Научная статья на тему 'Негативизм: от обособления к отчуждению'

Негативизм: от обособления к отчуждению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
673
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
негативизм / протестная форма / отчуждение / противоречия / negativism / protest form / alienation / contradictions

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусейнов Александр Шамильевич

Рассматривается динамика воззрений на негативизм и неоднозначное влияние негативизма на личностное становление. Отмечается, что доминирование негативизма в структуре личности приводит к ее деформациям. В рамках авторской типологии протестных форм, созданной на основе методологии субъекта, рассматривается специфика негативизма. Приводятся результаты эмпирических исследований и проанализированы базовые противоречия, характерные для негативизма. Подчеркивается, что через все блоки противоречий проходит проблема отчуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEGATIVIZM: FROM INDIVIDUALIZATION TO ALIENATION

The author considers dynamics of views on negativism and ambiguous effect of negativism on socialization. It is pointed out that the dominance of negativism in the structure of personality leads to its deformations. The specificity of negativism is considered as part of the author's typology of protest forms that is based on the methodology of subject. The author gives the results of empirical researches and analyzes the basic contradictions characteristic of negativism. It is emphasized that the problem of alienation goes through all the units of contradictions

Текст научной работы на тему «Негативизм: от обособления к отчуждению»

УДК 159.923

НЕГАТИВИЗМ: ОТ ОБОСОБЛЕНИЯ К ОТЧУЖДЕНИЮ

А.Ш. Гусейнов

Аннотация. Рассматривается динамика воззрений на негативизм и неоднозначное влияние негативизма на личностное становление. Отмечается, что доминирование негативизма в структуре личности приводит к ее деформациям. В рамках авторской типологии протестных форм, созданной на основе методологии субъекта, рассматривается специфика негативизма. Приводятся результаты эмпирических исследований и проанализированы базовые противоречия, характерные для негативизма. Подчеркивается, что через все блоки противоречий проходит проблема отчуждения.

Ключевые слова: негативизм, протестная форма, отчуждение, противоречия.

NEGATIVIZM: FROM INDIVIDUALIZATION TO ALIENATION

A. Guseinov

Abstract. The author considers dynamics of views on negativism and ambiguous effect of negativism on socialization. It is pointed out that the dominance of negativism in the structure of personality leads to its deformations. The specificity of negativism is considered as part of the author's typology of protest forms that is based on the methodology of subject. The author gives the results of empirical researches and analyzes the basic contradictions characteristic of negativism. It is emphasized that the problem of alienation goes through all the units of contradictions.

Keywords: negativism, protest form, alienation, contradictions.

Обострение нравственных проблем в обществе - запредельность коррупции, неравномерность распределения доходов, доминирование в СМИ сомнительных идеалов, обусловливают разрыв межпоколенной преемственности системы ценностей,

вызывают пессимизм, беспомощность [7], актуализируют процессы отчуждения

подростков и молодежи. Неизбежной стороной социального отчуждения становится

негативизм.

Первоначально конструкт негативизма использовался лишь в описании психических заболеваний. По мере развития психологии негативизм стал рассматриваться как аномалия характера, выражаемая в упрямстве, отвержении любых предложений помощи [6], как протестная реакция, враждебно-агрессивная реакция, тип личности [3]. Вклад негативизма в личностное становление неоднозначен. А.В. Брушлинский считает, что детский и подростковый негативизм обеспечивает временную защиту от чрезмерной помощи со стороны взрослых и сверстников, способствуя самостоятельности [2, с. 39]. К.Н. Поливанова рассматривает негативизм как форму апробации действий. Отсутствие пробы лишает ребенка возможности превратить способности в «работающие», затрудняет построение поведения [5, с. 108]. Однако доминирование негативизма в личностной структуре наносит

непоправимый вред личности, вызывает ее деформационные изменения.

