Нефтегазовый комплекс Ирана: состояние и инвестиционная привлекательность Oil and gas complex of Iran: state and investment attractiveness
Кудрин Григорий Михайлович
Студент 1 курса Факультет Политологии СПбГУ
Россия, Санкт-Петербург, ул. Смольного д. 1/3 e-mail: st068642@student. spbu. ru
Kudrin Grigory Mikhailovich
Student 1 term Faculty of Political Science SPbU
Russia, Saint Petersburg, Smolnii Str., 1/3 e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данной статье рассматривается состояние нефтегазового комплекса Ирана, его роль в национальной экономике, оценивается потенциал развития и инвестиционная привлекательность данной отрасли. Автор утверждает, что нефтегазовый комплекс Ирана отличается высокой рентабельностью инвестиционного капитала. Однако инвестиционный потенциал Ирана не может быть реализован полностью в условиях санкционного давления США.
Annotation.
This article discusses the state of the oil and gas complex of Iran, its role in the national economy, the development potential and investment attractiveness of this industry. The author considers that the Iranian oil and gas complex is highly profitable investment capital. However, Iran's investment potential cannot be fully realized if US sanctions continue.
Ключевые слова: Иран, нефтегазовый комплекс Ирана, инвестиционная привлекательность, иностранные инвестиции.
Key words: Iran, Iranian oil and gas complex, investment attractiveness, foreign investment.
Богатство углеводородов Исламской Республики Иран обуславливают высокий потенциал экономического развития и инвестиционную привлекательность страны, искусственно ограничиваемую в результате санкционного прессинга США, выражающегося в дискриминационных торговых мерах. Согласно данным ОПЕК, разведанные запасы нефти Ирана составляют 155,6 млрд. баррелей [11]. По данному показателю Иран уступает лишь Венесуэле, Саудовской Аравии и Канаде. По данным ОПЕК, Исламская Республика располагает запасами разведанного природного газа в 33,9 трлн. м3 [12], занимая второе место в мире по данному показателю после России. Основная часть запасов энергоносителей расположена в юго-западных провинциях страны и на континентальном шельфе Персидского залива, а также на севере в акватории Каспийского моря. Необходимо отметить, что иранская нефть в основном представлена среднесернистыми сортам и делится на две категории: тяжелая (Iran Heavy) и легкая нефть (Iran Light), на которую приходится до 80% добычи [7]. Богатство запасов и высокое качество иранских углеводородов, незначительная глубина залегания и дешевизна их добычи обуславливают гигантский потенциал развития нефтегазового сектора Ирана и высокую рентабельность инвестиционного капитала.
В 2018 г. объемы добычи нефти в Иране составили 3,55 млн. баррелей в сутки [8]. Совокупная добыча по результатам 2018 г. достигла 220,4 млн. тонн. Нефтегазовый комплекс Ирана ориентирован на экспорт энергоносителей. Так, в 2017 г. основная часть добываемой нефти, составившая около 108 млн. т., была экспортирована в Китайскую Народную Республику - 24 %, Индию - 18 %, Республику Корея - 14 %, Турецкую
359
Республику - 9 % и др. [6]. Исламская Республика является крупнейшим экспортером нефти в Китай. Иран является лидером ОПЕК по добычи природного газа: в 2018 г. объемы добычи составили 248,52 млрд. м3. [10]. Большая часть добываемого газа потребляется самим Ираном, чему способствует развитая инфраструктура, позволяющая проводить активную газификацию страны, увеличивая внутренний спрос.
Нефтехимический сектор является ведущей отраслью иранской промышленности, позволяющей обеспечить нефтепродуктами внутренний спрос и нарастить добавленную стоимость сырьевой продукции. Экспорт нефтепродуктов в 2018 г. составил 0,27 млн. баррелей в сутки [9], то есть 12,47 % от совокупного экспорта энергоносителей. Объемы производства нефтепродуктов в 2018 г. равнялись 1,69 млн. баррелей в сутки [13], что составило 47,6 % от объемов добываемой нефти (3,55 млн. баррелей в сутки [8]). Иранская промышленность потребляет почти половину добываемой нефти, что позволяет даже в условиях экономических санкций сохранять высокий уровень экспорта нефтепродуктов. Например, Иран является одним из крупнейших экспортеров битума в мире. Страна экспортировала 2,38 млн. тонн битума на сумму 561 млн. долл. США в течение первых восьми месяцев 2018 года, зарегистрировав рост по стоимости на 16,15 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Развитая нефтехимическая промышленность определяет перспективность развития экономики Ирана в целом, и топливно-энергетического комплекса в частности.
Нефтегазовый комплекс Ирана является структурообразующей отраслью экономики страны и ключевым фактором ее развития. Экспорт энергоносителей обеспечивает 45% доходов государственного бюджета и создает сырьевую базу нефтеперерабатывающей промышленности. Экономика Ирана носит сырьевой характер, что обуславливает ее кризисное состояние в условиях санкционного давления. Но несмотря на экономические санкции, нефтегазовый комплекс Ирана продолжает демонстрировать высокий инвестиционный потенциал, который не может быть полностью реализован в условиях сохранения экономических санкций.
