Научная статья на тему 'Сотрудничество Ирана и стран ЮВА: основные проблемы и перспективы'

Сотрудничество Ирана и стран ЮВА: основные проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРАН / ЮВА / СОТРУДНИЧЕСТВО / НЕФТЬ / ГАЗ / ПЕРСПЕКТИВЫ / ПРОБЛЕМЫ / ТРАНСПОРТ / IRAN / SOUTH-EAST ASIA / COOPERATION / OIL / GAS / PROSPECTS / PROBLEMS / TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клюев Иван Николаевич

В статье отмечатеся,что экономическое сотрудничество Ирана и стран ЮВА в последнее время интенсифицировалось. Помимо расширения внешнеторгового оборота между двумя группами стран активно развивается инвестиционное сотрудничество, одним из главных объектов которого является нефтегазовый сектор Ирана ─ страны ЮВА будут принимать участие в разработке иранских углеводородных месторождений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article mentioned that economic co-operation between Iran and countries of South-East Asia in recent years has become more intensive. In addition to wider bilateral trade investment cooperation develops rapidly. One of the main spheres of investment cooperation is oil and gas sector the countries of South-East Asia will take part in development of Iranian hydrocarbon fields.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество Ирана и стран ЮВА: основные проблемы и перспективы»

© Клюев И.Н.

«АЭИ «ПРАЙМ-ТАСС»

СОТРУДНИЧЕСТВО ИРАНА И СТРАН ЮВА: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Сотрудничество между Ираном и странами Юго-Восточной Азии (ЮВА) в последние годы постепенно интенсифицируется. Так за период с 2003 г. 2007 г. (последний год, за который имеются статистические данные) среднегодовой оборот торговли со странами ЮВА составил 4,5 млрд. долл., что составляет около 5% от совокупного среднегодового внешнеторгового оборота Ирана за этот период.

Наиболее крупными внешнеторговыми партнерами Ирана среди стран ЮВА являются Сингапур, Филиппины, Малайзия, Таиланд и Индонезия. При этом основная статья иранского экспорта в Сингапур, на Филиппины, в Малайзию - нефть. При этом в рассматриваемый период объем торговли между Ираном и Сингапуром, а также Ираном и Малайзией увеличился соответственно на 60% и 140% соответственно, а с Филиппинами уменьшился на 50%, а объем торговли с Таиландом и Индонезией - на 144% и 96% соответственно.

Объем внешней торговли Ирана с другими странами ЮВА, такими как Вьетнам, Бруней, Камбоджа, Лаос, Мьянма и Восточный Тимор достаточно мал или практически стремится к нулю.

Торговый оборот Ирана со странами ЮВА за рассматриваемый период в среднем вырос на 60%, в то время как общий внешнеторговый оборот Ирана вырос на 230%\ Это говорит о том, что ориентация Ирана на сотрудничество со странами ЮВА, не является приоритетным для Ирана, и в настоящее время страны ЮВА не являются его основными внешнеэкономическими партнерами.

Причиной этого является тот факт, что страны ЮВА не могут предложить Ирану ни значительного объема инвестиций, ни технологий, которые существенно отличались бы от тех, которые Иран уже получает от своих основных внешнеторговых партнеров.

В то же время необходимо отметить, что между Ираном и странами ЮВА постепенно усиливается сотрудничество в инвестиционной сфере. За последние годы между Ираном и странами Юго-Восточной Азии было заключено несколько соглашений, предполагающих инвестиционное сотрудничество. Одним из наиболее крупных соглашений стал, заключенный между Ираном и Малайзией в декабре 2007 г. контракт на разработку двух крупных месторождений природного газа на юге Ирана - Гольшан (Golshan) и Фердоус (Ferdous) и строительство комплекса по переработке получаемого газа. Контракт с правом выкупа (Buy-Back), рассчитанный на 25 лет, был заключен между иранской Pars

