Научная статья на тему 'Изучение влияния позитивных родительских чувств на самооценку дошкольника'

Изучение влияния позитивных родительских чувств на самооценку дошкольника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
432
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение влияния позитивных родительских чувств на самооценку дошкольника»

талитет родителя". Её основной целью является обретение родителями опыта положительной самоидентификации в родительской роли. Назначение: исследование ролевого образа, коррекция личностного отношения к родительской роли, преодоление внутриролевых конфликтов. Формы реализации: проблемные семинары, семинары-тренинги, ролевые игры. Показатели результативности: повышение уровня воспитательного потенциала семьи, психолого-педагогической компетентности родителей, гармонизация взаимоотношений между семьёй и образовательным учреждением.

Структура программы

«Мы - «Я и моя «Я и про- «Я и мой

Уров ни родите- родитель- блемы ребёнок»

ли» ская семья» воспита-

ния»

тематика занятий

Семинар Детско- Роди- Семинар

«Легко ли родитель- тельский «Возрас-

1 быть ро- ский семи- семинар тные кризи-

уро- дителем» нар «Исто- «Мой ре- сы - пре-

вень рия нашей бёнок одолевать

семьи» вырос -что дальше?» или использовать?»

Семинар- Игровой Семинар- Семинар-

2 тренинг «Успеш- детско-родитель- тренинг «Отцы и тренинг «Что я знаю

уро- ныи ро- ский тре- дети: но- о своём

вень дитель» нинг «Воспитание родителя» вое решение старых проблем» ребёнке»

3 Консультации и тренинги для родителей, испыты-

уро- вающих затруднения в реализации родительской

вень роли

В качестве содержательной основы для дискуссионного обсуждения используется актуальная для родителей тематика, касающаяся возрастного развития ребёнка, его воспитания, взаимодействия в семье и в социуме. Реализация 3 блока подразумевает работу по индивидуальным и групповым запросам родителей.

Список литературы

1.Антонов А.И. Проблемы методологии и методики исследования социально-психологических аспектов репродуктивного поведения семьи: Дис....канд. филос. наук. - М., 1973. - 198 с.

2.Бойко В.В. Репродуктивное поведение семьи и личности: Социально-психологическое изучение рождаемости: Дис....д-ра психол. наук. - Л.,1981. - 632 с.

3.Егорова А.И. Внутриэтническиеразличия в полоролевыхстереотипах супружеских пар народа Саха: Автореф.дис... .канд. психол.наук. -Иркутск, 1997. - 27 с.

4.Истомин И.Н. Ценностные ориентации в системе регуляции поведения // Психологические механизмы регулирования социального поведения. - М., 1979. - С.252.

5.Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984. - 498 с.

6. Лунин И.И., Старовойтова Г.В. Исследование родительских полороле-

вых установок в разных этнокультурных средах //Этнические стереотипы мужского и женского поведения. - М, 1991. - С. 6-16.

7. Мальтиникова Н.П. Этнопсихологические особенности формирования

родительства в поликультурной среде (на примере казахских, татарских и русских семей): Дис....канд. психол. наук. - Курган, 2005. - 131 с.

8.Овчарова Р.В. Психология родительства. - М.: Академия, 2005. - 368 с.

9.Платонов Ю.П. Этническая психология. - СПб.: Речь, 2001. - 320 с.

10.Хотинец В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека //Вопросы психологии, 2001. - №5. - С. 60-73.

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОЗИТИВНЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ ЧУВСТВ НА САМООЦЕНКУ ДОШКОЛЬНИКА

Р.В.Овчарова, Е.А. Падурина

Родительские чувства - это чувства, которые выражают эмоциональное отношение родителя к ребенку.

В основе возникновения родительских чувств, как считают большинство отечественных психологов, лежит удовлетворение психологических и социальных потребностей [1-5, 7-10]. Так, например, в основе чувства родительской любви лежит удовлетворение потребности в любви и привязанности - аффилиативной потребности [6]. Можно предположить, что в основе чувства уверенности в себе и чувства собственного достоинства родителя лежит удовлетворение потребности в самоуважении. В основе чувства гордости родителя лежит удовлетворение потребности в признании и уважении другими людьми (родителями).

В связи с тем, что сфера родительских чувств достаточно противоречива, впрочем, как и вся эмоциональная сфера, в зависимости от ситуации, родительские чувства могут содержать в себе как любовь, симпатию, нежность, так и раздраженность, неприязнь, усталость, чувство вины и прочие. Таким образом, в сфере родительских чувств можно выделить позитивные и негативные родительские чувства.

