содержания, совместную познавательную деятельность социального педагога и родителей.

7. Самостоятельная индивидуальная работа родителей закрепляет полученную на занятиях и тренингах информацию, дает родителям возможность для самообразования.

8. Педагогическая диагностика представляет собой совокупность методов, способов и приемов, которые направлены на раскрытие качества знаний, глубину их усвоения и крепость закрепления навыков.

Воздействие на родителя с целью воспитания и обучения невозможно без осознания уникальности каждой личности как в психологическом, так и в физиологическом плане. Невозможно осуществлять педагогическое воздействие без учета наследственности [3]. Кроме того, эффективное воспитание и обучение невозможны без понимания того, что личность в процессе своего формирования может кардинально изменяться под влиянием коллектива, средств массовой информации, литературы, произведений искусства и других факторов [3;8;9]. Это необходимо учитывать при осуществлении педагогического воздействия и обязательно отслеживать, какое именно влияние на становление родительской идентичности оказывают эти факторы. Активно использовать их положительное воздействие и нивелировать негативное воздействие - вот основные аспекты профилактической деятельности социального педагога.

Полисубъектный или диалогический подход предполагает, что сама сущность личности родителя значительно разностороннее и сложнее, чем процесс деятельности, в которую включен родитель. В этой связи личность, в известном смысле, есть продукт и результат ее общения с окружающими людьми, т.е. интерсубъектное образование.

Полисубъектный подход основан на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования по различным направлениям. Это предполагает и саморазвитие родительской идентичности.

Члены семьи взаимодействуют друг с другом и создают систему взаимоотношений. Эта система взаимодействует с другими системами, например, образовательной. Как родители, так и дети, в определенной мере являются продуктами этих взаимодействий. В этой связи и возникает

вопрос об обеспечении этого взаимодействия в той мере и качестве, какое необходимо для становления позитивной родительской идентичности.

Личностно-деятельностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и креативной сущности человека, включая и его деятельность как воспитателя и родителя. Этот подход предполагает ориентацию при построении и осуществлении педагогического воспитательного, профилактического и мотивирующего воздействия на личность родителя. Он настоятельно требует признания уникальности каждой личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании взрослых людей на естественный процесс саморазвития имеющихся

наследственных положительных задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Антропологический подход. Впервые антропологический подход разработал и обосновал К.Д. Ушинский (1824 - 1870 г.г.). В его понимании - это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [8]. Это положение К.Д. Ушинского остается актуальным для темы исследования и современной педагогики в целом. Таким образом, социальному педагогу для осуществления профилактической работы необходимо глубокое изучение личности каждого родителя. В этом процессе - начало становления родительской идентичности и профилактика родительских девиаций. Социальный педагог в таком случае это также антропотехник, который применяя консультирование как инструмент воздействия на родителей, координирует процесс становления позитивной родительской идентичности [6].

Опираясь на перечисленные подходы, мы выстраивали консультационно-тренинговую работу с родителями в течение 2012/2013, 2013/2014, 2014/2015 учебного года и отслеживали ее результативность по состоянию детей. Всего в исследовании приняли участие 95 родителей и 110 детей в возрасте 11 — 15 лет.

Контролировали успеваемость по учебным предметам, развитие осмысленной

коммуникации, позитивный эмоциональный фон ребёнка. Успеваемость измерялась по количеству отметок «4» и «5» за учебный год; сформированные коммуникативные навыки

выявлялись по результатам опроса, а также на основании наблюдения; эмоциональный фон дети

характеризовали самостоятельно при опросе, см. рис. 1.

80

60

40

20

0 —

2012-2013 2013-2014

успеваемость на "4" и "5"

Сформированные коммуникативные навыки

Общий позитивный эмоциональный фон

2014-2015

Рисунок 1. -Показатели подросткового благополучия по итогам консультационно-тренинговой

работы с родителями

Таким образом, использование общенаучных методологических подходов педагогики позволяет, во-первых, определить научно -теоретические проблемы становления родительской идентичности, установить иерархию подходов, разработать основные способы разрешения противоречий; во-вторых, обосновать, создать и практически реализовать технологические механизмы совершенствования

этом и к работе

консультационной практики. В заключается новизна подходов социального педагога по профилактике девиаций в процессе становления родительской идентичности. Эффективность работы социального педагога по данному направлению отслеживается на успешности детей; снижении риска девиантного поведения подростков.

Литература:

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) / К.А. Абульханова // Избранные психологические труды. Серия «Психологи Отечества». - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.

2. Ариарский М.А., Бутиков Г.П. Прикладная культурология на службе развития личности / М.А. Ариарский, Г.П. Бутиков // Педагогика. - 2001. - № 8. - С. 9-16.

3. Донцова О.С., Сморчкова В.П. Проблема исследования наследственных факторов формирования родительской идентичности / О.С. Донцова, В.П. Сморчкова // Особенности исследований в психолого-педагогической практике и социальной работе: сб. материалов Международной научно-практической конференции IX Левитовские чтения (23-24 апреля 2014 г.). - М.: ИИУ МГОУ, 2014. - С. 336-340. - 362 с.

4. Кочюнас. Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. - М., 1999. - 218 с.

5. Крылов А.Н. Эволюция идентичностей: кризис индустриального общества и новое самопознание индивида / А.Н. Крылов. - М.: Изд-во НИБ, 2010. - 272 с.

6. Ушинский К.Д. Грехи воспитания вообще и русского в особенности в отношении нервного организма детей / К.Д. Ушинский // Избранные пед. соч.: в 2 т. - М., 1974. - Т. 1. - С. 270.

7. Фрейд 3. Идеал «Я» / З. Фрейд // Психология самосознания: хрестоматия. - Самара. -2000. - С. 442-447.

8. Gewirtz J. Mechanisms of Social Learning: Some Roles of Stimulaition and Behavior in Early Human Development / J. Gewirtz // Handbook of Socialization / Theory and Reseach. - Chicago, 1969. -P. 55-212.

9. Stearns P. Identity in the World History // Journal of Social History. - 1995. - № 4. - Р. 11-13.

Сведения об авторе:

Донцова Ольга Семеновна (г. Балашиха, Россия), заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Школа № 29», Московский Государственный Областной Университет, e-mail: doncova-68@yandex.ru

Data about the author:

O. Dontsova (Balashikha, Russia) Deputy Director on educational work "School № 29" Moscow State Regional University, e-mail: doncova-68@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.