148
публикации молодых ученых
УДК 338.984
конкурентные преимущества России и оПЕк в экспорте углеводородного сырья
Пример сША как государства, успешно реализовавшего переход к обеспечению собственной энергонезависимости, побудил ряд развитых и развивающихся стран принять меры, направленные на повышение эффективности использования энергетических ресурсов и развития возобновляемых источников энергии. Арабские страны, входящие в оПЕк, с одной стороны, во все большей степени подключаются к мировому процессу рационализации энергетики и энергосбережения, а с другой стороны, субсидируют цены на энерготовары на внутреннем рынке. в статье рассматриваются тенденции, сложившиеся на рынке углеводородов, и делаются выводы о конкурентных преимуществах экспорта углеводородов из России и оПЕк.
Ключевые слова: конкурентные преимущества; экспорт углеводородов; потребление энергоресурсов на душу населения; нефть; природный газ; сланцы.
The example of the USA as a state that made a successful transition to ensuring energy independence has encouraged a number of developed and developing countries to take measures aimed at more efficient use of energy resources and development of renewable energy sources. Arab OPEC member countries are more actively joining the global process of rationalization of energy and energy saving and, on the other hand, subsidize prices for energy products on the domestic market. The paper examines trends prevailing on the hydrocarbon market and makes conclusions about the competitive advantages of hydrocarbon exports from Russia and OPEC.
Keywords: competitive advantages; hydrocarbon exports; per capita energy consumption; oil; natural gas; shale.
Субханкулова Римма Равилевна
аспирант кафедры мировой экономики Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ: ВШЭ E-mail: rimma_subhankulova@ worldenergyexperts.com
Прогнозирование развития мирового сектора энергопотребления
В среднесрочных прогнозах Международного энергетического агентства (МЭА) темпы роста производства первичных источников энергии в странах — членах ОПЕК окажутся ниже, чем в остальных странах [1], вследствие растущей добычи нетрадицион-
ных углеводородов в Северной Америке, где пик их производства придется на 2017-2919 гг. [2] (график 1).
Согласно долгосрочным прогнозам отдельных стран, например Китая, будет сокращаться доля угля среди первичных источников энергии, дополнительные темпы роста получит потребление природного газа, что вызвано тем, что Китай рассчитывает на импорт австралийского газа, промышленная добыча которого благодаря колоссальным инвестициям Поднебесной начнется уже в ближайшее время. В Индии для производства электричества будет увеличиваться использование возобновляемых источников энергии. Ожидается, что рост спроса на электричество в Японии заставит страну продолжить производить атомную энергию, от чего государство полностью отказалось осенью 2013 г. В результате к 2035 г. общий спрос 8,7-миллиардного населения на первичные источники энергии составит 337-342 мбнэ1 в день
1 Млн баррелей в нефтяном эквиваленте.
од
О т-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1
Евразия Ирак Бахрейн Азия, Египет ECB Ливия КСА Катар Кувейт Апжир Оман ОАЭ ОЭСР
- не без
ОЭСР Китая
График 1. Расчет показателя энергоемкости экономики для некоторых регионов и государств в период 20002011 гг. (TPES/GDP, т.е. соотношение предложения 1 т первичной энергии на 1 тыс. долл. США)
Источник: База МЭА World Energy Statistics and Balances (дата обращения: 02.2014).
(для сравнения: в 2010 г. этот показатель равнялся 260 мбнэ в день).
Зачастую в прогнозах МЭА и ОПЕК используются разные первичные данные. Так, для прогнозирования спроса на первичные источники энергии МЭА и ОПЕК применяли различные подходы, что привело к тому, что в данных за прошлые годы, в частности 2010 г., у двух организаций возникло расхождение в 10 мбнэ в день. Основные расхождения краткосрочного прогноза на 2014 г. коснулись потребления нефти на Африканском континенте (прогноз МЭА выше прогноза ОПЕК на 0,3 мбд2), а также ее производства в странах, не входящих в нефтяной картель (оценка МЭА снова выше ОПЕК). Разница в росте на 0,1% в мировом ВВП привела к тому, что показатель потребления нефти в 2014 г. отличается у МЭА и ОПЕК организаций на 1 мбд.