В основе разделения родительских чувств на позитивные и негативные лежит их роль в жизни родителя и ребенка. Роль родительских чувств оценивается именно с личностных позиций: способствует ли данное чувство или его отсутствие гармоничному развитию личности ребенка, формированию положительного отношения к себе как родителю, нарушает оно или нет благоприятные дет-ско-родительские отношения и т.д.

Таким образом, под позитивными родительскими чувствами мы понимаем те чувства родителя, которые оказывают положительное влияние и на родителя, и на ребенка. Мы подчеркиваем, что позитивные родительские чувства оказывают положительное влияние не только на родителя, но и на ребенка, так как позитивные родительские чувства без восприятия их ребенком не имеют смысла.

Соответственно негативные родительские чувства - это чувства родителя, которые оказывают негативное влияние либо на ребенка, либо на родителя, либо на них обоих вместе. Таким образом, в нашем исследовании преодолевается физиологическое деление чувств на положительные и отрицательные, в основе которого лежит принцип удовольствия-неудовольствия. То есть в физиологии чувство злорадства будет считаться положительным, а чувство сострадания - отрицательным.

Задачей данного исследования было доказательство влияния позитивных родительских чувств на самооценку дошкольника. Решение данной исследовательской задачи осуществлялось в несколько этапов. На первом этапе, опираясь на выделенную типологию самооценок, испытуемые - дети-дошкольники были объединены в следующие группы:

1) по критерию "общая самооценка" были выделены три группы дошкольников, из них одна группа детей с адекватной самооценкой и две группы детей с неадекватной общей самооценкой (критерием адекватности является соответствие самооценки дошкольника завышенной самооценке, характерной для детей дошкольного возраста): дети, имеющие адекватную возрасту завы-

шенную общую самооценку, - 107 человек (73%); дети, имеющие неадекватную возрасту заниженную общую самооценку, - 22 человека (15%); дети, имеющие неадекватную возрасту реалистичную (самокритичную) общую самооценку, - 17 человек (11%). Таким образом, большинство детей имеют завышенную общую самооценку что является нормой для дошкольного возраста;

2) по критерию "частная самооценка" в аспекте успешности детско-родительских отношений были выделены четыре группы, из них две группы детей с адекватной и две группы детей с неадекватной частной самооценкой (критерием адекватности является соответствие прогнозируемой ребенком оценки себя родителем с реальной оценкой родителя): дети, имеющие реалистичную положительную частную (адекватную) самооценку -75 человек (51%); дети, имеющие реалистичную отрицательную (адекватную) самооценку, - 20 человек (14%); дети, имеющие заниженную (неадекватную) самооценку, - 36 человек (25%); дети, имеющие завышенную (неадекватную) самооценку - 15 человек (10%). В целом данная выборка детей характеризуется наличием у большинства детей адекватной частной самооценки в аспекте успешности детско-родительских отношений. То есть большинство детей реалистично оценивают себя, прогнозируя мнение о себе своих родителей. Это является благоприятной тенденцией, так как к концу дошкольного возраста происходит дальнейшая дифференциация самооценки и развитие регулятивной сферы самосознания, которые, были бы затруднительны без умения ребенка правильно оценивать свое поведение, свои поступки в зависимости от требований взрослых.

Для проверки предположения о непротиворечивости двух представленных классификаций (по критериям общая и частная самооценка) был проведен дискрими-нантный анализ данных. Обработка производилась с использованием статистического пакета SPSS 13.0. Результаты дискриминантного анализа показали, что предполагаемые классификации оказались эффективными: в классификации детей по критерию "общая самооценка" 84,2% исходных сгруппированных наблюдений классифицировано правильно; в классификации детей по критерию "частная самооценка в аспекте успешности детско-родительских отношений" 74% исходных сгруппированных наблюдений классифицировано правильно.

Факторный анализ. Следующий этап решения поставленной исследовательской задачи был связан с выявлением факторов, определяющих структуру системы позитивных родительских чувств в группах родителей детей с разными типами самооценок.

1. Первоначально проводилось выявление факторов, определяющих структуру системы позитивных родительских чувств, в группах родителей детей с разными типами общей самооценки. Факторизация проводилась отдельно в каждой из групп родителей по 40 переменным, характеризующим особенности системы позитивных родительских чувств. Обработка производилась с использованием статистического пакета SPSS 13.0. методом главных компонент. В результате были выделены 7 факторов у родителей детей с адекватной возрасту завышенной общей самооценкой, объясняющих 52,8% дисперсии признаков; 5 факторов у родителей детей с неадекватной возрасту заниженной общей самооценкой, объясняющих 56,3% дисперсии признаков и 5 факторов у родителей детей с неадекватной возрасту реалистичной (самокритичной) общей самооценкой, объясняющих 60,4% дисперсии признаков. На основе факторного анализа методом выделения наибольшей факторной нагрузки параметров в компонентах системы позитивных роди-

тельских чувств были составлены общие профили структуры системы позитивных родительских чувств в группах детей с разными типами общей самооценки.