Топливно-энергетический комплекс Ирана является основой государственного сектора экономики. Система управление национализированной в 1951 г. нефтегазовой промышленностью окончательно сложилась после Исламской революции: в 1980 г. Иранская национальная нефтяная компания была преобразована в Министерство нефти Ирана, государственный орган исполнительной власти, в компетенцию которого входят реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сферах нефтегазовой и нефтехимической промышленности. Реализация решений Министерства нефти осуществляется через отраслевые государственные компании:
- Национальную иранскую нефтяную компанию, отвечающую за геологоразведочные и геофизические работы, разработку и эксплуатацию нефтяных месторождений, транспортировку сырой нефти (NIOC — National Iranian Oil Company);
- Национальную иранскую газовую компанию, отвечающую за добычу, переработку и транспортировку природного газа (NIGC — National Iranian Gas Company);
- Национальную иранскую нефтеперерабатывающую и распределительную компанию, в компетенции которой находится обеспеченье сырьем нефтехимической промышленности и нефтепереработка (NIORDC — National Iranian Oil Refining and Distribution Company);
- Национальную нефтехимическую компанию, управляющую нефтехимической промышленностью (NPC — National Petrochemical Company).
Для оценки финансового обеспечения нефтегазового комплекса Ирана, с точки зрения внутренних инвестиций, следует отметить факторы, которые связаны с уникальными аспектами исламской банковской системы. Банковская модель Ирана как исламского государства определяется комплексом религиозных
предписаний. В соответствии Корану и его интерпретации современными духовными лидерами Ирана, человек не может являться собственником, имеющим рыночную стоимость и общественную ценность ресурсов (например, углеводородов), которые не должны использоваться в спекулятивных целях. В связи с этим исламские банковские организации вынуждены отказаться от ссудного процента. Ресурсы, дарованные человеку Богом, должны использоваться на благо всего общества. Высокие темпы инфляции и кризисное состояние национальной банковской системы наряду с религиозной спецификой финансовой организации обуславливают невозможность привлечения внутренних инвестиций в нефтегазовый комплекс Ирана. Поиск новых источников развития и модернизации нефтегазового комплекса в условиях дефицита внутренних инвестиций создает необходимость привлечения иностранных нефтегазовых компаний.
В настоящих экономических реалиях привлечение иностранных инвестиций становится приоритетным направлением государственной политики. В 2014 г. правительство Ирана представило «новое поколение контрактов», целью которых являлось привлечение инвестиций иностранных нефтегазовых компаний. Иностранные нефтегазовые компании имеют право проводить геологоразведочные работы и заниматься разработкой месторождений по приобретенным у государства сервисным контрактам. Иностранная компания вносит капитал, выступая в роли оператора месторождения и получая вложенные инвестиции с вознаграждением от иранского правительства в объеме, определенном в рамках каждого конкретного контракта.
Духовным лидером Ирана аятоллой Хаменеи была поставлена задача выбора стратегических потребителей и диверсификации вариантов экспорта. Также Хаменеи допустил возможность присутствия частных компаний во внешней торговле энергоносителями [5]. Попытки найти баланс между национальными интересами и интересами иностранных инвесторов демонстрируют стремление Тегерана найти новый источник развития нефтегазовой отрасли, которая способна стать фактором экономической стабилизации и преодоления кризиса.
Экономические санкции США, последовавшие после Исламской революции 1979 г., привели к уходу западных компаний с нефтегазового рынка Ирана. Возращение иностранных нефтегазовых компаний началось в 1990-х гг. Иностранные инвестиции сыграли свою роль в восстановлении добычи нефти Ирана во второй половине 1990-х и первой половине 2000-х гг. С целью сокращения источников финансирования иранской ядерной программы Вашингтоном было принято решение о введении санкций против иранских банков, компаний и физических лиц, связанных с атомной промышленностью и военно-промышленным комплексом. Введенные в 2007 году санкции привели к снижению активности иностранных инвесторов. В 2009-2010 гг. из Ирана ушло большинство западных компаний, а также компании Малайзии и Японии. Освободившуюся на рынке нишу начали занимать российские, китайские и индийские нефтегазовые корпорации, деятельность которых в связи с сохранением санкционного давления также снизилась. «В результате плохого инвестиционного климата и международного политического давления некоторые МНК, включая Rеpsоl, Shеll и ТоМ, вышли из газового сектора Ирана. В ответ на это Иран переключил свое внимание на восточные компании, такие как государственная Индийская нефтяная корпорация, китайская Sinоpеc, а также на российский Газпром. Но их деятельность в стране тоже пошла на спад в связи с санкциями, наложенными на технологии и финансовые операции» [4].
