Научная статья на тему 'Нефтяной кнут древнего Вавилона'

Нефтяной кнут древнего Вавилона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усейнов Ариф

"НГ-дипкурьер", М., 12 мая 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нефтяной кнут древнего Вавилона»

В апреле 2003 г. в восточной провинции Нангархар распространялось воззвание лидера талибов муллы Омара, подписанное 600 религиозными деятелями. Это совпало с резкой эскалацией боевых действий со стороны исламистов. Возможно, они не были напрямую связаны с войной в Ираке. Однако в тексте воззвания некоторую связь между этими событиями можно уловить. Воззвание гласило: “Где бы мусульманская земля ни подверглась нападению со стороны неверных, обязанность каждого подняться против агрессора. Нас обвиняли в том, что мы укрывали Усаму бен Ладена, который является террористом. Но в чем вина Ирака? В этой стране нет бен Ладена”.

Наконец, весьма тревожным для правительства Карзая и его американских покровителей выглядит тот факт, что наряду с официальной поддержкой Исламабадом борьбы против терроризма многие видные фигуры религиозного сообщества, политического истеблишмента и силовых структур Пакистана явно симпатизируют исламистам. Их усилиями Северо-Западная пограничная провинция и Белуджистан превратились в убежище для талибов. Созданные там базы и центры при содействии пакистанских фундаменталистских организаций “Лашкар-е таиба”, “Джаиш-е Мухаммад” и “Харакат уль-моджахедин” готовят новых боевиков для борьбы с нынешними властями Афганистана и расквартированными в стране иностранными контингентами.

“НГ-дипкурьер”, М., 12мая 2003 г.

Ариф Усейнов,

журналист

НЕФТЯНОЙ КНУТ ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА

Война в Ираке завершилась постыдным для всей современной цивилизации фактом: вместо спасения от мародеров уникального Национального музея в Багдаде, хранилища истории человечества, силы коалиции спешили спасти нефтяные скважины на главных караванных тропах древнего Вавилона. Сбылось, похоже, пророчество автора безвозвратно утерянной шумерской клинописи: “Победишь, если овладеешь огнем врага”. На языке военной хроники “огонь врага” представлялся 1500 нефтяными скважинами, из которых лишь 24 буровые в результате ракетных обстрелов были охвачены пожаром или повреждены. Захват иракской нефти — главный итог победонос-

ной войны в Персидском заливе и свержения диктаторского режима Саддама Хусейна.

Сейчас начинается самое трудное: постепенное возвращение иракской нефти на мировой рынок и ее конкуренция в условиях нового миропорядка с другими производителями нефти. Прогнозы, что вот-вот дешевая иракская нефть зальет мировой рынок и приведет к обвалу цен, ведущие аналитические центры Запада отвергают как несостоятельные. Это касается и Каспийского региона, который может пострадать от избытка иракской нефти. Ведущие нефтяные компании мира — British Petroleum, ChevronTexaco, Eni, ЕххопМоЪП, Total-FinaElf, которые ведут разработку нефтяных месторождений на азербайджанском и казахстанском шельфах Каспия по проектам, оцениваемым более чем в 100 млрд. долл., — никаких признаков паники при этом не проявляют. Каспийская нефтяная одиссея как раз и затевалась Западом для того, чтобы противопоставить этот нефтеносный регион ОПЕК и обезопасить индустриальные государства от амбиций нефтяных королей Ближнего Востока.

Существующая до сих пор конфигурация нефтяной геополитики в регионе, естественно, может измениться. Но, судя по экономическим обзорам авторитетных мировых изданий, считается глубоко ошибочным и однобоким подход, что США и Великобритания, победители иракской войны, станут увеличивать добычу иракской нефти (к концу мая планируется обеспечить добычу до 1,1 млн. баррелей в сутки, а до конца года довести уровень до 2,5—3,5 млн.), чтобы вытеснить с рынка нефть стран ОПЕК. По мнению аналитиков, обвал мировых цен на нефть не в интересах США и Великобритании и других развитых стран, потому что в этом случае неминуемо банкротство крупнейших компаний, добывающих нефть для партнеров ОПЕК.

Западные аналитики относят иракскую войну к категории “экономически необходимой”, так как нынешняя геополитическая глобализация оказалась зависимой не только от военной и финансовой мощи великих держав, но и от капризов нефтяных королей, управляющих ОПЕК и диктующих свои порядки цивилизованному миру. А иракская нефть не одно десятилетие играла роль “непредсказуемых потрясений”. Война, навязанная правящей верхушкой Ирака вначале Ирану, а затем Кувейту, по образному выражению Reuter, велась из соображений, “чья нефть главнее”. В 1980 г., накануне войны с Ираном, иракцы планировали довести добычу до 6 млн. баррелей в день, но помешала война. Багдад обладал шансом

добиться и большей добычи — до 8 млн. баррелей при разведанных запасах в 112 млрд. баррелей. В этом случае он занял бы второе — после Саудовской Аравии — место.