Общий профиль структуры системы позитивных родительских чувств у родителей детей с адекватной возрасту завышенной общей самооценкой:

Позитивные чувства к себе как родителю: родитель испытывает к себе позитивные чувства, чувствует себя уверенно во взаимоотношениях с ребенком, так как он обладает способностью к сопереживанию своему ребенку, способностью правильно воспринимать эмоциональное состояние своего ребенка и может эффективно воздействовать на состояние ребенка.

Позитивные чувства к родительству: родитель получает удовольствие от родительства, он удовлетворен взаимоотношениями с ребенком.

Позитивные родительские чувства к ребенку: родитель ориентирован на состояние ребенка при построении своего с ним взаимодействия, для него важны успехи ребенка, которыми он гордится как своими, родитель не забывает благодарить ребенка за его старания, родительская любовь такого родителя проявляется в восхищении своим ребенком, доверии ему нежности к нему уважении его. Но при этом в системе чувств такого родителя имеют место астенические чувства - растерянность, скованность, усталость, тревога. Факт наличия астенических чувств требует дальнейшего изучения и объяснения. Возможно, их наличие обусловлено повышенной чувствительностью родителя, которая с одной стороны очень важна, так как обусловливает способность родителя правильно воспринимать эмоциональное состояние ребенка, эмпатию, а с другой тесно связана с эмоциональной неустойчивостью, повышенной утомляемостью родителя.

Позитивные чувства к супругу как родителю: родитель испытывает к другому родителю позитивные чувства, хотя между ними присутствуют определенные разногласия по поводу воспитания ребенка.

Эмоциональная составляющая системы позитивных родительских чувств характеризуется преобладанием положительных альтруистических (участие, нежность, любовь, симпатия), эстетических (растроганность, умиление, нежность), гедонистических (безопасность, безмятежность), коммуникативных (близость, привязанность, доверие) эмоций и чувств, а также связанного с ними положительного эмоционального фона, сопровождающих оценки ребенка, себя как родителя, супруга как родителя и родительства в целом.

Общий профиль структуры системы позитивных родительских чувств у родителей детей с неадекватной возрасту самокритичной общей самооценкой:

Позитивные чувства к себе как родителю: родитель испытывает позитивные чувства к себе как родителю, так как он умеет эффективно воздействовать на состояние ребенка, обладает способностью воспринимать состояние ребенка, последователен в своих воспитательных воздействиях.

Позитивные чувства к родительству: родитель испытывает определенные позитивные чувства к роди-тельству в целом, но при этом у него отсутствует удовлетворенность своими взаимоотношениями с ребенком.

Позитивные родительские чувства к ребенку: чувства, которые родитель испытывает по отношению к ребенку, достаточно противоречивы. С одной стороны, родитель принимает ребенка таким, какой он есть, испытывает радость, интерес, удовольствие в общении с ним, эмоционально поддерживает ребенка в различных ситуациях. С другой стороны, между ним и ребенком отсутствуют эмоциональная близость, сотрудничество и свя-

занное с ними доверие; отсутствует сильная степень проявления родительской любви, для которой характерно восхищение ребенком на фоне знания его недостатков и слабостей; кроме этого, присутствуют астенические чувства во взаимоотношениях с ребенком.

Позитивные чувства к супругу как родителю: родитель испытывает к другому родителю позитивные чувства, разногласия по поводу воспитания детей между ними отсутствуют.

Эмоциональная составляющая системы позитивных родительских чувств характеризуется наличием альтруистических (участие, нежность, любовь, симпатия), коммуникативных (близость, привязанность, доверие), эстетических (растроганность, умиление, нежность) эмоций и чувств, а также отсутствием гностических (интерес, удивление), акизитивных (интерес к накоплению, коллекционированию, радость от приобретения чего-либо), гедонистических (безопасность, безмятежность), глорических (гордость, удовлетворение собой) эмоций и чувств, сопровождающих оценки ребенка, себя как родителя, супруга как родителя и родительства в целом.