Между двумя организациями не достигнуто общего понимания в отношении прогноза цены на нефть как основного источника энергии: ОПЕК исходит из себестоимости 1 барреля нефти корзины ОПЕК для стран-импортеров (сумма добычи и транспортировки), МЭА — из 6-летнего прогноза на
2 Млн баррелей в сутки.
стоимость фьючерса нефти марки Brent. В результате в 2020 г. в прогнозах двух организаций имеется разброс цен от 94 до 120 долл. США, в 2035 г.— от 100 до 145 долл. США (в долл. США 2012 г.).
Несмотря на то что МЭА и ОПЕК до сих пор не нашли консенсуса в некоторых показателях по прошедшим годам, обе организации понимают, что нужно объединять усилия по внедрению единых определений, стандартов, а также методов расчета.
Цели и задачи ОПЕК
Одна из задач ОПЕК в 2014 г. — поддержание мирового нефтяного рынка в сбалансированном состоянии для роста мировой экономики на уровне 3,5%. Основная цель деятельности ОПЕК — обеспечение достаточного и необходимого уровня поставок нефти на мировой рынок для поддержания нормальных цен как для импортеров, так и для экспортеров сырья. Несмотря на то что добыча сырой нефти ОПЕК находилась в течение последних 12 лет в коридоре 42-45% относительно мировой добычи, доказанные запасы этого сырья поддерживаются практически на постоянном уровне. Для ряда стран-участниц такая ситуация, конечно, не может не вызывать сомнения, учитывая растущие экспорт нефти и внутреннее по-
Таблица
Среднее потребление нефти в расчет на 1000 жителей Королевства Саудовская Аравия
Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Население, млн чел. 20,5 21,0 21,5 22,0 22,6 23,3 24,1 24,9 2 8 26,7 27,6 28,4 29,0
Уровень безработицы,% 8,2 8,3 9,7 10,4 11,0 11,5 12,0 11,2 10,0 10,5 10,0 12,4 12,2
Внутреннее потребление нефти, тыс. барр./день 1 541 1 571 1 609 1 660 1 704 1 857 1 941 2 034 2 121 2 272 2 469 2 687 2 790
Импорт нефтепродуктов, тыс. барр./день 12 10 11 61 56 79 80 131 151 219 225 197 208
Внутреннее потребление нефти с учетом импорта в барр. на 1000 чел. 76 75 75 78 78 83 84 87 88 93 98 102 103
Источник: BP Statistical Review of World Energy, МВФ, CIA (дата обращения: 02.2014) [3]
350 300 250 200 150 100 50 0
2007
2008
2009
2010
2011
2012
I I Доход от экспорта нефти, млрд долл. США
Субсидии ископаемого топлива, млрд долл. США
График 2. Зависимость субсидии ископаемого топлива от дохода от экспорта нефти в Саудовской Аравии, млрд долл. США
Источник: Данные ежегодного отчета ОПЕК, 2013 г., Международного Энергетического Агенства, 2012 г., расчет автора для субсидий в 2012 г. (дата обращения: 02.2014).
требление нефтепродуктов. В то же время за счет доказанных запасов нефти в сланцевых породах Венесуэла и Ливия за последние несколько лет увеличили свои запасы в 1,7 и 1,2 раза соответственно.
По данным ежегодного статистического бюллетеня ОПЕК Annual Statistical Bulletin 2013, в 2012 г. собственные запасы стран—членов ОПЕК составили 81% мировых запасов нефти и 48% — природного газа. Несмотря на уменьшение доли резервов стран-участниц с 2011 г. на 1 и 2 процентных пункта соответственно, количество действующих буровых установок увеличилось за год на 140 шт. или 25%, а количество рабочих скважин на 2000 шт. Это позволило государствам за год на 4% повысить добычу сырой нефти, таким образом доведя ее до 45% общемировой добычи нефти [4].