Oil and Gas Company (POGC, дочерняя структура National Iranian Oil

Company, NIOC) и малазийской SKS Ventures, а его объем составил

16 млрд. долл., из которых инвестиции малазийской компании составят 5-6 млрд. долл. В качестве прибыли, по условиям соглашения, SKS Ventures в течение обозначенного срока, должна будет получить половину из производимых 20 млн. тонн сжиженного раза.3

В рамках другого, не столь крупного соглашения, Иран в лице Iranian Offshore Oil Company (IOOC - дочерняя структура NIOC) и малазийская Amona, договорились разрабатывать шельфовое месторождение Ресалят (Resalat), находящееся в 90 км от острова Лаван (Lavan) в Персидском Заливе. Стоимость этого 3-летнего Buy-Back контракта составила 1,5 млрд. долл.4

Средства в развитие нефтегазовой отрасли Ирана вкладывает и Индонезия. Так в ноябре 2007 г. Иран и Индонезия подписали соглашение о создании совместного предприятия для строительства на паритетных началах газоперерабатывающего комплекса стоимость 700 млн. долл., часть продукции которого будет поставляться в Индонезию.5 Кроме того индонезийская компания Pertamina планирует заключить с иранской Iranian Offshore Engineering and Construction 25-летний BuyBack контракт о разработке нефтяного месторождения Лале (Laleh).6 Подобный контракт объемом 115 млн. долл. на разработку месторождения Дана (Dana) иранская сторона заключила в марте 2008 г. с вьетнамской компанией Petrovietnam.7 Помимо этого, Индонезия в феврале 2008 г. подписала предварительное соглашение о строительстве завода по производству сжиженного газа в морском порту иранского города Бандар-Аббас.

Таким образом, мы видим, что наиболее крупным инвестором в нефтегазовый сектор Ирана является Малайзия, объем инвестиций которой в рассматриваемый период значительно больше аналогичного показателя Индонезии, занимающей второе место по объему инвестиций в Иран среди стран ЮВА. При этом развитие инвестиционного сотрудничества Ирана со странами ЮВА тормозится несовершенством иранского экономического законодательства, которое существенно ограничивает приток иностранных инвестиций как в экономику в целом, так и в нефтегазовый сектор в частности.

Основным законом, препятствующим притоку иностранных инвестиций, является иранская конституция. Согласно статье 44 конституции Ирана, системообразующие отрасли экономики, к которым, несомненно, относятся разведка, добыча и экспорт нефти и газа, должны находиться в государственной собственности. Помимо этого статья 153 конституции прямо запрещает установление любых форм иностранного контроля над природными ресурсами и экономикой Ирана.9 Эти две статьи фактически лишают иностранные компании возможности входа в нефтегазовый сектор, что, соответственно, оказывает тормозящее воздействие на приток в него иностранных инвестиции.

Для того чтобы избежать этих запретов и допустить иностранные инвестиции в нефтегазовый сектор, в Иране были введены особые механизмы допуска иностранных инвестиций. До принятия закона «О привлечении и защите иностранных инвестиций» (Foreign Investment Promotion and Protection Act, FIPPA) летом 2002 г. этими механизмами были контракты с правом выкупа (Buy-Back) и соглашения Finance. По условиям контрактов Buy-Back, иностранный инвестор может получить в качестве вознаграждения продукты, произведенные при использовании его инвестиций. Также он может возместить свой капитал в рамках системы фиксированного участия в прибылях. Норма прибыли при этом обычно устанавливается на уровне 15-20% и иностранный инвестор не может ее увеличить. Суть соглашений Finance, в свою очередь, заключается в том, что инвестор сначала финансирует проект, а после ввода финансируемого объекта в эксплуатацию иранская сторона возмещает инвестору его инвестиции и выплачивает заранее определенный в контракте процент прибыли, который также невозможно повысить. 10

После принятия FIPPA к двум уже существующим механизмам допуска иностранных инвестиций был добавлен механизм Build-Operate-Transfer (BOT), суть которого состоит в том, что возврат капитала и прибыли иностранному инвестору обеспечивается рентабельностью объекта инвестиций. При этом иностранный инвестор сохраняет права собственности на инвестированный капитал (в том числе, и в виде готового объекта) до момента его полной амортизации.11 Помимо этого FIPPA гарантировал иностранным инвесторам защиту их инвестиций со стороны государства, равные права с местными инвесторами, более простые в ряде случаев условия получения лицензий и т.д.