Общий профиль структуры системы позитивных родительских чувств у родителей детей с неадекватной возрасту заниженной общей самооценкой:

Позитивные чувства к себе как родителю: родитель испытывает по отношению к себе как родителю противоречивые чувства; он способен воспринимать изменения в эмоциональном состоянии ребенка, умеет воздействовать на это состояние ребенка, но при этом абсолютно не понимает причин этого состояния. Возможно, именно это противоречие и обусловливает двойственные чувства родителя к себе, с одной стороны он чувствует свою воспитательную эффективность, а с другой сомневается в себе как в хорошем родителе.

Позитивные чувства к родительству: родитель получает удовольствие от родительства, он удовлетворен взаимоотношениями с ребенком.

Позитивные родительские чувства к ребенку: чувства, которые родитель испытывает по отношению к ребенку, также сильно противоречивы. С одной стороны, он испытывает симпатию, любовь, нежность по отношению к ребенку, стремится к телесному контакту с ним, эмоционально поддерживает его. С другой стороны, такой родитель не учитывает состояние ребенка при построении взаимодействия, не принимает его таким какой он есть, эмоциональный фон взаимодействия наполнен отрицательными эмоциями, существует эмоциональная дистанция между родителем и ребенком, родитель не испытывает позитивных чувств по поводу достижений и достоинств своего ребенка, кроме этого, ребенку предоставлена полная автономность (самостоятельность), что в дошкольном возрасте не очень благоприятно для ребенка.

Позитивные чувства к супругу как родителю: родитель не испытывает к супругу(е) как родителю позитивных чувств, но при этом не испытывает и отрицательных, так как воспитательная конфронтация в семье отсутствует. Скорее всего, воспитательная активность второго родителя сведена к минимуму, поэтому он не вызывает ни позитивных, ни негативных чувств.

Эмоциональная составляющая системы позитивных родительских чувств характеризуется преобладанием коммуникативных (близость, привязанность, доверие), пугнических (интерес к борьбе, к риску, спортивный азарт), романтических (ожидание "светлого чуда", чувство особой значимости происходящего) и гедонистических (безопасность, безмятежность) эмоций и чувств, сопровождающих оценки ребенка, себя как родителя, супруга как родителя и родительства в целом.

Итак, различия в структуре системы позитивных родительских чувств проявляются в развитии разных типов общей самооценки у дошкольников. Так, структура системы позитивных родительских чувств, в которой присутствуют и ярко выражены все компоненты: позитивные чувства к себе как родителю, к супругу как родителю, позитивные чувства к ребенку, позитивные чувства к родительству в целом, обусловливает формирование адекватной возрасту завышенной общей самооценки. Позитивные чувства таких родителей характеризуются высокой устойчивостью и, как следствие, отсутствием противоречий по отношению к объекту чувства. Основными эмоциями, характеризующими эмоциональную составляющую данной системы позитивных родительских чувств, являются эмоции, связанные с любовью, симпатией, участием, нежностью, умилением, безмятежностью, привязанностью и доверием.

Структура системы позитивных родительских чувств, в которой имеют место противоречия внутри ее компонентов, обуславливает формирование неадекватной возрасту общей самооценки дошкольника. Так, сильное противоречие внутри компонента "позитивные родительские чувства к ребенку", когда родитель, с одной стороны, чувствует радость, интерес, удовольствие от общения с ребенком, но с другой стороны не доверяет ему, дистанцируется от него, тесно связано с формированием неадекватной возрасту самокритичной общей самооценки. Видимо, противоречивое отношение родителя к ребенку порождает у ребенка большую потребность анализировать себя: "Почему мама (папа) относится ко мне то хорошо, то плохо? Какой я на самом деле?" Это и приводит к самокритичной самооценке, в отличие от детей с завышенной самооценкой, к которым родители относятся только позитивно, и у них не возникает сомнений, что они могут быть плохими.

Структура системы позитивных родительских чувств, характеризующаяся слабой выраженностью некоторых компонентов, а также их высокой противоречивостью, приводит к еще более сильным нарушениям в самооценке дошкольника. Так, сильные противоречия внутри компонентов "позитивные родительские чувства к ребенку" и "позитивные чувства к себе как родителю", а также невыраженность компонента "позитивные чувства к супругу как родителю" приводят к формированию неадекватной заниженной общей самооценки дошкольника. Взаимоотношения такого ребенка с родителем окрашены противоречивыми чувствами с доминированием отрицательных эмоций, родитель от данных взаимоотношений также испытывает дискомфорт. Положение осложняется еще и тем, что второй родитель мало влияет на сложившуюся ситуацию и не может помочь ни ребенку, ни супру-гу(е). Основными эмоциями, характеризующими эмоциональную составляющую данной системы позитивных родительских чувств, являются эмоции, связанные с интересом к борьбе, к риску, спортивным азартом, ожиданием "светлого чуда", привязанностью, безопасностью, безмятежностью.