Внутри картеля добиться согласия по квотам на добычу нефти бывает нередко непросто, учитывая,
что компромисс приходится искать между 12 странами. Для некоторых государств актуальным является вопрос о спорных территориях, для других — о нефтегазовых пластах, которые могут находиться на территории двух стран. Однако окончательное мнение в разрешении конфликтов остается за Королевством Саудовская Аравия, чьи квоты в ОПЕК максимальны (11,5 мбд в 2012 г.).
Причем ежегодное увеличение населения на 1 млн чел. в Королевстве Саудовская Аравия открывает все большие возможности для роста внутреннего товарного рынка. Стоимостное выражение объема импорта в Королевстве в 2012 г. составило 142 млрд долл. США при среднем темпе прироста 20% за период 2010-2012 гг. За 2011 г. на фоне роста цены на нефть государство получило 100 млрд долл. США, доведя доход от продажи нефти до 320 млрд долл. США. В итоге в 2011 г. Саудовская Аравия оказалась
График 3. Сценарий роста ВВП Ливии, Сирии, Туниса, Бахрейна и Йемена, млрд долл. США (сплошная линия:
до 2012 г. для Бахрейна, Туниса, до 2010 г. для Сирии, до 2009 г. для Ливии и до 2008 г. для Йемена -фактические данные, после - оценка МВФ, пунктир - оценка автора по инерционному прогнозу от 2011 г.)
Источник: МВФ (дата обращения: 02.2014)
на втором месте в мире после Ирана (82,2 млрд долл. США) по субсидированию ископаемого топлива с показателем 60,9 млрд долл. США. Субсидии были направлены на снабжение местных промышленных предприятий и домохозяйств энергоресурсами и водой по заниженным ценам. В частности, цена 1 л 91-го бензина составляет 0,45 саудовских риалов, 95-го — 0,6 саудовских риалов, т.е. средняя стоимость 1 л бензина составляет 0,16 долл. США.
Заниженные цены на электричество и бензин превратили двадцатую крупнейшую экономику в мире в шестого по величине потребителя нефти [5]. Экономить население страны не научилось, а для поддержания высоких темпов прироста ВВП государство вынуждено продолжать субсидировать сектор энергетики и свою экономику в целом. Иные методы поддержки отраслей ТЭК на данный момент не разработаны и не внедрены. В результате низкие цены на энерготовары в Саудовской Аравии стимулируют использование ископаемого топлива и способствуют увеличению выбросов углекислого газа, диоксида азота, монооксида азота и диоксида серы в атмосферу (таблица).
В течение 2007-2012 гг. в Королевстве наблюдалась положительная корреляция между субсидиями ископаемого топлива и доходом от экспорта нефти. Субсидии в разные годы составляли от 15 до 20% (график 2). Такая ситуация создает значительную нагрузку на финансы нефтяной госкомпании
Saudi Aramco и на государственные финансы в целом. В долгосрочном плане данная тенденция может препятствовать сокращению выбросов парниковых газов [5].
События «арабской весны» в Ливии показали, что ОПЕК неоднородна (график 3). В 2011 г. из-за начавшихся военных действий в стране добыча сырой нефти осуществлялась только в четверти работающих скважин. В результате добыча упала на 67% или в стоимостном выражении на 29 млрд долл. США относительно 2010 г. Как страна—участница ОПЕК Ливия должна была поставлять на внутренний и внешний рынки порядка 1,5-1,6 мбд, и в 2010 г. до начала военных действий поставки были на уровне 1,5 мбд. Спад начался в I квартале 2011 г., в результате чего Ливия за весь 2011 г. поставила менее 0,5 мбд. Недостающий миллион баррелей был произведен Саудовской Аравией, которая воспользовалась ситуацией для увеличения собственных поставок с 8,2 до 9,4 мбд.
На фоне аварии на АЭС Фукусима-1 и эмбарго на поставки нефти из Ирана были также опасения, что «арабская весна» может захлестнуть страны-экспортеры нефти в Персидском заливе. В результате в течение первой половины 2011 г. цена за 1 баррель нефти из корзины марок нефти ОПЕК увеличилась на 15 долл. США, что также означает, что при средней спотовой цене за баррель сырой нефти сорта Es Sider в 2011 г. 112,9 долл. США Ливия недосчиталась 41,7
70 60 50 40 30 20 10
2007
2008
2009
2010 2011 2012 □ Экспорт нефти, млрд долл. США
I 1Весь экспорт, млрд долл. США С ^^^ Прирост ВВП, % (правая шкала)
График 4. Экспорт нефти в соотношении со всем экспортом Ливии и приростом ВВП
Источник: Данные ежегодного отчета ОПЕК Annual Statistical Bulletin 2013, МВФ World Economic Outlook Databases (дата обращения: 02.2014).