Однако, несмотря на внешне довольно либеральный характер этого закона, стабильного увеличения притока иностранных инвестиций в Иран или роста числа международных инвесторов, вкладывающих средства в нефтегазовый сектор, после принятия FIPPA не произошло. Это касается инвесторов как из стран - основных внешнеэкономических партнеров Ирана, так и из стран Юго-Восточной Азии. Это связано с тем, что принятие FIPPA не привело к сколько-нибудь значительному изменению в законодательстве и не решило существующих проблем. Иностранные инвесторы в настоящее время не стремятся повышать эффективность своих проектов, поскольку получить прибыль сверх той, что указана в контракте Buy-Back или Finance невозможно. В то же время, реализация механизма Build-Operate-Transfer затруднена отсутстви-

12

ем разработанной системы правоприменения этого закона. При этом, учитывая несовершенство статистической службы Ирана и возможные неточности в оценке запасов углеводородов, иностранные инвесторы при использовании текущих механизмов, берут на себя необеспеченный и достаточно высокий риск при разработке иранских нефтегазовых месторождений.

Международные инвесторы, и в частности инвесторы из стран ЮВА, по-прежнему не могут совершать в Иране сделки на условиях раздела продукции или концессии, поскольку в иранских законодательных актах механизм таких сделок для иностранных инвесторов не прописан. Иранское законодательство также ограничивает вывоз прибыли через банки, ссылаясь на необходимость строгого соответствия источников прибыли определенным исламским нормам. Для филиалов иностранных компаний не разрешается самостоятельная производственная деятельность на территории Ирана. Кроме того, FIPPA устанавливает также, что доля иностранного капитала в каждом секторе иранской экономики не должна превышать 25%, а в конкретной отрасли промышленности - 35%, при этом сами понятия секторов и отраслей в акте не прописаны.

Меры, принятые иранским руководством, явно недостаточны для того, чтобы изменить инвестиционный режим, существенно ограничивающее приток иностранного капитала как в иранский нефтегазовый сектор, так и в экономику Ирана в целом. Однако несмотря на законодательные ограничения иранская экономика остается привлекательной для инвесторов из стран ЮВА, особенно с учетом перспектив развития Ирана в период после ввода в строй ключевых объектов нефтегазовой промышленности, что может существенно улучшить экономическое положение в этой стране. Г оворя о планах сотрудничества в различных секторах экономики, следует отметить, что в частности индонезийская телекоммуникационная компания PT Telkom планирует приобрести 20% акций иранского телефонного оператора - Iran Telecom, который является монополистом на иранском рынке фиксированной связи и наиболее крупным оператором мобильной связи в Иране. Предполагается, что

13

сумма сделки составит более 100 млн. долл.

Малайзия, помимо уже существующих соглашений, также планирует заключить контракты на строительство завода по производству сжиженного природного газа в Иране, а также создание транспортной компании, которая будет заниматься перевозкой сжиженного природного газа из Ирана в Малайзию. Соглашения об этом были подписаны в конце 2008 г. Общий объем инвестиций малазийской стороны в рамках

14

этих проектов может составить до 9 млрд. долл.

Помимо этого малазийская компания Proton, занимающаяся производством автомобилей, планирует начать выпуск автомобилей марки Gen-2 в Иране. Соглашение об этом было также подписано в декабре 2008 г. Предполагается что в течение 5 лет будет произведено более 50 тыс. автомобилей этой марки в Иране.15 Планировалось, что выпуск первых автомобилей состоится в марте 2009 г. однако на момент написания статьи информации об этом не появилось.

В то же время стоит отметить, что Иран является не только импортером капитала, но и его экспортером. В частности в декабре 2008 г.