Таким образом, отсутствие противоречий внутри компонентов структуры системы позитивных родительских чувств, высокая устойчивость этих чувств, обусловливают формирование адекватной возрасту общей самооценки дошкольника. Наоборот, противоречивость и неустойчивость компонентов структуры позитивных родительских чувств приводят к формированию неадекватной возрасту общей самооценки дошкольника.

2. Следующим шагом было выявление факторов, определяющих структуру системы позитивных родительских чувств в группах родителей детей с разными типами

частной самооценки. Факторизация проводилась отдельно в каждой из групп родителей по 40 переменным, характеризующим особенности системы позитивных родительских чувств. Обработка производилась с использованием статистического пакета SPSS 13.0. Методом главных компонент в 40-мерном пространстве признаков были выделены 5 факторов у родителей детей с неадекватной заниженной частной самооценкой, объясняющих 51,6% дисперсии признаков; 7 факторов у родителей детей с адекватной реалистичной отрицательной частной самооценкой, объясняющих 70,6% дисперсии признаков, 6 факторов у родителей детей с адекватной реалистичной положительной частной самооценкой, объясняющих 49,7% дисперсии признаков и 4 фактора у родителей детей с неадекватной завышенной частной самооценкой, объясняющих 62,5% дисперсии признаков. На основе факторного анализа методом выделения наибольшей факторной нагрузки параметров в компонентах системы позитивных родительских чувств были составлены общие профили структуры системы позитивных родительских чувств в четырех группах детей с разными типами частной самооценки.

Общий профиль структуры системы позитивных родительских у родителей детей с реалистичной положительной частной самооценкой в аспекте успешности детско-родительских взаимоотношений:

Позитивные чувства к себе как родителю: родитель испытывает к себе ярко выраженные позитивные чувства: чувство уверенности в себе как родителе, чувство собственного достоинства, чувство уважения себя как родителя. Такой родитель обладает способностями воспринимать эмоциональное состояние ребенка и сопереживать ему.

Позитивные чувства к родительству: родитель получает удовольствие от родительства, он удовлетворен взаимоотношениями с ребенком.

Позитивные родительские чувства к ребенку: родитель испытывает к ребенку ярко выраженные позитивные чувства: любовь, дружелюбие, принятие, уважение, близость, гордость за ребенка, благодарность за его старания, доверие; эмоциональный фон взаимодействия с ребенком окрашен в основном положительными эмоциями. В системе родительских чувств отсутствуют астенические (растерянность, скованность, страх, бессилие, тщетность, неудовлетворенность собой, напряжение, усталость) и удаляющие (одиночество, отвращение, злость, вина, зависть, стыд, обида, презрение, ненависть) чувства.

Позитивные чувства к супругу как родителю: разногласия по поводу воспитания детей между родителями отсутствуют, родитель доверяет супругу воспитание ребенка и чувствует себя с ним защищенным.

Эмоциональная составляющая системы позитивных родительских чувств характеризуется наличием альтруистических (участие, любовь, симпатия), коммуникативных (близость, привязанность, доверие), гностических (интерес, удивление), эстетических (растроганность, умиление, нежность), гедонистических (безопасность, безмятежность), праксических (гордость за себя как родителя и за своего ребенка, удовлетворение результатами своей воспитательной деятельности) эмоций и чувств, сопровождающих оценки ребенка, себя как родителя, супруга как родителя и родительства в целом.

Общий профиль структуры системы позитивных родительских у родителей детей с реалистичной отрицательной частной самооценкой в аспекте успешности детско-родительских взаимоотношений:

Позитивные чувства к себе как родителю: роди-

тель способен сопереживать своему ребенку, способен воспринимать эмоциональное состояние ребенка, понимает причины его состояния, но не всегда умеет эффективно воздействовать на состояние ребенка, возможно, поэтому такой родитель не испытывает по отношению к себе сильно выраженных позитивных чувств.

Позитивные чувства к родительству: родитель удовлетворен своими отношениями с ребенком и испытывает определенные позитивные чувства к родитель-ству в целом.