0
млрд долл. США. Для покрытия внутреннего спроса страна была вынуждена увеличить импорт сырья практически в два раза, тем самым доведя суммарные закупки сырой нефти фактически до 9 млрд долл. США [4]. Обычно импортируемый Европой ливийский природный газ поставлялся на танкерах из Катара. Эти продажи осуществлялись посредством спотовых контрактов на поставку газа на территорию ЕС через Ш ШР.
В 2012 г. Ливия так и не смогла нарастить поставки углеводородов и, по прогнозу МВФ, выйдет на прежний уровень добычи нефти и газа только в 2013-2014 гг. Оказанную рядом арабских стран Персидского залива финансовую помощь, полученную Ливией по окончании военных действий, можно считать незначительной, учитывая нанесенный экономике и инфраструктуре страны ущерб. Практически модернизация страны заторможена сложностью внутриполитических процессов, ограничивающих эффективное использование даже тех финансовых ресурсов, которые доступны правительству.
Помимо нефти, Ливия экспортирует продукты нефтехимии и природный газ (от 2 до 8% экспорта). В частности, газопровод «Зеленый поток» проходит от газокомпрессорной станции в городе Меллита до о. Сицилия. В 2011 г. суммарный экспорт снизился на 60%, на столько же упал и ВВП (график 4).
Начавшаяся после вывода войск США из страны партизанская война не дает Ираку рацио-
нально распределить полученные от экспорта нефти средства для развития собственной промышленной инфраструктуры и начала экспорта газа. Ирак, начав добычу сырой нефти в 2007 г. с 2 мбд, успешно довел ее до 3 мбд в 2012 г. (в то же время сегодняшний показатель по добыче нефти уступает аналогичному показателю Ирана почти на 1 млн баррелей, хотя доказанные запасы сырой нефти в обеих странах сопоставимы) (график 5). Для этого в течение последних нескольких лет Ирак активно наращивал свои квоты на добычу этого углеводородного сырья в ОПЕК [4]. По мнению МЭА, если данная тенденция продолжится, то к 2020 г. квоты страны удвоятся, а к 2030 г. Ирак может занять 2-е место в мире среди экспортеров нефти. Запасы в стране остаются до сих пор недооцененными, а себестоимость добычи 1 барреля нефти составляет не более 5 долл. США.
Как принято говорить, «последний баррель нефти в мире будет добыт в Ираке». Этой стране, как ни одному другому государству, входящему в ОПЕК, требуются средства на восстановление экономики после продолжительных военных действий и начавшейся партизанской войны против центрального Иракского правительства на фоне разгоревшегося конфликта между различными религиозными группами. Строительство и модернизация необходимой промышленной
250
200
150
100
50
2010
| I ВВП в текущих ценах, млрд долл. США I I Сумма нефтяного экспорта, млн долл. США Добыча нефти, мбд (правая шкала)
2011 2012
| I Доход государства, трлн иракских динар
Добыча газа, мкфд (правая шкала)
3
2
1
0
0
График 5. ВВП, государственный доход, доход от экспорта нефти в сравнении с добычей углеводородов в Ираке
Источник: Данные ежегодного отчета ОПЕК Annual Statistical Bulletin 2013, МВФ World Economic Outlook Databases (дата обращения - 02.2014).
и транспортной инфраструктуры требуют колоссального увеличения уровня госрасходов.