Иран подписал с Малайзией соглашение о строительстве нефтеперерабатывающего завода в штате Тренггану в Малайзии. Предполагается, что совместные инвестиции в проект составят около 6 млрд. долл., а срок строительства составит 5 лет.16

Также в марте 2008 г. было подписано соглашение о долевом участии Ирана в строительстве в Индонезии НПЗ стоимостью 1 млрд. долл.

17

Это будет крупный нефтеперерабатывающий комплекс в индонезийской провинции Бантен в западной части острова Ява мощностью 14,94 млн. тонн в год. Иран будет поставлять для него до 7,47 млн. тонн сырой нефти в год. Также Иран совместно с Малайзией и Венесуэлой участвует в строительстве нефтеперерабатывающего комплекса в Сирии. Соглашение на сумму 2,6 млрд. долл., предусматривающее строительство в окрестностях г. Хомс НПЗ мощностью 6,97 млн. тонн в год

18

было подписано тремя странами в октябре 2007 г. Помимо этого Иран инвестировал 125 млн. долл. в покупку компании по производству полиэтилена в Филиппинах, и планирует .19

Говоря о сотрудничестве в финансовой сфере следует отметить, что в декабре 2008 г. Иран подписал с Индонезией меморандум о сотрудничестве, в рамках которого предполагается, что иранские предпри-

20

ятия будут выходить на индонезийский фондовый рынок. Также в апреле 2009 г. иранский Export Development Bank и вьетнамский Vietnamese Vietin Bank подписали соглашение о финансировании строительства

электростанции во Вьетнаме мощностью 48 Мвт. Сумма сделки не раз-

21

глашается. Также весной 2009 г. был принят закон, устанавливающий нормативы, которые необходимо соблюдать иностранным банкам для

ведения деятельности в Иране, что фактически разрешило иностранным

22

банкам вести операционную деятельность в Иране.

Также развивается сотрудничество между Ираном и странами ЮВА в сфере транспорта. Так в марте 2009 г. иранская авиакомпания

23

Mahan Air начала прямые перелеты между Тегераном и Джакартой. До этого Mahan Air уже начала осуществлять прямые перелеты из Тегерана в Бангкок.

Таким образом мы видим, что несмотря на существующие проблемы сотрудничество между Ираном и странами ЮВА носит довольно разносторонний характер, оно постепенно расширяется и выходит за пределы традиционной сферы - нефтегазовой промышленности, охватывая на сегодняшний день, в частности, телекоммуникационную сферу автосборочное производство, нефтехимию, транспорт и финансы.

Постепенная, пусть и не всегда приводящая к желаемым результатам, либерализация иранского законодательства увеличивает привлекательность экономики Ирана и как объекта инвестиционной экспансии компаний из стран Юго-Восточной Азии.

1 По базе данных UN Comtrade // URL: http://comtrade.un.org/db/ (дата обращения: 23.03.2009).

2 Malaysia to Invest $14bln in Iran's Gas Fields // Fars News Agency

02.12.2008. URL: http://english.farsnews.com/newstext.php?nn=8709121248 (дата обращения: 20.04.2009).

3 Iran, Malaysia sign $16 billion gas deal // Islamic Republic News Agency

26.12.2007. URL: http://www.payvand.com/news/07/dec/1249.html (дата обращения: 15.04.2009).

4 Iran, Malaysia sign $1.5B oil deal // Payvand News 15.06.2008. URL: http://www.payvand.com/news/08/jun/1128.html.

5 Iran, Indonesia Seeking to Boost Bilateral Ties // Fars News Agency

15.05.2008. URL: http://english.farsnews.com/newstext.php?nn=8702260496 (дата обращения: 10.04.2009).

6 Indonesia Invests in Development of Iranian Oil Block // Fars News Agency 10.08.2008. URL:

http://english.farsnews.com/newstext.php?nn=8705200952 (дата обращения: 28.03.2009).

7 Iran, Vietnam sign $115 mln oil field deal // Reuters 12.03.2008. URL: http://www.reuters.com/article/worldNews/idMICRRFRE51P6Z120906

8 Иран и Индонезия подписали 5 соглашений о сотрудничестве, в том числе о строительстве НПЗ мощностью 300 тыс баррелей в сутки // ПРАЙМ-ТАСС 12.03.2008. URL: http://prime-

tass.ru/news/all.aspx/i22DD0F55-F3FF-450B-8D2B-1BD6F955B510l.uif (дата обращения: 02.03.2009).