Одним из значимых предикторов негативизма является воспитание, связанное с недостатком материнской любви,

пренебрежительным отношением к нуждам ребенка. Согласно В.С. Мухиной агрессивные или холодные родители могут стать примером для подражания и тогда идентификация с родителями проходит по отчужденному образцу, формируя особый тип личности [4, с. 415]. В зарубежных исследованиях черты негативизма (цинизм, эмоциональная нестабильность, конфликтность, провокации, мстительность, злорадство) связываются с оппозиционно-вызывающим расстройством личности. Последнее обусловлено кризисом идентичности и противоречием между потребностью в автономии и родительским сверхконтролем [8].

Известно, что развитие личности осуществляется через противоречия [1, с. 36]. Неспособность справиться со сложными ситуациями втягивает личность в лабиринт все новых, усложняющихся проблем и противоречий. Результатом их

неконструктивного осмысления и разрешения становится негативное мироотношение, искаженные ценностно-смысловые установки, низкая самооценка, недовольство собой, что отражается на протестной активности

личности, приобретающей признаки деструктивности.

Эмпирическое исследование негативизма. Основываясь на методологии субъекта, мы рассматриваем негативизм как одну из деструктивных форм протестной активности личности. Целью исследования явилось выявление специфики данной протестной формы, а также проблем и противоречий, характерных для представителей этой типологии. Применялся корреляционный анализ по Спирмену, изучались связи шкалы. Негативизм методики «Протестная активность личности» со шкалами 24-х методик. Описывались только значимые коэффициенты связей (p < 0,05). Объем выборки n = 2600. Выборку составили подростки, лица юношеского возраста и молодежь, т.е. контингент, склонный к протестной активности во взаимодействии с социумом (M = 21,3 года).

Корреляционный анализ шкалы

негативизма методики ПАЛ со шкалой негативизма методики А. Басса и А. Дарки (г = 0,174; p < 0,01) указывает на выраженную склонность к агрессии. Агрессивность фиксируют значимые корреляции шкал негативизма с показателями разных методик: шесть шкал и индексы данной методики (р < 0,05-0,01), а также шкала агрессивного копинга методики С. Хобфолла (SACS) (г = 0,157; р < 0,01). Выявлены отрицательные связи негативизма со шкалами ССП В.И. Моросановой, Е.М. Коноз: моделирование (г = -0,136; p < 0,01), программирование (r = - 0,185; p < 0,01), оценка результатов (r = - 0,162; р < 0,01) и индексом саморегуляции (r = - 0,140; p

< 0,01), что говорит о неспособности к

определению целей деятельности,

некритичности. Положительные связи

негативизма с самостоятельностью (r = 0,083; p

< 0,05) свидетельствуют о склонности к независимым действиям.

Представителям данного типа свойственны неудовлетворенность, несогласие и неприятие, которые определяются корреляциями шкалы негативизма со шкалами авторского опросника УТРО: конфликт с окружением (r = 0,230; p < 0,01), недоверие начальству (r = 0,140; p < 0,01), а также с 8-ю шкалами (p < 0,05 - 0,01) методики, диагностирующей психологический климат в группе (Ф. Фидлер). Характерно стремление к доминированию, что

подтверждают корреляции шкалы негативизма с соответствующими шкалами методики Р. Кеттелла (r = 0,056; p < 0,01) и шкалой СПА К. Роджерса и Р. Даймонд (r = 0,127; p < 0,01), опросника ценностей (ОТеЦ) И.Г. Сенина (r =

0,135; p < 0,01). Неприятие других

отслеживается по корреляциям шкалы

негативизма со шкалами: доброта методики С. Шварца (r = - 0,153; p < 0,05); индексом дружелюбия по Т. Лири (r = - 0,149; p < 0,05), индексом принятия других (r = - 0,101 ; p < 0,05) шкалы СПА. Выявлены корреляции негативизма со шкалами методики Р. Кеттелла: ригидность мышления (г = - 0,083; p < 0,01), низкая нормативность поведения (г = - 0,137; p < 0,01); жесткость (r = - 0,105; p < 0,01), подозрительность (г = - 0,068; p < 0,01); импульсивность (r = 0,081; p < 0,05);

замкнутость А (г = - 0,133; p < 0,01). Обнаружены отрицательные корреляции негативизма со шкалами теста жизнестойкости (в адаптации Д.А. Леонтьева). Отрицательная связь со шкалой контроля (г = - 0,115; p < 0,05), принятия риска (г = - 0,148; p < 0,01)

свидетельствует о пассивных жизненных установках, беспомощности, непринятии своего позитивности опыта. Тенденция стремления к независимости не подкреплена

сформированностью своего образа, личностным проектом. Выявленные

переживания раскрывают внутреннюю картину мира и указывают на глубокий внутренний конфликт.