Ангола и Нигерия интересны для ОПЕК как африканские государства с крупными углеводородными запасами и низким уровнем внутреннего потребления, и к их нефтегазовому комплексу можно обратиться в случае необходимости. Так, в 2009 г. начались работы по строительству Транс-сахарского газопровода для передачи природного газа из Нигерии в Алжир и его последующей реализации в ЕС. В Эквадоре сосредоточены достаточно крупные мощности по производству нефтепродуктов, что также играет на руку Венесуэле, у которой нет прямого выхода к Тихому океану. Это свидетельствует о том, что сотрудничество внутри ОПЕК осуществляется и в смежных с нефтью отраслях.
Растущее потребление газа на внутреннем рынке превратило ОПЕК в одного из лидеров по добыче природного газа. Так, добыча природного газа увеличилась на 8,3% в 2012 г. по сравнению с 2011 г., и доля ОПЕК в мировой добыче выросла до 21%. Согласно данным статистического бюллетеня суммарная доля запасов по газу, приходящаяся на две страны с его наибольшими запасами, Катар и Иран, равна доле России и Туркменистана (по 58,7 трлн куб. м). Осуществляемая добыча этого природного ископаемого выводит ОПЕК на 1-е место по мировой добыче с показателем 700 млрд куб. м в год, что
выше соответствующего показателя как у США, так и у России.
Из отчетности ОПЕК следует, что не всегда страны выполняют установленные квоты. Так, принятые 14 декабря 2011 г. квоты в 30 мбд были подтверждены 14 июня 2012 г., однако из годового отчета следует, что суммарная добыча за 2012 г. составила 32,4 мбд. Из них порядка 25 мбд пошли на экспорт. «Придраться» к ОПЕК по этому вопросу довольно трудно, так как квоты организация может устанавливать не на все 12, а, к примеру, только на 11 или на 9 стран. Ежегодная отчетность ОПЕК по добыче, потреблению и экспорту нефти, газа и нефтепродуктов также расходится с аналогичными данными ежегодной статистики British Petroleum. Можно сделать предположение, что некоторые показатели могут формировать не вполне объективную картину.
В то же время институт пересмотра квот на добычу нефти для 12 стран ОПЕК продолжает действовать эффективно по сей день (график 6). Принятое по окончании каждого заседания изменение или подтверждение количества квот оказывает непосредственное влияние на стоимость нефтяной корзины ОПЕК. Основной вопрос заключается в том, обеспечивают устанавливаемые квоты в первую очередь стабильность на мировом энергетическом рынке в долгосрочной перспективе или же увеличение поступлений в доходную часть бюджета стран-участниц в краткосрочном будущем. Определенные
График 6. Средние значения нефтяной корзины ОПЕК за период 2007-2014 гг., долл. США
Источник: ОПЕК Annual Statistical Bulletin 2013 (дата обращения: 02.2014)
выводы на этот счет можно будет сделать после очередного собрания ОПЕК 11 июня 2014 г.
Энергопотребление в Российской Федерации и сотрудничество с другими странами
Изменения, происходящие в странах ОПЕК, в значительной мере влияют на деятельность российской нефтегазовой промышленности. В последнее время в Российской Федерации спрос на внутреннем рынке углеводородов, а также потребление первичной энергии на душу населения были практически на одном уровне (график 7), и одна из причин данного положения — отсутствие роста населения. Соответственно по мере приближения США к собственной энергетической независимости Азиатско-Тихоокеанского региона (далее — АТР) и ЕС становятся основными рынками экспорта углеводородов как для Российской Федерации, так и ОПЕК.
Для Российской Федерации рентабельность технических работ по бурению новых скважин и увеличению собственной добычи углеводородов, в том числе сланцевых, будет обусловлена гарантией предложения со стороны ЕС и АТР. Так, российская сланцевая нефть сосредоточена в основном в баже-новской, абалакской и фроловской свитах Западной Сибири. Это нефтенасыщенные труднопроницаемые породы, залегающие глубже нефтеносных слоев месторождений традиционных углеводородов (аналог месторождения Баккен в США). В частности, запасы в баженовской свите огромны и сопоставимы по объему со всеми запасами традиционной нефти Западной Сибири. Первая скважина на
данном месторождении была пробурена компанией «Газпромнефть» в конце весны 2013 г. По самым скромным оценкам, сланцевая нефть позволит России поддерживать в будущем текущий уровень добычи в 11 мбд многие десятки лет.