Позитивные родительские чувства к ребенку: чувства, которые родитель испытывает по отношению к ребенку, сильно противоречивы. С одной стороны, родитель испытывает к ребенку любовь, симпатию, гордость за его достижения, благодарность за его старания, стремится к телесному контакту с ребенком, сотрудничеству с ним. С другой стороны, в системе чувств родителя по отношению к ребенку имеют место удаляющие чувства (неприязнь, чувство вины, зависть, стыд, обида, одиночество, злость), астенические чувства (растерянность, скованность, страх, бессилие, тщетность, неудовлетворенность собой, напряжение, усталость), отсутствуют гедонические чувства (удовольствие, уверенность, радость, счастье, интерес, раскрепощение, спокойствие, бодрость, восторг). Таким образом, эмоциональный фон взаимодействия характеризуется преобладанием отрицательных эмоций, отсутствует эмоциональная поддержка ребенка родителем, при построении взаимодействия с ребенком не учитывается его эмоциональное состояние.

Позитивные чувства к супругу как родителю: родитель испытывает к другому родителю позитивные чувства, разногласия по поводу воспитания детей между ними отсутствуют.

Эмоциональная составляющая системы позитивных родительских чувств характеризуется наличием альтруистических (участие, любовь, симпатия), коммуникативных (близость, привязанность, доверие), акизитив-ных (интерес к накоплению, коллекционированию, радость от приобретения чего-либо), глорических (гордость, удовлетворение собой), пугнических (интерес к борьбе, к риску, спортивный азарт) эмоций и чувств, а также отсутствием гностических (интерес, удивление), эстетических (растроганность, умиление, нежность), романтических (ожидание "светлого чуда", чувство особой значимости происходящего) эмоций и чувств, сопровождающих оценки ребенка, себя как родителя, супруга как родителя и родительства в целом.

Общий профиль структуры системы позитивных родительских чувств у родителей детей с неадекватной заниженной частной самооценкой в аспекте успешности детско-родительских взаимоотношений:

Позитивные чувства к себе как родителю: родитель достаточно хорошо относится к себе как родителю, понимает причины эмоционального состояния своего ребенка, но при этом непоследователен и непостоянен в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений. Такая непоследовательность родителя, скорее всего, является следствием эмоциональной неуравновешенности родителя и отвергающего отношения к ребенку.

Позитивные чувства к родительству: родитель в основном удовлетворен своими отношениями с ребенком и испытывает определенные позитивные чувства к родительству в целом.

Позитивные родительские чувства к ребенку: чувства родителя к ребенку достаточно противоречивы. С одной стороны, преобладающий эмоциональный фон взаимодействия характеризуется наличием положитель-

ных эмоций, особенно ярко выражены родительские чувства, обусловленные достоинствами и достижениями ребенка, родитель учитывает состояние ребенка при построении взаимодействия, старается сотрудничать с ребенком. С другой стороны, имеет место отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка, высокая тревожность родителя за ребенка.

Позитивные чувства к супругу как родителю: позитивные чувства к супругу(е) как родителю выражены слабо, но при этом воспитательная конфронтация в семье отсутствует. Возможно, это обусловлено слабой родительской позицией второго супруга, в результате чего он мало участвует в жизни своего ребенка, и активной родительской позицией первого родителя, которого такое положение вполне устраивает.

Эмоциональная составляющая системы позитивных родительских чувств характеризуется наличием прак-сических (гордость за ребенка, удовлетворенность его достижениями), коммуникативных (близость, привязанность) эмоций и чувств, а также отсутствием романтических (ожидание "светлого чуда", чувство особой значимости происходящего), глорических (гордость, удовлетворение собой), гедонистических (безопасность, безмятежность) эмоций и чувств, сопровождающих оценки ребенка, себя как родителя, супруга как родителя и родительства в целом.

Общий профиль структуры системы позитивных родительских у родителей детей с неадекватной завышенной частной самооценкой в аспекте успешности детско-родительских взаимоотношений:

Позитивные чувства к себе как родителю: родитель обладает различными способностями, необходимыми для построения эффективного взаимодействия с ребенком на эмоциональном уровне: способности к сопереживанию, к восприятию эмоционального состояния ребенка, понимание причин состояния ребенка, умение воздействовать на состояние ребенка. Успешное взаимодействие с ребенком непосредственно влияет на отношение родителя к себе, которое характеризуется наличием чувства уверенности в себе как родителе, чувства собственного достоинства, чувства уважения себя как родителя.

Позитивные чувства к родительству: родитель получает удовольствие от родительства, он удовлетворен взаимоотношениями с ребенком.