Но не для того затевалась иракская война и тратились миллиарды долларов, чтобы ограничиться увеличением добычи нефти. Расхожее мнение о том, что много иракской нефти на рынке — это очень плохо, мало — еще хуже, объясняет, что дело вовсе не в объемах, а в урегулировании мирового нефтяного рынка, не зависящего от арабских нефтяных королей. Ведущую роль в этом сыграет иракская нефть, способная установить приемлемый баланс спроса и предложения. Кто будет управлять этим процессом, тому и придется рулить мировым рынком. Схожая ситуация и с американским долларом: в Америке доллар как наличное платежное средство используется минимально, зато “зелененькие” гуляют по всему миру, регулируя глобальные экономические процессы в разных странах. Даже в Иране, где Америку давным-давно предали анафеме. Не исключено, что иракская нефть в ближайшее время станет величиной глобального экономического измерения и неким допингом для мировой экономики. Существует версия, что новые функции иракской нефти на мировом рынке просчитывались задолго до операции “Шок и трепет”. Так, по данным Wall Street Journal, нефтяные гиганты США и Великобритании играли активную роль в военном планировании перед началом войны в Ираке. Они оказали неоценимую помощь в подготовке военнослужащих к действиям по обеспечению контроля над нефтяными месторождениями Ирака.

Важен и ценовой фактор. Цены каспийской и иракской нефти несопоставимы: добыча иракской обходится в полдоллара за баррель, каспийской — от 2 до 5 долл. Добываемая на азербайджанских месторождениях Азери—Чираг—Гюнешли нефть обходится чуть меньше 3 долл. за баррель. Тенгизская нефть стоит примерно столько же. Ка-шаганская в Казахстане, как ожидается, обойдется чуть-чуть дороже. Иранская нефть стоит дешевле азербайджанской и казахстанской. В тех же пределах усредненная стоимость российской нефти. Все зависит от затрат, качества нефти и расположения месторождений.

За время иракской войны мировая цена на нефть колебалась от 38 до 24 долл. за баррель. Страны—экспортеры ОПЕК оказались без присмотра и гнали нефть на рынок сверх предусмотренных квот. Под предлогом обеспечения международных поставок нефти на случай экстремальной ситуации в Персидском заливе они умудрились взвин-

тить и цены, и уровень добычи нефти. Так, Саудовской Аравии удалось увеличить прибыль от продажи такой нефти почти на 15 млрд. долл. Нефтедолларами пополнилась экономика России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении. Официально эти страны абсолютные цифры прибыли обычно не называют, но признают, что бюджеты почти на 70—80% пополнялись за счет продажи нефти.

Теперь, когда ситуация выровнялась, ОПЕК на прошедшем 24 апреля 2003 г. в Вене очередном заседании обсудила проблему стабилизации цен на мировом рынке. Предполагается, что к концу 2003 г. цены будут на уровне 25 долл. за баррель. ОПЕК безоговорочно отвергла иракскую нефть, не включив ее в общий перечень квот стран— экспортеров. Индустриальный сектор мировой экономики замер в ожидании, когда же США пустят в дело “нефтяной кнут древнего Вавилона”. Прогнозируется, что передел мирового нефтяного рынка будет сопровождаться двумя процессами: постепенным снижением цен на нефть до 20—22 долл. за баррель и одновременным расшатыванием ОПЕК. Перераспределение нефтяных потоков, видимо, состоится не раньше начала следующего года, когда на рынок будет поступать 2,5 млн. баррелей иракской нефти в сутки. Либо ОПЕК примет эту нефть в качестве экспортной составляющей, либо, по прогнозам международных экспертов, ее пустят в свободное плавание, в котором сегодня, кстати, пребывает нефть российская. Вот тогда и начнется потрясение основ ОПЕК.

Пока внутренние и внешние противоречия между ОПЕК и мировым рынком не затронут Каспийский регион, так как в этом ареале разработка месторождений находится в начальной стадии. Азербайджан планирует обеспечить добычу нефти до 50 млн. т в год к 2008— 2010 гг. К тому времени добыча нефти в Казахстане достигнет 100 млн. т. Россия еще не приступала к добыче на морских месторождениях Каспия. Туркмения только-только начинает разведку на шельфе. Иран готовится. Так что говорить о серьезном соперничестве каспийской нефти с иракской пока не приходится. “Потребителями каспийской нефти в основном являются европейские страны — рынок устойчив и не подвержен колебаниям. Одно несомненно: формирование нового порядка на мировом нефтяном рынке займет немало времени”, — таково мнение президента Азербайджанской нефтяной компании Натика Алиева.

“НГ-дипкурьер”, М., 12мая 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.