АТР для России представлен как рынок с растущим спросом на энергоносители, в рамках которого выработка механизма интеграции Дальнего Востока в экономику АТР очень актуальна (определение товарных ниш на рынках стран региона, размер иностранных инвестиций из стран АТР в традиционные сырьевые отрасли Российской Федерации). В качестве примера можно привести постепенное формирование единого рыночного пространства России с некоторыми странами АТР, и прежде всего с Китаем, причем по этому направлению были достигнуты договоренности с обеих сторон.
Пока Россия находится в процессе переговоров по экспортной цене природного газа для Китая (очередной этап состоится в конце 2014 г.), можно предположить, что в будущем большая роль будет отведена Транстихоокеанскому партнерству, которое предусматривает режим свободной торговли между 11 странами-участницами и, возможно, станет альтернативой Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (АТЭС). Сегодня один из основных вопросов Транстихоокеанского партнерства заключается в технических ограничениях по наличию экспортных мощностей.
Продолжается работа по созданию проектов, касающихся транспортировки газа через западные трубопроводы (докризисный рост импорта газа из
350 300 250 200 150 100 50 0
Природный газ
Нефть
Уголь
Атомная энергия
I I I I I I I I I I I I —I
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
График 7. Энергопотребление в Российской Федерации, мбнэ
Источник: BP Statistical Review of World Energy June 2013 (дата обращения: 02.2014).
России привел к тому, что 40% необходимого ЕС сырья поставляет одна страна, однако уже после кризиса эта доля сократилась). При этом за последние два года приходится говорить о снижении импорта газа в целом и из России в частности. Потребление газа в ЕС уменьшилось за это время на 60 млрд куб. м или более чем на 10%.
Российская Федерация и ЕС продолжают дискуссию в сфере поставок электроэнергии и газа, регламентирующих права владения и использования газопроводов и электросетей, описанных в Третьем энергетическом пакете. Для обоих участников открываются перспективы формирования единого конкурентного рынка газа и электроэнергии, действующего по единым правилам, однако для этого потребуется гармонизация отношений и правил функционирования и инвестирования в ЕС.
Выводы
Разработанная стратегия развития энергетического сектора в долгосрочной перспективе необходима для каждого государства. Особенно это касается стран—экспортеров энергоресурсов. Сегодня такие традиционные показатели экономической целесообразности, как себестоимость добычи сырья и вид его транспортировки, стали так же важны, как и те конкурентные преимущества в торговле, которыми обладают страны, добывающие нефть и газ. Экспорт энергоресурсов из страны напрямую связан с импортом той продукции, которая ими закупается. Размер экспорта углеводородов из РФ и стран ОПЕК будет определяться как наличием современной ин-
фраструктуры для транспортировки ресурсов, так и геополитической ситуацией в СНГ и на Ближнем и Среднем Востоке соответственно.
Преимущество России и ОПЕК при экспорте углеводородного сырья на рынки стран Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона окажется больше, если их действия будут в большей степени согласованными, а основной целью их политики будет гарантия поставок и транспортировки углеводородов на мировой рынок.
Литература
1. Прогноз развития энергетики мира и России на период до 2040 г. http://ac.gov.ru/files/ publication/a/789.pdf.
2. Сравнение прогнозов развития мировой энергетики МЭА и ОПЕК (A comparison of recent IEA and OPEC outlooks). URL: http://www.ief. org/_resources/files/events/fourth-iea-ief-opec-symposium-on-energy-outlooks/background-paper.pdf.
3. Прогноз BP (BP Energy Outlook). URL: http:// www.bp.com/en/global/corporate/about-bp/ energy-economics/energy-outlook.html.
4. Ежегодные статистические бюллетени ОПЕК, 1999-2013 гг. URL: http://www.opec.org/opec_ web/en/publications/202.htm.
5. Burning Oil to Keep Cool. The Hidden Energy Crisis in Saudi Arabia, Chatham House, 12.2011 p. 11/ URL: http://www.chathamhouse.org/ sites/default/files/public/Research/Energy ,%20 Environment%20and%20Development/1211pr_ lahn_stevens.pdf.