9 Веб-сайт Embassy of the Islamic Republw of Iran, Ottawa, Canada //

URL: http://www.salamiran.org/IranInfo/State/Constitution/

(дата обращения: 01.04.2009).

10 The Impact of Energy Sanctions on Iran's Petroleum Sector // Alexander's Gas & Oil Connections. News & Trends. Volume 9. Issue №5. 10.03.2004

11 Веб-сайт Iran Chamber of Commerce, Industries and Mines // URL: http://en.iccim.ir/index.php?option=com content&task=view&id=105&Itemi d= 108 (дата обращения: 25.03.2009).

12 Веб-сайт ООО «ПОЛПРЕД Справочники» // URL: http://www.iran.polpred.ru/index.php/show id=iran%sdf%ewjfg%sjf (дата обращения: 05.08.2008).

13 Indonesian Company Plans to Buy Stake in Iran Telecom // Fars News Agency 17.01.2009. URL:

http://english.farsnews.com/newstext.php?nn=8710281670 (дата обращения: 08.04.2009).

14 Malaysia to Invest $14bln in Iran's Gas Fields // Fars News Agency

02.12.2008. URL: http://english.farsnews.com/newstext.php?nn=8709121248 (дата обращения: 12.04.2009).

15 Malaysia's Proton to Expand Market in Iran // Fars News Agency

27.12.2008. URL: http://www.payvand.com/news/08/dec/1291 .html (дата обращения: 18.03.2009).

16 Iran to Build Refinery Complex in Malaysia // Fars News Agency

10.12.2008. URL: http://english.farsnews.com/newstext.php?nn=8709201544 (дата обращения: 22.02.2009).

17 Иран и Индонезия подписали 5 соглашений о сотрудничестве, в том числе о строительстве НПЗ мощностью 300 тыс баррелей в сутки // ПРАЙМ-ТАСС 12.03.2008. URL: http://prime-

tass.ru/news/all.aspx/i22DD0F55-F3FF-450B-8D2B-1BD6F955B510l.uif (дата обращения: 02.03.2009).

18 Иран, Венесуэла и Малайзия построят в Сирии нефтеперерабатывающий завод мощностью 140 тыс баррелей в сутки // ИТАР-ТАСС

31.10.2007. URL: http://itar-tass.ru/news/all.aspx/i22DD0F55-F3BB-328B-8D2B-1BD6F910B500|.uif (дата обращения: 22.03.2009).

19 Iran invests $125m in Philippines // Islamic Republic News Agency

05.02.2008. URL: http://www.presstv.ir/detail.aspx?id=41749 (дата обращения: 15.03.2009); Iran buys polyethylene plant in Philippines // Mehr News Agency 23.11.2007. URL: http://www.payvand.com/news/07/nov/1217.html (дата обращения: 17.04.2009).

20 Indonesia, Iran to Develop Capital Markets // Iran-daily 30.01.2008. URL: http://www.iran-daily.com/1386/3051/html/economy.htm (дата обращения: 15.04.2009).; Iran to Place Shares in Indonesian Stock Exchange // Fars News Agency 04.12.2008. URL:

http://english.farsnews.com/newstext.php?nn=8709141096 (дата обращения: 06.04.2009).

21 Iran, Vietnam Banks Sign Deal // Fars News Agency 03.05.2009. URL: http://english.farsnews.com/newstext.php?nn=8802130573

(дата обращения: 02.04.2009).

22 Iran Opens Doors to Foreign Banks // Fars News Agency 20.04.2009. URL: http://english.farsnews.com/newstext.php?nn=8801310656 (дата обращения: 06.04.2009).

23 Веб-сайт организации Developing-8 // URL:

http://www.developing8.org/2009/04/10/irans-mahan-air-expands-route-to-jakarta-indonesia (дата обращения: 15.04.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.