Позитивные родительские чувства к ребенку: в системе родительских чувств к ребенку имеет место разнообразие этих чувств и некое противоречие. С одной стороны, родитель испытывает к ребенку принятие, любовь, близость, интерес, удовлетворение, гордость, благодарность, оказывает ему эмоциональную поддержку, стремится к телесному контакту с ребенком, стремится строить свое взаимодействие с ребенком с учетом его состояния. С другой стороны, кроме позитивных чувств к ребенку родитель испытывает и негативные чувства. В системе родительских чувств присутствуют некоторые астенические (скованность, напряжение, усталость), удаляющие (одиночество, вина, стыд, обида) чувства, а также тревожность за ребенка и, как следствие, высокий контроль по отношению к нему (мелочная опека, навязчивость, ограничительность).

Позитивные чувства к супругу как родителю: разногласия по поводу воспитания детей между родителями отсутствуют, родитель испытывает к супругу как родителю определенные позитивные чувства.

Эмоциональная составляющая системы позитивных родительских чувств характеризуется наличием альтруистических (участие, любовь, симпатия), коммуникативных (близость, привязанность, доверие), праксичес-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ких (гордость за себя как родителя и за своего ребенка, удовлетворение результатами своей воспитательной деятельности) эмоций и чувств, а также отсутствием пугни-ческих (интерес к борьбе, к риску, спортивный азарт) эмоций и чувств, сопровождающих оценки ребенка, себя как родителя, супруга как родителя и родительства в целом.

Итак, различия в структуре системы позитивных родительских чувств также проявляются в развитии разных типов частной самооценки в аспекте успешности детско-родительских отношений у дошкольников. Например, структура системы позитивных родительских чувств, в которой присутствуют и ярко выражены все компоненты: позитивные чувства к себе как родителю, к супругу как родителю, позитивные чувства к ребенку, позитивные чувства к родительству в целом, обусловливает формирование адекватной (реалистичной) положительной частной самооценки. Позитивные чувства таких родителей характеризуются высокой устойчивостью и, как следствие, отсутствием противоречий по отношению к объекту чувства. Основными эмоциями, характеризующими эмоциональную составляющую данной системы позитивных родительских чувств, являются эмоции, связанные с любовью, симпатией, участием, нежностью, интересом, безмятежностью, удовлетворением, привязанностью и доверием.

Структура системы позитивных родительских чувств, в которой имеют место противоречия внутри ее компонентов, обусловливает формирование неадекватной частной самооценки дошкольника. Так, сильное противоречие внутри компонента "позитивные родительские чувства к ребенку", сочетающее в себе наличие определенных позитивных чувств к ребенку и при этом отвержение его личностных качеств и поведенческих проявлений, высокую тревожность за ребенка, которое обусловлено эмоциональной неуравновешенностью родителя и отвергающим отношением к ребенку, тесно связано с формированием неадекватной заниженной частной самооценки у ребенка. Основными эмоциями, характеризующими эмоциональную составляющую данной системы позитивных родительских чувств, являются эмоции, связанные с близостью, привязанностью, гордостью за ребенка и удовлетворением его достижениями.

Противоречие внутри компонента "позитивные родительские чувства к ребенку", характеризующееся наличием широкого спектра позитивных чувств к ребенку в сочетании с высокой тревожностью за ребенка, приводящей к постоянному контролю за ребенком и к появлению астенических и удаляющих чувств у родителя, тесно связано с формированием неадекватной завышенной частной самооценки у ребенка. Основными эмоциями, характеризующими эмоциональную составляющую данной системы позитивных родительских чувств, являются эмоции, связанные с любовью, симпатией, близостью, привязанностью, участием, гордостью за себя как родителя и за своего ребенка, удовлетворением результатами своей воспитательной деятельности.

Частичная выраженность позитивных чувств родителя к себе, в сочетании с сильным противоречием внутри компонента "позитивные родительские чувства к ребенку", характеризующимся сочетанием определенных позитивных чувств к ребенку с ярко выраженными удаляющими и астеническими чувствами, с отрицательным эмоциональным фоном взаимодействия и отсутствием эмоциональной поддержки ребенка родителем, тесно связана с формированием реалистичной отрицательной частной самооценки ребенка. Основными эмоциями, характеризующими эмоциональную составляющую данной системы позитивных родительских чувств, явля-

ются эмоции, связанные с близостью, привязанностью, любовью, симпатией, интересом к накоплению, коллекционированию, радостью от приобретения чего-либо, гордостью за себя, удовлетворением собой, интересом к борьбе, риску, конкуренции. Данный вид частной самооценки является адекватным с позиции соответствия прогнозируемой ребенком оценки себя родителем с реальной оценкой родителя и, если ребенок предсказал отрицательное отношение родителя к себе, то его частная самооценка является адекватной. С другой точки зрения, наличие у ребенка реалистической отрицательной частной самооценки негативно сказывается на его психическом и физическом благополучии, поэтому считаем уместным рассматривать данный вид частной самооценки с неадекватными ее видами.