Стратегически важным для Ирана является партнерство с индийскими, китайскими и российскими нефтегазовыми корпорациями. В настоящее время ирано-индийское сотрудничество отмечено реализацией нескольких проектов. Примером может служить строительство крупного нефтехимического завода на средства Индийской нефтяной компании (IOC - Indian Oil Corporation). IOC является самой крупной сырьевой компанией
Индии. Объемы инвестиций составят 3 миллиарда долларов. Со своей стороны, власти Ирана гарантируют, что завод будет иметь доступ к дешевому природному газу месторождения «Южный Парс» в качестве исходного сырья. После ухода из Ирана французской компании Total Китай через Китайскую национальную нефтегазовую компанию (China National Petroleum Corporation) занял ее место, выкупив пакет акций, принадлежавших Total. В 2018 г. в результате российско-иранских переговоров было принято решение о завершении создания транспортной артерии «Север - Юг», позволяющей сократить время и стоимость доставки грузов из Китая и Индии в Европу. В августе 2018 г. была принята и ратифицирована Россией и Ираном Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, благодаря которой прикаспийские страны создали благоприятные условия для эксплуатации природных ресурсов Каспия и развития регионального экономического сотрудничества. Российские нефтегазовые корпорации не участвуют в разработке месторождений углеводородов, однако интенсификация российско-иранского сотрудничества в данной сфере является вопросом времени. Уже сегодня заложен базис экономического сотрудничества, развитие которого в нефтегазовой сфере, как наиболее перспективной, способно укрепить позиции России на рынке энергоносителей и вывести экономику Ирана из сложившегося кризисного состояния. Член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Э.О. Касаев отмечает: «Российско-иранское экономическое партнерство имеет весьма прочный фундамент, на котором усилиями чиновников и предпринимателей обеих стран возводятся толстые стены будущей прибыли. В контексте сегодняшней обстановки на Ближнем и Среднем Востоке консолидация усилий Москвы и Тегерана является важным фактором повышения уровня глобальной энергетической безопасности» [1].
В заключение отметим, что Иран - государство с гигантским потенциалом экономического развития, структурообразующим сектором экономики которого является нефтегазовый комплекс. Однако санкции США, проблемы банковской системы и общее кризисное состояние экономики обуславливают необходимость поиска новых источников экономического роста и модернизации. В данных условиях привлечение иностранных инвестиций становится приоритетным направлением экономической политики Тегерана. Богатство запасов углеводородов, их высокое качество и незначительная глубина залегания, низкая стоимость добычи, развитая инфраструктура определяют высокую рентабельность инвестиционного капитала в нефтегазовом секторе Ирана. Но конкурентоспособность Ирана на инвестиционных рынках нивелируется санкционным давлением со стороны США. Несмотря на сохранения санкционного прессинга, Россия, Индия и Китай интенсифицируют экономическое сотрудничество с Ираном, в том числе и в наиболее перспективной энергетической сфере.
Список используемой литературы:
1. Касаев Э. О. Нефтегаз России: проблемы и перспективы сотрудничества с Ближневосточным регионом // Нефть, Газ и Право. - 2017. - № 3. - С. 39-50.
2. Язданимогадам Ф. Анализ развития топливно-энергетического комплекса Ирана за последние 10 лет // Инновации и инвестиции. - 2019. - №7. - С. 280 - 283.
3. Язданимогадам Ф. Перспективы развития топливно-энергетического комплекса Ирана // Инновации и инвестиции. - 2019. - №8. - С. 215 - 218.
4. Трансформация мировой энергетики: рыночные механизмы и государственная политика / отв. ред. С. В. Жуков. М.: ИМЭМО РАН, 2016. - 230 с.
5. Новый Иран в глобальной нефтяной политике. Нефть России. Информационно-аналитический портал. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://oilru.com/news/403260/ (дата обращения: 05.01.2020).
6. Iran: Country Analysis. EIA. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eia.gov/beta/international/analysis.php?iso=IRN (дата обращения: 05.01.2020).
7. Latest Iranian Crude Oil Specifications. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.nioc-intl.com/EN/CrudeSpec.aspx?AspxAutoDetectCookieSupport=1 (дата обращения: 05.01.2020).
8. OPEC Members crude oil production. [Электронный ресурс] - Режим доступа https://asb.opec.org/index.php/interactive-charts/oil-data-upstream (дата обращения: 05.01.2020).
9. OPEC Members exports of petroleum products. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://asb.opec.org/index.php/interactive-charts/oil-trade (дата обращения: 04.01.2020).
10. OPEC Members marketed production of natural gas. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://asb.opec.org/index.php/interactive-charts/gas-data (дата обращения: 04.01.2020).
11. OPEC Members proven crude oil reserves. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://asb.opec.org/index.php/interactive-charts/oil-data-upstream (дата обращения: 04.01.2020).
12. OPEC Members proven natural gas reserves. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://asb.opec.org/index.php/interactive-charts/gas-data (дата обращения: 04.01.2020).
13. OPEC output of petroleum products. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://asb.opec.org/index.php/interactive-charts/oil-data-downstream (дата обращения: 04.01.2020).