Выделим основные противоречия негативизма. В когнитивной сфере это противоречие между: идеальным и реальным Я (низкая самооценка и вера в свою исключительность); низкой

самоэффективностью и стремлением

обесценивать труд других; духовными и материальными ценностями; негативной

оценкой деловых контактов и потребностью в опеке и патронации (для обретения статуса и привилегий); статусными притязаниями и уровнем достижений; стремлением к доминированию и отсутствием

инициативности, неудовлетворенностью

жизнью и отказом от усилий. В эмоциональной сфере это противоречия между: эмоциональными проявлениями и

неспособностью сохранять психическое

равновесие; закрытостью и эмоциональной экспансивностью. В мотивационно-

потребностной сфере это противоречия между: интенсивностью влечений и слабостью самоконтроля; потребностью в

самостоятельности и неразвитой способностью к определению значимых целей деятельности, потребностью в поддержке и нежеланием считаться с мнением других; потребностью в личной власти и отсутствием достижений; малопродуктивной деятельностью и боязнью

загруженности; стремлением к доминированию и уклонением от ответственности; сфокусированностью на себе и зависимостью. В поведенческой сфере это противоречия между: опрометчивостью поступков и неадекватной оценкой собственных действий;

нерешительностью и самонадеянностью; стремлением «плыть по течению» и нонконформизмом; самостоятельностью и безответственностью, переходящей в

самоуправство; интернальностью и

экстернальностью. Конфронтационное

общение, чувство внутренней дисгармонии, неудовлетворённость жизнью указывают на высокий уровень противоречий. Комплекс отмеченных противоречий отражает проблемы самоидентификации. Неспособность к

многомерной рефлексии не позволяет конструктивно разрешать эти противоречия и

еще больше интенсифицируют деструктивную протестную активность. Указанные процессы дополнительно поддерживаются скудостью интересов, отсутствием эмпатии, дефицитом позитивных ценностей и смыслов, сниженным интересом к жизни и недоверием к миру. Высвечивается особый вариант смысловой структуры негативиста, сформированной из ощущения обделенности, несправедливости, заряженной глубоким недоверием к жизни и в силу этого сконцентрированной на иллюзии своей исключительности и непрекращающемся поиске компенсации. Анализ противоречий позволяет увидеть, что через все блоки противоречий проходит проблема отчуждения и самоидентификации, т.е. личность неспособна сфокусироваться на внутренней сущности, а значит сформировать и поддерживать аутентичное бытие.

Литература:

1. Абульханова К.А. Идеальность или реальность субъекта // Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сб. науч. тр. / Под ред.

В.И. Моросановой. - М. - Ставрополь: ПИ РАО, СевКавГТУ, 2007. - 431 с. - С. 31-45.

2. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М.: ИП РАН, 1994.

3. Гусейнов А.Ш. Протестная активность личности: сущность, динамика, трансформация / Монография. - Краснодар: Экоинвест, 2013.

4. Мухина В.С. Личность: Мифы и

Реальность (Альтернативынй взгляд. Системный

подход. Инновационные аспекты) / Екатеринбург: ИнтерФлай, 2007.

5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

6. Фрейд З. Психоаналитические этюды. -Мн.: ООО «Попурри», 1996.

7. Шиповская В.В. Психологический феномен беспомощности // Человек. Сообщество. Управление. - 2009. - №4. - С. 38-53.

8. Personality disorders in modem life. 2nd ed. / Theodore Millon., Grossman S., Millon С., Meagher S., Ramnath R. - New York: Wiley, 2004.

Сведения об авторе:

Гусейнов Александр Шамильевич (г. Краснодар, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, e-mail: [email protected]

Data about the author:

A. Guseinov (Krasnodar, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor at Department of Psychology of Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.