Таким образом, отсутствие противоречий внутри компонентов структуры системы позитивных родительских чувств, высокая устойчивость этих чувств обусловливают формирование адекватной частной самооценки дошкольника в аспекте успешности детско-родительских взаимоотношений. Наоборот, противоречивость компонентов структуры позитивных родительских чувств приводит к формированию неадекватной частной самооценки дошкольника в аспекте успешности детско-родительских взаимоотношений.

Список литературы

1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в

детстве: Норма и отклонения. - М., 1990.

2. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.,1976.

3. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987.

4. Изард К.Е. Психология эмоций. - СПб.: Питер Ком, 2000.

5. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М., 1971.

6. Милюкова Е.В. Формирование психологических компонентов

родительской любви. - Курган, 2006. 7.Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. - М., 2006.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком,

1999.

9.Шакуров Р.Х. Эмоции. Личность. Деятельность: механизмы психодинамики. - Казань, 2001.

10.Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. - М.,

2000.

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ЛИДЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

А.М. Первитская

Одна из острейших проблем современного воспитания - проблема лидера [1]. Формирование личности, обусловленное внешними факторами воспитания и обучения, пронизывает процессы органического созревания и психического развития и связывает все их в целостный процесс развития личности. Поэтому, в конечном счете, формирование личности, те внешние факторы, которые его детерминируют, определяют и направление самодвижения процесса развития, указывают, каким образом, в каком направлении будут разрешены внутренние противоречия - источники процесса развития, а значит, и какой характер примет процесс дальнейшего развития личности [3].

С.Л. Рубинштейн по этому поводу писал: "Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается; он созревает, воспитываясь и обучаясь, т.е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество; ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь,

т.е. само созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершенствуется. Организм развивается, функционируя; человек -взрослый - развивается, трудясь; ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. В этом заключается основной закон психического развития ребенка" [2, 151].

Теоретическое лидерство возможно для каждого; на практике только немногие понимают это, а единицы выбирают его. Практика показывает, что молодые люди с природным лидерским даром часто не достигают успеха. Оказывается, что талант - одно, а его применение - другое [5]. Реальная деятельность всегда направлена на достижение конкретного результата, связана с необходимостью планировать свой труд и труд ведомых, она требует напряжения сил лидера, проявления его организаторских способностей. "Обеспечив в деятельности активную позицию, можно развить у учащихся потребность в этой деятельности", - отмечает Е.В. Шестун [4]. Следовательно, лидерство предполагает образовательную стратегию.

Находясь в образовательном учреждении, юноша взаимодействует не только со сверстниками, но и с педагогами и психологами. Отсюда вытекает естественная необходимость получения помощи со стороны взрослого человека для реализации себя, для нахождения своего места в системе межличностных отношений, для приобретения способности принятия на себя ответственности за свою деятельность и за деятельность окружающих сверстников.

Согласно Л.С. Фридману, К.Н. Волкову, первым психологическим требованием к организации и проведению воспитания является следующее: основой всей воспитательной работы должно являться формирование у учащихся нужной мотивации [3]. Мотив выступает как форма проявления потребности. Одной из основных внутренних потребностей в юношеском возрасте является потребность в саморазвитии, самореализации, занятие определенной социальной позиции. У педагогов и психологов, работающих с юношеством, имеется готовая опора на естественные возрастные потребности, работа должна быть организована так, чтобы она вызывала у него положительные эмоции удовлетворения, радости.

Л.С. Рубинштейн отмечает, что "педагогический процесс как деятельность учителя-воспитателя, формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как педагог руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее" [2]. Отсюда следует, что воспитание качеств личности у учащихся (в том числе и лидерских) возможно лишь в процессе их собственной деятельности.

Таким образом, психолог, педагог, работая с личностью учащегося, опирается на его внутренние побуждения, воспринимает учащегося как личность. Знания педагогов и психологов об особенностях работы с лидерами, понимание феномена лидерства в современных условиях, умение диагностировать лидерский потенциал воспитанника и организовать подготовку к плодотворной лидерской деятельности - все это определено потребностями данного возрастного периода и потребностями образования и воспитания в целом. Развитие лидерского потенциала предполагает умение и способность педагога конструировать мотивоообразующие психолого-педагогические условия развития личности, направленные на включение его в социально значимые отношения с позиции лидера.

С позиции деятельности формирование психологической готовности к лидерству как деятельности представляется как активизация лидерского потенциала личности и поиск путей компенсации тех его составляющих,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.